Курсовая работа "Идейно- художественное своеобразие "Стихотворений в прозе И.С.Тургенева"

Потехина Ольга Сергеевна

В последние годы своей жизни Иван Сергеевич Тургенев часто приезжал в Россию. Каждый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворительных вечерах, на дружеских встречах. Квартира, где останавливался  Тургенев, превращалась в место паломничества. К нему приходило огромное число посетителей, жаждавших повидать великого писателя, посоветоваться с ним.

 Творческий путь И.С.Тургенева завершился знаменитыми «Стихотворениями в прозе», которые он начал создавать еще в 1877 году. Первоначально эти произведения для печати им не предназначались. Они начали публиковаться лишь благодаря настоятельным просьбам М.М.Стасюлевича, которому удалось во время его последнего свидания с уже смертельно больным Тургеневым  убедить его издать хотя бы ту их часть, которая не была связана с его интимными переживаниями. Это было в Буживале под Парижем в августе 1882 года. Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу сорок набело переписанных стихотворений в прозе, а затем  добавил к ним еще десять. При втором свидании Стасюлевича с Тургеневым, в первых числах сентября, перед самым отъездом Стасюлевича в Петербург, было окончательно решено, что стихотворения в прозе появятся в «Вестнике Европы».

 Полностью сборник был опубликован только через пятьдесят лет после смерти его автора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_.docx59.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Кокшетауский  государственный университет им. Ш.Уалиханова

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: « Идейно- художественное своеобразие «Стихотворений в прозе И.С.Тургенева»

        

                                            Научный руководитель: ст.преподаватель

                                                                                     Забинякова Г.В.                                            

        Выполнила: студентка 2 курса заочного  

                                                  отделения (на базе высшего образования)

                                                    Потехина О.С.

Кокшетау, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….

1.«СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ» - ОТРАЖЕНИЕ ИСКАНИЙ, РАЗДУМИЙ, ПРОТИВОРЕЧИЙ………………………………………………………………...

1.1 «Стихотворения в прозе» в оценках современников и исследователей…..

1.2 Тематика «Стихотворений в прозе»…………………………………………

 1.3. Ритмичность «Стихотворений в прозе»…………………………………….

2.АНАЛИЗ  «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ»……………………………………

2.1.Стихотворение  «Повесить его!»………………………………………………

2.2 Стихотворение “Как хороши, как свежи были розы…”……………………..

2.3 Стихотворение «Два богача!»…………………………………………………

2.4 Стихотворение «Голуби»…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы….………………………………………….

Введение

В последние годы своей жизни Иван Сергеевич Тургенев часто приезжал в Россию. Каждый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворительных вечерах, на дружеских встречах. Квартира, где останавливался  Тургенев, превращалась в место паломничества. К нему приходило огромное число посетителей, жаждавших повидать великого писателя, посоветоваться с ним.

 Творческий путь И.С.Тургенева завершился знаменитыми «Стихотворениями в прозе», которые он начал создавать еще в 1877 году. Первоначально эти произведения для печати им не предназначались. Они начали публиковаться лишь благодаря настоятельным просьбам М.М.Стасюлевича, которому удалось во время его последнего свидания с уже смертельно больным Тургеневым  убедить его издать хотя бы ту их часть, которая не была связана с его интимными переживаниями. Это было в Буживале под Парижем в августе 1882 года. Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу сорок набело переписанных стихотворений в прозе, а затем  добавил к ним еще десять. При втором свидании Стасюлевича с Тургеневым, в первых числах сентября, перед самым отъездом Стасюлевича в Петербург, было окончательно решено, что стихотворения в прозе появятся в «Вестнике Европы».

 Полностью сборник был опубликован только через пятьдесят лет после смерти его автора.

«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева занимают в русской литературе особое место. Поэт, автор очерков, рассказов, романов, повестей, статей создал произведение, жанр которого определить не так просто. В нем пошли навстречу и действительно встретились Тургенев – стихотворец и Тургенев – прозаик. Первые стихи он написал еще в студенческие годы; в печати они появились в 1838 году в «Современнике» («Вечер» и «К Венере Медицейской»). Успех «Хоря и Калиныча» - первого рассказа «Записок охотника» (1847 год) был началом конца его деятельности стихотворца. Но  лирика всегда оставалась стихией творчества писателя. И на склоне лет он вновь обратился к любимому жанру. Все вернулось на круги своя. В прозе Тургенев нашел широкое воплощение лиризму. Его проза была лирической, исполненной сердечности и напевности.

Тургенев- подлинный художник-психолог, сердцеед, способный проникнуть в тайные уголки человеческой психики и воспроизводить тонкие, едва уловимые оттенки чувств.

   Основной принцип своего психологического метода Тургенев склонен был формулировать следующим образом: «Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и теплым телом, которому он служит прочной, но невидимой  опорой».

Тургенев был психологом в том смысле, что понимал человеческую психику и способен был глубоко проникать во внутренний мир своих героев, но как художник, он будто бы не ставил в центр своих наблюдений процессы психической жизни, и в его произведениях воспроизводятся лишь результаты психических процессов; тургеневский же психологизм в целом будто бы имеет предметно- итоговый характер, когда психическое, внутреннее оказывается опредмеченным во внешнем (поза, жест, мимика, поступок и.т.д.)  [1, с. 165]

Многим известно стремление Тургенева продолжить пушкинскую традицию русской литературы. Об этом говорил сам писатель, об этом говорили его биографы и исследователи. И все же Тургенев, творивший в послепушкинскую пору, представил России и миру новые черты самой традиции, пришел к подсказанной  временем и своеобразием писательского дарования новизне. Эта новизна коснулась, прежде всего, отношения художника к возможностям стиха и прозы, к их взаимодействию. Пушкин, как известно, отделял прозу от стихов. Он подчеркивал, что прозе нужны прежде всего мысли, в отличие от стихов, целиком находящихся во власти поэтичности, лиризма. Тургенев же стремился сочетать стих и прозу, повествовательность и лиризм. И это его стремление воплотилось в  цикле «Стихотворения в прозе».

