внеклассный урок "Пришла Весна!

Трушкова Оксана Николаевна

- Шумбратада, шабат!!! (здравствуйте, дети)

-Озада.

-Шабат, корхтатама мокшекс.

Дежурнайсь азсы ,кодама тячи шись? (тячи шись…)

-А исяк кодамоль шись? (исяк ульсь….)

-А ванды кодама ули? (ванды ули …)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklasnyy_urok.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс

«Лучшая методическая разработка урока,

внеклассного мероприятия

учителя мордовского

(мокшанского, эрзянского) языка»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 «Сась Тундась»

«Пришла Весна»

Автор: Трушкова Оксана Николаевна

учитель мокшанского языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №38»

Цели:      

-познакомить учащихся с новыми словами;

-научить выразительному чтению;

-отработать правильное произношение слов и лексических конструкций;

-развивать внимание, память, мышление;

-умение работать с текстом;

-научить детей применять слова в реальной жизни;

-привить интерес к национальной культуре посредством мокшанского языка;

-воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

Оборудование к уроку: карточки с новыми словами, плакат с изображением дерева, лепестки цветов, листья деревьев, магнитная доска, презентация, проектор.

Урок проводился в 3Б классе. В классе 28 учащихся, из них – мальчиков – 14, девочек – 14. У учащихся в данном классе хорошая мотивация на изучение мокшанского языка.

На уроке были реализованы следующие принципы:

принцип доступности обучения.

Каждый вид наглядности использовался для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка монологического высказывания.

Принцип систематически и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался, был правильный переход от простых заданий к сложным.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов.

Развитие учащихся на уроке осуществлялось, в полной мере были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие.

Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии. Дети были довольны уроком.


Темась: Сась тундась

Ход урока

(слайд1)

-Кулеськ звонокть, ушедсаскь урокть.

Ι. Организационнай моментсь.

- Шумбратада, шабат!!! (здравствуйте, дети)

-Озада.

-Шабат, корхтатама мокшекс.

Дежурнайсь азсы ,кодама тячи шись? (тячи шись…)

-А исяк кодамоль шись? (исяк ульсь….)

-А ванды кодама ули? (ванды ули …)

-Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, они пришли послушать вас, чему мы научились за год. Не стесняйтесь, отвечайте как обычно на уроках мокшанского языка.

( Стук в дверь)

-Ребята, кто там? Мы, наверное, кого–то забыли? Давайте спросим по мокшански.

Все спрашивают. Кие тоса? Кто там?

(слайд2)

( Выходит весна. Играет музыка.)

-Шумбратада, шабат!!! Тя мон тундась. Весна красна.

(Весна рассказывает стихотворение по мокшански).

Ловнять тюсоц олай,

Лядсь тундати вакс,

Тячи-ванды солай,

Арай шудерькскакс.

Шудерьскясь туй ласькозь,

Эрьгя-вий прдай.

Ляйнять мархта васьфти,

Сянди ктмордай.

Васьфтихть акат-сазорхт,

Кеподи шум эйсь,

И мянь вирень азорсь

Танцти онцта стяй.

Учитель. Весна, какая ты молодчина, что пришла к нам на урок.

ІΙ. Од материалть объясняндамац

Ребята, а кто догадался какая тема сегодняшнего урока. Верно, ребята тема нашего урока так и называется « Сась тундась» (Пришла весна).

-(Говорит Весна)  Ребята, давайте познакомимся. Я Весна – тундась.

(Весна спрашивает у детей) Тон кият? Кода тонь лемце?

Учитель: Весна, а с чем ты к нам пришла?

Весна; Я к вам пришла со своими первыми цветочками.

Кто из вас скажет, какого цвета они, мои первые цветочки? (по мокшански)

(слайд3)

Учитель: Весна, а еще ты с чем к нам пришла?

Весна: А еще я к вам принесла новые слова про весну. (Чтение новых слов с доски)

Ребята, давайте запишем новые слова в словарик.

(слайд4)

-А теперь вместе с Весной произносим, выучим произношение новых слов) – читают вслух

 Эжди – греет

Шинясь –солнышко

 Тиихть - делают

Няеви – виднеется

Васток – васток- местами

Шудерькст – ручьи

Шудихть – текут

Нармоттне – птицы

Тунда – весна

Сась – пришла

Солась – растаял

Пиза – гнездо

-Весна:-Молодцы, ребята! А может кто- нибудь из вас  прочитает мне стихотворение на мокшанском языке?

