Сила народного искусства

Меньшикова Надежда Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНИ НАШИХ ПРЕДКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сила народного искусства

Окружающая природа и смена её по временам года всегда интересовали, и будут интересовать ребёнка. На основе этого интереса я попытаюсь показать педагогам, родителям, как заниматься с детьми, чтобы сформировать умение внимательно слушать и видеть, правильно понимать сказанное, делать логические выводы, выделять причинно-следственные связи, главные и второстепенные признаки. Чем больше ребёнок пересказывает, отвечает на вопросы по тексту, описывает иллюстрации, сочиняет свои рассказы, тем грамотней, ярче и точней становится его речь.

Слово это нерусское. В нём два английских корня. Буквально это слово переводится как «народная мудрость».

Этим словом очень удачно названы произведения устного народного творчества: сказания и былины, предания и легенды, загадки и небылицы, пословицы и поговорки и другие.

Сейчас они печатаются в книгах. Но так было не всегда. Они родились, и многие века существовали как устные произведения. Они сочинялись в народе и передавались из уст в уста. От человека к человеку.

Обаяние народного творчества очень велико. Многие писатели, поэты, художники сохранили воспоминания о материнских песнях и бабушкиных сказках, страшных рассказах про лешего и домового. Смешных небылицах и весёлых прибаутках. Эти впечатления они выразили  в своих произведениях: стихах, романах, повестях, картинах, музыке.

Устному творчеству русского народа мы обязаны появлением замечательных сказок Пушкина, картин Васнецова, музыкальных произведений Римского-Корсакова и Мусоргского.

В чём же сила народного искусства? В чём секрет его обаяния? Помочь ответить на эти вопросы и призвана данная программа.

Перед тем как сблизить маленького ребёнка с понятием «фольклор» и  раскрыть для него великолепные образы народной речи, нужно в первую очередь довести до его сознания секреты словесной выразительности художественных произведений. Перед учителем стоит серьёзная, трудная задача. Помочь учащемуся глубоко и осмысленно владеть, знать  и применять полученный богатый интересный материал о русском речевом этикете, о речевом своеобразии текста (присловье, зачин, троекратное повторение), о календарно-обрядовых праздниках и их связи с солнечными циклами в природе, о древних мифологических представлениях славян, ранними формами религии. Также не маловажной задачей стоящей перед учителем  является воспитание уважения к делам своих предков, их быту, культуре, хозяйственной деятельности.

Окружающая природа и смена её по временам года позволяют помочь учащимся последовательно и легко усвоить предлагаемый материал в данной программе. Чем больше ребёнок наблюдает, внимательно слушает, понимает сказанное, делает логические выводы, выделяет причинно-следственные связи (главные и второстепенные), тем больше отвечает на вопросы по тексту, описывает иллюстрации,  сочиняет свои рассказы, а самое главное его речь становится ярче и грамотнее.

Так же у  учащихся будет возможность ставить опыты, прясть, ткать, шить, красить ткань, заниматься плетением и многое др. На занятиях учащиеся получат представление о русском деревенском доме. Познакомятся с бытом и видением  домашнего хозяйства русского крестьянина.

Целью изучения предмета является формирование представлений  о сведениях из глубины веков о жизни наших предков: о том, что ели и пили наши предки. Во что одевались, а также о том, как обращались друг с другом, что ценили. Данная программа приоткроет дверь в мир родной культуры. Через фольклор и родное слово учащиеся приобщатся к её истокам, её основам.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, с образцами народной речи;
  • обогатить знание родного языка и пополнить словарный запас речи учащихся;
  • понять секреты словесной выразительности народной речи;
  • развить наблюдательность, речь, общий кругозор;
  • воспитать уважение к делам своих предков, любви к своему городу, желание беречь и охранять памятники культуры;
  • познакомить с  бытом и традициями наших предков, с  их культурой, хозяйственной деятельностью;
  • раскрыть доступные для понимания учащихся произведения устного народного творчества;
  • дать знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

Программа курса построена по принципу «спирали»: в каждом классе даются сведения из истории, географии, хозяйственной деятельности, культуры и быта, традиций наших предков, от класса к классу эти сведения углубляются, расширяются.

Содержание курса в первом классе составляют темы: «Обычаи русского народа». Поведение за столом, разговоры, напевные песни. «Знакомство с фольклорными произведениями». Пословицы, скороговорки, считалки, колыбельные песни. Во втором классе изучают темы: «Что значит слово ДОМ?», «Чудесная история маленького дома». Разбираются такие понятия как: «изба, терем, землянка, хоромы, палаты, посад, венец, окно (глаза дома), фасад, лоджия, кровля, пол, печь, клеть, поварня, сени, крыльцо, горница и т.д.». Курс третьего класса включает темы: «Ремёсла», «Русский речевой этикет». Сказочная фантастика русской бытовой сказки, речевое своеобразие текста.

«Русский быт», «Родное слово» - темы четвёртого класса.

