рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе 6 класс по учебному комплексу Коровина В.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_6_kl.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Протокол №1 от 2 .08.2015 г. Руководитель кафедры _______ Т.Н. Разумова | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 46/3 - Д от 31.08.2015 Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» ____________ Т.В.Сандина |
учебного курса «Литература»
в 6 классе
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Симонова И.А.
2015
Пояснительная записка
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в моциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами коммента-
рия, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечат-
лений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения рабо-
тать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.
Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Рабочая программа по литературе составлена на основе е федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор - В.Я. Коровина) и учебника «Литература. 6 класс»(ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др М., «Просвещение» 2014). Согласована с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательно-
го процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 6 классе выделяется 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В ходе изучения материала планируется проведение 6 контрольных работ. Изучение учебного курса завершается проведением промежуточной аттестации в форме контрольной работы по всем темам учебного курса в текущем году.
В учебнике-хрестоматии даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Учебник снабжён фонохрестоматией.
Особенности рабочей программы.
Преимуществами данной программы можно считать следующее:
- В программу включены важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мёртвой царевне…»; И.С. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключённые из многих альтернативных программ;
- Включение в программу произведений писателей Русского зарубежья и других художественных текстов, необходимых для учащихся того или иного возраста, расширяющих их читательский кругозор и обогащающих их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы;
3) сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение. С этой целью используется учебно-методический комплект
Цель программы: приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство, МХК.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;
- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Тематическое планирование
Раздел, тема | количество часов | ||
общее | из них | ||
сочинения | контрольные работы, тестирования | ||
1.Литература как художественное отражение жизни | 1 | - | - |
2.Устное народное творчество | 2 | - | - |
3.Из древнерусской литературы | 1 | - | - |
4. Русская басня | 3 | - | - |
5 .Из русской литературы XIX века | 29 | 2 | 3 |
6. Из русской литературы XX века | 4 | - | - |
7. Произведения о Великой Отечественной войне | 10 | 2 | 1 |
8. Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | 4 | - | - |
9. Мифы Древней Греции | 4 | - | 1 |
10.Зарубежная литература | 10 | 1 | |
Итого | 68 | 4 | 6 |
Содержание учебного курса.
ВВЕДЕНИЕ. (1 Ч) Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 Ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 Ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
РУССКАЯ БАСНЯ (3 Ч)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (4 Ч)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне (10 Ч)
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века (4 Ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (4 Ч)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 Ч)
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов |
Вид занятия | Виды самостоятельной работы |
Дата по плану | Дата по факту |
Введение (1 ч) | ||||||
1. | Литература как художественное отражение жизни | 1 | Вводный урок | Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли» | ||
Устное народное творчество (2 ч) | ||||||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | 1 | Комбинированный урок | Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен | ||
3 | Пословицы и поговорки | 1 | Комбинированный урок | Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Наговорился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка» | ||
| Из древнерусской литературы (1 ч) | |||||
4 | Древнерусская литература «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Комбинированный урок | Составить таблицу «Особенности ДРЛ» | ||
| Русская басня (3 ч) | |||||
5 | И.И.Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. | Комбинированный урок | Подготовить выразительное чтение басен, письменно отразить их мораль. | |||
6 | И.А.Крылов. «Листы и корни». «Ларчик» Роль власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | Урок - практикум | Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует баснописец, чтобы передать мораль басни? | ||
7 | И.А.Крылов «Осёл и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | 1 | Комбинированный урок |
Подготовить выразительное чтение басен. | ||
| Произведения русских писателей XIX века (29ч) | |||||
8 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | Урок - конкурс | Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты? | ||
9 | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. | 1 | Урок-практикум | Научиться рифмовать по определённым размерам стиха. | ||
10 | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворениях поэта. «И.И.Пущину» | 1 | Комбинированный | Письменный ответ на вопрос: «Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворению?» | ||
11 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина» | 1 | Урок - семинар | Индивидуальные сообщения по теме | ||
12 | А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. | 1 | Урок- беседа | Подготовиться к определению своего отношения к героям романа | ||
13 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | Урок - практикум | Определить композицию романа в письменном виде | ||
14 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | Урок-практикум | Письменные ответы на вопросы учебника | ||
15 | Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Урок развития речи | Работа над планом сочинения | ||
16 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | Урок контроля ЗУН | Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек? | ||
17 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи» | 1 | Урок - семинар | Ответить на вопросы: какое впечатление произвело на вас чтение актером стихотворения? Групповые задания: проследить, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актера, когда он читает | ||
18 | Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес» и др. | 1 | Комбинированный | Ответить на вопрос: почему мастер художественного слова, читающий стихотворение, делает долгую паузу перед словами «Одиноко / Он стоит, задумался глубоко...»? Выразительно прочитать стихотворение. Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям | ||
19 | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | 1 | Урок- семинар | |||
20 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | 1 | Комбинированный урок | Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актера? Как можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями? Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям?Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений. | ||
21 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | Урок - практиум | Групповые задания: определить средства художественной выразительности в произведении, объяснить их роль. | ||
