Формирование навыков разговорной речи на уроках английского языка

В статье рассматривается коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Даётся общая характеристика метода. На основе собственного педагогического опыта описывается методика формирования речевых навыков и развития речевых умений, пути преодоления трудностей с которыми сталкивается учитель на уроке английского языка при обучении говорению. Даётся классификация коммуникативных умений и навыков. Рассматриваются способы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по говорению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков разговорной речи на уроках английского языка

Говорение – сложное явление. Оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Продукт говорения - это высказывание. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения нельзя. Содержанием нашего общения на уроках иностранного языка продолжают оставаться так называемые темы-«Кино», «Почта», «Семья», «Спорт», «Профессия» и т.п., а также ситуации – «У кассы», «На вокзале», «В столовой», «В трамвае» и т.п. Между тем в реальной жизни мы обсуждаем не темы, так называемые топики, а проблемы. Значит учитель должен обучать детей спонтанному говорению, неподготовленному заранее. Все задания в формате ГИА и ЕГЕ предусматривают неподготовленное спонтанное говорение в рамках какой-то учебной ситуации. Примеры заданий по говорению Give a talk on clothes. Remember to say: how the weather affects what we wear, how men and women sometimes wear different types of clothing,

What you like and don’t like wearing, and why, how important being in fashion is to you. Проблемы обсуждаемые в общении могут быть разными: «Каким должен быть настоящий друг?», «Всегда ли правы взрослые?», «Зачем человеку собака?», «Сколько денег нужно человеку?», «Что значит быть современным?», «Кому нужна классическая музыка?», «Что такое счастье?», «Что такое хороший человек,» «Устарел ли театр?» и т.д. Традиционное обучение полностью лишено тех черт, которые присущи общению. Отсутствуют какие-либо взаимоотношения между учителем и учащимися, кроме официальных учебных отношений [5]. Их общение в основном ролевое, это общение учителя и ученика, а не индивидуальностей. Мотива общения не возникает, ибо не возникает потребности в общении. Поскольку нет взаимоотношений между учителем и учащимися как между индивидуальностями, то нет и цели общения. Что часто используется на уроке учителем пересказы текстов известных всему классу, или проговаривание неситуативных, никому не направленных предложений, лишённых всякой интонации, это всё делает общение искусственным. Цель же общения состоит в вашем объяснении каких-то проблем или информации. С чего же начать урок, чтобы погрузить детей в атмосферу иноязычного общения. Часто урок начинается с организационного момента “Who is on duty today?” “What date is it today?” “Who is absent today?” Как это должно надоесть ученикам особенно когда это повторяется из урока в урок. Некоторые учителя считают, что такой приём развивает монологическую речь. Результат же подобного начала урока – абсолютное безразличие, глухота к тому, что говорит учитель. А можно построить общение по другому.

Good morning children. Spring has come. I wish it were summer! I would like to have a rest, to go somewhere, to breathe in the fresh air, to swim in the river, go to the forest , pick up mushrooms and berries, lie in the sun. I wish some of my relatives lived in the village. I know Dima that your grandmother lives in the village. Do you spend your summer holidays there? Are you going to go there this summer? Так вы подводите учеников к обсуждению летнего отдыха, к использованию различных грамматических конструкций. Или можно поговорить о каких-то увлечениях. Good morning children! People should have hobbies, shouldn’t they? As for me I like to collect postcards. I have already got more then 5000 postcards. It is very interesting. Postcards reflect all life events. Am I right? Does anybody collect postcards in your group? What things do you collect? What are you interested in?-Good morning children? Do you like to travel? So do I. It’s a pity, but I can’t visit all the places I would like to see. There is a very good programme “In the world of animals”. Do you watch it? Do you like it? Yes this programme is very interesting. Let’s make a trip somewhere, I say Great Britain. Here is the map. Where will we go? I’ll be your guide and you will be tourists. If you want to know something interrupt me and ask questions. Такое начало урока требует от учителя предельной естественности, свободного владения языком. Для того чтобы состоялось общение нужно перейти с ролевого общения на межличностное. Инициатива здесь принадлежит учителю [5]. Чтобы найти в ученике собеседника нужно правильно себя вести. В ученике надо видеть личность. Говорить надо естественно, а не механически, заученно, обращая внимание на реакцию собеседника. Доводить приём до конца. Не читать свои реплики по плану урока или по листочкам. Можно заготовить карточки с опорными словами и заглядывать незаметно в них, готовясь к новому вопросу. Необходимо учитывать интересы собеседника. Быть искренним. Следить за выразительностью интонации, жестов, мимики. Уметь во время общения двигаться, сидеть. Даже от позы собеседника зависит речевая настроенность собеседника. Быть доброжелательным: ученик должен чувствовать, что его интересы – это и интересы учителя. Доброжелательность полностью исключает раздражённость, насмешку по поводу ошибки, а тем более грубость и крик. Очень точно охарактеризовала с этой точки учителя Г.А. Китайгородская. Учитель с её точки зрения является:

