календарно-тематического планирования по литературе по программе Меркина

Вариант календарно-тематического планирования по литературе по программе Меркина предназначено для учителей, работающих в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktplit-ra_8_klassmerkin.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель    МО _________Я.В.Пономарёва

Протокол №___ от________

   «Согласовано»

    Заместитель директора

по УМР______Л.В. Постных

______________________

Календарно-тематическое

планирование

уроков  литературы

в 8 А,Б классе

  • Программы   по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы
  • Государственный стандарт общего образования.
  • Учебник                                                                                                                                                                                  Г.С.Меркин,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 2-е изд. – М.:  «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.

 

Количество учебных часов в неделю – 2

За год

  • По программе - 70
  • По КТП -   70

Планирование составлено  Шумаковой В.Г.

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Элементы

содержания

Вид контроля.

1

3.09

Художественная литература и история.

Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Литература и история;

писатель и его роль в развитии литературного процесса;

жанры и роды литературы.

Фронтальный общекультурный опрос

2

8.09

Исторические народные песни 17 века. "Плач Ксении"

Исторические песни. Связь с представлениями  и исторической памятью и отражение их в народной песне.

Песни-плачи. Средства выразительности. Нравственная проблематика.

Формировать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания, рассмотреть средства выразительности в исторической песне.

Составление словаря одной из исторических песен.

3

10.09

Исторические народные песни. "Иван Грозный молится по сыне"

4

15.09

Песни о Степане Разине.Нравственная проблематика.

Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

Тематическое своеобразие древнерусской литературы.

План анализа исторической песни Словарь литературоведческих терминов.

Формулировка и запись выводов.

5

17.09

Солдатские песни 18-19 века.

Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

Иллюстрации к произведениям древнерусской литературы.

Формулировка и запись выводов.

6

22.09

«Житие Сергия Радонежского»:

нравственные проблемы житийной литературы.

Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу – основные нравственные проблемы житийной литературы.

Составление таблицы.

Наблюдения над лексическим составом произведения.

7

24.09

Слово о погибели земли русской.

8

29.09

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина  («Памятник», «Вельможа»).

Рассмотреть особенности течения литературного процесса XVIII века, познакомить с основными течениями, направлениями.

Поэт и государственный чиновник.

Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.

«Памятник», «Вельможа» - служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений.

Познакомить с идейно-художественным своеобразием оды, рассмотреть, как нашли отражение в творчестве поэта факты биографии и личных представлений.

Традиции классицизма в лирическом тексте.

Выразительное чтение, запись ключевых слов и словосочетаний.

Письменный ответ на вопрос.

9

1.10

Н.М.Карамзин.

Основные вехи биографии. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

Познакомить с особенностями личности Карамзина, познакомить с особенностями сентиментализма как творческого метода.

Различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов.

Похвальное слово историку и

10

6.10

Основная проблематика и тематика повести

Рассмотреть особенности создания образа Лизы.

11

8.10

«Бедная Лиза», новый тип героя, образ Лизы.

Рассмотреть особенности проблематики произведения, нового типа героя в произведении.

писателю.

Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

12

13.10

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

Краткие сведения о поэтах (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков). Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Выразительное чтение стихотворения.

13

15.10

В.А.Жуковский.Анализ баллады «Лесной царь».

Художественно-выразительная роль частей речи (местоимений).

Поэтическая интонация.

Выразительное чтение.

Портреты, репродукции, иллюстрации.

Чтение наизусть.

14

20.10

В.А.Жуковский.Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

«Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре, кино.

Самостоятельная характеристика

15

22.10

К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

16

27.10

Тематическое богатство поэзии Пушкина.

Выразительное чтение.

Составление связного рассказа по теме урока.

17

29.10

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Проблематика повести: любовь и дружба, любовь и долг.

Проверка ЗУН по характеристике героев, анализу  произведений.

Просмотр фрагментов фильма и его устная оценка. Анализ авторского

Характеристики литературного героя.

2 четверть

18

10.11

Система образов повести «Капитанская дочка».

