рабочая программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozvezdie_talantov_shumakova_v.g.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

        

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

 ____________ Т.А.Егорова

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ  № 1

от _____________  № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Созвездие талантов»

 (общекультурное направление)

 5-7 классы 

Учитель:  Шумакова В.Г.

г.Зея, 2017

I. Пояснительная записка

  1. Обоснование выбора  программы

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение. Общество нуждается в неординарной творческой личности.

У всех детей разные способности, разный уровень развития, но в каждом из них природа заложила любознательность и возможность развиваться. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Иногда о собственном даре ребенок может не догадываться. Иногда он не знает, куда направить внутреннюю энергию и как осуществить самовыражение.

Данная программа позволяет усилить развитие творческой активности учащихся, способствует становлению индивидуальности, самореализации и успешной социализации.

Программа кружка «Созвездие талантов» осуществляет комплексный подход к воспитанию творческой личности и охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания, строится на основе интереса детей к искусству.

Ценность настоящей программы заключается в том, что в процессе реализации программы дети развивают внимание, память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Кроме того, у детей развивается художественный вкус, что очень важно для полноценного развития ребёнка.

Всё эти качества помогают ребенку учиться в школе, пригодятся и в дальнейшей жизни.

Программа предназначена для обучающихся 5- 7 класса, на 1 год обучения. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы интернет - ресурсы.

II.        Планируемые результаты обучения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:        

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

- формирование навыков смыслового чтения  и работы с текстом:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации

- формирование ИКТ-компетентностей обучающихся:

Ученик научится:  

  • входить в информационную  среду образовательного учреждения с помощью учителя. Использовать в своей деятельности контролируемый Интернет;
  • использовать сканеры и принтеры в своей учебной деятельности с помощью учителя;
  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу в ней с помощью учителя;

соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т.д.) с использованием проводных и беспроводных технологий под присмотром учителя.

  • размещать в информационной среде корректные сообщения, комментарии, запросы;

использовать сканеры для воспроизведения текстовой информации.

  • активно и корректно взаимодействовать со всеми пользователями информационной системы  (далее ИС) ОО, представлять результаты  своей деятельности (проектной, творческой) в ИС ОО;
  • использовать сканеры для воспроизведения графической

информации.

Ученик научится:  

  • Осуществлять фотосъемку изображений с помощью учителя в ходе учебного эксперимента.

Осуществлять фиксацию звуков с помощью учителя.

Ученик научится:  

‒        Использовать фиксацию изображений и звуков в ходе проведения эксперимента.

‒        Использовать различные компьютерные инструменты для

обработки цифровых фотографий.

Ученик научится:  

  • Использовать результаты проведенных фиксаций изображения и звука в ходе презентации коллективного проекта.
  • Вставлять готовые цифровые фотографии в систему слайдов.

Ученик научится:  

‒        Вводить текст с элементами десятипальцевого метода печати;

‒        Общеученическим навыкам работы с текстом (подготовка докладов, рефератов);

‒        Выбирать сканируемый объект, его параметры и характеристики;

‒        Вставлять диаграммы, блок-схемы, рисунки в текстовый

документ в соответствии с его смыслом и содержанием.

Ученик получит возможность научиться:

‒        Вводить текст с элементами десятипальцевого метода печати на русской и латинской клавиатуре, работать с текстом (подготовка докладов, рефератов).

Ученик научится:  

  • Использовать микрофон во время выступления с помощью

учителя.

‒        Использовать звуковые и музыкальные редакторы для

воспроизведения звуков в системе слайдов;

‒        Использовать систему звукоподдержки для выступления перед аудиторией;

‒        Самостоятельно использовать микрофоны во время выступления.

- формирование основ проектной и исследовательской деятельности:

-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;

-видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

•  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

•  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

•  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

•  осознание значимости занятий для личного развития.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект в конце года. Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и  прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

III. Содержание программы

3.1.Содержание

 Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные и театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

IV.Календарно-тематический план.

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Виды деятельности

1

13.09

Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»

1.Общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

2

20.09

Театральная игра «Чем интересна роль»

3

27.09

Разучивание слов к миниатюре, посвящённой Дню учителя  "Школа недалекого будущего"

Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

4

4.10

Подбор мини-сценок к празднику «Королева осени»

 Выразительное чтение. Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли.

5

11.10

 Репетиция сценического этюда «Уборка урожая». Работа над образом.

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли.

6

18.10

Подготовка к празднику «Мамы добрые глаза». Анализ мимики лица. Прически и парики.

На примере литературного материала выражать свое отношение к персонажам. Развивать внимание, память.

7

25.10

Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

8

8.11

Что даёт театральное искусство в формировании личности.

9

15.11

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

10

22.11

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).

11

29.11

Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли.

12

6.12

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

13

13.12

Тренировка ритмичности движений.

14

20.12

Репетиция массовых сцен.

15

27.12

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

16

17.01

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

17

24.01

Актерское мастерство – я и партнер.

18

31.01

Говорим легко, понятно, громко. Репетиции.

19

7.02

Театр – общественное место. Вежливые действия.

20

14.02

Я – предмет.

21

21.02

Я – стихия

22

28.02

Я – животное.

23

7.03

Я - инопланетянин.

24

14.03

Проявление характера персонажа в общении.

25

21.03

Составление программы.

Репетиция сценок, песен, танцев.

Создавать сказочный образ. Развивать воображение, фантазию

26

4.04

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

Развивать воображение, фантазию

27

11.04

Выразительное чтение сказки по ролям. «Новогодний гость».

 Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).

Ознакомление со сценарием

28

18.04

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

Работа с голосом на сцене

29

25.04

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

Репетиция спектакля в декорациях и с музыкой

30

2.05

Сценарий сказки на новый лад «Золушка и 23 февраля»

Рисунок-набросок своего героя.

31

За 09.05

Афиша. Оформление афиш. Общение. Речевые ситуации. Изготовление декораций.

Развитие речевой культуры

32

16.05

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Двигаться под музыку ритмично, в темпе и характере произведения

33

23.05

Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения к миниатюре "А у нас во дворе"

Оформить афишу с необходимой информацией на ней. Общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

34

30.05

Изготовление декораций и костюмов к миниатюре "А у нас во дворе"

Самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа,

используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

Подбирать разные звуки, включать их в игровые импровизации

35

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

Двигаться в заданном ритме.

Создавать пластические импровизации под музыку разного характера

36

Итоговое занятие «На одну ступеньку выше!».

Организовать выступление для учащихся и родителей