а) источником информации,
б) лидером коллектива и в то же время его членом, у которого особый авторитет,
в) образцом нравственно-эстетических норм поведения,
г) моделью будущей речевой деятельности,
д) организатором психологического климата,
е) руководителем межличностных отношений [3].

Создание атмосферы общения на уроке является очень важным. Дело в том, что общение не может осуществляться в условиях палочной дисциплины. К сожалению, многим учителям, особенно молодым, кажется, что напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, внешне порядок и будет удерживаться некоторое время. Но при овладении умением общаться более важен речевой контакт, учитель и ученики должны стать речевыми партнёрами. На уроке дети должны общаться между собой, с учителем, поэтому урок на котором абсолютная тишина добытая в результате такой палочной дисциплины это не урок. Некоторые учителя злоупотребляют так называемыми переводами. Какие речевые умения и навыки развивают такие уроки. Перевод может быть фрагментом урока, если вы хотите повторить какие-то грамматические явления или закрепить лексику урока, но не занимать все 40 минут учебного времени. Урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика. Этого не произойдёт если учитель будет прерывать учеников, возмущаться их незнанием чего-либо, раздражаться по поводу и без повода, не признавать шуток и не улыбаться. В своей книге «Урок иностранного языка» Е.И.Пассов указывает на перцептивные коммуникативные умения: [6]

  1. определять и понимать психическое состояние ученика;
  2. определять и понимать настроение класса (группы);
  3. видеть всех одновремённо и каждого в отдельности;
  4. распределять внимание между различными компонентами процесса обучения;
  5. видеть в какой помощи нуждается ученик;
  6. прогнозировать поведение ученика как речевого партнёра;
  7. слышать и видеть ошибки в коммуникативном поведении ученика;
  8. мгновенно оценивать ситуацию общения;
  9. определять примерный уровень владения речевым умением без специального тестирования.

Продуктивные умения и навыки:

  1. создавать коммуникативную обстановку;
  2. устанавливать речевой контакт с учеником
  3. завершать речевой контакт;
  4. устанавливать и поддерживать атмосферу общения в классном коллективе;
  5. регулировать поведение ученика как речевого партнёра;
  6. изменять функциональное состояние учащихся в нужном направлении;
  7. быть адекватным в любой ситуации общения;

При обучении говорению нужно учитывать также принцип индивидуалицации. Индивидуальность ученика включает в себя следующие свойства:

  1. индивидные свойства;
  2. субъектные свойства;
  3. личностные свойства;

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств.

  1. Целенаправленность;
  2. Логичность;
  3. Структурность или связность;
  4. Относительная завершённость в содержательном, тематическом плане;
  5. Продуктивность;
  6. Непрерывность;
  7. Самостоятельность;
  8. Выразительность.

В основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того, чтобы появился такой мотив на уроке надо создать речевую ситуацию [4]. Речевые ситуации могут быть реальными, условными или проблемными. Какие разновидности монологического высказывания встречаются в реальном общении. К ним можно отнести приветственную речь, похвалу, порицание, лекцию, рассказ, характеристику, описание, обвинительную или оправдательную речь.

Одной из черт монолога является целенаправленность. Если вы просто попросите детей пересказать текст то такое задание можно отнести к репродуктивным навыкам речи. Такой монолог вряд ли можно назвать речью по сути, так как автором текста остается другой автор, а не сам ученик. Нужно давать задания творческого характера, дети должны уметь высказать свою точку зрения по проблеме, охарактеризовать главного героя, рассказать как бы могло измениться действие если бы…, сравнить поведение разных героев. Какое бы задание ни выбрал ученик это не будет просто механическим пересказом текста, его заучивание, а подлинно творческое самостоятельное высказывание. Какие существуют пути обучения высказыванию, а именно развитие монолога. Это путь « сверху вниз» и «снизу вверх» [4]. Первый путь означает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Путь сверху вниз достаточно полно очерчивает речевую ситуацию. Уже на дотекстовом этапе дети составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приёмов, способов аргументации, например:

  1. ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста;
  2. согласиться с утверждениями или опровергнуть их;
  3. выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, с помощью которых автор выражает своё отношение к людям, событиям, природе и т.п.
  4. доказать что…
  5. определить основную идею текста;
  6. охарактеризовать;
  7. кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст;
  8. рассказать текст от лица главного героя;
  9. придумать другой конец.

