Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Лавриненко Анна Петровна

Технологическая карта урока русского языка пр теме " Притяжательные местоимения", созданная на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное   бюджетное учреждение

« Салымская средняя общеобразовательная школа  № 1»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕМЕ

«ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

6 КЛАСС

(системно - деятельностный подход)

                                                                                                 Автор: Лавриненко Анна Петровна,

учитель русского языка и литературы

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

                                                                   

                                                                                  декабрь, 2015 г.

                                   Предмет  русский язык                                                    класс  6

Тема урока:

Место урока по теме:

Притяжательные местоимения

Урок №12 в разделе   «Морфология и орфография. Местоимение»

Тип урока:

Формы, методы:

изучение и первичное закрепление нового материала

Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично - поисковый, метод конструирования правил, работа с текстом, метод самостоятельной работы.

Цели урока:

Образовательная:

 Формирование знаний, умений о притяжательных местоимениях.

 Совершенствование навыков определения  характеристики притяжательных местоимений:

        - основное значение;

        - морфологические признаки;

        - синтаксическую роль;

навыков умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту).

 Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Развивающая:

 Развитие  интереса  к предмету,  внимания, памяти и мышления;  развитие  умения применять новые знания; развитие навыков сотрудничества, работы в группах.

Воспитывающая:

Воспитание чувства  товарищества, взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу.

Формирование  УУД:

- Личностные УУД:  способность к самооценке па основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной  форме.

- Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте.

Предполагаемые результаты:

Личностные : создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.   Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Метапредметные:

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Регулятивные : оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. 

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

Распознавать местоимения в тексте.

Анализировать и характеризовать особенности местоимений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.

Педагогические технологии

Оборудование

Предметно-ориентированные технологии:

-технология дифференцированного обучения.

Технологии личностно-ориентированного образования:

-здоровьесберегающий подход;

- игровая технология;

-педагогика сотрудничества;

-информационно-коммуникативная технология;

-гуманно-личностная технология.  

Компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстративный материал:

художественный текст, карточки-задания, слайдовая презентация.

                                                  Структура урока (указание этапов и времени).

№ п/п

Этапы урока

Планируемое время

1

Организационный момент

2 минуты

2

Актуализация и пробное учебное действие

5 минут

3

Постановка учебной задачи

3 минуты

4

Целеполагание

3 минуты

5

Решение учебной задачи

17 минут

6

Контроль способа действия через решение творческих задач

12 минут

7

Рефлексия, прогноз на дальнейшее изучение, домашнее задание

3 минуты

                     

ХОД УРОКА:

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный: мотивация к деятельности (2 мин.)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; создание психологического настроя на работу;

организация обучения

Организует эмоциональный настрой на урок:

-Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Сейчас посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки и скажите: «Спасибо, что ты рядом!»

Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили  строку для темы урока.

Выполняют просьбу учителя, вступают в диалог.

Личностные УУД: настрой на

позитивное начало урока;

уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку.

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

II этап: актуализация и пробное учебное действие (5 мин.)

Создание ситуации успеха

Организует повторение:

- Ребята, мы продолжаем путешествие по замечательной стране под названием «Местоимение». Сегодня на уроке мы попытаемся открыть волшебную шкатулку, в которой лежат настоящие драгоценности. Чтобы заглянуть внутрь шкатулки, необходимо подобрать ключи. Вы сможете открыть её, если правильно ответите на мои вопросы (слайд №2).

- Что такое местоимение?

- Какие разряды местоимений вы знаете?

-Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных местоимений?

- Как образуются неопределённые местоимения?

- Какие местоимения не имеют именительного падежа?

Отвечая на вопросы, повторяют изученное о местоимении.

Познавательные УУД: анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности.

Оценка владения материалом (в том числе самооценка)

Использование известного материала. Обнаружение недостатка в ранее изученном материале.

                                                           

                                                           III этап: постановка учебной задачи (3 мин.)

Создание условий для самостоятельного целеполагания

Организует формулирование темы урока обучающимися:

-Молодцы, ребята. Итак, наша шкатулка открывается. Что же там лежит?

 (слайд №3)      (карточка №1)

Крепкая дружба, лучший друг, сделать своими руками, исключительное взаимопонимание, чудесная картина, от нашего рукопожатия, птичье пение.

- Мальчику из параллельного класса дали задание найти среди этих словосочетаний такие, где зависимым словом являются притяжательные прилагательные. Он испытывает большие затруднения. Давайте ему поможем.

- Докажите, что данные слова являются притяжательными.

- Найдите слова, отвечающие на такие же вопросы (слайд №4)

- Почему их нельзя назвать прилагательным? (УПЗ)

- Как вы думаете, к какой части речи они принадлежат?

- На что указывают эти местоимения?

- Как будет называться этот разряд местоимений?

Запишите тему нашего урока:            

«Притяжательные местоимения».

- Так почему местоимения  называются притяжательными?

Работа над словосочетаниями.

(определение главного и зависимого слова)

Птичье (чьё?)

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность.

Своими (чьими?), нашего (чьего?).

 Не обозначают признака, только указывают на  него.

К местоимению.

На принадлежность предмета лицу.

Притяжательные.

Запись темы урока в тетрадь

Указывают на принадлежность, отвечают на вопрос чей?

В процессе наблюдения над языковым материалом обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока

Познавательные УУД:  систематизация материала, полученного на предыдущих уроках

Дискуссия

Появление темы урока. Умение вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками, анализировать, приводить аргументы.