Главным объектом наблюдений в цикле оказывается не общественная жизнь и быт отдельных групп, не новые общественные типы или новое осмысление известных социально-психологических характеров , не изменение  общественных отношений, хотя «устранение» общественно значимых проблем  не является полным- в отдельных фрагментах, они, напротив, располагаются в центре внимания ( «Порог», «Памяти Ю.П.В.), а сам цикл по своему содержанию отнюдь не оказался антиобщественным.

При работе над циклом Тургенев стремился заставить читателя задуматься над смыслом бытия, поразмыслить о назначении человека [2, с. 218].

  Сам автор считал эти миниатюры эскизами будущих картин и вряд ли думал, что им суждено было стать началом нового способа художественной выразительности и тем самым определить свое время. Он с печалью думал, что “река времен в своем течении унесет в лоно забвения эти легонькие листки” (из письма Д.В.Григоровичу). Но, к счастью, пророчество Тургенева не сбылось. «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы. Недаром П.В.Анненков назвал их “ тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли ”, выразив общее мнение читающей публики.

Актуальность темы курсовой работы   состоит в том, что    “Стихотворения в прозе” И.С.Тургенева позволяют читателю найти ответы на “вечные” вопросы, помогают разобраться в сложном и противоречивом мире и в самом себе.

Объект исследования –  Идейно – художественное своеобразие “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева.

         Предмет исследования –  «Стихотворения в прозе»  И.С.Тургенева

Цель исследования –  Разобраться в  глубинном содержании философских миниатюр и понять мировоззрение писателя.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

           1) Проанализировать оценку  «Стихотворений в прозе»            современниками  и исследователями творчества Тургенева.

  2) Представить основную тематику лирических миниатюр.

           3) Проанализировать отдельные стихотворения.

 

Научная новизна работы заключается в том, что ранее в школьной программе знакомство со «Стихотворениями в прозе» И.С.Тургенева ограничивалось изучением стихотворений «Русский язык» и «Как хороши как свежи были розы…»

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.  

В первом разделе содержится оценка исследователей «Стихотворений в прозе» Тургенева, исследуется тематика и ритмичность стихотворений.

 Второй раздел  содержит анализ некоторых «Стихотворений в прозе».

Курсовая работа имеет практическую значимость для студентов-филологов, учителей русского языка общеобразовательных школ, гимназий и лицеев методическое пособие, представляющее возможности использования  данного исследования на уроках литературы.

 1.«СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ» - ОТРАЖЕНИЕ ИСКАНИЙ, РАЗДУМИЙ, ПРОТИВОРЕЧИЙ.

1.1 «Стихотворения в прозе» в оценках современников и исследователей.

Вопрос о жанре «Стихотворений в прозе»-  сложный и запутанный.

Мнение исследователей расходятся. Большинство исходит из того, что нельзя рассыпать «Стихотворения в прозе» среди других произведений Тургенева, распределив их, например, в хронологическом порядке. Н.Невзоров предполагал, что стихотворения в прозе- просто сборник разнородных произведений. Он считал, что возможна любая перегруппировка фрагментов.

Особое мнение о жанре «Стихотворений в прозе» было у Л.Гроссмана. В 1918 году он пришел к выводу, что этот цикл Тургенева есть не что иное, как философская поэма. «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути, напоминающую исповеди средневековой поэзии» [3, с. 57].

 Он видел в этом цикле своего рода эксперимент в поисках новых поэтических форм, произведения, построенное на новых ритмах и состоящее из пятидесяти строф- песен.

Н.Пруцков определил несколько иначе. Он считал «Стихотворения в прозе» глубоко своеобразным литературным жанром. По его мнению стихотворения написаны как бы единым дыханием, целостны и едины по своим художественным принципам. Каждое из них – насыщенная глубоким содержанием ритмическая новелла- миниатюра [Цит. по 1, с.43]

Б.Эйхенбаум склонялся к признанию единства цикла «Стихотворений в прозе» именно на основании тематической общности фрагментов: «Сам Тургенев называл эту серию миниатюр Senilia, и он оставил бы это название, если бы его издатель не отсоветовал ему. Однако заглавие это правильное, и оно лучше всякого выражает трагический смысл этого произведения» [4, с.  673]

В «Стихотворениях в прозе» нет ни одного фрагмента, где невозможно было бы обнаружить лирического героя. Он присутствует во всех сценах. Таков был замысел Тургенева.

Стихотворения в прозе как жанр – явление по меньшей мере непривычное, никакими поэтиками до Тургенева не зафиксированное. Сам Тургенев рассматривал их первоначально «как эскизы» для будущих произведений, но в обращении к читателю ( в первой публикации) назвал «Стихотворениями» (по рекомендации М.М.Стасюлевича). В предисловии же  редакции было дано иное определение: «…мимолетные заметки, мысли, образы, которые отмечались у него на листках под тем или другим впечатлением текущей жизни, как его личной, так и общественной, за последние пять лет  [Цит. по 1, с. 130]

Отмечая их отличие от «законченных произведений», редакция называет их далее «отрывками» [Цит. по 1, с. 29],  но в заключении тем не менее утверждает: «Это действительно стихотворения, несмотря на то, что они написаны в прозе».Соотнесение с привычным рядом произведений не упраздняло жанровой неопределенности стихотворений в прозе.