Путь снизу вверх. Монолог строится без опоры на конкретный текст. Такой путь обучения говорению может быть выбран:

  1. на начальном этапе обучению, когда ученики ещё не умеют читать.
  2. на среднем и старшем этапе обучения говорению.

Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи учитель должен быть уверен что:

  1. у учащихся есть достаточный информационный запас по этой теме;
  2. уровень языка достаточен для обсуждения данной темы на иностранном языке;
  3. в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств для реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи информации или запроса информации);
  4. учащиеся владеют речевыми умениями ( способами связи различных речевых высказываний).

Рассмотрим этапы развития монологического высказывания на разных уровнях развития.

Этапы работы

Примеры заданий и упражнений

1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слов и словосочетаний.

Назвать слово глядя на картинку.

Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.

Прочитать слова.

Составить словосочетания из предложенных слов.

Заполнить пропуски в предложении. Найти ошибки.

Отгадать слово по его дефиниции.

2. Отработка слов на уровне предложений.

Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики. Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. Заполнить пропуски, закончить предложения.

Соединить разрозненные части предложения. Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.

3. Работа на уровне сверхфразового единства.

Описать картинку . Использование различных языковых и речевых игр.

4. Повторение изученного материала по заданной теме.

Фронтальное обсуждение темы, беседа. Ответить на вопросы. Составить план, схему темы. Подбор, повторение лексики по теме.

5. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка.

Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания. Языковые игры.

6. Речевые упражнения.

Высказать своё мнение по вопросу, утверждению ,цитате. Прокомментировать пословицу.

Подготовить доклад, сообщение на тему и т.д.

До недавнего времени считалось, что только обучение диалогической речи можно проводить на основе ситуативных упражнений. В последние годы утверждается мнение о том, что и монологическая речь, наряду с контекстуальностью, характеризуется соотнесённостью с определённой речевой ситуацией, что форма и содержание монологического высказывания зависят от коммуникативной ситуации в которой она рождается (В.С. Скалкин).

Соответственно различают монолог инициативный и ответный. Можно отметить соотнесенность речевой формы и ситуации [1]. Так, например, для выступления на собрании (совещании, митинге) характерны доклад (ораторский стиль речи); для ситуаций межличностного общения типично описание, повествование. Ситуация также оказывает влияние на содержание, развёрнутость высказывания, степень его подготовленности. По степени развёрнутости высказывания подразделяют на: фрагментарное высказывание- 4-7 предложений (может включаться в диалог как развёрнутая реплика); монологическое единство-7-12 предложений (самостоятельное высказывание); выступление-13-20 предложений; доклад- свыше 20 предложений. Необходимо отметить, что сообщение только тогда имеет смысл, когда оно имеет адресата, который его воспринимает, понимает, интерпретирует. Поэтому общение всегда нужно рассматривать как процесс двусторонний и обучение общению понимать как формирование умения воздействовать на собеседника словом и воспринимать оказываемое речевое воздействие.

Рассмотрим упражнения и приёмы для обучения монологической речи на базе текста [2].

  1. Определите тематическую принадлежность текста.
  2. Скажите кому адресован текст.
  3. Определите характер текста ( описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.).
  4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный и т.д.).
  5. Просмотрите текст и скажите чем интересен текст для составления монологического высказывания по теме, по определённому плану, с определённой направленностью, ориентацией на определённого собеседника или определённую аудиторию.
  6. Прочтите текст и найдите предложения в которых сформулирована тема.
  7. Ответьте на вопросы к тексту.
  8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
  9. Расположите пункты плана в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
  10. Сформулируйте главную мысль текста.
  11. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
  12. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.
  13. Отметьте известную вам и новую информацию из текста.
  14. Просмотрите список фраз и предложений, оформляющих монологическую речь и подберите подходящие к каждому пункту плана.
  15. Просмотрите первые два абзаца текста и кратко расскажите о…
  16. Расскажите о поведении персонажа и выразите своё отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.
  17. Составьте рассказ по картинке ( картинка связана с темой текста).
  18. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления текста. 
    Следующие выражения помогут сделать ваш монолог естественным и логичным:
    а) для выражения своего мнения: I think, I believe, in my view, in my opinion, to my mind, I’m absolutely sure, I’m not absolutely sure that, it’s obvious that
    б) для соблюдения логики высказывания: however, firstly, secondly, thirdly, on the one hand…, on the other hand ; one shouldn’t forget that…; but at the same time; (and) besides; what’s more(moreover) …; finally
    в) в случае непонимания вопроса собеседника: Could you repeat the question, please? Could you say it again, please?
    г) в случае если вы не можете ответить на вопрос: I’m afraid I don’t know much about that. I’ve never thought about that but I believe that…
  19. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
  20. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.
  21. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
  22. Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
  23. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
  24. Составьте пословный портретный пересказ текста, адресуя его определённой группе лиц и оформляя средствами монологической речи.
  25. Составьте план монологического высказывания по определённой теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.
  26. Дополните оформление материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учётом их интереса к подобной информации, осведомлённости в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.
  27. Подготовьте развёрнутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определённой ситуации общения.
  28. Используя тексты и справочно-информационные материалы, подготовьте целевые тематические (проблемные) сообщения для организации учебно-речевого общения (дискуссии, пресс-конференции, «круглого стола»).

