КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЬНОЙ И ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМАХ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЬНОЙ И ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМАХ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi._preemstvennost_v_obuchenii_v_shkolnoy_i_vuzovskoy_sistemah.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЬНОЙ И ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМАХ.
Николаева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №38» Ново-Савиновского района г.Казани.
Последнее десятилетие ознаменовалось в нашей стране подготовкой и проведением целого ряда важнейших общегосударственных реформ. Большинство изменений рассчитаны на модернизацию институтов. Серьезные изменения происходят в сфере образования. Эти изменения призывают менять подходы к современному студенту, предлагать новые формы методической практики, адаптированные под сегодняшние социально-экономические условия. Для специалиста, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.
Курс «Русский язык и культура речи» включен в образовательные стандарты нового поколения как обязательная дисциплина. Воспитание современной коммуникативной личности профессионала начинается с изучения родного языка и его культуры. Если не брать во внимание важность поднятия речевой культуры выпускников – будущих дипломированных инженеров, технологов и др., то их профессионализм может сомкнуть с культурной серостью. Таким образом, можно сказать, что должна существовать преемственность: школа – вуз в обучении русскому языку, особенно культуре речи.
Непрерывность и преемственность являются важнейшими факторами, обеспечивающими эффективность образования. В педагогической науке преемственность в образовании понимается как одно из необходимых условий становления и развития личности ребёнка, определяющее его дальнейшую жизнедеятельность. Преемственность предполагает связь между этапами или ступенями развития, и её сущность заключается в сохранении различных элементов целого или отдельных его сторон при помощи целого как системы. Развёрнутое определение понятиям «непрерывность» и «преемственность» даёт А.А. Леонтьев: «…под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение), то есть, в конечном счёте, – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования» Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всём протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения. В современной отечественной педагогической практике принцип непрерывности и преемственности образования наиболее полно и последовательно реализуется в Образовательной системе «Школа 2100» , по которой наша школа работает не один год. На уроках риторики, как и на уроках русского языка, используется проблемно-диалогическая технология, особенностью которой является единство задач обучения и воспитания. Потому и учебники построены таким образом, что учащиеся постоянно включаются в диалог с авторами, сквозными героями, друг с другом: это и постановка проблемных вопросов, и побуждение осмыслить свой опыт общения, и нахождение оптимальных вариантов решения риторических задач.
Актуальным навыком для современного специалиста в любой области является искусство ведения диалога. Основная задача профессиональной подготовки студентов состоит в том, чтобы ввести их в мир профессиональных ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами профессиональной культуры и развитии субъектных свойств личности будущего специалиста. Идеальный образ современного специалиста характеризуется как яркая, самобытная, творческая личность, способная ощутить проблемы и противоречия жизни и через свою индивидуальность пропустить время, через свою жизнь транслирующая жизненные ценности и образцы профессионального поведения. Диалог-это не только форма речи, разговор, но и форма обучения, и форма исследования, это и спор, беседа, проект, общение. Благодаря общению можно получить необходимую для профессиональной деятельности информацию. «Но, как правило, удача благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор» (Б.Н. Лозовский). Чтобы научиться этому, необходимо включить студента, будущего специалиста, в организованный процесс обучения профессиональному общению. Благодаря этому специалист научиться вырабатывать у себя привычку искать и постепенно формировать такой стиль общения, в котором на основе устойчивого интереса к людям ярко проявлялось бы стремление глубоко постичь личностную суть каждого из них. Диалог определяется целью поиска истины и представляет собой фундаментальную реальность всей европейской культуры: все базовые философские и культурные тексты были по своей сути диалогичными – Сократ - Платон. Между тем именно в наше время заговорили о диалоге как о некоей идее культуры, диалог стал восприниматься как форма сближения отдельных личностей, групп, культур. К диалогичности как возможности взаимодействия «одного» и «другого» обращались Гегель, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, П.А. Флоренский и др. Пристальное внимание к диалогу со стороны философов, политологов, педагогов, социологов, психологов, филологов, юристов, государственных служащих вполне объяснимо: диалог - всегда поиск себя в «Другом» и полагание «Другого» в себе. Ю.Хабермас в своей теории коммуникативного действия рассматривает диалог как «идеальную речевую ситуацию», которая, между прочим, соответствует трем аспектам аргументативной речи Аристотеля: риторика, диалектика, логика. Диалог призван стать этическим речевым процессом уже потому, что в диалоге действует методологическое правило: в словах «Другого» заключена своя правда, которую я не отвергаю как ошибочную, неправильную, а пытаюсь найти в своей позиции место для этой чужой (не моей) правды. Диалог – это обмен мнениями, взглядами, их многократное согласование, открытие новых истин. Диалогическая ситуация, по мнению В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева, запрограммирована на противоречие «обособления-отождествления». Ничто в этом мире не может рассматриваться как абсолютно однозначное, не имеющее оппозиций. Непризнание права «Другого» на иную точку зрения, на собственный поиск истины неизбежно ведет к догматизму, к застою, к отсутствию личной инициативы. Безусловно, искусству ведения диалога надо учиться и учить.
Возрастающий среди ученых и практиков интерес к диалоговому стилю общения связан прежде всего с обострившимися духовно-нравственными проблемами, которые потребовали от человечества в целом нового мышления и самопознания: «Что толку от голоса, если нет уха, которое бы его улавливало?» (К. Эстес).
Итак, необходимо наращивать, подкреплять методически диалогический потенциал образовательного процесса. Это позволит избежать диалогического невежества, цена которого чересчур высока, а также откроет перспективы для формирования диалогической компетенции специалиста любого профиля.
Ещё одним необходимым навыком современного специалиста в любой области является умение правильно говорить. Причём важно не только то, что мы говорим, но и как мы говорим. Звучащая речь – визитная карточка человека. Человек, свободно владеющий русским языком, обязан знать языковые нормы, в том числе и акцентологические (Акцентология – наука о словесном ударении.), обязан говорить правильно. Но нормы – это явление изменчивое. Они складываются постепенно. То, что было нормой 50 лет назад, сейчас является её нарушением.
В 21 веке проблема русского ударения значительно обострилась в связи с возрастающей ролью публичной речи. Современные средства массовой информации в настоящее время, в отличие от прошлых дней, не придерживаются строгих орфоэпических норм, приоритетным становится живое, непринуждённое общение. Это отрицательно сказывается на формировании орфоэпической культуры. Однако дело не только в недостаточной грамотности. Социально-профессиональная речь всё более усиливает влияние на речь публичную, официальную, так как в язык хлынул поток новых слов, ещё недостаточно освоенных, понятых. Правильная постановка ударения – это необходимый признак культуры речи. Современный русский язык характеризуется разноместным, подвижным ударением, то есть в русском языке ударение в различных словах и формах может падать на различные слоги.
Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов. Для этого рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками. Лучше всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». В нем дается система нормативных помет (единая для оценки вариантов произносительных, акцентных и морфологических).
На долю филологов выпал не просто профессиональный долг, но и великая миссия: сохранять и поддерживать русский язык как явление, объединяющее людей в народ и государство, как основу единой культуры и средство влияния политического и экономического. Чрезвычайно важно, чтобы современный человек унаследовал и смог пополнить кладезь универсальных ценностей, воплощённых в русском слове, русской словесности, получившей всемирный отклик и признание, уважение и любовь.