22 | Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике поэта. | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | ||
23 | Ф.И.Тютчев «Листья» | 1 | Урок - практикум | Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. Определить элементы фабулы? | ||
24 | А.А.Фет. Природа как воплощение прекрасного в стихотворениях автора. | 1 | Урок - практикум | Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу («Ель рукавом мне тропинку завесила...»)? Чему призывает учиться поэт «у дуба, у березы»? | ||
25 | А.А.Фет. Переплетение и взаимодействие тем любви и природы. | 1 | Урок - практикум | Составить таблицу «Любовь и природа у А.А. Фета» | ||
26 | Р/Р. Психологизм гармоничность и музыкальность в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 1 | Урок развития речи | Работа над сочинением | ||
27 | Н.А.Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | Урок -беседа | Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А. Некрасове: какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве | ||
28 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Урок - практикум | Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвертый абзацы): стилизация под народную речь. | ||
29 | Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка» Трехсложные размеры стиха | 1 | Урок-практикум | Чтение по ролям | ||
30 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова и И.С.Тургенева. | 1 | Урок контроля ЗУН | Выполнение контрольной работы | ||
31 | Н.С.Лесков «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | 1 | Комбинированный | Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике. Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?Ответы на вопросы учебника. | ||
32 | Контрольная работа по итогам первого полугодия | 1 | Урок контроля ЗУН | Выполнение контрольной работы | ||
33 | Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Урок-практикум | Ответить на вопросы: как Левша держит себя при разговоре с царем; почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию? Сравнить императора Александра с императором Николаем; казачьего генерала Платова и императора Александра: каково авторское отношение к героям?тветы на вопросы. | ||
34 | Н.С.Лесков «Человек на часах» | 1 | Комбинированный | Ответить на вопросы учебника | ||
35 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. | 1 | Комбинированный | Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. | ||
36 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века:Я.П.Полонского Е.А.Баратынского А.К.Толстого | 1 | Комбинированный | Проиллюстрировать понравившееся стихотворение | ||
| Литература XX века (4 ч) | |||||
37 | А.И. Куприн «Чудесный доктор» | 1 | Комбинированный урок | Ответить на вопросы учебника. | ||
38-39 | А.С. Грин. «Алые паруса» Победа романтической судьбы. | 2 | Урок-практикум | Придумать рассказ по рисункам | ||
40 | А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. | 1 | Урок - практикум | Письменный ответ на вопрос | ||
| Произведения о Великой Отечественной войне (10 ч) | 1 | Комбинированный | |||
41 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины...», Д.С. Самойлов «Сороковые» | 1 | Урок-конференция | Индивидуальные доклады по биографии писатлей-фронтовиков | ||
42 | А.А.Лиханов «Последние холода». Дети и война. | 1 | Комбинированный | Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Тестирование | ||
43 | В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. | 1 | Урок - беседа | Ответить на вопросы: почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним? Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивного коня с розовой гривой»? | ||
44 | В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой. Особенности народной речи в произведении. | 1 | Урок развития речи | Сочинение | ||
45 | В.Г.Распутин «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | 1 | Урок- семинар | Письменные ответы на вопросы учебника | ||
46 | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» | 1 | Урок - практикум | Ответить на вопросы: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Кто прав в споре «о педагогических принципах»: учительница или директор школы? Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чем смысл посвящения и предисловия? | ||
47 | Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина» | 1 | Урок развития речи | Работа над сочинением | ||
48 | В.М. Шукшин Рассказ «Критики» | 1 | Комбинированный урок | Ответить на вопросы. Анализ произведения. | ||
49 | Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 | Комбинированный | Ответить на вопросы: что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла»? Можно ли утверждать, что рассказ Ф. Искандера - произведение юмористическое? | ||
50 | Тестирование по творчеству Лескова, Чехова, Астафьева Куприна, литературе Вов. | 1 | Урок - контроля ЗУН | Выполнение теста | ||
| Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. (4 ч) | |||||
51 | А.А.Блок «Летний вечер» С.А.Есенин «Пороша» и др. | 1 | Урок-концерт | Выразительное чтение стихотворений | ||
52 | А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | Урок - семинар | Письменный анализ стихотворения | ||
53 | Н.М. Рубцов «Звезда полей» | 1 | Урок - семинар | Анализ стихотворения «Звезда полей» | ||
54 | К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…» Г.Тугай «Родная деревня» | 1 | Урок - практикум | Ответить на вопросы учебника | ||
| Мифы Древней Греции (4 ч) | |||||
55-56 | Подвиги Геракла. Понятие о мифе. | 1 | Комбинированный | Названия каких планет солнечной системы, звезд и созвездий, известных вам, взяты из античной мифологии? Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла? | ||
57 | Геродот «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | Урок - семинар | Составление таблицы «Миф и сказка» | ||
58 | Тест по теме «Мифы Древней Греции» | 1 | Урок контроля | Тестирование | ||
| Произведения зарубежных писателей (10 ч) | |||||
59-60 | Гомер «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 2 | Комбинированный урок | В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга? Рассказ о приключениях Одиссея: миф или легенда? | ||
61-62 | М.Сервантес «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 2 | Комбинированный урок | Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? Сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чем проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство? | ||
63 | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства и чести. | 1 | Урок - семинар | Вопросы и задания литературной викторины | ||
64 | П.Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | 1 | Урок - семинар | Индивидуальные доклады по биографии и творчеству П. Мериме | ||
65-66 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 2 | Урок - семинар | Ответить на вопрос: какая связь прослеживается между жизнью писателя и этим произведением? | ||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля ЗУН | Выполнение контрольной работы | ||
68 | Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» | 1 | Участие в празднике-викторине | |||
Итого: | 68 | 10 |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета.
Перечень оборудования | Наименования |
Технические средства | Мультимедиа, ,колонки, удлинитель, ноутбук, экран |
Раздаточный материал | РМ по 5-9 классы |
Таблицы по русскому языку | Согласно разделам и темам |
Библиотека кабинета | Учебники, худ.литература, словари |
Медиотека, презентации по темам курса | Указаны на сайте |
Учебно-методическое обеспечение.
Печатные издания.
Для учителя:
Авторская программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. –М.: Просвещение, 2009.
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.