ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА

Елизарьева Ирина Александровна

В статье представлен литературоведческий анализ одного из произведений Виктора Пелевина "Колдун Игнат и люди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виктор Пелевин17.15 КБ

Предварительный просмотр:

И. А. ФЕДОТОВА

ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА

В. О. Пелевин соединяет в одном тексте различные литературные жанры: фантастика, мистика, детектив, боевик и даже киберпанк.  Но излюбленным жанром писателя является философская сказка: "Для Пелевина философская сказка - это подходящая форма говорить о серьезных вещах без излишнего морализаторства, пафоса и патетики. Здесь уместны фантазия и юмор, а духовные проблемы и философские вопросы представлены образно и ненавязчиво" [1].

Началом литературного творчества писателя стало произведение, написанное в том же жанре, - "Колдун Игнат и люди", опубликованное в 1989 году. Интересно, что сам Пелевин определил жанр своего произведения как "сказочка".

В произведении Пелевин использует известный приём - говорящие имена. Имя главного героя - Игнат (от лат. - "огненный"), это имя священномученика Игнатия Богоносца. Вторым действующим лицом является протоиерей Арсеникум, который приходит к колдуну в гости. Арсеникум - это латинское название мышьяка, вредного для организма человека.

Арсеникум приходит к Игнатию не с пустыми руками, он приносит папку "красного картона" (символ крови)  и говорит Игнату: "Глянь-ка чего я понаписал". Из этой фразы мы понимаем, что то, что принес протоиерей не имееи для него литературной ценности  и предназначено только самому Игнату, потому что то спрашивает: "Вслух читать?". "Что ты! - испуганно зашипел протоиерей,- Про себя!"

Далее мы видим три небольших отрывка: "Откровение св. Феоктиста", "Как Михаил Иваныч сошел с ума и умер", "Рассказ о таракане Жу". По названиям мы видим нисходящую градацию от святого к низшему насекомому. Если разобрать их содержание, то можно заметить, что Арсеникум говорит Игнату о смерти.

Интересны внутренние монологи Игната, отличающиеся от его комментариев. Он думает на протяжении прочтения отрывков: "Неспроста это", "Нет, точно неспроста это", "Нет, что-то он определенно крутит". А сам не подавая вида смеется и говорит: "Интересно", "А есть ещё?".Выходит, что протоиерей пытается намекнуть Игнату на цель своего визита - он пришел его уничтожить. В свою очередь колдун это понимает, но вида не подает. Почему? Дальше мы видим, что к колдуну пришли мужики с "ржавыми топорами" (ржачина - символ запустения, мужики не головорезы, топоры их не для убийства). Стесняясь и переминаясь с ноги на ногу они говорят: "Убить тебя думаем. Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает". Эти слова говорят о миропонимании этих людей. Но тут колдун "растворяется в воздухе" без суеты и страха смерти, которую ему так упрямо навязывает Арсеникум. Пелевин лишь озвучивает нам последние мысли колдуна: "Мир, мир... Мир сам давно убит своими собственными колдунами". Именно тут автор доказывает читателю относительность восприятия человеком мира, невозможность объективности, которая выворачивает любое предположение наизнанку. В этом и состоит смысл философской сказки Пелевина.

Если пространство сказки условно, это дом Игната, то время конкретно, это дата 4 мая 1912 года. Дело в том, что 4 мая - Проклов день, когда принято проклинать нечистую силу. Неслучайно мужики пришли убить колдуна, неслучайно пришел и протоиерей, который видимо был нередким гостем у Игната. ("Дверь отпер...Понятно. То-то я думал - долго ты раздеваешься") Сразу убить колдуна Арсеникум не мог. И мужики не успели этого сделать. "Мир завсегда колдунов убивает", - говорят они. Мир в произведении - это простые люди и протоиерей тоже относится к ним. Но они против колдуна, который как символ ассоциируется с нечистой силой. Почему же тогда сказка называется "Колдун Игнат и люди", ведь и - соединительный союз. Весь смысл в последней мысли колдуна. "Мир давно убит своими собственными колдунами". Поэтому Игнат не противопоставлен людям. Убийство мира уже совершено давно и Игнату нечего бояться. Убийство это метафорическое и рассматривать его можно со всех сторон. Это может быть слепой конфликт людей и религии, которая навязывает мужикам/миру/людям убивать колдунов. А кто колдун, а кто нет решает церковь и здесь  её представитель Арсеникум - мышьяк, поражающий разум людей/мира/мужиков. Это может быть конфликт самих людей и их верований. В любом случае Пелевин заставляет задуматься над этим, в этом и состоит задача его философской сказки. Читатель должен решить: что есть зло? Автор помогает ему говорящими именами, отрывками Арсеникума, символами (это прилагательные, которых всего три). И что же в конце? Игнат исчезает. Арсеникум плюёт и крестится, что говорит об остатках язычества.  "Опять не вышло", - сетует он. И это подтверждение того, что не первый раз пытаются уничтожить колдуна. Но "миру, уничтоженного своими собственными колдунами", это не под силу. Раздосадованные мужики предполагают: "Так-то разве убьёшь, - икону надоть". Нечистая сила противопоставлена святыне. Выходит, что бороться с помощью зла со злом бесполезно. "Икону надоть", а не ржавые топоры, слова о неминуемой смерти. вот и получается, что мир, убитый своими собственными колдунами пытается убивать словом, оружием зло, безосновательно считающееся злом, ведь ни одного упоминания о плохих деяниях колдуна Игната нет. Именно поэтому сказка названа "Колдун Игнат и люди"

Библиографический список

  1. Гурин, С. Пелевин между буддизмом и христианством [Электронный ресурс] /  – URL :   http://pelevin.nov.ru/stati/o-gurin/1.html (дата обращения 10.04.2015).
  2. Пелевин, В. Колдун Игнат и люди: Авторский сборник [Текст] / В. Пелевин : Эксмо; М.; 2007, с. 22-24.