календарно-тематического планирования по литературе по программе Меркина
Вариант календарно-тематического планирования по литературе по программе Меркина предназначено для учителей, работающих в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktplit-ra_8_klassmerkin.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _________Я.В.Пономарёва Протокол №___ от________ | «Согласовано» Заместитель директора по УМР______Л.В. Постных ______________________ |
Календарно-тематическое
планирование
уроков литературы
в 8 А,Б классе
- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы
- Государственный стандарт общего образования.
- Учебник Г.С.Меркин,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.
Количество учебных часов в неделю – 2
За год
- По программе - 70
- По КТП - 70
Планирование составлено Шумаковой В.Г.
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Элементы содержания | Вид контроля. |
1 | 3.09 | Художественная литература и история. | Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Литература и история; писатель и его роль в развитии литературного процесса; жанры и роды литературы. | Фронтальный общекультурный опрос | |
2 | 8.09 | Исторические народные песни 17 века. "Плач Ксении" | Исторические песни. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. Песни-плачи. Средства выразительности. Нравственная проблематика. Формировать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания, рассмотреть средства выразительности в исторической песне. | Составление словаря одной из исторических песен. | |
3 | 10.09 | Исторические народные песни. "Иван Грозный молится по сыне" | |||
4 | 15.09 | Песни о Степане Разине.Нравственная проблематика. | Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Тематическое своеобразие древнерусской литературы. | План анализа исторической песни Словарь литературоведческих терминов. Формулировка и запись выводов. | |
5 | 17.09 | Солдатские песни 18-19 века. | Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы. | Иллюстрации к произведениям древнерусской литературы. Формулировка и запись выводов. | |
6 | 22.09 | «Житие Сергия Радонежского»: нравственные проблемы житийной литературы. | Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу – основные нравственные проблемы житийной литературы. | Составление таблицы. Наблюдения над лексическим составом произведения. | |
7 | 24.09 | Слово о погибели земли русской. | |||
8 | 29.09 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина («Памятник», «Вельможа»). | Рассмотреть особенности течения литературного процесса XVIII века, познакомить с основными течениями, направлениями. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» - служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений. Познакомить с идейно-художественным своеобразием оды, рассмотреть, как нашли отражение в творчестве поэта факты биографии и личных представлений. Традиции классицизма в лирическом тексте. | Выразительное чтение, запись ключевых слов и словосочетаний. Письменный ответ на вопрос. | |
9 | 1.10 | Н.М.Карамзин. Основные вехи биографии. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. | Познакомить с особенностями личности Карамзина, познакомить с особенностями сентиментализма как творческого метода. | Различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов. Похвальное слово историку и | |
10 | 6.10 | Основная проблематика и тематика повести | Рассмотреть особенности создания образа Лизы. | ||
11 | 8.10 | «Бедная Лиза», новый тип героя, образ Лизы. | Рассмотреть особенности проблематики произведения, нового типа героя в произведении. | писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». | |
12 | 13.10 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. | Краткие сведения о поэтах (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков). Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). | Выразительное чтение стихотворения. | |
13 | 15.10 | В.А.Жуковский.Анализ баллады «Лесной царь». | Художественно-выразительная роль частей речи (местоимений). Поэтическая интонация. | Выразительное чтение. Портреты, репродукции, иллюстрации. Чтение наизусть. | |
14 | 20.10 | В.А.Жуковский.Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. | Работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре, кино. Самостоятельная характеристика | |
15 | 22.10 | К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». | тематики и системы образов по предварительно составленному плану. | ||
16 | 27.10 | Тематическое богатство поэзии Пушкина. | Выразительное чтение. Составление связного рассказа по теме урока. | ||
17 | 29.10 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Проблематика повести: любовь и дружба, любовь и долг. | Проверка ЗУН по характеристике героев, анализу произведений. Просмотр фрагментов фильма и его устная оценка. Анализ авторского | Характеристики литературного героя. | |
