Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" 11 класс
Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения. К тем письменным работам, больше других соответствующей контрольным функциям итогового сочинения и экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 города Вязьмы Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей __________________________ _________________________ Руководитель МО __________/_______________ Протокол №_______ от «___» __________201 г |
Согласовано Заместитель директора по УВР _______ Н.В.Щелкунова «___» ___________201 г | Утверждено приказом директора МБОУ СШ №2 №___________ от «___» __________201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Теория и практика написания сочинений разных жанров
ДЛЯ 11 КЛАССА
Среднее общее образование
Учитель Казилина Карина Юрьевна
Пояснительная записка
Элективный курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.
Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения. К тем письменным работам, больше других соответствующей контрольным функциям итогового сочинения и экзамена.
В результате изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинения» выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздел «Развитие связной речи учащихся».
Цели курса
-Подготовка учащихся к ЕГЭ и итоговому сочинению.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.
Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуально.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Вид занятия | Коли чество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Раздел 1.Ввведение. | ||||||
1 | Особенности выпускного сочинения в 2016 году | Урок формирования новых знаний | 1 | |||
Раздел 2. Теория и практика написания эссе. | ||||||
2 | Структура, план, признаки эссе. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание литературно-критического эссе | ||
3 | Классификация эссе | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание личностного эссе в форме письма | ||
4 | Требования к написанию выпускного эссе. | Урок формирования новых знаний | 1 | Подбор художественного материала к тематическим направлениям | ||
5 | Критерии оценивания эссе | Урок формирования новых знаний | 1 | Подбор художественного материала к тематическим направлениям | ||
6-7 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Опыт и ошибки» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | ||
8-10 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Разум и чувства» | Практикум | 3 | Аргументация по тематическому направлению | ||
11-13 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Честь и бесчестье» | Практикум | 3 | Аргументация по тематическому направлению | ||
14-15 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Победа и поражения» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | ||
16-17 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Дружба и вражда» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | ||
Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения | ||||||
18-19 | Особенности написания сочинения-рассуждения. Тезис. Проблема. Аргументы. | Практикум | 2 | Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста. | ||
20 | Варианты вступительной части. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание вступительной части | ||
21 | Схема основной части сочинения-рассуждения. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание основной части | ||
22 | Варианты заключительной части. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание заключительной части | ||
23-24 | Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. | Комбинирован ный урок | 2 | Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения. | ||
25-26 | Аргументация собственного мнения | Практикум | 2 | Подбор тематических аргументов | ||
27 | Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | Комбинирован ный урок | 1 | Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | ||
28 | Понимание и интерпретация содержания исходного текста. | Практикум | 1 | Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года. | ||
29-33 | Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения. | Практикум | 4 | Контрольная работа. | ||
34 | Анализ сочинения | Практикум | 1 | Оценивание своего сочинения-рассуждения. |
Список литературы
1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 2008 с.
3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
4. ФИПИ, Рекомендации.
Материал для практикумов
Задание № 1.
(1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт.
Какое предложение должно быть первым?
1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений.
2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований.
3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа.
4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи.
Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?
1) Следовательно,
2) Тем не менее
3) Между тем
4) Дело в том, что
Задание № 2.
(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и принимала специальные резолюции.
(З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно.
Какое предложение должно быть первым?
1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает.
2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов.
3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе.
4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты.
Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?
1) Следовательно, 2) Однако
3) Иными словами, 4) Кроме того
Задание № 3
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)
После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?
1) 8 2) 2 3) 13 4) 26
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?
1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение
Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1) 1 2) 12 3) 13 4) 24
Задание № 4.
Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»
Список терминов:
1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония
4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы
7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм
Задание № 5
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.
(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
(По В. Пекелису)
Какое суждение противоречит позиции автора текста?
1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.
2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.
3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.
4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью.
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование
Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)?
1) проницательный, вдумчивый
2) сообразительный, догадливый
3) абстрактный, отвлечённый
4) рассудительный, благоразумный
Задание № 6
Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»
Список терминов:
1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение
4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция
8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание