Рабочая программа элективного курса «Мордовские традиции» в 5 классе
Этнокультурное образование в Республике Мордовия является приоритетным направлением воспитания школьников, оно способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Введение этнокультурного материала на уроках и во внеурочной работе с учащимися формирует у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, за его мастерство, трудолюбие, за свою малую родину и за своё Отечество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании кафедры зам. директора по НМР Директор МОУ «СОШ
руководитель кафедры __________ Т.В.Верижникова с углубленным изучением
_________В.М.Гудкова « »_________________2014г отдельных предметов №38»
Протокол №
« »____________2014г ____________С.И. Лазарев
« »______________ 2014
Рабочая программа
элективного курса «Мордовские традиции»
в 5 классе
Составитель: Трушкова О.Н.
учитель мокшанского языка
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов №38»
г.о. Саранск
2014
Пояснительная записка
Этнокультурное образование в Республике Мордовия является приоритетным направлением воспитания школьников, оно способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Введение этнокультурного материала на уроках и во внеурочной работе с учащимися формирует у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, за его мастерство, трудолюбие, за свою малую родину и за своё Отечество.
Программа элективного курса «Мордовские традиции» предназначена для учащихся 5 классов общеобразовательных учебных заведений, изучающих мордовские (мокшанский, эрзянский) языки. Курс рассчитан на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный курс призван вызвать живой интерес учащихся к мордовским традициям, через осмысление историко-культурных сведений, рассмотрение нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать духовную культуру, овладеть семейными обрядами и традициями мордовского народа.
Содержанием курса является моления, которые представлены норме народной этики и права. В них последовательно раскрывается характерное для традиционного менталитета представление о мире, функционировавшем в пределах циклической хронологической константы протяженностью один год с четырьмя постоянными составляющими (временами года). Традиции и обычаи являются действенным средством национального воспитания, приобщения молодежи к культуре своего народа.
Мордовские традиции с древнейших времен являются важным компонентом образа жизни народов, в том числе, их правосознания, способствуя реализации системы обычного права, эффективности его регулятивной и охранительной функций.
Человек с раннего детства, еще не осознано принадлежит некоторой культуре общности, основанной на определенных стереотипах. Определенной национальной спецификой обладает и мировоззрение каждого народа, отношение к отдельным фактам истории, общественной жизни. Чтобы приобщение к другой культуре не отчуждало человека от родной культуры, не ослабляло национального чувства, оно должно твердо базироваться на основе родной национальной культуре.
Религиозные верования с древнейших времен являются важным компонентом образа жизни народов, в том числе, их правосознания, способствуя реализации системы обычного права, эффективности его регулятивной и охранительной функций.
Актуальность изучения традиционных обычаев и праздников мордвы, объясняется необходимостью сохранения самобытности данной культуры в многонациональном мире.
Цель курса – изучить традиционную культуру мордовского народа;
- воссоздание интереса к национальной культуре; осознание необходимости сохранить традиционные праздники, традиции и обычаи;
- воспитание нравственных качество школьников: любовь к малой родине, природе, своему народу;
- уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам,
- формирование навыков научно-исследовательской работы, творческого подхода к данной деятельности.
Данный курс предполагает реализацию следующих задач:
- формировать интерес к духовной культуре мордвы;
- развивать и совершенствовать мордовские традиции;
- развивать образное мышление учащихся через понимание традиций, обычаев и обрядов;
- развивать творческое воображение учащихся, формировать умение воссоздавать и рисовать словесную картину семейных обрядов мордвы;
- расширять кругозор средствами литературы в области национальной проблематики, истории и культуры мордовского народа.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны уметь:
-определять тему, главную мысль обряда мордвы;
-высказывать своё отношение к традициям, эмоционально переживать обряды;
-находить составляющие, из которых складывается мордовские традиции.
Учащиеся должны знать:
- мордовские традиции, верования и обряды, семейные традиции (по содержанию программы).