Разнообразие содержания курса предполагает использование разнообразных форм, методов и средств обучения. Формы обучения различны это: уроки, экскурсии, утренники. Важно, чтобы дети наглядно увидели природные, культурные и хозяйственные объекты города. Методы и приёмы обучения также разнообразны. Наряду с традиционными методами – беседой, рассказом учителя широко используются игры. Особенно «путешествия» в глубину веков, моделирование, рисование, наблюдение, дискуссии. И что особенно важно, самостоятельную работу с литературой, поиск дополнительных сведений о жизни наших предков.  Посещение музеев, выставок, городских библиотек, экскурсий.

В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей с уроками москвоведения. Реализация этих возможностей поможет добиться более осознанного и прочного усвоения курса. Оценивание учащихся не рекомендуется. В отдельных случаях учитель одобряет, хвалит ребёнка. Во время летнего отдыха и на каникулах учащимся предлагается возможность самостоятельного  поиска краеведческих материалов по курсу. Подбор литературы. Отзывы об увиденном, услышанном, различные фотоматериалы. А также пополнение копилки школьного музея «находками» из далёкого прошлого.

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей, особенно для первоклассников. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к  Родине. Занятия первой и второй  четверти носят познавательный и обучающий характер. Дети знакомятся с временами года, приметами, старинными русскими обычаями, обрядами, названиями месяцев по старинному календарю. Например, месяц сентябрь называли - «руен», месяц октябрь называли месяцем синиц.  В эту пору синички перебираются поближе к человеческому жилью. В январе месяце узнают о том, как встречают деревья снегопад. В феврале месяце наблюдают за снежными пушинками (снежная пыль, крупа, хлопья). Почему хрустит снег под ногами? Что такое наст? Кому трудно (легко) передвигаться по насту? Почему? Также изучаются календарно – обрядовые праздники и их связи с солнечными циклами в природе. Купальские обряды, праздник Рождества, Колядки, Масленица. Во втором полугодии дети знакомятся с фольклорным жанром (14 часов). Какие-то произведения прослушиваются, использование ТО. Что-то зачитывается, разучивается наизусть (считалки, скороговорки, стихи, колыбельные песни, заклички). Дети знакомятся с Батюшкой домовым и его семейством. С хозяином поля – Полевиком. С подводным князем – Водяным. По древним поверьям  узнают о Дедушке Морозе. В последней четверти дети знакомятся с практической частью программы. Это изготовление первых куколок для колыбели, изготовление игрушек из глины, знакомятся с плетением венка, плетением косички из жёсткой нити.

Курс второклассника даёт представление о русском деревенском доме, знакомит с бытом, домашним хозяйством русского крестьянина. Рассказывает о старинных жилищах – землянках.  На занятиях дети знакомятся с русской избой, её строением и особенностями постройки. Как клали брёвна, почему делали четырёхугольный венец, как закрепляли их между собой. Что в старину обозначало слово – клеть. Учащиеся знакомятся с внутренним убранством дома. Чем и как покрывались столы в богатых домах (суконные и бархатные подскатертники).  Как и на чём спали. (Рогожа, войлок, ковёр) Что означало понятие «красный угол». Также в первом полугодии предусматриваются практические занятия. Вышивка на пяльцах старинных узоров. Окраска ткани природными красителями. Листья берёзы – зелёный цвет. Корни птичьей гречишки – синий. Ягоды черники или ежевики – фиолетовый. Корни конского щавеля – жёлтый. Цветы зверобоя – красный. Травы предварительно завариваются, а на занятии хлопчатобумажные лоскуты окрашиваются. Во втором полугодии (20 часов) учащиеся продолжают углублять свои знания о домах старинных и современных. Изучаются «Доходные дома» (дома богатых господ), дома – дворцы.  Их убранство. Значение карнизов, изображений на фасаде, наличие балконов. Также учащиеся знакомятся с домами, которые собирают (барак, казарма). Завершает курс рассказ об истории маленького дома, находящегося в тихом уголке Москвы. Украшенный лепными украшениями, изразцами. Домик на улице Бурденко, раньше это был Долгий переулок.

 Курс для третьего класса рассказывает о ремёслах наших предков, расширяет понятия об истории ткачества. Рассказывает о том, из чего люди делают нити.  Лён, хлопок, стебли крапивы, джут, коконы тутового шелкопряда. Раковины некоторых морских моллюсков, шерсть верблюда, ламы. А совсем недавно люди научились делать синтетические нити из нефти: капрон, лавсан.

Учащиеся узнают об истории шёлка. На карточках «Производство шёлка» изображены:

 1.Сбор тутовых листьев.

2. Уход за греной.

3. Распаривание коконов.

4. Прядение.

5. Окраска пряжи.

6. Тканьё.

На занятиях рассказывается о том, как разводят тутового шелкопряда. Затем самими учащимися изготавливается простейший ткацкий станок. И с помощью палочки – челнока дети продёргивают уточную нить между нитями основы. Соткав несколько рядов, ткань уплотняется расчёской. На следующих занятиях учащиеся знакомятся с понятием «Паутинная нить». После этого учащимся предлагается игра «Волшебная нить». Если правильно соединить точки на картинке, получится ловчая паутина – сеть, с помощью  которой паук добывает себе пищу.

