Применение развития критического мышления на уроках литературы
И.Я.Яковлев "Чăваш халăхне" халал сыпăкĕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_literatury.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день!
Я желаю всем
Хорошего дня, хорошей дороги,
хороших идей и хороших людей!
За окном весна. Ей рады все. Давайте и мы посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь улыбка объединяет людей и поднимает настроение. Спасибо всем.
А теперь продолжим работу. А начать я хочу с притчи.
1 слайд
В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково, обе стали как новенькие. Одну из них оставили в углу сарая. Ее жизнь была легкой, никто ей не мешал, и она никому не мешала.
А другую соху крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и повез в поле. Дни и ночи соха поднимала пласты земли, боронила, подружилась с землей и стала красивой и блестящей.
Прошло время, и двум сохам вновь довелось встретиться в сарае. Они с удивлением смотрели друг на друга. Та, что стояла без дела в углу сарая, покрылась ржавчиной. С завистью смотрела она на блестящую подругу и с ревностью спросила:
-Скажи, благодаря чему ты стала такой красивой?
-Подумайте, уважаемые коллеги, а как бы вы ответили на этот вопрос?
-Благодаря труду. Верно. Молодцы!
Вот поэтому приобщение детей к труду и является одной из главных задач учителя.
2 слайд
Еще в 19 веке великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на первый план в учебной деятельности выходит самостоятельное добывание знаний учеником, а не получение их от учителя. Ученики сами должны ставить цели и задачи и искать пути их решения. Чтобы это стало возможным в жизни, большое значение, на мой взгляд, имеет технология развития критического мышления. И сегодня тема моего мастер-класса – «Применение технологии развития критического мышления на уроках чувашской литературы»
Это технология - одна из новых в образовании. Как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить, под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать. Особенностью является то, что учащийся в процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из целей, сам отслеживает свое развитие и определяет конечный результат. Все это ориентировано на развитие вдумчивой работы с информаций, с текстом.
Думать критически ЭТО –
- Проявлять любознательность;
- Использовать исследовательские методы;
- Ставить перед собой вопросы;
- Вскрывать причины и последствия фактов;
- Осуществлять планомерный поиск ответов;
- Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
- Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
- 3 слайд
Согласно этой технологии урок состоит из трех значимых частей:
1.Вызов: его цель - заинтересовать ученика, мотивировать на дальнейшую работу, вызвать ассоциации.
2.Осмысление - получение информации, соотнесение старых знаний с новыми.
3. Рефлексия - размышление, обобщение, систематизация полученных знаний и постановка новых целей обучения.
Далее я хотела бы поработать с вами над различными приёмами, которые используются на тех или иных этапах урока по этой технологии.
4 слайд ( дерево без листьев )
Наступила весна. Оживает природа, прилетели из теплых краев птицы, а деревья…
Вот и этому дереву перед вами предстоит украситься.
5 слайд
Перед вами отрывок из завещания нашего просветителя И.Я.Яковлева чувашскому народу.
Какие слова бы вы поставили на месте пропуска? Прочитайте и подумайте над этим.
Так, какие слова пропущены в тексте? Правильно. Это слова работа, дело Молодцы!
6 слайд ( клоуз - тест)
Обратите внимание: на нашем дереве стали появляться листочки
2. Осмысление- время поиска информации.
7 слайд
Сейчас, пользуясь текстом завещания Ивана Яковлева, составим кластер в виде таблицы, используя эти пропущенные слова. Подберем к ним прилагательные и глаголы.
Существительные | прилагательные | глагол |
Работа Работу Дело работа | Полезна Любимую Большая Бесполезна Маленькая маленькую | Любите Знайте Цените Выполняйте Работать Возвысит Принесет Потеряет |
Слово работа- 3 раза, маленькая-2, любите, цените-2, работать, выполняйте-2
Вот и появилась основная мысль теста: даже самую маленькую работу надо делать с любовью (приклеиваем листок)
8 слайд(кластер)
Наше дерево становится краше.
В тексте есть предложение: «Если работать небрежно, даже самая большая работа будет бесполезна». Как вы это понимаете? (Работа в группах – приём двойного дневника)
Предложение из текста | Мои мысли по этому поводу. (Мое понимание) |
«Если работать небрежно, даже самая большая работа будет бесполезна» |
Этот отрывок из завещания И.Я.Яковлева напоминает народную мудрость-пословицы и поговорки. А вы какие пословицы и поговорки о труде и работе знаете? (Приклеиваем листочки)
9 слайд
3. Рефлексия – обобщение. Чтобы систематизировать материал, предлагаю ещё один приём развития критического мышления – приём фишбоун.
Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или факты и конкретные выводы), в хвосте – формулируемый вывод. Давайте и мы найдём проблему, причины и следствия, вывод в завещании И. Я. Яковлева.
Проблема: как делать так, чтоб труд оказался плодотворным, чтобы труд принёс удовлетворение.
1 факт - работать небрежно.
Следствие - даже самая большая работа не даст результата.
2 факт - работать с любовью.
Следствие - даже самая маленькая работа принесет пользу другим, удовлетворение самому и вызовет уважение других.
Вывод: чтобы труд оказался плодотворным, надо работать с любовью.
10 слайд ( фишбоун)
11 слайд( порядок синквейна)
А перед тем как завершить работу, предлагаю написать синквейн
Технология развития критического мышления
новая, полезная
Развивает, заставляет мыслить трудиться
ТРКМ заставляет работать по-новому
Творчество, мастерство-трудолюбие
12 слайд ( листочек –синквейн)
Жёлтая шляпа - Какие мысли у вас появились?
Белая шляпа.- Какую новую информацию вы получили?
Синяя шляпа- А где это я буду использовать?
13 слайд( листочки 6 шляп мышления)
Посмотрите, каким красивым стало наше дерево, расцвело, приукрасилось. Это весна и ваша работа сделали его таким. Вот так развивает детей технология критического мышления.
Работа по этой технологии приводит к следующим результатам:
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать её коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
- Развитие умения анализировать полученную информацию.
14 слайд
Давайте, свое сердце, мастерство подарим детям, чтобы они успешно учились и развивались.
Вот и мне всегда хочется, чтобы моя работа была интересна и детям, и взрослым,
Спасибо всем за работу!
- Мне нравится (1)
Комментарии
Интересная работа.
Способствует формированию позитивного, уважительного отношения к традициям чувашского народа, воспитывает трудолюбие.