2 четверть | |||||
18 | 10.11 | Система образов повести «Капитанская дочка». | Отношения к событиям, формулирование и аргументация собственного мнения. Характеристика исторической повести жанра. | Дорогами Гринёва и Пугачёва (по страницам пушкинской повести и | |
19 | 12.11 | Р.р. «Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»» | Подготовка тезисов. | Уметь создавать письменную сравнительную характеристику 2-х героев | |
20 | 17.11 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»: основные мотивы поэмы | Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы. | Различные виды чтения. Чтение наизусть. Составление цитатного плана. Устное сочинение. Работа с иллюстрациями. | |
21 | 19.11 | Художественная идея поэмы и средства её выражения. Образ-персонаж, образ-пейзаж. | Художественная идея и средства ее выражения. Образ-персонаж, образ-пейзаж. Сюжет и фабула в поэме. Роль вступления и лирического монолога, синтаксиса. Романтические традиции. | «Мцыри – любимый идеал . | |
22 | 24.11 | Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. «Ревизор»: творческая и сценическая история. | Драма как род литературы. Комедия. Своеобразие драматических произведений. Работа с иллюстрациями. Инсценировка. Сценическая история пьесы. Петербург в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | Различные виды чтения и комментирова- ния.Цитатный план. Формулировка тем творческих работ.Подготовка вопросов для обсуждения.Различные виды пересказа.Тезисный план.Дискуссия. | |
23 | 26.11 | Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя. | Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Развитие понятий о юморе и сатире. «Говорящие» фамилии. Фантастический элемент как приём создания комической ситуации. Комический рассказ. | ||
24 | 1.12 | Основной конфликт пьесы «Ревизор» и способы его разрешения. | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Особенности комедии русское чиновничество в сатирическом изображении. Разоблачение пороков. «Говорящие фамилии». | ||
25 | 3.12 | Р.р «Сочинение сопоставительного характера по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»». | Подготовка тезисов. | ||
26 | 8.12 | Р.р. Написание сочинения по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». | |||
27 | 10.12 | И.С.Тургенев. Основные вехи биографии Произведения писателя о любви: «Ася». | И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». Лирическая песня. | ||
28 | 15.12 | Образ Аси. | Тропы и фигуры в художественной стилистике повести. | Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»? | |
29 | 17.12 | Урок развития речи: «Письменная характеристика персонажа повести «Ася»». | Создание характеристики литературного персонажа. | Отработка навыков составления характеристики литературного героя. | |
30 | 22.12 | Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны». | Фольклорные приёмы в поэзии. Песня. Народность (создание первичных представлений). Выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие. Роль глаголов и глагольных форм. | Выразительное чтение наизусть. Составление словаря для характеристики лирического персонажа. | |
31 | 24.12 | «Тройка» Н.А.Некрасова: судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта. | Своеобразие раскрытия лирического переживания героини. | ||
32 | 29.12 | Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…». | Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в стихотворениях «Учись у них…», «Целый мир от красоты». Основные мотивы лирики Фета. | Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. | |
3 четверть | |||||
33 | 12.01 | А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка Своеобразие сюжета. | |||
34 | 14.01 | Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Элементы фольклора в сказке. | |||
35 | 19.01 | Особенности конфликта пьесы-сказки. | |||
36 | 21.01 | Берендеево царство в пьессе А.Н.Островского. | |||
37 | 26.01 | Резервный урок | |||
38 | 28.01 | Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести). | Понятие «автобиографическая проза». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика в идее произведения. | Сопоставление фрагментов повести с иллюстрациями. Выборочный пересказ, составление тезисного плана для сочинения - рассуждения. Анализ нравственных понятий, лежащих в основе рассказа. | |
39 | 2.02 | Становление личности в борьбе против жестокости и произвола в рассказе «После бала». | Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. | Анализ нравственных понятий, лежащих в основе рассказа. | |
40 | 4.02 | Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | Письменный ответ на вопрос, характеристика литературного персонажа. | |
