Элективный курс "Многоаспектный анализ текста"

Казилина Карина Юрьевна

Целью данного курса является формиро­вание коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах ее проявле­ния. В процессе многоаспектной работы с тек­стом решаются задачи, связанные с основны­ми видами речевой деятельности, совершен­ствуются орфографические и пунктуацион­ные навыки учащихся, что позволяет стар­шеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_mnogoaspektnyy_analiz_teksta.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 города Вязьмы Смоленской области

Рассмотрено

на заседании МО  учителей

__________________________

_________________________

Руководитель МО

__________/_______________

Протокол №_______

от «___» __________201 г

   

Согласовано

 Заместитель

 директора по УВР

_______ Н.В.Щелкунова 

 «___» ___________201 г

Утверждено

приказом директора

МБОУ СШ №2

№___________

от «___» __________201 г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ДЛЯ   1О КЛАССА

МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛТЗ ТЕКСТА

Среднее общее образование

               

                                                                               

                                          Учитель Казилина Карина Юрьевна

Пояснительная записка

          В связи с тем, что на первое место в преподавании русского языка в школе выходит коммуникативная компетентность, при этом учащиеся должны совершенствовать свои практические умения и навыки (речеведческие, орфографические, пунктуационные), а также навыки учебной деятельности (выделять главное, планировать и контролировать свою работу, например, с помощью словарей и справочной литературы), возникает необходимость многоаспектной (комплексной) работы с текстом. Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).

    Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер.

   Особое внимание обращается на уроки-семинары, потому что эта форма имеет весомое значение в системе непрерывного образования «школа-вуз».

   Данный элективный курс рассчитан на 34 ч и направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения.

   Целью данного курса является формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах ее проявления. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).

  Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:

  • умение проводить многоаспектный анализ текста: определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); определять стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
  • умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
  • умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);
  • совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
  • создавать свой текст (в устной или письменной форме);
  • писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.
  • отслеживать результаты работы в форме защиты проектов индивидуальных (комплексный анализ текста) или групповых (анализ текста по различным направлениям).

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Количество часов

Вид занятий

1

Текст - результат речевой деятельности

2

Лекция с элементами беседы. Подготовка к урокам-семинарам, урокам-практикумам

2

Слово в словаре и слово в тексте

2

Практикум

3

От текста к постижению авторского замысла

2.

Уроки-исследования

4  

Средства художественной

выразительности

и их роль в тексте

3

Уроки-семинары

5

Стилистические возможности языковых средств

2

Уроки-исследования

6

Понимание текста -процесс творческий

2

Творческая мастерская

7

Диалог с текстом

3

Уроки-семинары

8

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

1

Урок-декламация художественного

слова

9

Комплексный анализ текста

7

Практикум

10

Рецензия

1

Семинар

11

Создание собственного текста в устной или письменной форме

2

Творческая мастерская

12

Редактирование. Взаиморецензирование текстов

2

Уроки-дискуссии

13

Работа над проектами

2

Творческая мастерская

14

Защита проектов

3

Зачет

Содержание курса

     Изучение темы «Текст - результат речевой деятельности» (1) позволяет показать речевую, коммуникативную направленность курса. Повторение речеведческой теории.

     Текст как интегративная единица. Связность текста, его целостность, актуальное чтение.

     В процессе анализа текста обращение к словарям способствует развитию чувства языка, так как дает возможность увидеть слово в «динамике преобразования» его значений, почувствовать, как это преобразование происходит под влиянием контекста, как часто в художественном тексте одно значение, как бы накладываясь на другое, придает слову особую выразительность. И читатель, наделенный чувством языка, языковой интуицией, испытывает подлинное эстетическое наслаждение, ощущая жизнь слова, его смысловую гибкость, глубину, то, благодаря чему рождается образ. Эту жизнь слова школьник увидит, когда будет выполнять задания, направленные на сопоставление информации о слове, получаемой из словаря, и наблюдений над словом в тексте. Именно на это направлена тема «Слово в словаре и слово в тексте» (2).

Уроки-исследования «От текста к постижению авторского замысла» (3) помогают определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста дает возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое. Ответ на проблемный вопрос «Как автор сумел раскрыть эту идею?» неизменно выведет на определение типа и стиля речи, а это, в свою очередь, на композицию предложенного текста.

После того как мы установили, к какому стилю, жанру, типу речи относится текст, можно приступать к анализу средств художественной выразительности (фонетических, лексических, синтаксических) и определению их роли (4). В тексте ученик ищет языковые средства образной конкретизации и эмоциональной выразительности, оценки.

