Самообразование.Практико-значимая работа на тему: «Использование игровых и информационных технологий на уроках английского языка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kursy_fgos_ooo_2014_may.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра воспитательных систем
Практико-значимая работа на тему:
«Использование игровых и информационных технологий на уроках английского языка»
Выполнил слушатель
Наро-Фоминской зональной
стажировочной площадки
учитель МАОУ Селятинская СОШ № 1
Демчук С.Ю.
Руководитель: Ермакова Е.С.
Москва, 2014
Содержание
Учебно-дидактические игры в обучении иностранным языкам
Современные информационные технологии.
Задания для отработки навыков аудирования.
Задания для отработки навыков говорения.
Задания для введения и отработки лексики.
Задания для работы с текстами.
Задания для проверки полученных знаний.
Задания для отработки грамматического материала.
Задания для работы с текстами.
Задания для проверки полученных знаний.
ВВЕДЕНИЕ
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и своей развлекательной формы, помогают расширить кругозор учащихся, более успешно развить их навыки владения родным и иностранным языком. Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.
В данной методической разработке рассматриваются задания для отработки речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма), языковых и социокультурных компетенций в игровой форме с использованием современных информационных технологий (мультимедийные проекты, слайд-шоу, интерактивная доска). Подобные задания дают учителю возможность выступать в роли организатора и координатора учебного процесса. Учащиеся не получают знаний в готовом виде, а должны приобретать их значительную часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решении проблемных ситуаций. Это помогает развить их мыслительные способности, интерес к учебной работе, самостоятельность. Также на примере данных заданий учитель может продемонстрировать учащимся возможности использования современных технологий при дальнейшем самостоятельном обучении.
Современные информационные технологии дают возможность использовать в играх аутентичный материал (статьи газет, официальные формы и бланки, речь носителей языка), что повышает «практическую ценность» таких заданий. В них не только воссоздаются приближенные к реальной жизни ситуации, но и используются реальные атрибуты.
Мультимедийные презентации, слайд-шоу, интерактивная доска позволяют давать задания разного уровня (для сильных и слабых учащихся), При этом у учителя всегда есть возможность быстро вернуться к предыдущему этапу, повторить материал или объяснить его еще раз.
Учебно-дидактические игры в обучении иностранным языкам
Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Классики русской педагогики К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», — писал К.Д.Ушинский.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и обучающихся. В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделировать условия окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. На наш взгляд вопрос «Нужна ли игра в учебном процессе?» неправомерен. В одних условиях она нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет, и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать так же возраст школьников; чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.
Психолог В.В. Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка». «А таких возможностей, которые раскрывают перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является решение различных дидактических задач - уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.
К организации игр для детей предъявляются определенные требования:
1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.
3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы, выигрыш — очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки или предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».
Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр - трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого учителя.
Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Современные информационные технологии.
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому, презентаций.
Компьютер в наше время очень важная и независимая вещь. Многие ребята и даже взрослые используют его лишь для того, чтобы поиграть в компьютерные игры. Но, к счастью, много и тех, кто нашел ему правильное применение. Так, например, он помогает в учебе. Очень удобно, когда под рукой есть такой помощник, ведь мы, не выходя из дома, можем напечатать рефераты, доклады, одним словом, все что нужно. Кроме того, компьютер может помочь в изучении иностранного языка. Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.
Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Мультимедийные презентации.
Использование информационных (компьютерных) технологий кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми идами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Создание и использование мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint на уроках и во внеклассной работе является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности. Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Задания для отработки навыков аудирования.
Пример1: Игра «Телемост».
При помощи данного задания можно отработать обычные разговорные фразы диалогов или определенную грамматическую форму. При этом учащиеся учатся воспринимать не только речь учителя, но и речь своих одноклассников и носителей языка.