         Впоследствии В.Борюсов, в общем  резко отвергая стихотворения в прозе как жанр .)  [5, с. 130] , о тургеневском цикле отозвался положительно. «Стихотворения в прозе» Тургенева- безусловно проза, но художественная и прекрасная». [5, с. 131]

С.А.Малахов едва не первый стал различать в их массе некоторые привычные жанры- «форму сказаний, «фантазий» и «снов».  [6, с. 72] Несколько лет спустя А.Лежнев мимоходом сблизил некоторые из них с притчами О.Уайльда. [Цит. по 1, с. 132]

 Размышляя об истоках тургеневского цикла, сближая его с западноевропейской литературной традицией Л.В.Пумпянский видел в стихотворениях в прозе развитие аллегорий Леонарди.  Пумпянский  анализируя циклы стихотворений различал в них видения, притчи, басни, сказки, легенды, очерки, зарисовки, диалоги и даже лирические пейзажи, словесные портреты и мифологические картины[7, с. 24]. Вместе с тем он признавал, что в рамках цикла жанровые признаки как бы стираются, отдельные фрагменты приобретают некоторые общие признаки, поэтому в целом можно говорить о стихотворениях в прозе как о действительно самостоятельном жанре, определив его как лирико-философское раздумье.

 В цикле «Стихотворений в прозе» Тургенева к числу видения отнесен  «Конец света». Идейный замысел фрагмента можно раскрыть при сопоставлении с утверждением Герцена о внутреннем состоянии в России: «Прислушайтесь, благо тьма не мешает слушать: со всех сторон огромной родины нашей: с Дона до Урала, с Волги до Днепра растет стон, поднимается ропот- это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями, после страшного утомительного штиля». [Цит. по 1, с. 134].В 1861 году у Герцена были основания для оптимистического призывного обращения после нарисованной картины: «В народ! К народу!». У Тургенева спустя 17 лет для подобного оптимизма оснований не было.

         По структурно- жанровым признакам к «Концу света» близки фрагменты «Черепа». «Порог», «Насекомое», «Лазурное царство», «Два брата», «Нимфы», «Христос и Природа»: в фантастической картине мифа, сна или кошмара повествователю открывается некое обобщение, закон природы или истина, обычно скрытая и недоступна познанию.

          Видения и подобные им фрагменты  составляют третью часть цикла «Стихотворений в прозе».

          К видениям примыкают легенды. Их в цикле немного: «Восточная легенда», «Два четверостишия» и относящиеся скорее к преданиям фрагменты «Маша» и «Дурак»; впрочем, в последнем настолько сильна дидактика, что он, имея внешние признаки предания, по существу смыкается с притчами.

         Обычно в легендах отсутствует дидактика; здесь же следует в заключении неназойливое, эмоционально преображенное поучение: «Но как мне было жаль исчезнувших богинь. Как тонкая «скрепа», оно соединяет нарисованную картину еще с одним жанровым полюсом в цикле «Стихотворений в прозе»- с притчами.

         К числу притч должны быть отнесены фрагменты «Довольный человек», «Дурак»,  «Два богача», «Враг и друг».

         Довольно значительное число произведений цикла должно быть отнесено к жанру очерка и родственной ему сцене. Это «Деревня», «Маша», «Воробей», «Роза»,  «Милостыня», «Эгоист», «Голуби». Разумеется, отнесение не может быть полным: взаимопроникновение разнородных жанровых признаков и прилаживание их в структуре стихотворения в прозе сказывается на фрагментах и этого ряда. Так, если «Деревня» представляет  по всем признакам законченный очерк- зарисовку, то «Маша» тяготеет к преданиям, «Эгоист»- к очерку-портрету, «Последнее свидание»- к видению, «Голуби» и «Воробей»-  к гимну, жизнеутверждению, преодолению страха смерти.

         Элегия как жанр отчетливо различается среди других произведений, хотя и ее признаки в ряде случаев осложнены сочетаниями с другими жанрами. Чистыми элегиями в прозе могу быть названы фрагменты «Собака», «Старик», «Камень», «Завтра, завтра!», «Что я буду делать?», «Как хороши, как свежи были розы…» и «Молитва».

         М.М.Бахтин считает  «Стихотворения в прозе» монологическим произведением с единственной точкой зрения, сквозь которую преломляются все стороны и детали изображения.

         Лирический герой- единственный герой цикла, на которого безотрывно обращено внимание писателя. Все остальные персонажи и герои появляются на краткий момент и немедленно исчезают- из тьмы во тьму, чтобы никогда больше не вернуться в цикл. Они помогают всякий раз лирическому герою уяснить собственное настроение. Их поступки и события, в которых они участвуют, лишь иллюстрации, аллегорическое воплощение раздумий героя. Нередко все эти персонажи сами являются порождением фантазии героя- и он этого не скрывает.

         На примере своего героя писатель подводит читателя к выводу: как ни печальна жизнь под угрозою смерти, но она прекрасна, ею надо дорожить, надо жить правильно, в соответствии с представлением о совести и добре, ибо вслед за жизнью- не только смерть- небытие, но и новая жизнь в памяти людей; ни поправить, ни подчистить, ни изменить уже ничего будет нельзя.

       «Хотя и написанные в прозе, эти лирические «стихотворения»- образцы совершенной поэзии; некоторые из них – перлы высокой красоты и производят такое же впечатление, как и лучшие стихи величайших поэтов; другие из них лучше всех других художественных произведений Тургенева выражают его философские взгляды.» [8, с. 241].

         «…Тургенев, тонкий знаток человеческого сердца, умеет наблюдать и талантливо описывать красоты природы. Всегда простой и точный, он возвышается до истинной поэзии благодаря живости наблюдений и ювелирному искусству описаний.» [9, с. 2].