1.А тундась аф сиреди,

Кошардсь атямть торама.

Сон поэттнень серьгяди

Тага моронь морама.

2.Кеподсть лямбе врматне

Эрь ульцяса-куроса.

Стихса кштима кармасть ни

Од поэттне курокста.

3.Лиихть валсна седиста,

Кода нармотть воляняс.

Сидеста, пяк сидеста

Морайхть сиде моронят.

-Ребята, какие вы молодцы. Вы столько слов знаете по мокшански, стихотворения хорошо рассказываете. Мне с вами было так интересно, но у меня еще столько дел, надо посетить еще много школ. А главное получить посох у зимы и вступить в свои законные права.

-Учитель: Ребята, понравилась вам Весна? (Да)

Давайте и на следующий год попросим Весну, чтобы она снова пришла к нам на урок

(Ученики по мокшански )

-Тунда, сашентт урокозонк (Весна уходит)

 Ну а мы продолжаем наш урок. Давайте дальше будем говорить о весне, уже без весны.

Ребята, когда приходит весна, что происходит вокруг нас, как меняется природа? (Ответы детей)

ІΙІ. Картинкатнень коряс работамась

(слайд5)

-Посмотрите внимательно на доску. Что мы видим? Какое предложение можем составить на русском языке? (Ответы детей)

-А как это же предложение скажем на мокшанском языке?

( На доске и на компьютере картинки о весне. Дети читают и переводят на мокшанский язык)

 Птицы прилетели с теплых стран

Нармоттне састь лямбе ширде.

(слайд6)

Текут ручьи.

Шудихть шудерькст.

(слайд7)

Дети вышли на улицу.

Шабатне листь ульцяв.

(слайд8)

Солнышко греет.

Шинясь эжди.

(слайд9)

Тает снег.

Солай ловсь.

(слайд10)

ΙV. Физкультминутка.

Сась тундась,

Сась тундась.

Ловнясь авардезь юмась.

Шинясь кармась лисема,

Нармонятне лиема.

Масторняскя пижелгодсь,

Лопанятне либоргодсть.

Шуфтонятне акшелгодсть.

V. Од материалть кемокстамац

-Весна ребята, удивительное время года. Весна это символ пробуждения природы, символ пробуждения новой жизни. Много радости приносит людям весна. Весна это просто очаровательная пора.

А сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте разгадать. Запишем в тетрадь отгадку на мокшанском языке.

(слайд11)

- Тает снежок,

- Ожил лужок.

- День прибывает.

- Когда это бывает?

(Весна-Тунда).

(слайд12)

VІ. Работа с учебником.

А тяни работатама учебникть мархта стр. 89. Упр.. 1. Прочитаем и переведем

Сась тундась. Менельсь сенем. Шись пяк валдопты и эжди. Ушеса лямбе. Ловсь солась. Шудихть шудерькст. Шабатне шудерькскава ноляйхть венчкат.

Пришла весна. Небо синее. Солнышка очень светит и греет. На улице тепло. Тает снег. Текут ручьи. Дети по ручейку пускают кораблики.

(слайд13)

А теперь ребята поиграем «Шуфтонь лопат». Весной все деревья одеваются в листочки и мы с вами нарядим наше ДЕРЕВЦЕ. У вас у всех на парте по листочку, вы называете слово на мокшанском языке и перевод этого слова, если правильно сказали, то листочек закрепляете на дерево. Слова говорите любые которые вы знаете. Только старайтесь не повторяться. (называть слова по мокшански).

-Говорят, что весна это утро года. Почему? (потому что все вокруг пробуждается).

Вспомните, отчего вы утром просыпаетесь? (будильник зазвенел, солнышко заглянуло в окошечко, мама разбудила)

-А как вас мама утром будит? (дотрагивается и ласково целует)

-А как весна будит природу? (солнце ярче греет, тает снег, текут ручьи, прилетают из теплых стран птицы).

-А какие приметы весны вы знаете? Дети называют какие приметы знают)

VΙІ. Прочитать с доски и перевести на мокшанский язык.

(слайд14)

- Увидал скворца – весна у крыльца.

НЯЕТЬ ПСЬМАР ТУНДАСЬ КРЫЛЕНЦЕ ЛАНГСОТ

- Февраль силен метелью, а март – капелью.