На слайде – фотография корреспондента, с которым учащиеся должны провести телемост. Они должны ответить на поставленные вопросы или правильно прореагировать на фразу. (How are you? – Fine, thanks. / Where did you spend your evening? – We visited our grandmother.) Для слабо подготовленных учащихся на слайде выводятся подсказки – отражается произнесенная фраза или начало ответной реплики.
Пример 2. Игра « Доберись до места».5 класс.
Задачи игры: отработать лексику по темам «предлоги», «передача направления»; научить воспринимать предложения с данной лексикой.
На слайде – план участка города или лабиринт. Прослушивая запись, на которой даются указания, учащиеся должны добраться до места назначения. Задачи игры можно поставить разные: указать место назначения, нарисовать путь движения, отметить здания, который встречались по дороге. Слайд используется и для проверки. При этом задание можно выполнять пошагово: проверять выполненную операцию после каждой фразы.
Задания для отработки навыков говорения.
Пример 1. 2 класс. На слайде представлены фразы, которые были изучены на предыдущих уроках и понадобятся на текущем уроке. (Hello. Hi. Good morning. How are you? I am fine. What is your name? My name is Kate. How old are you? I am seven.) По щелчку мыши фразы исчезают, а учащиеся должны повторить пропавшую фразу. Данным заданием учитель подготавливает артикуляционный аппарат учащихся к работе, повторяет пройденный материал
Пример 2. В старших классах на этапе «Warming up» можно предлагать игровые задания, требующие навыков поиска и рассуждения.
Тема «Holiday»10 класс. На слайде – центральное слово «Holiday». К нему учащиеся должны придумать «окружение» - названия праздников или фестивалей по-английски. Названные слова выводятся на экран. Далее учащимся предлагается продолжить цепочку – назвать слова, которые ассоциируются с данными праздниками и объяснить свой выбор. Данное задание подготавливает учащихся к работе над темой. Учитель может контролировать работу, выводя на экран те слова, которые будут необходимы на уроке.
Задания для введения и отработки лексики.
Пример 1. Игра « Найди пропавшее слово».
При помощи слайдов можно тренировать слова по теме разными способами.
Представить список слов на русском и английском языках. Потом один из списков пропадает, и учащиеся должны «спасти» пропавшие слова. При правильном ответе слово проявляется на экране.
В старших класса предлагается подобрать слова и их определения на английском языке. Учащиеся с хорошим уровнем подготовки должны выполнить данное задание после прочтения текста или выполнения другого задания. Слайд используется для проверки и дальнейшей отработки. Для более слабых учащихся можно сначала предложить слова с определением, а затем при помощи слайда их «перепутать».
Пример 2. Игра «Расставь мебель по комнатам». 5 класс.
Игра применяется на этапе закрепления изученного материала. Учащимся предлагается распределить все изученные слова на три группы: «sitting room, kitchen, bedroom».В данной игре учащиеся не только повторяют изученную лексику, но и учатся группировать слова. Игру можно проводить в парах или группах.
Пример 3. Игра « Письмо из моря».
На слайде представлен «уникальный» документ – письмо неизвестных моряков, которое провело в море почто сто лет. Конечно, от воды часть слов пропала; наша задача – восстановить документ. В данном задании учащиеся тренируют не только знание русского и английского значения слов, но и учатся понимать значение слова из контекста, правильно подбирать необходимое слово. Соревновательный момент в задании повышает мотивацию учащихся. После выполнения задания на слайде высвечивается полный вариант письма; каждый ученик имеет возможность для самопроверки. Для работы в слабых классах в задании может быть введена подсказка – начальные буквы пропущенных слов.
Пример 4. Игра «Замени картинку».5 класс.
Задача игры: отработать выражения по теме «My day» (to get up, to wash face, to have breakfast, to go to school, to walk a pet, to do homework, to play computer game etc). На слайде представлен рассказ о рабочем дне школьника. В рассказе фразы, означающие действия, заменены картинками. Учащиеся должны произнести предложения, поставив нужную фразу в правильной грамматической форме.
