Применение развития критического мышления на уроках литературы

Теплова Регина Семеновна

И.Я.Яковлев "Чăваш халăхне" халал сыпăкĕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день!

Я желаю всем

Хорошего дня, хорошей дороги,
хороших идей и хороших людей!

За окном весна. Ей рады все. Давайте и мы посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь улыбка объединяет людей и поднимает настроение. Спасибо всем.

А теперь продолжим работу. А начать я хочу с притчи.

1 слайд

     В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково, обе стали как новенькие. Одну из них оставили в углу сарая. Ее жизнь была легкой, никто ей не мешал, и она никому не мешала.

     А другую соху крестьянин на следующее  утро погрузил на телегу и повез в поле. Дни и ночи соха поднимала пласты земли, боронила, подружилась с землей и стала красивой и блестящей.

     Прошло время, и двум сохам вновь довелось встретиться в сарае. Они с удивлением смотрели друг на друга. Та, что стояла без дела в углу сарая, покрылась ржавчиной. С завистью смотрела она на блестящую подругу и с ревностью спросила:

-Скажи, благодаря чему ты стала такой красивой?

-Подумайте, уважаемые коллеги, а как бы вы ответили на этот вопрос?

-Благодаря труду. Верно. Молодцы!

Вот поэтому приобщение детей к труду и является  одной из главных задач учителя.

 2 слайд

     Еще  в 19 веке великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

Согласно Федеральному государственному  образовательному стандарту на первый план в учебной деятельности выходит самостоятельное добывание знаний учеником, а не получение их от учителя. Ученики сами должны ставить цели и задачи и искать пути их решения. Чтобы это стало возможным в жизни, большое значение, на мой взгляд, имеет технология развития критического мышления.  И сегодня тема моего мастер-класса – «Применение технологии развития критического мышления на уроках чувашской  литературы»

     Это технология -  одна из новых в образовании.   Как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить,  под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать.    Особенностью является то, что учащийся в процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из целей, сам отслеживает свое развитие и определяет конечный результат. Все это ориентировано на развитие вдумчивой  работы с информаций,  с текстом.

 Думать критически ЭТО –

  • Проявлять любознательность;
  • Использовать исследовательские методы;
  • Ставить перед собой вопросы;
  • Вскрывать причины и последствия фактов;
  • Осуществлять планомерный поиск ответов;
  • Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
  • 3 слайд

Согласно этой технологии урок состоит из трех значимых частей:

1.Вызов:  его цель -  заинтересовать ученика, мотивировать на дальнейшую работу, вызвать ассоциации.

2.Осмысление - получение информации, соотнесение старых знаний с новыми.

3. Рефлексия - размышление,  обобщение, систематизация полученных знаний и постановка новых целей обучения.

     Далее я хотела бы поработать с вами над различными приёмами, которые используются на тех или иных этапах урока по этой технологии.

4 слайд (   дерево без листьев )

Наступила весна. Оживает природа, прилетели из теплых краев птицы, а деревья…

Вот и этому дереву перед вами предстоит украситься.

 5 слайд

  Перед вами отрывок из завещания нашего просветителя И.Я.Яковлева чувашскому народу.

   Какие слова бы вы поставили на месте пропуска? Прочитайте и подумайте над этим.

Так, какие слова пропущены в тексте? Правильно. Это слова работа, дело   Молодцы! 

6 слайд ( клоуз - тест)

Обратите внимание: на нашем дереве стали появляться листочки

2. Осмысление- время поиска информации.

7 слайд

Сейчас, пользуясь текстом завещания Ивана Яковлева, составим кластер в виде таблицы, используя эти пропущенные слова. Подберем к ним  прилагательные и глаголы.

Существительные

прилагательные

глагол

Работа

Работу

Дело

работа

Полезна

Любимую

Большая

Бесполезна

Маленькая

маленькую

Любите

Знайте

Цените

Выполняйте

Работать

Возвысит

Принесет

Потеряет

Слово работа- 3 раза, маленькая-2, любите, цените-2,  работать, выполняйте-2

Вот и появилась основная мысль теста: даже самую маленькую работу надо делать с любовью (приклеиваем листок)

8 слайд(кластер)

Наше дерево становится краше.

В тексте есть предложение: «Если работать небрежно, даже самая большая работа будет бесполезна».  Как вы это понимаете? (Работа в группах – приём двойного дневника)

Предложение из текста

Мои мысли по этому поводу. (Мое понимание)

«Если работать небрежно, даже самая большая работа будет бесполезна»

Этот отрывок из завещания И.Я.Яковлева напоминает  народную мудрость-пословицы и поговорки. А вы какие пословицы и поговорки о труде и работе знаете? (Приклеиваем листочки)

9 слайд

3. Рефлексия – обобщение. Чтобы систематизировать материал, предлагаю ещё один приём развития критического мышления – приём  фишбоун.

Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или факты и конкретные выводы),  в хвосте – формулируемый вывод.  Давайте и мы найдём проблему, причины и следствия, вывод в завещании И. Я. Яковлева.

Проблема: как делать так, чтоб труд оказался плодотворным, чтобы труд принёс удовлетворение.

1 факт -  работать небрежно.

Следствие - даже самая большая работа не даст результата. 

2 факт  - работать с любовью.

 Следствие - даже самая маленькая работа принесет пользу другим,  удовлетворение самому и вызовет уважение других.

Вывод: чтобы труд оказался плодотворным, надо работать с любовью.

10 слайд ( фишбоун)

11 слайд( порядок синквейна)

 

 А перед тем как завершить работу, предлагаю  написать синквейн

Технология развития критического мышления

новая, полезная

Развивает, заставляет мыслить трудиться

ТРКМ заставляет работать по-новому

Творчество, мастерство-трудолюбие

12 слайд ( листочек –синквейн)

Жёлтая шляпа - Какие мысли у вас появились?

Белая шляпа.- Какую новую информацию вы получили?

Синяя шляпа- А где это я буду использовать?

13 слайд( листочки 6 шляп мышления)

 

      Посмотрите, каким красивым стало наше дерево, расцвело, приукрасилось. Это весна и ваша работа сделали его таким. Вот так развивает детей технология критического мышления.

   

    Работа по этой технологии приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать её коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения  анализировать полученную информацию.

 

14 слайд

Давайте, свое сердце, мастерство подарим детям, чтобы они успешно учились и развивались.

    Вот и мне  всегда хочется, чтобы моя работа была интересна и детям, и взрослым,

Спасибо всем за работу!


 

Комментарии

Яковлева Ирина Леонардовна

Способствует формированию позитивного, уважительного отношения к традициям чувашского народа, воспитывает трудолюбие.