Стилистические возможности языковых средств (5) должны опираться на ведущие стилевые черты, жанровые особенности или специфику построения. Только в этом случае можно говорить об осознанном понимании текста как процесса творческого (6). Учащиеся целенаправленно работают над текстом, знают, что должны найти и увидеть в нем. Только понятийно-направленный анализ дает возможность диалога с текстом (7).

Комплексный анализ текста (9) всегда начинается с выразительного прочтения текста (8) - это необходимое условие, ибо правильно звучащие слово (логическое ударение, пауза, темп, интонация и т.д.) есть залог должного понимания текста.

Собственно многоаспектный анализ текста включает в себя:

  • определение темы, основной смысл;
  • выделение микротемы;
  • средства связи между частями текста;
  • определение типа речи, стиля, жанра;
  • использование средств художественной выразительности (лексических, фонетических, синтаксических, стилистических);
  • лексико-фразеологические особенности текста;
  • особенности построения текста (его композиция);
  • впечатление от данного текста.

В связи с новыми формами сдачи экзамена по русскому языку необходимо делать рецензию (10), или отзыв, на предложенный текст. Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии.       Условно выделяют такие виды рецензии:

  • небольшая критическая или публицистическая статья;
  • эссе;
  • развернутая аннотация;
  • авторецензия.

Разбираются рецензии писателей, критиков, литературоведов, свои собственные (по выбору).

Созданию собственного текста как в устной, так и письменной форме (11) предшествует процесс оформления мысли в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, она формируется и формулируется, а лишь затем обретает словесные образы.

Важным этапом при создании собственного текста является редактирование текста (12). При вдумчивом прочтении или прослушивании это позволяет внести корректировки. Удалось ли достичь смыслового и стилевого единства, не распался ли текст на отдельные фрагменты? Нет ли неясностей, навязчивых повторов, случайных слов.

Завершая элективный курс, учащиеся должны создать и защитить проектную работу (13, 14) (создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение комплексного анализа текста, написание рецензии на предложенный текст).

Методические рекомендации.

Урок 1-2. Текст - результат речевой деятельности.

1. Повторение основных ключевых понятий (текст, тема, основная мысль, микротема, абзац, ключевые слова, цепная и параллельная.

2.Материалы для лекции (РЯШ. 2004 №1, с. 25-30)

3. Работа с текстом Ю.М. Нагибина «Москвич Пушкин». (Отработка основных ключевых понятий, подготовка к урокам-практикумам).

Урок 3-4. Слово в словаре и слово в тексте.

  1. Речетворческий тренинг (РЯШ. - 2004. -№ 6. - С. 9-10).
  2. Работа со словарями:

-        Тресиддер Дж. Словарь символов,

-        Славянская мифология: Энциклопедический словарь,

-        Словарь русского языка,

-        Фразеологический словарь русского языка.

  1. Работа по сопоставлению нескольких вариантов авторского текста (чернового и окончательного), провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мыслями, жанром произведения. (Работа может быть выполнена, например, на материале стихотворений: «Вновь я посетил...», «На холмах Грузии...», «Элегия» А.С. Пушкина.)
  2. Сопоставление текстов, близких по теме, жанру, двух авторов с целью выявления особенностей индивидуального авторского стиля (тексты «Пророк» Пушкина, Лермонтова, Некрасова; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина и «Памятник» Державина, Ломоносова; отрывок из шестой главы романа «Евгений Онегин» Пушкина и стихотворение Лермонтова « Благодарность »).

Урок 5-6. От текста к постижению авторского замысла.

  1. Работа с текстом (упр. 63, учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  2. Интерпретация поэтического текста С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...».

Урок 7-9. Средства художественной выразительности и их роль в тексте.

  1. Работа с памяткой на с. 57 (Учебник-практикум Л.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  2. Упр. 56 (отрывок Ф.А. Абрамова «Наедине с природой», там же).

Интерпретация поэтического текста. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая» (по плану семинарского занятия).

  1. Работа с упр. 397, 398, 399 (Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Лексика).
  2. Словообразование. Морфология. Индивидуальные задания по упражнениям были заранее объявлены.
  3. Лингвопоэтический анализ стихотворения С.Я. Надсона «Певец» (РЯШ.- 2002. -№ 26. - С. 51) (по плану семинарского занятия).

Урок 10-11. Стилистические возможности языковых средств.