Задания для работы с текстами.
Пример 1. «А ты что думаешь?»
Тема «Holiday» 10 класс. На слайде представлен текст об одном из праздников и иллюстрация к данному тексту. Учащиеся в течение определенного времени читают текст. Потом они должны пересказать текст с различных точек зрения: с точки зрения человека, принимающего участие в карнавале, с точки зрения туриста, оказавшегося в данный момент в стране, с точки зрения полицейского, следящего за порядком. В этом задании учащиеся должны не только понять и запомнить содержание текста, но им еще приходится выполнять поисковую работу: понять, какие чувства и эмоции испытывает их персонаж, пересказать историю его словами, используя нужные эмфатические фразы и выражения
Задания для проверки полученных знаний.
Элементы игры в тестовых заданиях значительно повышают их результативность, т.к. повышают у учащихся интерес к выполнению заданий, снимают негативное эмоциональное напряжение.
Пример 1. 5класс, тема «House».
На слайде даны объяснения слов пройденного материала на английском языке. Варианты ответов даны под буквами. Учащиеся должны прочитать определение, выбрать правильный вариант слов и записать буквы, под которыми были правильные варианты. Из получившихся букв они должны составить слово, которое тоже будет относиться к изучаемой теме. На следующем слайде даны варианты правильных ответов, потом буквы перемещаются и образуют слово.
Пример 2. 5 класс, тема «My day».
Данное задание проверяет, как учащиеся усвоили грамматический материал темы (настоящее простое время).
Из представленных на слайде слов учащиеся должны составить и записать предложения (проверяется порядок слов в предложении, формы глаголов 3 лица ед. числа). Следующий слайд служит для проверки. В данном задании можно также проверить навыки самоконтроля: сначала учащиеся выполняют само задание, потом при помощи слайда исправляют свои (или в работе одноклассника) ошибки
Ролевые игры.
Пример 1. Игра «Кто хочет стать миллионером?»
В такой игре можно отрабатывать лексический, грамматический материал; она хорошо подходит для работы со страноведческим материалом.
9 класс, тема «Our varied world». Учащимся предлагается несколько слайдов с вопросами и вариантами ответов. Они должны выбрать правильный вариант из четырех. Здесь можно отрабатывать не только страноведческий материал, но и правила употребления определенного артикля с географическими названиями. Например, на вопрос What is the longest river in Russia? предлагаются такие варианты: a) Lena b) Volga c) the Lena d) the Volga
В начале игры учащиеся обязательно проговаривают правила: время для ответа на один вопрос, право на ошибку, возможные подсказки. Правила обязательно соблюдаются всеми участниками игры. Возможно создание экспертной группы, которая будет следить за соблюдением правил, подсчитывать количество баллов, заработанных участниками.
В 9 классе учащиеся уже имеют навыки работы с Microsoft Office Power Point, поэтому, чтобы сделать эту игру более интересной, они могут сами составить задания для своих одноклассников.
Интерактивная доска
На интерактивной доске можно проводить такие же операции, что и на обычном компьютере: печатать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернете. Только теперь всё, что делает преподаватель, видят его ученики, и вряд ли им захочется отвлекаться. Интерактивная доска в гимназии помогает учителю донести информацию до каждого в классе. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Интерактивная доска позволяет представлять информацию с помощью разнообразных мультимедийных ресурсов, она упрощает объяснение схем и помогает разобраться во многих сложных проблемах. Учителя гимназии используют доску для того, чтобы сделать изложение темы увлекательным я динамичным, учащимся она позволяет наглядно знакомиться с новым материалом.
По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также гиперссылки к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам задают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Преподаватель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты. Интерактивная доска совместима с программами обучения детей всех возрастов. Она помогает ученикам работать сообща, придумывать и обсуждать новые идеи.
Групповые игры.