ФЕВРАЛЬСЬ ВИШКЕ БУРАНЦА – А МАРТСЬ ВЕДЬ ПУТЬКОНЯСА

-Ранний прилет грачей и жаворонков – к первой весне.

КДА РАНА САЙХТЬ ГРАЦЬНЕ И ПАКСЕНЬ ЦЁФКСТ ТУНДАСЬ УЛИ ЛЯМБЕ

-Рано возвратились с юга грачи на теплую весну.

РАНА САСТЬ ЛЯМБЕ ШИРДЕ ГРАЦЬНЕ ЛЯМБЕ ТУНДАТИ

Учитель: Весной, ребята, действительно нас так ласково целует солнышко-греет, не зря весеннюю любовь сравнивают с материнской любовью. Давайте послушаем песню « Тядянязе»

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ

(слайд15)

-Ребята, мы сегодня столько говорили о весне и новые слова узнали, их нам весна принесла. Давайте попробуем составить небольшие предложения о весне. (Узнать пропущенное слово)

(слайд16)

Ётась ……… . Сась …….. . Лямбоняста эжди …….. . Васток- васток няеви ……  модась. Шудихть …… . Састь лямбе ширде …. . Синь тиихть …. .

(тялось.  тундась. шинясь. равжа. шудерькст. нармоттне, пизот.)

Как действительно красиво у нас весной. Земля сбрасывает свое снежное одеяло, пробуждается от зимней спячки. Цветет сирень, черемуха, весной в воздухе пахнет цветочным ароматом.

- Ребята, а как называется то место где вы родились, где живете, ходите в школу? (Шачем шире. Малая родина)

-А как называется наша малая Родина? (Саранск ош)

(слайд17)

- А мне хотелось прочитать стихотворение собственного сочинения о своей Малой Родине.

Коса афоль уле ломанць,

Аф юкстасы шачем вастонц.

Тюжя вирьхнень колга ононц,

Коза сидеста сон сашендсь.

Кели паксятнень, лугатнень,

Конат нормальда сонь аннезь,

Оцю перетнень и саттнень,

Конат якстерь марьснон казендсть.

Аф юкстасы сире веленц,

Коза афоль вяте яноц.

Мяляфты эсь шачем кяленц.

Кельгом тядянц лямбе валонц.

-А какой еще праздник отмечаем весной в мае?( 9 мая).

(слайд18)

-В этом году, ребята, исполняется 70 лет как наша с вами страна освободилась от немецко -фашистских захватчиков. Наши с вами деды, прадеды боролись за наше светлое будущее, за Россию, за наше счастье, за мирное небо над головой. Многие из них не вернулись с поля боя.

(слайд19)

-Ребята как можно не любить такой красивый, могучий мордовский язык. Язык на котором говорят ваши деды, бабушки, мамы, папы. Как можно не любить язык нашей малой Родины. А сколько знаменитых людей вырастила мордовская земля скульптор  (слайд20)С. Эрьзя, сказительница Кривошеева, художник Сычков, артистка Нина Кошелева и мн . др.

А как красиво в своих песнях сочинениях воспевают наш мордовский язык. Давайте и мы с вами будем любить и беречь материнский наш родной язык, язык нашей малой Родины. Послушаем Песня «Шачем крайняй» в исполнении Бахметьевой Жанны

(слайд21)

-А теперь проверим, как знают ваши гости мокшанский язык. Разделимся на 2 команды, команда гостей и команда детей. Задание: Из лепестков собрать цветок. Гости называют по мокшански диких животных, а дети домашних животных.

Молодцы

(слайд22)

VΙІΙ. Подведение итогов.

-Мы сегодня с вами узнали столько новых слов, все активно работали. А тяни шабат, лятфтасаськ мезень колга корхтаме? Назовите по мокшански новые слова.

Игра: Достаем слово из коробочки, читаем, переведем.

Домашнее задание: Выучить слова, нарисовать «Весну»

- Она придет добавит желтой краски

Зеленым разукрасит не спеша.

Преобразится все вокруг, как в сказке

И оживет и запоет душа.

И я желаю, чтоб у всех здесь присутствующих на душе всегда была бы Весна.

- Уроксь аделавсь. Стяда. Оду васедемозонк.

(слайд23)

Список используемой литературы:

  1. Мокшанский язык. 3 класс: второй год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. – 105 с.
  2. Якстерь тяштеня (Красная звездочка) №5 2015г.
  3. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом / А. И. Исайкина. – Саранск, 2006г.