Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Цель:
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя: Чтобы правильно выполнить задания группы В, нужно знать правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
- Представления нового материала.
Условия | Вспомогательное условие | Схема предложения | Примеры |
1) Если вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой. | В этом случае между частями предложения можно вставить "а именно" | [ ] : [а именно]. | Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.) |
2) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить и т.д. | В этом случае между частями предложения можно поставить союз что. | [видеть, понимать, знать, сказать и т.д. ] : [ ]. | Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.) |
3) Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой. | В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как. | [ ] : [причина ]. | Через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (Л.) |
- Закрепление полученных знаний.
Разберем примеры из экзаменационных вариантов.
1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Итак, первые два варианта ответа на это задание отпадают: нет таких условий постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Остаются варианты 3 и 4. Проверим третий по следующему алгоритму:
- Предложение сложное или простое? (Найдите грамматические основы!)
(В данном случае их две: отношения установились и взгляд, слово имели смысл.) - Если сложное, проверьте утверждение, данное в третьем варианте ответа. (Да, вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части: между частями предложения можно вставить «а именно»; следовательно, верный ответ 3.
2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
Если вы хорошо запомнили условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, то не можете не заметить, что сразу же отпадают варианты ответов 1, 3, 4. Остается вариант 2. Проверим его: между частями предложения можно вставить союз потому что, следовательно, вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Ответ найден!
4.Работа с учебником. Упражнение …
5. Подведение итогов урока.
Давайте еще раз вспомним, когда в сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие?
6.Домашнее задание. Упр. Стр. правило.
Учитель русского языка и литературы Д.И.Коверина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Цель:
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя: Чтобы правильно выполнить задания группы В, нужно знать правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
- Представления нового материала.
Условия | Вспомогательное условие | Схема предложения | Примеры |
1) Если вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой. | В этом случае между частями предложения можно вставить "а именно" | [ ] : [а именно]. | Это строение отправляло множество разных должностей: тут были и казармы, и тюрьмы, и даже уголовный суд. (Г.) |
2) Если в первой части предложения есть глаголы смотреть, видеть, понимать, слышать, верить и т.д. | В этом случае между частями предложения можно поставить союз что. | [видеть, понимать, знать, сказать и т.д. ] : [ ]. | Я оглянулся и увидел: зайцы снялись и стали удаляться неуклюжими прыжками. (С.-М.) |
3) Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой. | В этом случае между частями предложения можно вставить союз потому что или так как. | [ ] : [причина ]. | Через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (Л.) |
- Закрепление полученных знаний.
Разберем примеры из экзаменационных вариантов.
1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Итак, первые два варианта ответа на это задание отпадают: нет таких условий постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Остаются варианты 3 и 4. Проверим третий по следующему алгоритму:
- Предложение сложное или простое? (Найдите грамматические основы!)
(В данном случае их две: отношения установились и взгляд, слово имели смысл.) - Если сложное, проверьте утверждение, данное в третьем варианте ответа. (Да, вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части: между частями предложения можно вставить «а именно»; следовательно, верный ответ 3.
2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
Если вы хорошо запомнили условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, то не можете не заметить, что сразу же отпадают варианты ответов 1, 3, 4. Остается вариант 2. Проверим его: между частями предложения можно вставить союз потому что, следовательно, вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Ответ найден!
4.Работа с учебником. Упражнение …
5. Подведение итогов урока.
Давайте еще раз вспомним, когда в сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие?
6.Домашнее задание. Упр. Стр. правило.
Учитель русского языка и литературы Д.И.Коверина