Групповые игры позволяют повысить активность учащихся, дают возможность каждому из них оценивать себя и товарищей, способствуют росту мотивации. При этом в группе даже слабые учащиеся имеют возможность услышать правильный ответ на поставленный вопрос, отработать лексический и грамматический материал.
В группы включаются учащиеся с разной успеваемостью. В старших классах, особенно если уровень подготовки учащихся класса приблизительно одинаковый, группы могут формироваться по желанию, это создаст положительный микроклимат. В классах среднего звена формировать группы должен учитель. Это можно сделать с помощью разных приемов.
Способ 1. Учитель назначает двух или трёх капитанов команд из числа сильных учеников. Они по - очереди набирают себе команду. В данном случае капитаны будут набирать сначала более сильных учеников, потом более слабых. В результате получатся равноценные группы.
Способ 2. Учитель заранее формирует равные по силам группы. Участникам каждой группы раздаются карточки с одинаковой картинкой или фразой (blue fish/ orange cat/ brown dog или I get up at 6 o`clock/ I get up at 7 o`clock/ I get up at 8 o`clock). Учащимся дается время на то, чтобы найти одноклассников с одинаковой карточкой – так формируется группа. При этом учащиеся отрабатывают и грамматический и лексический материал.
Способ 3. Учащимся раздаются карточки с заданием. Например, они должны решить примеры на английском языке (one plus two/ seven minus five/ nine minus eight). Те, у кого получился ответ «1» - первая группа, у кого «2» - вторая группа, у кого «3» - третья группа.
Пример 1 . «Рабочий стол».
Учащиеся в группах подготавливают задание для других групп – рисуют картинку рабочего стола, на которой изображают различные школьные принадлежности (используется лексика по теме «My school bag» и числительные). Потом в группе проговаривается описание данной картинки с использованием фраз There is…There are… (There is one pencil case on the table. There are three books on the table.). При проговаривании слабые ученики имеют возможность повторять фразы рассказа, что позволит им успешно работать в группе.
Учитель во время подготовки выводит из базы на боковое поле доски изображения необходимых предметов.
Далее участники одной группы по - очереди описывают свою картинку, а участники другой группы на интерактивной доске перемещают на экран необходимые предметы в нужном количестве. Члены группы могут подсказывать ученику, работающему у доски. Это повышает заинтересованность всех членов команды в процессе работы.
Пример 2. «Раскрась зверей».
Учащимся в группах выдаются карточки с изображением животных. Они в группе раскрашивают изображения (если при этом использовать необычные цвета для животных, то заинтересованность повышается, т.к. исключается элемент предсказуемости). Далее учащиеся составляют рассказ о картинке, используя фразы The dog is green. The hamster is orange. The cat is blue.
На интерактивной доске даны такие же изображения животных.
Используя инструмент Перо или инструмент Заливка, участники одной группы раскрашивают изображения на интерактивной доске по рассказу участников другой группы.
Задания для отработки грамматического материала.
Пример 1. Игра «Найди ошибку».
Уже с пятого класса учащимся можно предлагать роль учителя. В данной игре учащимся надо исправить грамматические ошибки в предложении. В 6 классе при повторении темы « Past Simple» можно представить такие предложения:
I wented to the Zoo yesterday.
We not play tennis in the evening.
My mother return from Moscow last week.
Did you watched that film?
How many countries you visit?
Учащиеся при помощи инструмента Перо исправляют неправильные формы глаголов, добавляют вспомогательные глаголы, меняют порядок слов в предложениях. В качестве дополнительного задания сильным ученикам можно предложить составить предложения с ошибками для дальнейшей работы.
Пример 2. Игра «Подбери пару».
При помощи данной игры можно отработать различные грамматические формы, например, формы неправильных глаголов, личные и притяжательные местоимения, количественные и порядковые числительные. На доске располагаются слова в произвольном порядке. При помощи интерактивной доски учащиеся перемещают слова так, чтобы образовались нужные пары.
I Their
You My
He Our
She His
It Her
We Your
They Its
Пример 3. «Объясни правило».