Содержание учебного курса
Тематический аспект
№п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение в курс «Мордовские традиции» | 1 |
2 | Верования и обряды мордвы | 6 |
3 | Человеческая жизнь: от рождения до старости | 14 |
4 | Искусство рукоделия | 3 |
5 | Вещи, которые нас окружают | 3 |
6 | Традиционные праздники современной мордвы | 6 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно – тематический план
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Обязательные результаты обучения | дата | |
план | факт | ||||
1 | Введение в курс «Мордовские традиции» | 1 | Цель: познакомить с курсом «Мордовские традиции» | ||
Верования и обряды мордвы | 6 | Цель: познакомить с мордовскими божествами, молениями каждому мифологическому божеству. | |||
2 | Ведява. Моления. | 1 | |||
3 | Вирява. Моления. | 1 | |||
4 | Паксява. Моления. | 1 | |||
5 | Юрхтава. Моления. | 1 | |||
6 | Вармава. Моления. | 1 | |||
7 | Толава. Моления. | 1 | |||
Человеческая жизнь: от рождения и старости. | 14 | Цель: познакомить с обрядами мордвы от рождения до старости. | |||
8 | Рождение и имя. | 1 | |||
9-10 | Взросление. | 2 | |||
11-14 | Сватовство и другие предсвадебные обряды. | 4 | |||
15-17 | Свадьба. | 3 | |||
18 | Обряды, связанные с вхождением молодой в новую семью. | 1 | |||
19 | Послесвадебные обряды. | 1 | |||
20 | Черты сходства в свадебной обрядности мордвы и русских, и других народов Поволжья в современности. | 1 | |||
21 | По ту сторону жизни. | 1 | |||
Искусство рукоделия. | 3 | Цель: познакомить с духовой жизнью мордовского народа, украшениями, костюмами. | |||
22 | Ювелирное дело. | 1 | |||
23 | Вышивка – дело тонкое. | 1 | |||
24 | Деревянная резь. | 1 | |||
Вещи, которые нас окружают. | 3 | Цель: познакомить с традиционной культурой мордовского народа, с бытовыми предметами применявших в обрядах. | |||
25 | Хлеб да соль. | 1 | |||
26 | «Железный забор». | 1 | |||
27 | Дерево, луб, глина. | 1 | |||
Традиционные праздники мордовского народа. | 6 | Цель: познакомить с современными праздниками и обрядами мордвы. | |||
28 | Святки. | 1 | |||
29 | Проводы масленица. | 1 | |||
30 | Встреча весны. | 1 | |||
31 | Пасха. | ||||
32 | «Акша келу». | ||||
33 | Покров. | ||||
34 | Закрепление. | 1 | Цель: вспомнить и обобщить ранее пройденный материал. |
Учебно-методическое обеспечение программы:
- Авдошкина Н. Н. Полотенце в праздничной обрядности мордвы // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Саранск. - 2008. - С. 117 - 125.
- Беляева Н. Ф. Народные традиции мордвы в общественном и семейном быту // Расы и народы: Ежегодник. Вып. 29.: Современные этнические и расовые проблемы. — М., 2003. - С. 94 - 106.
- Вихляев В. И., Корнишина Г. А., Петербургский И. М. История и культура мордовского края. Тайны происхождения мордвы и ее единения с народами Российского государства: кн. для чтения; под ред. чл.-кор. РАН Н. М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2009. С. 71, 143 – 158.
- Евсевьев М. Е. Избранные труды: В 5 т. Историко-этнографические исследования. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - Т. 5. - С. 399-400.
- Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордва / Е. Н. Ломшина // Регионология. – 2008. – № 2. – С. 339–341.
- Козлов В. И. Семейные обряды мордвы (традиции и инновации). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. – с.105.
- Мельников П. И. Очерки мордвы. Саранск, Мордовское книжное издательство. – 1981.
- Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. 2-е изд., доп. и пер. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. - С. 40, 71-73, 96.
- Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы (этнографический справочник) /Н. Ф. Мокшин. Саранск, 2004.
- Мордасова С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина // Культура народов Мордовии: традиции и современность: материалы респ. науч.-практ. конф. (Саранск, 10–11 апреля 2003). – Саранск, 2003. – С. 31–34.
- Рукописный фонд ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». И-658. Отчет М. Е. Евсевьева. JI. 180.
- Юрченков В. А., Юрченкова Н. Г. Мокшэрзянь народть историяц и культурац. Саранск, 2009.
- Юрченков В. А. Мокшэрзятне кунара и тяни. Саранск, 1999.
- Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского народа. Саранск, 2006.
- Юрченкова Н. Г. Народные суеверия: Ведява. Вирява. Куйгорож. Вармава. Толава. Комлянь ава. Кудатя. Бобо. / Н. Г. Юрченкова // Саранск, 1995. №1 – 4; 1996. № 2,3.