Обучение монологической речи на ситуативной основе.

Уровень фразы.

  1. Прослушайте предложение и повторите его вслух.
  2. Покажите предмет и назовите его.
  3. Прослушайте предложения и дополните их собственным подходящим по смыслу предложением.
  4. Назовите свои действия.
  5. Назовите действия других.
  6. Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.
  7. Прослушайте утверждения и отвергните неверные.
  8. Прослушайте утверждения и скажите прав ли преподаватель.
  9. Возразите преподавателю.
  10. Выслушайте просьбу товарища, выполните указанное действие и назовите его.
  11. Расширьте предложения, данные на карточках.
  12. Опишите картинки.
  13. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.
  14. Сравните два утверждения и докажите преимущества одного из них.
  15. Скажите, что вы сделали то же.
  16. Скажите, что вы не согласны с мнением преподавателя.
  17. Приведите контраргументы.
  18. Скажите, что вы хотите что-то сообщить ( добавить, выразить своё мнение, возразить, обратить внимание).
  19. Скажите, что вы поддерживаете собеседника.
  20. Скажите, что вы пришли к определённому выводу (заключению).
  21. Скажите, что, по вашему мнению следует сделать, чтобы…
  22. Скажите, что собеседнику следует ( не следует) делать.
  23. Поблагодарите за внимание (помощь, доброжелательность, гостеприимство).
  24. Обратитесь к разным собеседникам с просьбой.
  25. Скажите, что вы надеетесь, что вас понимают.
  26. Скажите, что вы разделяете высказанную точку зрения.
  27. Спросите понятно ли вы излагаете свою позицию, доводы, мысли.
  28. Спросите, согласны ли ваши товарищи с вами.
  29. Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).
  30. Сошлитесь на авторитеты (источник, данные).
  31. Сделайте вывод (заключение).
  32. Дайте оценку поступку персонажа (своего товарища).
  33. Ответьте на реакцию собеседника.
  34. Задайте риторический вопрос, соответствующий ситуации.
  35. Сошлитесь на собственную информированность, осведомлённость.
  36. Перефразируйте (прокомментируйте, истолкуйте) своё утверждение.
  37. Обратитесь с вопросом к собеседнику.
  38. Отреагируйте на реплику или жест собеседника.
  39. Скажите, что вы предпочитаете что-либо сделать.

Уровень сверхфразового единства

  1. Расскажите о …, используя данную на доске логико-синтаксическую схему.
  2. Расположите предложения на карточках в логической последовательности.
  3. 3.Добавьте к написанному на доске предложению несколько других, подходящих по смыслу.
  4. Расскажите о …, используя выражения, данные на доске.
  5. По указанным на карточках ключевым словам расскажите о…
  6. Сократите высказывания, данные на карточках, передайте их содержание в двух-трёх фразах.
  7. Составьте ситуацию по цепочке путём добавления каждым учеником одного или нескольких предложений.
  8. Расширьте высказывание используя картинку.
  9. Опишите свою комнату (комнату своего друга).
  10. Составьте ситуацию, используя данную пословицу (поговорку).
  11. Расскажите о… и докажите правильность своих суждений.
  12. На основе тезиса и ключевых слов составьте высказывания к определённой ситуации общения.
  13. Прослушайте рассказ и дайте свою концовку.
  14. Составьте высказывание по определённой теме для последующего использования в дискуссии.
  15. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.
  16. Опишите картинку.
  17. Расскажите в повествовательной форме эпизод из вашей жизни в качестве иллюстрации к теме разговора.
  18. Разверните реплики в диалоге до сверхфразового единства (монолога в диалоге).
  19. Приведите ваши аргументы или контраргументы по теме высказывания.
  20. Просмотрите предлагаемые текстовые материалы и дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
  21. Дайте развёрнутые ответы на поставленные вопросы, используя факты, аргументы.
  22. Составьте высказывание на основе ситуации, тезиса, ключевых слов, коммуникативной задачи с учётом характера предполагаемого собеседника.

