Работа над магистерской диссертацией

Яшина Александра Михайловна

Методическая модель освоения концепта "Судьба" в процессе урочной и внеурочной деятельности. Актуальность исследования

Среди различных подходов, ориентированных на описание языка как воплощение культурных ценностей, на наш взгляд, именно лингвокультурологический, разрабатываемый на базе теории концепта и теории языковой личности (Ю.Н. Караулов), обеспечивает принципиально новый подход к описанию русского языка как предмета обучения, предполагающего учет и формирование ценностных ориентаций ученика через слово, живое, «очеловеченное».

Концепт «судьба» относится к базовым концептам русской культуры. Мы бы хотели показать, с одной стороны, его универсальность, с другой – этнокультурную специфику.

Концепт «судьба» интересен возможностью совмещения разноуровневых понятий, на основе которых можно формировать целую систему знаний учащегося. На основе программы по литературе для 5-6 классов через педагогические мастерские можно показать обучающимся развитие концепта «судьба», его постепенную наполняемость новыми смыслами, оттенками, его изменяемость, неоднородность и его вневременное существование. Очень важно обратить внимание детей на возможности слова как кода действительности, как источника знаний, его символичность. Если учащиеся смогут освоить языковые понятия, то они усвоят родную культуру, станут ближе к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_zashchity_temy_dulneva_a_m_1k_tfo.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА ЗАЩИТЫ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ

Дульнева Александра Михайловна

Наименование магистерской программы:
Технологии филологического образования

Предполагаемая тема магистерской диссертации

Методическая модель освоения концепта "Судьба"

Утвержденная тема магистерской диссертации

Методическая модель освоения концепта "Судьба" в процессе урочной и внеурочной деятельности

Ключевые слова (не более 7)

Лингвокультурный концепт, языковая личность, ценностно-языковая картина мира, методическая модель, творческая мастерская, виртуальный  концептуарий

Основной ожидаемый результат (создание методической системы, выработка критериев оценки, проверка эффективности метода обучения, разработка модели, апробация, создание методических рекомендаций, анализ методического сопровождения, разработка технологии обучения и др.)

1. Методическая модель обучения и воспитания обучающихся (5-6 классы) в процессе урочной и внеурочной деятельности на основе лингвокультурного концепта судьба.

2. Система творческих уроков-мастерских для 5-6 классов на основе лингвокультурного концепта судьба.

3. Технология создания виртуального концептуария культуры (модуль «Судьба»).

Адресат ожидаемого результата исследования (школьники, студенты, учителя, преподаватели и др.)

Учителя и учащиеся 5-6 классов

Опытная площадка (для проверки достоверности результатов)

ГБОУ СОШ № 473 Калининского района города Санкт-Петербурга

Описание оценки ожидаемого результата исследования с точки зрения его значимости (теоретической, практической, методической, прикладной и др.)

Творческая мастерская – новый тип подачи материала как на уроках, так и на дополнительных занятиях. Уроки такого формата помогают углубиться в тему, активизируют деятельность учащихся и повышают её эффективность. Мастерские, формирующие слово-образ, несут художественную значимость и ценность для учащихся. Можно проводить все мастерские в рамках программы урочной/внеурочной деятельности, а можно использовать каждую как отдельную самодостаточную модель самостоятельного открытия, изучения предоставляемого учителем материала, на основе которого будет формироваться реальный взгляд на мир.

Наличие исходной базы (предварительная работа по теме)

Ранее мне приходилось работать над созданием творческих мастерских. Проходила курс в АППО, посвящённый созданию мастерских различной типологии. В школе часто с учащимися рассматриваем темы с лингвокультурологической точки зрения.

В магистерской диссертации считаю необходимым раскрыть потенциал педагогических мастерских, рассмотреть различные варианты работы со словом в рамках концепта «судьба».

Основа для создания мастерских: 5 класс

Фольклор, Мифология (Древняя Греция)

И. А. Бунин «Косцы»
И. С. Тургенев «Му-му»

Военная лирика

6 класс

А. С. Грин «Алые паруса»
Н. А. Некрасов «Железная дорога»

Н. С. Лесков «Левша»

Другое (факультативно)

-

Руководитель магистерской диссертации

Доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ

 им. А.И. Герцена - Мишатина Наталья Львовна

Актуальность исследования

Среди различных подходов, ориентированных на описание языка как воплощение культурных ценностей, на наш взгляд, именно лингвокультурологический, разрабатываемый на базе теории концепта и теории языковой личности (Ю.Н. Караулов), обеспечивает принципиально новый подход к описанию русского языка как предмета обучения, предполагающего учет и формирование ценностных ориентаций ученика через слово, живое, «очеловеченное».

Концепт «судьба» относится к базовым концептам русской культуры. Мы бы хотели показать, с одной стороны, его универсальность, с другой – этнокультурную специфику.

Концепт «судьба» интересен возможностью совмещения разноуровневых понятий, на основе которых можно формировать целую систему знаний учащегося. На основе программы по литературе для 5-6 классов через педагогические мастерские можно показать обучающимся развитие концепта «судьба», его постепенную наполняемость новыми смыслами, оттенками, его изменяемость, неоднородность и его вневременное существование. Очень важно обратить внимание детей на возможности слова как кода действительности, как источника знаний, его символичность. Если учащиеся смогут освоить языковые понятия, то они усвоят родную культуру, станут ближе к ней.