Также курс знакомит учащихся с такими ремёслами как: сапожное дело, гончарное. Рассказывает о ювелирах, оружейниках, мясниках,  пекарях. В 16 веке московские пекари подразделялись на хлебников (калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников). Учащиеся узнают, что означало слово «кадь». Кадки, бочки, вёдра – всё это из дерева мастерили бондари, или кадаши.

Во втором полугодии большое внимание уделяется речевому этикету. А эти сведения несут нам фольклорные произведения. В программе разбираются бытовые сказки. Именно они – загадка фольклора. В них герой сказки попадает впросак, потому что не знал речевого этикета. Нравственный мир сказки, речевое своеобразие текста, этикетные формулы. Всё это разбирается на занятиях с учащимися в третьей и четвёртой четверти. Учащимся предоставляется возможность самостоятельно проанализировать сказку, разгадать загадку народных примет, объяснить смысл пословиц, установить причинно-следственные связи, составить связный рассказ, проиграть сюжет.

Всё это способствует:

  • развитию восприятия на зрительной и тактильной основе;
  • развитию зрительной памяти;
  • развитию образного мышления;
  • развитию речи;
  • развитию логического мышления;
  • развитию внимания;
  • развитию умения общения с людьми;
  • приобщение к миру взрослых через ролевые игры.

        В 4 классе учащиеся всё глубже изучают народный промысел, знакомятся с русским бытом наших предков, учатся общению с людьми, приобщаются к миру взрослых.

        Большая часть занятий проводится в школьном музее. Учащиеся изучают музейные экспонаты, собранные по итогам походов в подмосковные деревни. Посещают музеи, выставки, готовят сообщения.

            Родное слово – это наш родной язык, великолепный, богатый, выразительный русский язык. Изучая родное слово, учащиеся обогащают своё знание родного языка, раскрывают секреты словесной выразительности художественных произведений.

        А фольклорные произведения и несут нам сведения о народной жизни: о том, что ели и пили наши предки, во что одевались. Через родное слово учащиеся приобщаются к истокам родной культуры, её основам.

        К концу изучения курса учащиеся должны знать, И УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

 кратким словарём филологических терминов        :

-Фольклор (устное народное творчество) – совокупность словесных произведений разных жанров (сказок, былин, песен, преданий, загадок и др.). Фольклорные произведения создаются коллективно и живут (бытуют) в устной форме.

 - Сказка – жанр фольклора. Рассказ, история о заведомо вымышленных событиях и персонажах.

- Зачин – часть композиции волшебной сказки или былины, их начало. Зачин называет место действия и вводит некоторых персонажей.

- Сказочные формулы – выражения, устойчиво повторяющиеся в определённых частях сказки, в определённых её эпизодах. Например: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Избушка, избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом».

 - Скороговорка – жанр фольклора. Это шутливое трудно произносимое высказывание, в котором намеренно подобраны слова, похожие по звучанию.

 - Поговорка – жанр фольклора. Меткое, мудрое, образное народное изречение. Поговорка, в отличие от пословицы, - не предложение, а словосочетание, часть предложения.

- Пословица – жанр фольклора. Меткое, мудрое, образное народное изречение. Грамматически пословица – это предложение.

 - Загадка –жанр фольклора. Это занимательный, замысловатый вопрос (явный или скрытый). Это образное обозначение предмета через другой предмет, похожий на загаданный. Например, загадка о дороге:

Лежит брус во всю Русь,

Если встанет – до неба достанет.

- Былина – жанр фольклора. Стихотворное повествование (эпическая песня) о событиях (в том числе и фантастических), которые представлены как подлинные, имевшие место, а прошлом. Былина героическая – это повествование о подвигах героев, то есть богатырей, защищающих Родину.

 - Предания – жанр фольклора. Это прозаические рассказы о  примечательных событиях прошлого. События и персонажи представлены в преданиях как подлинные. В преданиях отражаются факты и события местной истории.

- Этикет – принятые в обществе правила, которые регулируют поведение человека в определённых ситуациях.

- Этикет речевой – правила, устанавливающие, что надо говорить в определённых ситуациях общения.

Также учащиеся должны знать:

- некоторые исторические и культурные достопримечательности:

- Кремль, соборы Кремля;

- крупнейшие монастыри Москвы и их роль в жизни города;- старинные усадьбы Останкино, Кусково, Коломенское, Измайлово;

- занятия жителей Москвы в древности и в настоящее время.

         Сценарий любого из таких уроков составить совсем не сложно, зато дети участвуют в таких “уроках – праздниках” с большим энтузиазмом, а главное, не просто приобщаются к культуре, а вырабатывают привычку ещё и ещё познавать непознанное. В этом и состоит задача любого учителя.