        «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова.» [Цит. по 2, с. 24].

        «…Воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное. Он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел.» [Цит. по 10, с. 78].

       «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...» [11, с. 64].

                                                 

1.2 Тематика «Стихотворений в прозе».

«Стихотворения в прозе» предстают перед читателем, как цепочка философских миниатюр, в которых автор рассуждает на основные вопросы бытия: рождение, дружба, любовь, ненависть, красота, бессмертие, смерть…

 В предисловии «К читателю» И.С.Тургенев писал: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд; тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.» [12, с. 284]

В  этих произведениях говорит прежде всего лирик. Проникновенно и остро мыслящий, но – лирик. Он прежде всего чувствует и через свое чувство идет к мысли. Эти произведения обращены не к разуму, не к сознанию читателя, а к его сердцу. «Стихотворения в прозе» - это не механическое соединение двух литературных стихий, двух стилевых категорий. Это не количественное соотношение единиц стиха с единицами прозы, а новое качество, новый вид творчества. Этот новый тип естественно сочетает раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха.

В своих миниатюрах Тургенев выразительно обозначил их характерные черты. Каковы эти черты?

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроения автора, чуткость и человечность.

В большинстве случаев – прямая автобиографичность, рассказ ведется от первого лица.

 Дневниковность, носящая исповедальный характер.

 Особенная ритмичность, повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. При решении важных для себя вопросов Тургенев вступает в глубоко интимный контакт с читателями.

В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвления крупных произведений Тургенева. Но в этих миниатюрах рассказ предельно сжат, лишен пространственных описаний природы и подробных характеристик героев. Одни из них восходят к «Запискам охотника» («Щи», «Маша», «Два богача»), другие – к любовным повестям («Роза»), третьи – к романам («Деревня», например, напоминает отрывок из «Дворянского гнезда», а «Порог», «Чернорабочий и белоручка» связаны с романом «Новь»). В некоторых стихотворениях («Насекомое», «Старуха», «Сон») звучат настроения грусти и печали, являющиеся отголоском мыслей повестей «Призраки» и «Довольно». Это мотивы тщетности существования, бессмысленности и безнадежности надежд на личное счастье, ожидание и предчувствие непредотвратимой гибели – личной и всеобщей. Но с не- меньшей силой выступает в «Стихотворениях в прозе» и другой круг мотивов и настроений: любовь, побеждающая страх смерти («Воробей»); красота и сила искусства («Стой!»); нравственная красота и сила народного характера («Два богача»); моральное величие подвига («Порог», «Памяти Ю.П.Вревской»); мотив борьбы и мужества («Мы еще повоюем!»); животворящее чувство родины («Деревня»).

«Стихотворения в прозе» - отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет жизни И.С.Тургенева, его тяжелых переживаний и личной неустроенности. Образы многих стихотворений имеют прототипы, а в основе событий часто лежат факты личной жизни писателя. Так, например, последняя встреча Тургенева с Некрасовым послужила основой «Последнего свидания». В центре многих стихотворений – гражданские и нравственно – этические проблемы. Писатель прославляет в них подвиг во имя Родины и свободы. В стихотворении «Памяти Ю.П.Вревской» Тургенев славит подвиг русской женщины, отдавшей свою жизнь за освобождение братских народов Балканских стран от турецкого ига. В знаменитом стихотворении «Порог» - этом гимне самоотвержению русских революционеров – он прославил “святых” в своей мужественной борьбе русских женщин – революционерок. По мнению исследователей, непосредственным поводом к написанию этого стихотворения послужил процесс Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова 24 января 1878 года (оправдана судом под предводительством А.Ф.Кони, 31 марта 1878 года). Впрочем, стихотворение имеет обобщающий характер, и в нем отразились впечатления Тургенева от больших политических процессов 1877 года. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог …

“… и тяжелая занавеса упала за нею.

-     Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

-  Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.

  С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!

  Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь два взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку прожить свою жизнь  столкнулись обыватель и романтик ( Гражданин с большой буквы, человек чести  и высокого общественного сознания). Героине, решившей принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит “Дура!”, романтик - “Святая!”. За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает, казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не задумываясь над тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает, достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми. Романтик называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не только малые дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый совершить прекрасное и героическое во имя общего блага.

    Тема Родины и исторической судьбы русского народа всегда была основной в творчестве Тургенева, а в последние годы его жизни становится особенно близкой и волнующей. В стихотворении «Русский язык» еще раз с необыкновенной силой выразились и любовь автора к родному языку, к Родине, и его вера в будущее русского народа. И как всегда у Тургенева с этой главной темой неразрывно связана тема родной природы. Он всегда восхищался красотой и “бесконечной гармонией” русской природы и был убежден, что человек силен только тогда, когда опирается на нее.

 Писателя всю жизнь волновали вопросы о месте человека в окружающей природе, о его положении среди ее стихийных сил, их взаимодействии и взаимосвязи. И в своем цикле он создал несколько неповторимых, посвященных природе шедевров. Не случайно одним из них – стихотворением «Деревня» - он и начинается.

Прибегая часто к фантастическим образам видений, Тургенев, однако, постоянно подчеркивает свой скептицизм по отношению к потустороннему («Монах», «Молитва», «Брамин»).

Значительное место в стихотворениях занимают психологические наброски человеческих характеров, и здесь преобладает сатирическое изображение людских слабостей и пороков  («Довольный человек», «Эгоист», «Враг и друг», «Близнецы»). Некоторые стихотворения непосредственно направлены против досаждавшей писателю реакционной критики. Так в произведении «Гад» подразумевается  реакционный журналист Б.М.Маркевич, затронутый Тургеневым еще в романе «Новь» и позднее охарактеризованный в письме Тургенева в редакцию “Вестника Европы” 2 января 1880 года.

