статья

Сиряк Екатерина Викторовна

Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_ekaterina_1.odt20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Екатерина Викторовна

Ленинградский государственный университет

им. А.С. Пушкина, г.Санкт-Петербург

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент кафедры английской филологии

 факультета иностранных языков

Екатерина Викторовна Абазовик

Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку

В наше время образование ориентировано на компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивую мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, к профессиональному и личностному росту. Формирование компетенций учащихся является одной из наиболее важных проблем образования.

Актуальным представляется поиск ответа на вопрос, как должно происходить формирование учебно-познавательной компетенции ученика, обеспечивающей образование, соответствующее требованиям современности.

 Задача школы сегодня – не давать готовые знания ученикам, а научить их учиться.  Для этого, на смену подходу, ориентированному на знания, приходит компетентностный подход.

А.В. Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловые компетенции - связаны с ценностными ориентирами ученика, умением выбирать установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • Общекультурные компетенции -  духовно-нравственные основы жизни человека, опыт освоения учеником картины мира;
  • Учебно-познавательные компетенции - добывание знаний непосредственно из окружающей действительности;
  • Информационные компетенции - умение пользоваться информацией;
  • Коммуникативные компетенции - умение взаимодействовать с окружающими;
  • Социально-трудовые компетенции - выполнение различных социальных ролей;
  • Компетенции личного самосовершенствования - самопознание и саморазвитие.

Что касается урока английского языка, по стандарту основного общего образования, основной целью является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере познавательной деятельности, которую он осуществляет самостоятельно. Она включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, которая соотносится с реальными познаваемыми объектами. Учебно-познавательная компетенция - одна из важнейших, т.к. эта компетенция определяет интерес учащихся к предмету (в частности к английскому языку), их активность в процессе обучения и самообразования.         Активность учеников в процессе обучения подробно описана в технологии развивающего обучения. Развивающее обучение - это активно-деятельностный способ обучения, основными психологическими принцыпами которого являются: проблемность обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности. Система развивающего обучения подразумевает рост познавательной самостоятельности школьников. Но для этого необходима устойчивая мотивация. Именно поэтому учитель должен использовать на уроке интерактивные методы и формы учебной работы, такие как игра, конференция, проект, проблемная ситуация и другие. Использование таких методов и форм работы разнообразит урок и привлечет внимание учеников. Учителям необходимо делать уроки английского языка интересными и необычными. При планировании уроков необходимо учитывать желания и интересы учеников, как можно чаще обращаться к их жизненному опыту и объяснять, как изученный материал может пригодиться в жизни. Ученикам надо объяснить, что урок английского языка – это не только изучение иностранной речи, но и отличный источник знаний об окружающей действительности. Овладев под руководством учителя приемами познавательной деятельности, ученик может затем самостоятельно применять их в условиях, незаданных обучением.

Важно отметить, что у ученика должна быть достаточно сформирована самооценка. Уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Ученики должны уметь аназализировать свои достижения, в результате чего у них вырабатывается навык рефлексии. Самоконтроль заставляет ребенка думать о своих успехах и проблемах, что делает процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Если ученик понимает стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль, но и самокоррекция.

Детей также необходимо научить не бояться нового, а наоборот, проявлять любознательность к неизвестному, тем самым привить им желание работать, учиться, развиваться самостоятельно, используя все доступные ресурсы. Урок английского языка должен быть опорой для самообразования, саморазвития и самовоспитания личности, а формирование учебно-познавательной компетенции непосредственно на это влияет. Степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата обучения ученика.