Данные задания предлагаются учащимся старших классов, они помогают включать их в поисковую деятельность.
На доске представлены прилагательные с приставками In-, Im-, Un. Учащиеся должны приготовить конспект, при помощи которого можно объяснить правило: выделить приставки, используя элемент Перо, распределить слова с одинаковыми приставками на группы, найти и выделить закономерности применения приставок.
Учитель выступает в роли консультанта: исправляет неточности, подсказывает наилучшие варианты выполнения заданий. Выполняя такую работу, учащиеся учатся обобщать материал, находить закономерности, делать выводы. Также они приобретают навыки составления конспектов.
Задания для работы с текстами.
Пример 1. Игра «Журналист». 8 класс.
Учащимся предлагается сыграть роль журналиста одного из модных журналов, который пишет статью о «звезде». У него уже собран биографический материал, теперь надо составить из него статью.
На экране дан текст, который разбит на абзацы, абзацы перепутаны. Учащиеся должны расставить абзацы в нужном порядке. Интерактивная доска предоставляет возможность живой работы: абзацы можно менять местами прямо на доске, можно выделять главные мысли, менять слова или выражения, т.е. оформлять статью.
Задания для проверки полученных знаний.
Пример 1.
При помощи инструмента Шторка на интерактивной доске можно проводить небольшие быстрые проверочные работы. На доске пишутся три формы неправильных глаголов. 1 этап – повторение. После этого учитель закрывает один или два столбика, а учащиеся должны восстановить весь список.
Пример 2. 8 класс, тема «Shopping».
На доске даны фразы диалога, который может происходить в магазине одежды. Учащиеся должны правильно расставить фразы и записать диалог. После выполнения задания учащиеся перемещают фразы на доске так, чтобы получился связный диалог. У них есть возможность сразу исправлять ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Универсальные учебные действия, используемые в игровых и информационных технологиях:
Познавательные: уметь собирать, обобщать и передавать информацию, уметь осознано и произвольно строить сообщения, использовать знако-символические средства, модели, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи, выбирать действия в связи с поставленной задачей, применять установленные правила в планировании решения, вносить необходимые дополнения и способ действия для достижения наилучшего конечного результата.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения задач, строить понятные для партнера высказывания, договариваться о распределении ролей, обращаться за помощью, слушать собеседника, задавать вопросы.
Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
- формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
- повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
- в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
- развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным
Учебно-дидактические игры на уроках английского языка являются эффективными средствами активизации познавательных процессов у учащихся. Современные информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их склонностей. Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных технологий помогают в формировании общеучебных умений и навыков, а также в повышении уровня обучаемости детей. Данные мониторинга также показывают, что у учащихся более успешно формируются мыслительные ОУУН: анализ, сравнение (обладают практически все учащиеся данного класса), синтез, установка причинно-следственных связей, умений делать выводы. Игровые задания с использованием современных информационных технологий помогают в развитии информационных ОУУН (умение работать с информацией, «сворачивать и разворачивать» ее), коммуникативных ОУУН (умение работать в паре, группе, грамотная речь). Посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом). Игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы в работе социальных взаимоотношений. Игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей). Игра может применяться на любом этапе урока (актуализация, фонетическая и лексическая зарядки, при проведении контроля в устной речи - монологической и диалогической). Роль учителя в игре: мониторинг, ресурсный центр, учитель должен прослушивать, снабжать необходимой информацией, т.е. оказывать языковую помощь. Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
- Андреева Л. Информационное обеспечение гимназии. Народное образование №8, 2007.
- Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург, «Каро», 2006.
- Полянская Н.Я. Методика проведения педагогического совета. Завуч №6, 2001.
- Северина О.А. Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся. Педагогические советы, выпуск 8. Волгоград, «Учитель», 2008.
- Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок. Народное образование №8, 2005.
- Электронный ресурс: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=22