ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

EvgeniaMumolina

Статья в которой описыватся ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД  СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulikova.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД  СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Куликова Евгения Викторовна

МОУ «Александровская СОШ»

Учебный предмет "Русский язык" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий

        В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащихся  по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность их «проживания» в детском коллективе.

Результатами освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

К метапредметным результатам относятся  познавательные УУД:

- искать, получать, и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах

(изобразительной, схематичной, модельной); пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д [2, с. 84].

Одним из аспектов изучения слова в курсе русского языка начальной школы является рассмотрение его структуры и возможностей словообразования.

Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано с пониманием особенностей словообразования и словоизменения.

В УМК «Школа 2100» Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Прониной

уже в период обучения грамоте дается необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Учащиеся 1-го класса  наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

Анализ учебного и языкового материала,  представленного в учебниках русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Р.Н. Прониной, показал  возможность  формирования  у младших школьников следующих познавательных  (общеучебных, логических) УУД:

–  искать, получать, и использовать информацию: 

Упражнение 1

– Назовите указанные слова по их значению: играет в шахматы, ездит на велосипеде; пишет портреты; составляет программы (для компьютера); склонен к юмору; распоряжается финансами; плавает с аквалангом. Выделите в полученных словах суффиксы[1, с. 76].

Упражнение 2

– Образуйте названия лиц женского пола от слов из предыдущего задания. Какой суффикс добавляется к основе существительных в этом случае? Как будет выглядеть схема образования таких слов в общем виде?

-ист-□+-к- → ист к- (сущ. женского пола) [1, с. 76].

Упражнение 3

– Замените одним словом:

- уменьшительно – ласкательное к береза;

- роща или лес, состоящий из берез;

- уменьшительно – ласкательно косина;

- ласковое к береза;

- заросли осины;

- гриб, растущий в основном подосиной;

- гриб, растущий в основном под березой; [1, с. 76].

Упражнение 4

– Прочитайте. Найдите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Укажите, от каких слов образованы данные слова.

Мурлышка – забавная кошечка. Она катает мячик лапочкой, гоняется за бабочкой, умывает свою мордочку, греется на солнышке, на крылечке или на лавочке[2, с. 125].

понимать информацию, представленную в разных формах

(изобразительной, схематичной, модельной):

Упражнение 1

– Составьте схему образования всех подобных слов.

Схема выглядит так: сущ. + -ист- → сущ. с обобщенным значением «лицо мужского пола» [2, с. 98].

Упражнение 2

Составьте слова, образованные по следующим моделям:

а) глаг. + -тель- лицо, совершающее действие, названное глаголом;

б) сущ. + -ниц(а) – наименование лица женского пола по лицу мужского пола;

в) сущ. + -ск- - свойственный кому – либо, чему – либо, относящийся к кому – либо, чему – либо[2, с. 120].

 – выполнять логические действия с языковым материалом:

Упражнение 3

– Выберите для каждого слова соответствующее ему значение.

Лесник            Обильно заросший лесом.

Лесистый              Маленький лес.

Перелесок            Тот, кто следит за порядком в лесу.

Лесок               Небольшой участок в лесу, отделенный от леса

                              лужайкой; маленький лес.        

Соедините слово и соответствующее ему значение стрелочкой[1, с. 76].

Предлагаемая работа, на наш взгляд, помогает:

- формировать на основе сведений о морфемах умение не только верно вычленять все значимые части слова, но и определять их значение;

- усовершенствовать порядок разбора слов по составу, включив определение того, от какого слова образованно данное и с помощью какой морфемы;

- толковать значение слова на основе словообразовательных связей;

- формировать умение обнаруживать пары слов, находящихся в отношении словообразовательной мотивации, научить составлять цепочку последовательного словообразования.

Таким образом, в  учебниках «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Р.Н. Прониной , представляющих УМК «Школа 2100»,  имеется достаточное  количество заданий, способствующих  развитию познавательных  универсальных учебных действий  у младших школьников. Работа над словообразовательным материалом, предлагаемая в учебниках русского языка,  позволяет формировать у младших школьников  общеучебные и логические УУД.

Список использованных источников:

1.Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 2-го класса /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О. Р.Пронина.- М.: Баласс, 2012. -176 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.