Элективный курс "Абсолютная грамотность" 9 класс
Элективный курс для учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_russkomu_yazyku_9.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 города Вязьмы Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей __________________________ _________________________ Руководитель МО __________/_______________ Протокол №_______ от «___» __________2016г |
Согласовано Заместитель директора по УВР _______ Н.В.Щелкунова «___» ___________2016 г | Утверждено приказом директора МБОУ СШ №2 №___________ от «___» __________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Абсолютная грамотность
ДЛЯ 9 КЛАССА
Основное общее образование
Учитель Казилина Карина Юрьевна
Элективный курс по русскому языку для учащихся
9-го класса "Абсолютная грамотность"
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс для учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, это приводит к тому, что учащиеся приходят на экзамен недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтение отдаётся формам работы, расширяющим классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой).
2. Тренировочный (тестовые задания).
3. Игровой (шарады, кроссворды).
4. Контролирующий (диктанты, тесты).
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях: гласные, проверяемые ударением; гласные, непроверяемые ударением; чередующиеся гласные; правописание согласных в корне; О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму в корнях, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок: не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии); изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах: О, Ё после шипящих в суффиксах; правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий; правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик); правописание суффиксов действительных и страдательных причастий; буквы ч, щ в суффиксах существительных; различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях: О, Ё после шипящих в окончаниях слов; падежные и родовые окончания; правописание личных окончаний глаголов.
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов: сложные слова с соединительной гласной, сложные слова без соединительной гласной, сложные существительные, сложные прилагательные.
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов: правописание непроизводных предлогов, правописание производных предлогов, раздельное написание предлогов, слитное написание предлогов.
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов: слитное написание союзов, раздельное написание союзов.
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц: слитное и дефисное написание частиц, разграничение не и ни, правописание не и ни с разными частями речи.
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных: мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
Тематический план курса (34 часа)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов | Кол-во часов по теме | Форма занятий |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 2 | 2 | Лекция с составлением таблиц-памяток |
2. | Орфограммы в корнях | 6 |
| Семинары-практикумы. Тестирование по темам |
| Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные |
| 3 |
|
| Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне |
| 3 |
|
3. | Правописание приставок | 2 |
| Лекция. Практическое применение правил |
| Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения |
| 2 |
|
4 | Орфограммы в суффиксах | 6 |
| Лекции с составлением алгоритмов по темам |
| О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск |
| 2 |
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) |
| 2 |
|
| Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий |
| 2 |
|
5 | Орфограммы в окончаниях | 2 |
| Семинары - практикумы |
| О, Ё после шипящих в окончаниях слов |
| 1 |
|
| Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов |
| 1 |
|
6 | Правописание сложных слов | 4 |
| Лекция учителя. Тренировочные задания |
| Соединительная гласная в сложных словах |
| 2 |
|
| Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных |
| 2 |
|
7 | Правописание предлогов | 2 |
| Семинары-практикумы |
| Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов |
| 2 |
|
8 | Правописание союзов | 2 |
| Компьютерное тестирование |
| Слитное и раздельное написание союзов |
| 2 |
|
9 | Правописание частиц | 2 |
| Семинары -практикумы |
| Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи |
| 2 |
|
10 | Правописание числительных | 2 |
| Семинары -практикумы |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных |
| 2 |
|
11 12 | Принципы и правила переносов Повторение | 1 2 | 1 2 | Тренировочные задания |
13 | Итоговая работа | 1 |
|
|
| Тест |
| 1 |
|
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
- Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
- Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
- Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
- Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
- Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Литература для учителя
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
- Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
- Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
- Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
- Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
- Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
- Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
- Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
- Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности "Семейный наставник"
Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.