Отношения к событиям, формулирование и аргументация собственного мнения. Характеристика исторической повести жанра.

Дорогами Гринёва и Пугачёва (по страницам пушкинской повести и

19

12.11

Р.р.  «Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Подготовка тезисов.

Уметь создавать письменную сравнительную характеристику 2-х героев

20

17.11

М.Ю.Лермонтов.

«Мцыри»: основные мотивы поэмы

Кавказ в жизни и творчестве поэта.

«Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы.

Различные виды чтения.

Чтение наизусть.

Составление цитатного плана.

Устное сочинение.

Работа с иллюстрациями.

21

19.11

Художественная идея поэмы и средства её выражения.

Образ-персонаж, образ-пейзаж.

Художественная идея и средства ее выражения. Образ-персонаж, образ-пейзаж. Сюжет и фабула в поэме. Роль вступления и лирического монолога, синтаксиса. Романтические традиции.

«Мцыри – любимый идеал .

22

24.11

Н.В.Гоголь.

Основные вехи биографии писателя.

«Ревизор»: творческая и сценическая история.

Драма как род литературы. Комедия.

Своеобразие драматических произведений.  Работа с иллюстрациями.

Инсценировка.

Сценическая история пьесы.

Петербург в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Различные виды чтения и комментирова-

ния.Цитатный план.

Формулировка тем творческих работ.Подготовка вопросов для обсуждения.Различные виды пересказа.Тезисный план.Дискуссия.

23

26.11

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя.

Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Развитие понятий о юморе и сатире.

«Говорящие» фамилии.

Фантастический элемент как приём создания комической ситуации.

Комический рассказ.

24

1.12

Основной конфликт пьесы «Ревизор» и способы его разрешения.

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.  Особенности комедии русское чиновничество в сатирическом изображении. Разоблачение пороков. «Говорящие фамилии».

25

3.12

Р.р   «Сочинение сопоставительного характера по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»».

Подготовка тезисов.

26

8.12

Р.р. Написание сочинения по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

27

10.12

И.С.Тургенев.

Основные вехи биографии

Произведения писателя о любви: «Ася».

И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

Лирическая песня.

28

15.12

Образ Аси.

Тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Ответ на вопрос: «Почему повесть называется «Ася»?

29

17.12

Урок развития речи: «Письменная характеристика персонажа повести «Ася»».

Создание характеристики литературного персонажа.

Отработка навыков составления характеристики литературного героя.

30

22.12

Основные вехи биографии Н.А.Некрасова.

Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

«Внимая ужасам войны».

Фольклорные приёмы в поэзии.

Песня.

Народность (создание первичных представлений).

Выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие.

Роль глаголов и глагольных форм.

Выразительное чтение наизусть.

Составление словаря для характеристики лирического персонажа.

31

24.12

«Тройка» Н.А.Некрасова: судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта.

Своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

32

29.12

Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета: «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…».

Краткие сведения о поэте.

Мир природы и духовности в стихотворениях «Учись у них…», «Целый мир от красоты». Основные мотивы лирики Фета.

Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

3 четверть

33

12.01

А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Творческая  и сценическая история пьесы «Снегурочка

Своеобразие сюжета.

34

14.01

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Элементы фольклора в сказке.

35

19.01

Особенности конфликта пьесы-сказки.

36

21.01

Берендеево царство в пьессе А.Н.Островского.

37

26.01

Резервный урок

38

28.01

Л.Н.Толстой.

Основные вехи биографии писателя.

«Отрочество» (главы из повести).

Понятие «автобиографическая проза». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика в идее произведения.

Сопоставление фрагментов повести с иллюстрациями. Выборочный пересказ, составление тезисного плана для сочинения - рассуждения.  Анализ нравственных понятий, лежащих в основе  рассказа.

39

2.02

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола в рассказе «После бала».

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа.

Анализ нравственных понятий, лежащих в основе  рассказа.

40

4.02

Приёмы создания образов.

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Письменный ответ на вопрос, характеристика литературного персонажа.