Планируется ввести говорение в ЕГЭ по английскому языку. Научить говорению за 2 месяца невозможно, хотя многие языковые курсы пытаются доказать, что это вполне реально. На открытых уроках, которые дают учителя, так называемых мастер классах сталкиваешься с тем, что даже дети гимназий и лицеев испытывают проблемы в говорении. Это говорит о том, что учителя мало дают заданий на развитие говорения на уроке, на развитие умений не только пересказать готовый текст, но и высказать своё мнение, привести аргументы за или аргументы против , которые очень нужны на экзамене.

Вот некоторые советы которые можно использовать при подготовке к экзамену по говорению:[7]

Если вам нужно обсудить одну из выбранных тем

  1. постарайтесь логически выстроить вашу презентацию
  2. продумайте структуру презентации
  3. продумайте язык презентации
  4. делайте пометки
  5. не забывайте использовать связующие слова и фразы помогающие выстроить речь: Let me start with…Firstly/ Secondly, for instance, in spite of this, what’s more/ moreover, Last but not least, what I wanted to talk about is…on the one hand … on the other hand, another thing is, however, in fact, to cut a long story short, all in all , finally
  6. не заучивайте вашу речь наизусть
  7. избегайте длинных и сложных предложений: в устной речи короткие предложения воспринимаются лучше
  8. не говорите слишком долго старайтесь побыстрее затронуть все предложенные аспекты задания, если останется время развивайте высказывание, добавляя новые аргументы.

При обучении говорению необходимо вспомнить использование тестовых и графических опор. Основные этапы этого метода:

  1. Погружение
  2. Переработка
  3. Репродукция
  4. Перенос
  5. Продукция

Прочитайте и переведите текст.

Mr Claydon’s house is an English house. It is in Oxford. It is not very large, but it is nice. On the ground floor there is a living room, a hall, a kitchen and a cellar. On the first floor there are two bedrooms, a bathroom, and a lavatory .In front of the garden there is a small garden. There are a lot of flowers: red tulips, white, red and pink roses. In the green house there are tomatoes, onions, cabbages and potatoes.

Задание.

  1. Погружение. Первичное предъявление текста.
  2. Переработка. Вторичное предъявление текста с целью создания опорного конспекта в виде ключевых слов, схем, диаграмм.
  3. Репродукция. Пересказ по опорному конспект.
  4. Перенос и продукция.

Создание нового текста. Этапы.

  1. Прочитайте текст и скажите, что нового узнали.
  2. Выберите из текста основные факты и составьте лучевую диаграмму.
  3. Перескажите текст используя лучевую диаграмму.
  4. Подготовьте сообщение о своём доме, участвуя в проекте “My house”.

Поскольку говорение является одним из аспектов сдачи ГИА и ЕГЭ необходимо вспомнить основные требования , предъявляемые программой.

5-7 классы. Кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст. Делать сообщения в связи спрочитанным / прослушанным текстом. Объём монологического выскаывания 8-10 фраз.

8-9 классы. Кратко высказаться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи. Передавать содержание с опорой на текст. Делать сообщения в связи с прочитанным текстом. Выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному тексту. Объём монологического высказывания до 12 фраз.

10-11 класс. Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своём городе, стране, и стране изучаемого языка. Делать краткие сообщения, описывать события, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, давать краткую характеристику персонажей. Использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения. Объём 15-20 фраз.

Библиографический список:

  1. М.Л. Вайсбруд Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностраннои языке / Издательство Титул, 2001.
  2. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская Настольная книга преподавателя иностранного языка / Минск: «Высшая школа», 1999.
  3. Г.А. Китайгородская Методика интенсивного обучения иностранным языкам / М., 1982, стр 34.
  4. Е.Н.Соловова Методика обучения иностранным языкам / М.: АСТ Астрель, 2008.
  5. Е.И. Пассов Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ М.: 1982, стр.10.
  6. Е.И. Пассов Н.Е, Кузовлева Урок иностранного языка / М.: Глосса Пресс, 2010.
  7. Е.Н. Соловова И.Е. Солокова State Exam Maximizer Pearson Longman.