IV этап: целеполагание (выдвижение гипотез и планирование действий по их проверке) (3 мин.)

Создание условий для самостоятельного планирования действий по решению учебной задачи.

 

-Какие задачи мы будем решать на уроке?

- Какую из этих задач мы практически решили?

Совместно с учителем выстраивают порядок действий, способствующий поиску ответа на вопрос урока: определять  характеристики притяжательных местоимений:

- основное значение;

- морфологические признаки;

- синтаксическую роль.

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, определение цели учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Учебный диалог

Умение ставить цели и планировать свою работу

V этап: решение учебной задачи (17 мин.)

Создание условий для решения учебной задачи и моделирования открытого способа действия

Организация работы.

Посмотрим, что же ещё лежит в нашем сундуке?

(слайд №5)

         Я                МЫ

- Какое из этих местоимений вам нравится больше? Почему?

- Представьте, что слово МЫ – магнит. Какие слова оно притянет к себе? (слайд №6)

Молодцы, эти слова приведут нас к следующей драгоценности (слайд №7) (карточка №2)                                       Притча.

  Два друга много дней  шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.

Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".

 Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

  Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:

- Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

- Определите стиль и тип речи

 - Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.

- Какие известные вам разряды местоимений встретились?

(слайд №8)

- Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемым существительным, определите морфологические признаки и синтаксическую роль.

-Откройте учебник на стр.180 и посмотрите, какие ещё местоимения относятся к разряду притяжательных.

- Прочитаем теоретический материал на стр.181

- Какие местоимения мы еще не выписали? Есть ли среди них личное в значении притяжательного?

–В чем особенность текста?

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

- Как называется краткий поучительный рассказ?

-Перед нами притча.

 -Чему учит?

 - С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?

- Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста.

- Сформулируйте основную мысль текста

-  Да, настоящий друг всегда поможет, выручит из беды.

(слайд №9)

Участвуют в диалоге.

Выразительное чтение вслух учеником .

Определения типа и стиля речи

Определяют, аргументируя ответ (Художественный, повествование).

Работая по способу действия графического выделения орфограмм, выписывают слова с пропущенными орфограммами. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку

Личные, возвратное, неопределённые, отрицательные.

Мой, свой, вашу.

Определяют морфологические,

синтаксические признаки

Твой, наш.

Личные местоимения в значении притяжательных

Его друг (чей?)

Действующие лица не названы по именам.

 Напоминает басню, содержит мораль. Неопределённые местоимения позволяют сделать вывод, что автор обращается к любому лицу, как в пословицах.

Индивидуальное задание: работа со словарём

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ (Ожегов).

Нравоучение, поучение (Даль)

Как должен поступать настоящий друг.

Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке (ведь очень важно уметь прощать обиды, тем более  лучшему другу) и высекать радости на камне. И

пусть тебе будет легко и светло…

Личностные УУД: самоопределение,  мотивация.

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущих уроках; нахождение нужной информации; работа с разными по уровню заданиями. Коммуникативные УУД: формулировка собственного мнения и позиции, выражение своих мыслей.

Групповая коммуникация, моделирование на основе общих языковых процессов, создание собственного текста

Фиксация новых предметных знаний, умение аргументировать позицию личную и позицию группы. Формирование навыков поисковой деятельности, развитие учебной мотивации, учебного сотрудничества.

Организует электронную физкультминутку.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Личностные УДД

                VI этап: контроль способа действия через решение творческих задач (12 мин.)

Создание условий для проведения действий по контролю и оценке открытого способа и собственного уровня владения им

 Я предлагаю вам поразмышлять на эту тему. Итак, творческое задание: (слайд №10)

 обязательное использование притяжательных местоимений).

Представьте, вас пригласили в первый класс, где ребята часто ссорятся, никак не найдут общего языка, и попросили выступить перед  малышами,  убедив их в необходимости дружбы.

1.        Ответить на вопрос: «Почему легко и светло, когда рядом настоящий друг?»

2.         Продолжите фразу: «Настоящий друг - это...»

3.        Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Легко ли быть другом?».

Выполнение дифференцированного творческого задания. Определение разряда местоимений.

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме.

Личностные УДД. Регулятивные: умение

применять полученные

знания на практике.

Работа в группе

Навык самостоятельной работы по использованию новых знаний, ориентация на получение конкретного результата, умение аргументировать формулировать выводы на основе анализа предметного материала, оценивает

                                                                       VII этап: рефлексия (3 мин.)

Подведение итога и прогноз на дальнейшее изучение

Итак, урок подошел к завершению.

Обратимся к задачам урока:

Удалось ли нам их решить?

Поднимите руки, кто испытал на уроке какие-либо трудности?

Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

Как бы вы оценили свою работу?

(слайд №11)

Спасибо за Вашу искренность и работу  на уроке.

Спасибо за вашу искренность и работу   на уроке.

- Какую разницу в этих предложениях вы заметили?

- О секретах Заглавной буквы мы будем говорить на следующем уроке.

(Отметки)

Домашнее задание: параграф 75, упражнение 432. Заменить выделенные существительные местоимениями. В работах  подчеркнуть притяжательные местоимения как члены предложения.

Анализируют деятельность по достижению целей урока. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Регулятивные УУД: соотношение целей и результатов своей деятельности.

Рефлексивный прием

Рефлексия организации собственной деятельности, прогнозирование