ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья в которой описыватся ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kulikova.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ РАБОТЕ НАД СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Куликова Евгения Викторовна
МОУ «Александровская СОШ»
Учебный предмет "Русский язык" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащихся по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность их «проживания» в детском коллективе.
Результатами освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
К метапредметным результатам относятся познавательные УУД:
- искать, получать, и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах
(изобразительной, схематичной, модельной); пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д [2, с. 84].
Одним из аспектов изучения слова в курсе русского языка начальной школы является рассмотрение его структуры и возможностей словообразования.
Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано с пониманием особенностей словообразования и словоизменения.
В УМК «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Р.Н. Прониной
уже в период обучения грамоте дается необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Учащиеся 1-го класса наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Анализ учебного и языкового материала, представленного в учебниках русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Р.Н. Прониной, показал возможность формирования у младших школьников следующих познавательных (общеучебных, логических) УУД:
– искать, получать, и использовать информацию:
Упражнение 1
– Назовите указанные слова по их значению: играет в шахматы, ездит на велосипеде; пишет портреты; составляет программы (для компьютера); склонен к юмору; распоряжается финансами; плавает с аквалангом. Выделите в полученных словах суффиксы[1, с. 76].
Упражнение 2
– Образуйте названия лиц женского пола от слов из предыдущего задания. Какой суффикс добавляется к основе существительных в этом случае? Как будет выглядеть схема образования таких слов в общем виде?
-ист-□+-к- → ист к- (сущ. женского пола) [1, с. 76].
Упражнение 3
– Замените одним словом:
- уменьшительно – ласкательное к береза;
- роща или лес, состоящий из берез;
- уменьшительно – ласкательно косина;
- ласковое к береза;
- заросли осины;
- гриб, растущий в основном подосиной;
- гриб, растущий в основном под березой; [1, с. 76].
Упражнение 4
– Прочитайте. Найдите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Укажите, от каких слов образованы данные слова.
Мурлышка – забавная кошечка. Она катает мячик лапочкой, гоняется за бабочкой, умывает свою мордочку, греется на солнышке, на крылечке или на лавочке[2, с. 125].
– понимать информацию, представленную в разных формах
(изобразительной, схематичной, модельной):
Упражнение 1
– Составьте схему образования всех подобных слов.
Схема выглядит так: сущ. + -ист- → сущ. с обобщенным значением «лицо мужского пола» [2, с. 98].
Упражнение 2
–Составьте слова, образованные по следующим моделям:
а) глаг. + -тель- лицо, совершающее действие, названное глаголом;
б) сущ. + -ниц(а) – наименование лица женского пола по лицу мужского пола;
в) сущ. + -ск- - свойственный кому – либо, чему – либо, относящийся к кому – либо, чему – либо[2, с. 120].
– выполнять логические действия с языковым материалом:
Упражнение 3
– Выберите для каждого слова соответствующее ему значение.
Лесник Обильно заросший лесом.
Лесистый Маленький лес.
Перелесок Тот, кто следит за порядком в лесу.
Лесок Небольшой участок в лесу, отделенный от леса
лужайкой; маленький лес.
Соедините слово и соответствующее ему значение стрелочкой[1, с. 76].
Предлагаемая работа, на наш взгляд, помогает:
- формировать на основе сведений о морфемах умение не только верно вычленять все значимые части слова, но и определять их значение;
- усовершенствовать порядок разбора слов по составу, включив определение того, от какого слова образованно данное и с помощью какой морфемы;
- толковать значение слова на основе словообразовательных связей;
- формировать умение обнаруживать пары слов, находящихся в отношении словообразовательной мотивации, научить составлять цепочку последовательного словообразования.
Таким образом, в учебниках «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Р.Н. Прониной , представляющих УМК «Школа 2100», имеется достаточное количество заданий, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Работа над словообразовательным материалом, предлагаемая в учебниках русского языка, позволяет формировать у младших школьников общеучебные и логические УУД.
Список использованных источников:
1.Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 2-го класса /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О. Р.Пронина.- М.: Баласс, 2012. -176 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.