В “Стихотворениях в прозе” талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью, романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением фантастического колорита.

  

1.3. Ритмичность «Стихотворений в прозе».

Ритмический рисунок «Стихотворений в прозе» каждый раз причудлив, нов и разнообразен. Фразы, строки, абзацы, целые произведения пронизаны откровенной мелодичностью, выдержанной в одном музыкальном ключе. У Тургенева эта мелодичность подчас доходит до сладкоголосия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное пение. Эта музыкальная фразировка возникает не только при описании величественных явлений природы. Тургенев находит для каждой мысли, для каждого образа свое музыкально – речевое звучание. При этом звучание всегда связано со значением.

Существует мнение, что «Стихотворения в прозе» - произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Это определение по внешним признакам: содержание поэтично, а графическое расположение на листе, как в прозе: ни строф, ни заглавных букв в начале строк, ни рифм. В действительности же и по форме, если ее понимать внешне, а по существу, «Стихотворения в прозе» вобрали в себя главные, хотя и не показные элементы стиха. Это прежде всего глубокая ритмичность, эмоциональность, выход слов, которые завораживают читателя своей “музыкой”, на первый план. Ритмико-синтаксическая упорядоченность укрепляется еще и инверсией, употребляемой и в прозе, но в полном развернутом виде характерной для стихов. Слова, благодаря инверсии, диктуемой ритмом и интонацией, располагаются в предложении в ином строю, нежели это установлено грамматикой. Как, например, в миниатюре “Голуби”: «…не струился душный воздух: назревала гроза великая». Разумеется, в «Стихотворениях в прозе» инверсия несколько ослаблена (по сравнению с каноническим стихом), но не применить ее нельзя – слишком она важна и существенна в своеобразной поэтике тургеневских миниатюр.  

Повествование и лиризм шли у Тургенева все время рука об руку. Лирическая проза. Именно Тургенева в большей степени, чем кого-либо другого, надо считать открывателем этого вида отечественной прозы. Новое в искусстве рождается не под ликующие звуки фанфар и приветственные крики публики. Чаще всего это происходит незаметно для окружающих, иногда и для самого автора. Так случилось и со «Стихотворениями в прозе». Мелочь, наброски для себя, заметки на отдельных листках и на всякий случай превратились в удивительные, проникновенные, эмоциональные произведения, любимые и читаемые публикой всех возрастов.

 

2.АНАЛИЗ  «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ»

2.1.Стихотворение  «Повесить его!»

Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, — своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл. Писатель часто рассуждает о любви, причем тургеневская концепция этого чувства совершенно особая: в отличие от Толстого, который считал любовь основой семейной жизни, Тургенев говорил о любви как “об известном чувстве, к которому неприменимы общепринятые нравственные мерки, как о законе жизни во вселенной”. Кроме того, в своих стихотворениях писатель рассматривает проблемы соотношения нравственного и социального, проблемы смысла жизни, места в ней добра и зла, предательства и благородства — словом, Тургенев посвящает свои произведения тому, чем живет человечество, — глобальным, важнейшим вопросам.
Одно из тургеневских стихотворений в прозе, “Повесить его!”, имеет историческую основу. События происходят в преддверии битвы при Аустерлице, печально вошедшей в историю как позорно проигранная Россией. Кажущаяся с первого взгляда печальной реалией жизни русских солдат в Австрии,-где ими творились грабежи и бесчинства, а в суматохе войны наказывались и правые, и виновные, история эта помимо конкретно-исторического имеет другой, гораздо более важный, нравственно-философский аспект. Основой стихотворения послужил один из важнейших, “проклятых” вопросов, рассматриваемый в произведениях Пушкина, Толстого, Достоевского, — что есть Истина и что есть человек перед ее лицом? Проблема эта в рассказе “Повесить его!” решается автором на примере истории, трагический исход которой намеренно снижен ее обыденными, бытовыми обстоятельствами, истории о том, как денщик офицера-повествователя оказался приговорен к смерти по ничтожному, несправедливому обвинению в воровстве кур хозяйки, в доме которой они остановились. Эта трагически нелепая ситуация, когда хозяйка, обвиненный ею Егор Автамонов, в реальности “честный и смирный” человек, и его господин предстали перед судом в лице проезжавшего мимо генерала, выявляет нравственный уровень личности каждого героя. При вынесении генералом, “рассеянным и угрюмым человеком”, приговора нам открывается сущность Егора Автамонова, “праведника”, как называет его офицер-повествователь. Будучи человеком кристально чистым, абсолютно честным, преданным службе, Егор и не пытался защитить себя перед генералом. Очевидно, уверенный в своей невиновности, зная, что чист перед богом, он надеялся на справедливый суд и не видел необходимости доказывать свою непричастность к воровству этому человеку, “толстому и обрюзглому”, “с понурой головой”, которому, собственно, была безразлична судьба Егора... “Истина не требует доказательств” — так, наверное, думал денщик, вытянувшийся в струнку, испуганный, “белый, как глина”, но все-таки молчавший. Как истинный праведник, Егор смог достойно принять смерть, страшное приказание генерала, повторяя только: “Видит бог, не я!”, знал, что предстанет перед всевышним, более милосердным судьей, с чистой совестью. Кроме того, он прощает хозяйку, просит, “чтобы она не убивалась”, понимая, что эта женщина, прозревшая ценой его гибели, останется жить с тяжким грузом вины. Она, погубившая свою душу этим грехом, наказана гораздо в большей степени, нежели Егор... Духовная сила этого человека ставит его неизмеримо выше других героев. Хозяин же его, в отличие от своего денщика, не выдержал испытания правдой. Будучи человеком другого уровня нравственного развития, офицер не понимает, почему Егор не оправдывается, не борется за свое спасение, “ничего не говорит генералу”; Несмотря на отчаяние, на нестерпимую жалость, хозяин Автамонова смалодушничал, не решился защитить своего подчиненного: страх самому оказаться в немилости, вызвать гнев генерала был сильнее... Эта косвенная вина в смерти Егора так и осталась незаживающей раной, несмываемым пятном позора в душе офицера, который спустя много лет в полной мере осознал необыкновенные нравственные качества своего денщика и также простил себя...
                   

