Положение о рабочей программе по русскому языку и литературе

Ихинова Светлана Валериановна

Положения о рабочей программе разработаны руководителем МО русского языка и литературы Нифонтовой С.В. в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2) и  Настоящим положением о РП МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ Республики Бурятия. Нормативная база указана в пояснительной записке к рабочим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Положение о РП по ГОС и ФГОС121.21 КБ

Предварительный просмотр:

    Введено в действие приказом №___                                      Согласовано на Совете школы

от «__»__________201_ г.                                                        от «__»______________201 _ г.

                                               

Директор МАОУ СОШ №26                        Председатель Управляющего _______________Л .В. Мункоева                                               Совета____________________

ПОЛОЖЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                                   №____

«__»____________201_ г.

«О порядке разработки требований к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы педагога Методического объединения русского языка и литературы МАОУ СОШ №26»

1. Общие положения

1.1. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №26 разработано и утверждено  коллегиональным органом (Методическое объединение учителей русского языка и литературы) в соответствии с порядком, предусмотренным частью 2-3 статьи 30 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», трудовым законодательством и др.Уставом МАОУ СОШ №26 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету.

1.3.   Цель  рабочей   программы  -  создание   условий   для   планирования,   организации   и  управления образовательным процессом в образовательной области «Филология»

1.4. Положение подлежит применению всеми учителями, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам.

1.5. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.

2. Технология разработки рабочей программы.

2.1. Рабочая программа составляется учителем по учебному предмету или курсу на учебный год или ступень обучения.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания и методов преподавания учебного предмета.

2.3. Ответственность за разработку рабочей программы несёт методическое объединение, за которым закреплен учебный предмет, в соответствии с приказом МАОУ СОШ №26. Ответственным исполнителем разработки рабочих программ является руководитель методического объединения.

2.4. Непосредственным исполнителем разработки (переработки рабочей программы) является учитель, назначенный на текущий учебный год в соответствии с распределением учебной нагрузки.

2.5. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено её соответствие следующим документам:

2.5.1. Государственному образовательному стандарту.

2.5.2. Учебному плану школы.

2.5.3. Примерной программе по учебному предмету, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

2.6. При разработке рабочей программы должны быть учтены:

• Содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

•     Требования к минимуму содержания подготовки выпускников;

•     Требования методических объединений (МО);

•      Содержание программ учебных предметов, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;

•      Материальные и информационные возможности МАОУ СОШ №26;

•     Новейшие достижения в данной области.

2.7. Процесс разработки рабочей программы дисциплины включает:

2.7.1. Анализ нормативной документации (по П.2.4.1.-2.4.3.), информационной, методической и материальной базы МО.

2.7.2. Анализ методического обеспечения всех видов учебной работы (практические и семинарские занятия, лабораторные работы, проектирование и т.д.) и составление соответствующего плана его разработки и издания.

2.7.3 Разработка рабочей программы.

2.7.4. Согласование.

2.7.5. Утверждение.

3. Содержание и структура рабочей программы.

3.1. Общие требования к структуре рабочей программы.

   Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

   Рабочая программа должна указывать роль и значение соответствующей учебной дисциплины; объём и содержание компетенций, которыми должны овладеть учащиеся; ожидаемые результаты обучения.

3.1.1. Рабочая программа должна выполнять следующие функции:

•    Прогностическую - рабочая программа задаёт предполагаемый конечный результат обучения;

•  Оперативного изменения курса - структуризация материала курса на основе выделенных целей обеспечивает возможность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения;

•  Целеполагания - поставленные цели определяют все основные компоненты курса;

• Информационную - рабочая программа представляет в сжатой форме информацию общего характера о курсе, которая формирует представление о нём;

•  Контрольно - диагностическую - рабочая программа включает средства проверки степени достижения обучающимися заявленных целей курса;

•   Оценочную - рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для его предварительной оценки, что важно для оценки образовательной программы и прогнозирования качества образования.

3.1.2. Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять следующим требованиям:

•  Чёткое определение места и роли учебного предмета в овладении учащимися знаний, умений, навыков, вытекающих из Государственного образовательного стандарта (ГОС);

•   Установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения учебного предмета;

•   Последовательная реализация внутри и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана;

•   Оптимальное распределение учебного времени по тем курсам и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных проблем;

•  Улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий учащегося с учётом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы с учебной литературой;

• Активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов;

•   Учёт регионального компонента.