41 | 9.02 | Урок развития речи: «Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по повести «После бала»» | Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | ||
42 | 11.02 | М.Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в «Песне о Соколе». | Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в «Песне о Соколе». Специфика песни. Истинные и ложные ценности жизни. | Различные виды чтения и пересказа. Цитатный план. Сочинение с элементами рассуждения. | |
43 | 16.02 | «Макар Чудра». Проблемы цели и смысла жизни. | Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького. | Знать наизусть отрывок. | |
44 | 18.02 | Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | Неологизмы. Конфликт в лирическом стихотворении. Рифма и ритм в лирическом стихотворении. | Выразительное чтение, чтение наизусть. | |
45 | За 23.02 | Н.А.Тэффи. «Свои и чужие», М.М.Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей». | Литературный анекдот. Юмор. Сатира. Ирония. Сарказм (расширение представлений о понятиях); человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу. | Различные виды чтения и пересказа. Составление словаря лексики персонажа. | |
46 | 25.02 | ||||
47 | 1.03 | Б.Л.Пастернак. Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова…»: тема поэта и поэзии, труд и творчество. | Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова…»: тема поэта и поэзии, труд и творчество. Традиции и новаторство в раскрытии темы. Целостная характеристика стихотворения. | Выразительное чтение.
| |
48 | 3.03 | Д.Б.Кедрин.. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения. | Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения. Художественная идея. | Составление тезисов. Письменная формулировка выводов. | |
49 | За 8.03 | Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовности. | Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения. Художественная идея. | Выразительное чтение наизусть. Сочинение-рассуждение. | |
50 | 10.03 | А.Грин. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». | А.Грин. Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения. | Диспут, дискуссия. Сочинение-рассуждение. | |
51 | 15.03 | А.Грин. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». | А.Грин. Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения. | Диспут, дискуссия. Сочинение-рассуждение. | |
52 | 17.03 | ||||
22.03 | Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». | Различные виды чтения. | ||
53 | 24.03 | Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | Отношение автора к событиям и персонажам. Образ рассказчика. | ||
4 четверть | |||||
54 | 5.04 | Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. | Художественное своеобразие изученных глав поэмы «За далью – даль». Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие поэмы. Дорога и путешествие в эпосе Твардовского. | Различные виды чтения. | |
55 | 7.04 | Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. | Цитатный план. | ||
56 | 12.04 | Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. | Повесть В.Г.Распутина на киноэкране. | |
57 | 14.04 | Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. | |||
58 | 19.04 | Р.р Сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского» | |||
59 | 21.04 | Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» У. Шекспира на русской сцене. | Трагедия (основные признаки жанра). Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Основные признаки трагедии как жанра. Певец великих чувств и вечных тем. Сценическая история пьесы. | История театра. | |
60 | 26.04 | У.Шекспир – певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). | |||
61 | 28.04 | М. Сервантес «Дон Кихот»: основная проблематика . | Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. | Дискуссия. Различные виды пересказа. | |
62 | 3.05 | Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | |||
63 | 5.05 | Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана | Краткие сведения о писателе. Темы , добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Д.Г.Байрон Краткие сведения о писателе. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор. Байрон в России. | Составление тезисов. Письменная формулировка выводов. | |
64 | 10.05 | Дж.Г.Байрон. Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Дж.Г.Байрон в России. | Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского) с более подробной характеристикой одного стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений цикла. | |
65 | 12.05 | Игра «Знатоки литературы» | Тестирование | Тестирование, творческая работа | |
66 | 17.05 | Итоговая годовая контрольная работа | |||
67 | 19.05 | Литературная викторина. | Список книг для летнего чтения | ||
68 | 24.05 | Игра «Что?Где?Когда?» | |||
69 | 26.05 | Рекомендации для летнего чтения | |||
70 | 31.05 | Резервный урок |