2.2 Стихотворение “Как хороши, как свежи были розы…”

Стихотворение «Как хороши, как свежи были розы…» - это одно из самых трогательных и печальных «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева. В нем рассказывается об ушедшей юности, о первой далекой любви, о дорогих и милых сердцу людях, о потерянном счастье. По жанру это стихотворение соотносимо с элегией. И действительно, сколько бы читатель не обращался к нему, сердце каждый раз сжимает грусть и тоска по чему-то далекому, безвозвратно ушедшему. Стихотворение «Как хороши, как свежи были розы…» подобно колыбельной, которую в ночной тишине поет ребенку мать. В груди как - будто раскрываются какие–то, раньше запертые, створки и распахиваются все шире и шире навстречу этому звуку. “Только бы он не кончался! Только бы он звучал и звучал!” – думает кто-то, став случайным слушателем. Но вот слова перестают вызванивать. Последний звук протягивается тонкой нитью и затихает совсем, но тот человек все еще, сидит не шевелясь, погруженный в глубокие раздумья. Этот звук не означает ничего для случайного слуха, но говорит так много чуткому, любящему сердцу.

Всю жизнь своего лирического героя Тургенев заключил в миниатюре «Как хороши, как свежи были розы…», которая проходит перед читателем в шести музыкально меняющихся, передающих эмоциональное нарастание строфах. Эти строфы представляют собой переплетение настоящей действительности и прошедших лет, угрюмой реальности и счастливых воспоминаний. Это далеко не прозаическая форма, она в существе своем глубоко поэтична, хотя и имеет внешне прозаическое начертание.

Грамматическое время первой строфы – прошедшее. Отражает реальность: отдаленную во времени (где-то, когда-то, давным-давно тому назад я прочел одно стихотворение; оно скоро позабылось мною), но имеющую связь с днем нынешним (первый стих остался у меня в памяти). Так лирический герой начинает свою исповедь перед читателями. Нам все равно где именно и при каких обстоятельствах он прочел это стихотворение. Читателю важны те эмоции и чувства, которые испытал герой в момент его прочтения, и какую роль сыграло это стихотворение в его судьбе. И появляется рефрен: Тургенев вводит в сознание читателя ту самую строчку из давно забытого стихотворения И.П.Мятлева «Розы», открывая тем самым путь лавине читательских ассоциаций. Сравнивая эти два стихотворения, становятся очевидными различия в мироощущении и жизненном восприятии их героев. Элегия Мятлева по своему настроению мягкая, а состояние ее лирического героя – это ощущение себя главным действующим лицом трагедии, когда молодое существо счастливо приобщиться к общей утрате, когда нет болезненной горечи и тоски. Ощущение лирического героя у Тургенева – безнадежность. Отсюда и разница в знаках препинания: у Мятлева – восклицательный знак, у Тургенева – многоточие. Для лирического героя миниатюры «Как хороши, как свежи были розы…» этот рефрен послужил своеобразным проводником во временном водовороте.

Вторая строфа отражает действительную реальность, актуальное, сиюминутное существование лирического героя. Ее грамматическое время – настоящее. Читатель видит одинокого героя, сидящего в мрачной, темной комнатке перед единственной горящей свечой. Логично заметить, что время года указанно автором не случайно. Зима – это самый холодный период, когда все живое “засыпает”, когда окружающее окутывается мрачной пеленой. В это время люди становятся раздражительными, хмурыми, равнодушными к проблемам других. Кто-то считает зиму сказочным временем года, моментом исполнения желаний, но у большинства она все же ассоциируется с пронизывающим ветром,  скользкими тротуарами и красными замерзшими руками, которые отказываются тебя слушаться. И счастлив тот, кто после леденящего холода приходит в теплый и уютный дом, где его ждут, где рады его видеть. А потом он сидит в мягком пушистом кресле и слушает вой вьюги за окном. Ему уже не страшно и не холодно, но все равно как-то грустно и одиноко. А лирический герой Тургенева совершенно одинок, он не просто сидит, он забился в угол. Страшно представить себя на его месте. Эта строфа звучит ясно, едва ли не более мощно, чем все происходящее (в голове все звенит да звенит), но в то же время как-то таинственно и завораживающе. Цветовой контраст усиливает ощущение духовной пустоты. За окном, в природе доминируют белые, холодные тона (зима; мороз запушил стекла окон), а в доме, где обитает лирический герой – темные и мрачные (в темной комнате). Свет слабый (горит одна свеча). Эта строфа вызывает у читателя ощущение холода, оторванности от мира, замкнутости, одиночества, опустошенности. И вот вновь появляется рефрен, который выполняет свою функцию и уводит героя в иной мир.