41

9.02

Урок развития речи: «Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по повести «После бала»»

 Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

42

11.02

М.Горький.

Основные вехи биографии писателя.

Свобода и сила духа в «Песне о Соколе».

Основные вехи биографии писателя.

Свобода и сила духа в «Песне о Соколе». Специфика песни. Истинные и ложные ценности жизни.

Различные виды чтения и пересказа.

Цитатный план.

Сочинение с элементами рассуждения.

43

16.02

«Макар Чудра».

Проблемы цели и смысла жизни.

Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького.

Знать наизусть отрывок.

44

18.02

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Неологизмы.

Конфликт в лирическом стихотворении.

Рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Выразительное чтение, чтение наизусть.

45

За 23.02

Н.А.Тэффи. «Свои и чужие»,

М.М.Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей».

Литературный анекдот.

Юмор. Сатира. Ирония.

Сарказм (расширение представлений о понятиях);  человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Различные виды чтения и пересказа.

Составление словаря лексики персонажа.

46

25.02

47

1.03

Б.Л.Пастернак.

Краткие сведения о поэте.

«Мне кажется, я подберу слова…»: тема поэта и поэзии, труд и творчество.

Краткие сведения о поэте.

«Мне кажется, я подберу слова…»: тема поэта и поэзии, труд и творчество. Традиции и новаторство в раскрытии темы. Целостная характеристика стихотворения.

Выразительное чтение.

        

48

3.03

Д.Б.Кедрин..

«Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения.

Краткие сведения о поэте.

«Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения.

Художественная идея.

Составление тезисов.

Письменная формулировка выводов.

49

За 8.03

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору).

Поэт труда, красоты, духовности.

Краткие сведения о поэте.

«Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения.

Художественная идея.

Выразительное чтение наизусть.

Сочинение-рассуждение.

50

10.03

А.Грин.

Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса».

 А.Грин.

Основные вехи биографии.

Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Диспут, дискуссия.

Сочинение-рассуждение.

51

15.03

А.Грин.

Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса».

 А.Грин.

Основные вехи биографии.

Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Диспут, дискуссия.

Сочинение-рассуждение.

52

17.03

22.03

Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: «Фотография, на которой меня нет».

В.П.Астафьев.

Краткие сведения о писателе.

Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: «Фотография, на которой меня нет».

Различные виды чтения.

53

24.03

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Отношение автора к событиям и персонажам. Образ рассказчика.

4 четверть

54

5.04

Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы).

Россия на страницах поэмы.

Художественное своеобразие изученных глав поэмы «За далью – даль».

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие поэмы. Дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Различные виды чтения.

55

7.04

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.

Цитатный план.

56

12.04

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». 

Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Повесть В.Г.Распутина на киноэкране.

57

14.04

Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.

58

19.04

Р.р Сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского»

59

21.04

Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» У. Шекспира на русской сцене.

Трагедия (основные признаки жанра).

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта».

Основные признаки трагедии как жанра. Певец великих чувств и вечных тем.

Сценическая история пьесы.  

История театра.

60

26.04

У.Шекспир – певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

61

28.04

М. Сервантес «Дон Кихот»: основная проблематика .

Краткие сведения о писателе.

«Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа.

Дискуссия.

Различные виды пересказа.

62

3.05

Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

63

5.05

Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана

Краткие сведения о писателе. Темы , добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Д.Г.Байрон Краткие сведения о писателе. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор. Байрон в России.

Составление тезисов.

Письменная формулировка выводов.

64

10.05

Дж.Г.Байрон.

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Дж.Г.Байрон в России.

Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского) с более подробной характеристикой одного стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений цикла.

65

12.05

Игра «Знатоки литературы»

Тестирование

Тестирование, творческая работа

66

17.05

Итоговая годовая контрольная работа

67

19.05

Литературная викторина.

Список книг для летнего чтения

68

24.05

Игра «Что?Где?Когда?»

69

26.05

Рекомендации для летнего чтения

70

31.05

Резервный урок