Инновационные подходы к обучению русскому языку

Ковалёва Елена Сергеевна

анализ справочно-информационного портала "Грамота.ру" и обоснование возможности его использования в школьном обучении русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС ОО второго поколения особую роль в развитии личности обу- чающегося отводит так называемым универсальным учебным действиям (УУД). Среди таких УУД важное место занимает овладение технологиями поиска информации, в том числе — при помощи компьютерной техники. Среди личностных результатов освоения основной образовательной про- граммы основного общего образования названы следующие умения: ак- тивное использование речевых средств и средств информационных 49 и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и по- знавательных задач; использование различных способов поиска (в спра- вочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и ин- терпретации информации в соответствии с коммуникативными и позна- вательными задачами и технологиями учебного предмета. И это не слу- чайно: человек, уверенно владеющий информационными технологиями, имеет адекватный современности стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Поэтому в школе необходимо научить ребенка работе с информационной средой. Так, обучая школьников русскому языку, обязательно знакомим их с возможностями справочно-информационного портала «Грамота.ру» (URL: http://www.gramota.ru/). Это один из наиболее популярных сетевых ресурсов по вопросам русского языка. Материалы сайта адресованы ши- рокой аудитории: филологам, учителям русского языка, учащимся, а также неспециалистам, у которых возникают вопросы, связанные с ис- пользованием устной и письменной речи. Сайт постоянно обновляется, имеет удобный пользовательский интерфейс. Портал включает шесть разделов, и на главной странице можно увидеть содержание каждого из них. Что особенно важно, на сайте есть функция «Проверка слова», доступная на любой странице ресурса как постоянная ссылка. В специальную строку, отмеченную ярким желтым цветом, вводится слово, значение или правописание которого следует уточнить. В ответ выводятся данные девяти основных нормативных сло- варей русского языка — словарные статьи из этих словарей. С этим дей- ствием вполне могут справиться учащиеся, уже знакомые со словарем и ориентируются в структуре словарной статьи. В разделе «Справка» представлены разнообразные справочные мате- риалы по вопросам правописания, стилистики, словоупотребления. В разделе «Класс» выложены тексты, которые могут помочь школь- нику в изучении русского языка: электронные учебники, сборники цитат о русском языке, «запоминалки», интерактивные тренажеры по грамма- тике и правописанию. Здесь же (а также в разделе «Игра») учитель найдет материал для внеклассной работы по предмету. 50 Материалы сайта можно использовать на уроке и дома даже при от- сутствии подключения к сети: можно зайти на «Грамоту» с помощью те- лефона, так как сайт предоставляет пользователям и КПК-версию. Доступ к порталу практически решает одну из самых болезненных при изучении языка проблем — проблему нехватки словарей: и на уроке, и дома ребенок имеет постоянный доступ к целому ряду авторитетных лингвистических словарей. Таким образом, труд, затраченный на обучение ребенка универсальным учебным действиям с использованием ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний обучающегося, продвигает ре- бенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности в обучении, вносит в жизнь ребенка дополнительную радость от умения самостоя- тельно найти решение задачи, позволяет активно использовать зону ближайшего развития, создает условия для сотрудничества учащихся с учителем и между собой в образовательном процессе.