В третьей строфе перед читателями предстает, скорее всего, самый романтический и трогательный момент из жизни лирического героя. Это видение переносит его из холодной зимней ночи в объятия теплого летнего вечера. Герой вспоминает, как много лет назад, будучи еще юношей, он стоял перед низким окном загородного русского дома. Сразу бросается в глаза, что дом именно русский. В описании окружающей действительности преобладают темные, синеватые, которые помогают создать спокойную, умиротворенную обстановку, слегка таинственную и загадочную. Тургенев показывает, что этот чудесный вечер очень медленно и плавно переходит в ночь, подчеркивая тем самым размеренное и неторопливое течение времени. Теплый воздух, запах резеды и липы поселяют в душе читателей гармонию, тепло и безмятежность. И в глубине этой сонной тишины герой рисует образ девушки, русской девушки, которая, сидя на окне, ждет появления первых звезд. Удивительно органично сочетается она с окружающей природой. Эта девушка не просто зритель, она участник, она часть, единое целое со всем происходящим. Она безмолвствует, боясь потревожить естественность дремлющей природы. Ее простодушно-вдохновенные задумчивые глаза, словно зеркало, отражают  наивность  ее души, романтический полет мысли. Девушка мечтает о любви, о счастье, о радостных мгновениях. Ее взгляд глубок и ясен, в нем нет ничего искусственного, грубого. Трогательно-невинные, раскрытые, вопрошающие губы, еще ничем не взволнованная грудь подчеркивают молодость, невинность этой девушки. Она чиста и нежна, подобно лепесткам роз. Лирический герой боится словом или случайным движением потревожить гармонию ее души, состояние трогательной задумчивости. Он стоит словно в оцепенении, не сводя глаз с прелестного образа. Лирическому герою дорога эта девушка, он любит ее глубокой и искренней любовью. Эта любовь  до сих пор живет в его сердце.

 Любовь не обошла стороной и Тургенева. Во второй половине 1840-х годов произошло очень важное событие в жизни писателя – он познакомился с выдающейся французской певицей Полиной Виардо. К тому времени ее имя пользовалось огромной популярностью в Европе. Ее голосом восхищались крупнейшие музыканты, поэты посвящали ей стихи. “Виардо, артистка гениальная… - отмечал историк петербургских театров А.К.Вольф. – Голос ее был чистейший меццо-сопрано, самого нежного тембра… ”

 Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен этому чувству: “Я ничего не видел на свете лучше Вас… - писал Тургенев Виардо спустя несколько лет. – Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мною. Однако ни Тургеневу, ни его герою не удалось соединиться с любимым человеком, но радость от трогательных и волнующих минут, проведенных вместе, навсегда останется в их сердцах. Ощущение тепла (летний вечер), единения с природой (пахнет резедой и липой) и людьми, готовности к любви (как она мне дорога) прерывается рефреном, который грубо и бесцеремонно возвращает лирического героя с небес на землю.

Что же происходит с ним в данный момент? Что он чувствует? Четвертая строфа говорит о том, что комната, в которой находится лирический герой, становится все темнее и темнее. Свеча трещит и догорает, едва освещая окружающее пространство. Эта свеча – символ жизни. Жизни лирического героя.   Свеча уже не греет и не сияет, а лишь тускло освещает окружающие предметы.  Когда-нибудь неизбежно наступит тот момент, и ей придется погаснуть, оставив на подсвечнике причудливый восковой узор. Так  и жизнь. На смену беззаботному детству приходит молодость, которой свойственна жизнерадостность и энтузиазм. Молодые годы  сменяются зрелостью. А потом человек умирает, оставляя воспоминания о себе в сердцах и памяти близких людей. Многие ученые и философы ищут эликсир вечной молодости и бессмертия, но их поиски, увы, тщетны.  

Лирический герой понимает, что его жизнь скоро тоже придет к  печальному и неизбежному исходу. А сейчас он одинок и подавлен этим одиночеством. Низкий потолок, беглые тени вызывают ощущение задавленности, ничтожности. Мороз, запушивший стекла окон, теперь скрипит и злится за стеною, душевный холод и тоска нарастают. Эта строфа звучит безрадостно(нагоревшая свеча трещит; мороз скрипит; чудится скучный, старческий шепот). Лирический герой тоскует в преддверии надвигающейся старости. И вновь  рефрен напоминает о давно прошедшем.

          Читатель снова погружается в удивительный мир счастливых воспоминаний из жизни лирического героя . Мы видим его далекое детство,  большую и дружную семью. Присутствие героя явно не обозначено, но читатель ощущает его включенность в общую жизнь. Этот факт подчеркивает, что все то, о чем идет речь, лишь воспоминание. Мы видим: лирический герой был счастлив в детстве,  его окружали милые, добрые люди. Русые головки, светлые глазки, алые щеки – все это словно пронизано мягким, теплым светом. Каждый член этой большой, дружной семьи счастлив от сознания того, что он не один, что его любят, что рядом дорогие люди. Отношения в этой семье построены на любви, на взаимном уважении и понимании. Эта строфа окрашена в светлые тона (русые головки; светлые глазки). Время года и дня не обозначено, но создается впечатление, что действие происходит летним днем, клонящимся к вечеру. Видно, что лирический герой очень любит этот домашний уют, веселое течение жизни. С трогательной нежностью в голосе описывает он вечер в семейном кругу, где все молоды и счастливы. Ланнеровский вальс придает строфе мелодичность и поэтичность. А самовар довершает картину семейного уюта.

2.3 Стихотворение «Два богача!»

 Произведение “Два богача” показывают различие между состраданием богача и бедняка. Тема этого произведения сравнения двух людей – одного с громадным заработком и отдающим малую часть на благотворительность и имеющего за счет этого большую популярность и почет, и другого, берущего сироту к себе и дающего ей последнее и понимающего, что никто ему за это спасибо не скажет и известным он за этот поступок тоже не станет.

        А идея состоит в том, что бедняк, помогающий другим, когда и сам еле сводит концы с концами, имеет гораздо более благородную душу, чем богач, дающий малость на благотворительность.

        Композиционно произведение разделено на две части. Первая – зачин и описание богача, вторая – развязка и описание бедняка. Обе части коротки по объему.