   Особый акцент следует сделать на применение в курсе современных информационных технологий. Эта характеристика курса является признаком его соответствия современным требованиям в организации учебного процесса.

3.1.3. Структурными разделами рабочей программы являются:

1. титульный лист

2. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

3. общую характеристику учебного предмета, курса;

4.  описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5.  содержание тем учебного предмета, курса;

7. учебно-тематический план;

8. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (для учителя и ученика);

9. приложения к программе (КИМы).

   Каждый раздел рабочей программы строго обязателен, все структурные элементы программы должны быть чётко выделены и соответствовать определённым требованиям к ним.

3.1.4. Методические объединения могут вносить изменения в структурные элементы технологической карты в соответствии с особенностями преподавания предмета.

3.1.5. Учитель имеет право вносить изменения в планирование уроков (корректировать изучение тем) в зависимости от их формы проведения и производственных условий (праздничные дни, морозные дни, пробные экзамены и т.д.)

3.1.6. Содержание элементов рабочей программы:

Титульный лист: (в напечатанном виде)

1.    Полное наименование учебного учреждения;

2.    Гриф обсуждения рабочей программы на МО (руководителем МО);

3.    Гриф утверждения рабочей программы (директором школы);

4.   Название учебного предмета, для изучения которого написана программа;

5.    Указание класса (ступени), на которой изучается программа;

6.    Количество часов в год на изучение учебной дисциплины;

7.     Фамилию, имя и отчество разработчика программы;

8.     Название города;

9.    Год разработки программы

 Пояснительная записка:

  1. нормативные ссылки — библиографическое описание нормативных документов более высокого ранга;
  2. кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (школа) учебного учреждения и определение класса обучающихся,  сроки реализации программы;;
  3.  цели и задачи обучения — конкретизация общих целей и задач обучения предмету,  определенных государственным образовательным стандартом и уточненных основной образовательной программой образовательного учреждения, с учетом особенностей работы учителя. Цели обучения не могут вступать в противоречие с общими целями на федеральном уровне. Задачи должны обеспечивать достижение поставленных целей, осуществляющихся в процессе  формирования и развития компетенций;;
  4. ведущие идеи — концептуальные положения, лежащие в основе разработки программы и отличающие ее от других программ по этому же учебному предмету;

      5. указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

     6. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

     7.   приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

 

Содержание курса:

№ п/п

Список разделов и тем

Кол-во часов

Требования к результатам обучения (ключевые и спец. компетентности, знания и умения)

Темы творческих  работ уч-ся, проектов и др.

Информационно-

методическое обеспечение

Учебно-тематический план:

  1. Порядковый номер;                                                                  

  2 .Тема раздела, урока;

  3. Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

  4. Содержание учебной темы;

  5. Форма контроля.

3.2. Общие требования к оформлению рабочей программы.

3.2.1. В тексте рабочей программы следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения.

3.2.2. Текст рабочей программы должен быть выполнен с применением печатающих и графических устройств на одной стороне белого листа.

При выполнении текста программы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всему тексту.                                              

   Вносить в текст программы отдельные слова, формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, символы рукописным способом не допускается.

   Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту.

3.2.3. Страницы текста программы должны соответствовать формату А4, ориентация листа - альбомная.

3.2.4. Текст набирается в редакторе Word for Windows, шрифтом: Тimes New Roman Cyr.

   Шрифт основного текста - обычный, размер 12, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25см, поля со всех сторон 2см. Страницы нумеруются, титульный лист не нумеруется, но считается первым, также как и листы приложения (Приложение 1).

4. Утверждение рабочей программы.

4.1 Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 -октября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

4.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:    

  - рассматривается на заседании предметного методического объединения;

  - согласуется с руководителем методического объединения;

  - утверждается директором школы.

4.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

4.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данное направление деятельности.

5. Действие программы

Программа изменяется при:

  • введении нового учебно-методического комплекта;
  • изменении учебного плана школы;
  • изменении федеральных государственных образовательных стандартов;
  • изменении законодательства об образовании.