  1. Работа с ключевыми понятиями (поэтический синтаксис, риторические вопросы, обращения, восклицания, повторы, антитеза, анафора, перифраза и др.).
  2. Упр. 50 (учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  3. Работа с произведениями А.С. Пушкина (найти слова, имеющие стилистическую окраску: высок., книжн., разг., прост, и др.). Объяснение их значения и роли в тексте.
  4. Элементы разговорного стиля в произведениях (например, А.С. Пушкина «Бесы», «Дорожные жалобы», «Любопытный», «Румяный критик мой» и др.).
  5. Стиль языка Достоевского (РЯШ. - 1996. -№ 4. - С. 66).

Урок 12-13. Понимание текста - процесс творческий. Создание проблемной ситуации.

  1. Как вы понимаете слова А.А. Потебни: «Понимание есть повторение процесса творческого в измененном порядке»?
  2. Работа в творческих группах (упр. 43, 45, 48 - учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  3. Работа по карточкам (РЯШ. - 1996. -№ 4. - С. 37- 42).

Урок 14-16. Диалоги с текстом (планы семинарских занятий известны заранее).

Урок 14. Диалог с текстом И.А. Гончарова «Обломов» (РЯШ. - 1997. - № 3. - С. 59).

Урок 15. Диалог с текстом Ф.И. Тютчева «Я встретил вас...» (комплексный анализ художественного текста. Белгород, 2002, составитель - О.А. Павлова).

Урок 16. Диалог с текстом Д.С. Мамина-Сибиряка («Приваловские миллионы»).

Урок 17. Чтение заранее подготовленных текстов учителем и учащимися (прозаических и поэтических, разных по жанру, стилю).

Урок 18-24. Комплексный анализ текста.

Урок 18. А.А. Фет. «Теперь» (РЯШ.- 2002.-№6. -С. 60-66).

Урок 19. А.А. Вознесенский. «Живите не в пространстве, а во времени...» (РЯШ. - 1999. -№ 5. - С. 35-39).

Урок 20. М.Ю. Лермонтов. «Прощай, немытая Россия» (РЯШ.- 2001.- № 1.- С. 43-46).

Урок 21. Лирические миниатюры В.П. Астафьева («Затеей») (РЯШ. - 2004. - № 2. -С. 60-63).

Урок 22. Текст Д.А. Гранина (ЕГЭ. Русский язык 2003/04.-С. 196).

Урок 23. Текст В.А. Солоухина (там же. -С. 203-204).

Урок 24. Текст К.Г. Паустовского ( там же, С. 188-189).

Урок 25. Рецензия.

1.        Повторение плана рецензии.

2.        Работа с готовой рецензией по вопро-
сам семинара:

а)        к какому виду относится предложенная
рецензия;

б)        какую оценку дает автор рецензии тексту;

в)        как обосновывает свою оценку;

г)        какие приемы анализа текста исполь-
зует рецензент;

д)        как рассказывает о своих впечатлениях;

е)        ваше мнение о рецензии.

Урок 26-27. Создание собственного текста в устной или письменной форме.

  1. Работа по с. 81-90 (учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  2. Работа в группах по созданию собственного текста.

Урок 28-29. Редактирование. Взаиморедактирование текста.

Урок 30-31. Работа под проектами.

Учащиеся по желанию выбирают работу:

  1. Создание собственного текста по оговоренным условиям (тема, тип, стиль, жанр, композиция, наличие языковых средств);
  2. Выполнение многоаспектного анализа текста (текст предлагается готовый);
  3. Написание рецензии на предложенный текст.

Работы могут быть индивидуальными или групповыми.

Урок 32-34. Защита проектов.

Проекты оформляются по усмотрению учащихся: письменно, устно, с привлечением наглядности.

Учебно-методическая литература

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
  2. Горшков AM. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл. - М., 2000.
  3. Дейкина А.Д., Пахнова Г.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2002.
  4. Комплексный анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы (дидактические материалы). - Б., 2002.
  5. Лосева Л.М. Как строить текст. - М.,1980.
  6. Солгаиик Г.Я. От слова к тексту. - М.,1991.
  7. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М.,1587.
  8. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. - М.,1995.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Количество часов

Вид занятий

1

Текст - результат речевой деятельности

0,25

Лекция с элементами беседы.

2

От текста к постижению авторского замысла

0,25

Урок-исследование

3  

Средства художественной

выразительности

и их роль в тексте

0,25

Практикум

4

Стилистические возможности языковых средств

0.25

Урок-исследование

5

Комплексный анализ текста

0,25

Практикум

6

Рецензия

0,25

Практикум

7

Создание собственного текста в устной или письменной форме.Редактирование

0,25

Творческая мастерская

8

Защита проектов

0,25

Зачет