        В произведение создается три образа – лирический герой (автор), богач и бедняк. Лирический герой высказывает свое мнение, обсуждает и сравнивает их. Ротшильд предстает перед нами популярным и известным благодаря своей благотворительностью, с громадным доходом, и выделяющим целые тысячи на воспитание детей, лечение больных, призрение старых. А бедняк – простым мужиком, каких тысячи среди крестьян, совершающих, на мой взгляд, героический подвиг! Они резко контрастируют с друг другом, хотя и выполняют на первый взгляд одно и тоже дело - помогают другим. Но разница заключается в том, как они это делают. Один просто перечисляет деньги, и считает, что на этом его долг выполнен, и тем самым, отправляя деньги на помощь бедным, им может двигать не сострадание, а холодный расчет на повышения репутации, тем самым он обретает отрицательную оценку в наших глазах. Бедняк же принимает самое деятельное участие в помощи, и он не ищет ни благодарности, ни известности за свою поддержку. Бедняк гораздо более благороден и честен, это же прямо и подтверждает автор, сравнивая двух героев и говоря: “Далеко Ротшильду до этого мужика.”

        Стиль в этом произведение художественный. Это подтверждают эпитеты: хваляубогом, разоренный, громадных. И лексика: хваля, богача, умиляясь. В этом тексте много глаголов, что соответствует повествованию. Это лиро-эпическое произведение, стихотворение в прозе, которая объединяет в себе два начала: эпическое и лирическое. Первое заключается цели рассказать историю, а второе в лирических элементов.

        Жанр – рассказ, так как здесь одна сюжетная линия, несколько главных героев, одно место действия, небольшое по объему.

2.4 Стихотворение «Голуби»

 
Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.
Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.
Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь...
Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!.. Двинься, покажись, пролейся, злая туча...
И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле "неразбериха".)
Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась; визжит, мечется (ветер), мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень); (молнии) слепят, стреляет (гром)...
Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки...

Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила ("...запахло серой", - говорит он)...
Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один... один, как всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?
Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под навесом крыши...
Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них...
При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом "Голуби".
Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения - светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом "но" (но под навесом крыши).

Заключение

      Изучив   тему курсовой работы, мы  были поражены глубиной философской мысли «Стихотворений в прозе».

       В современном мире так не хватает ярких чувств, эмоций и впечатлений. А «Стихотворения в прозе» обрушиваются на читательское сознание целым потоком ощущений, причем самых разнообразных: здесь и радость, и печаль, и любовь, и восхищение. Именно этот глубокий психологизм очень важен и необходим любому человеку. Недаром, ознакомившись со сборником этих стихотворений, П.В.Анненков заметил: «Я хоть и не плакал на отдельных пьесах «Стихотворений», да зато их общий характер просто ослепил меня: темные кружки пошли в глазах, а из этих кружков стал выделяться удивительно симпатичный образ автора – что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое свое существование».[Цит. по 10, с. 103]

            В этом  и заключается огромное практическое значение  философских миниатюр И.Тургенева. Они помогают  человеку разобраться в сложном и противоречивом окружающем мире и в самом себе. «Стихотворения в прозе» родились из индивидуальных переживаний И.С.Тургенева.  

 «Стихотворения в прозе» начинают читать в среднем школьном возрасте, перечитывают в зрелые годы и на старость лет. И при каждом новом прочтении эти миниатюры предстают перед нами по-новому. Они растут вместе с нами, мы растем вместе с ними. Так Иван Сергеевич Тургенев становится нашим другом и спутником на всю жизнь.

Как можно теперь заметить, единого мнения, единой концепции рассмотрения тургеневских стихотворений не существует. Сколько исследователей, столько мнений. Мы попробовали соединить воедино, даже можно сказать, воспользоваться теперь уже хорошо известным нам путем Тургенева, к синтезу все противоречия и суждения о творчестве писателя, а в частности, о «Стихотворениях в прозе»… Мы попробовали определить основные направления философской мысли Тургенева, однако понять писателя полностью очень трудно, а его творчество всегда будет хранить какие- то тайны и загадки…

«Стихотворения в прозе» это итог трудной, но красивой жизни  великого писателя, который сумел соединить в своих «Senilia» и радость, и горечь, и мгновенное, и вечное, и личное, и общечеловеческое….

Наследие Тургенева- великого певца России  бережно хранит наш народ. Его произведения учат высокому гражданскому долгу, любви к своему отечеству. [13, с. 120]

 

Список  использованной  литературы

1 Шаталов С.Е.  Проблемы поэтики И.С.Тургенева.- Просвещение, 1969- 328 с.

2 Шаталов С.Е.  Художественный мир И.С.Тургенева.- Наука, 1979- 312 с.

3 Венок Тургеневу.- Одесса, 1918.

4  Сочинения Тургенева том 11.- ГИЗ, 1931- 756 с.

5  Брюсов В. Избранные сочинения.- ГИХЛ,1955- 609 с.

6  Малахов С. Творческий путь Тургенева.- ГИХЛ,1934- 214 с.

7  Шаталов С.Е. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.- Арзамасский ГПИ, 1961.

8  Кропоткин П.А. «Идеалы и действительность в русской литературе».-Знание, 1907- 367 с.

9 Проспер Мериме статья «Иван Тургенев» газета «МонНеш»-1868.

10 Головко В.М. Художественно- философские искания позднего Тургенева.-Свердловск, 1989- 168 с.

11 Гроссман Л.П. Последняя поэма Тургенева.- Москва, 1922- 132 с.

12 Тургенев И.С..- Просвещение, 1966- 402 с.

13 Пустовойт П.Г. Творческий путь Тургенева.- Детская литература,1977- 125 с.