Глаголия - чудесная страна (урок-путешествие)

Щур Инна Александровна

Материал данного урока позволяет учащимся обобщить и закрепить знания по теме  «Глагол»; учителю позволяет определить уровень знаний учащихся по данной теме на примере выполнения предложенных заданий.
Урок проводится в форме путешествия по необычной стране, которая называется Глаголия. Оригинально оформленная карта этой страны привлечет внимание учащихся и активизирует их. На ней обозначены несколько станций: «Теоретическая», «Практическая», «Сообразительная», «Молчаливая» и «Творческая». Обязательно предусмотрена рефлексия, т.к. учителю необходимо знать, какая станция понравилась учащимся и почему

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon glagoliya_-_chudesnaya_strana.zip5.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка «Глаголия – чудесная страна»  в 5 классе                        

                                            (Урок-путешествие)

Щур Инна Александровна,

учитель русского языка

и литературы

МОУ «Майская гимназия

Белгородского района

Белгородской области»

Цели:

-повторить изученный материал по теме «Глагол»,

-определить уровень знаний учащихся по данной теме на примере выполнения проверочных заданий,

-попутно повторить некоторые орфограммы;

- развивать речь учащихся, обучая их ясно и точно формулировать и выражать свои мысли;

- воспитывать стремление к преодолению жизненных трудностей.

Оборудование:

Учебники, карточки, импровизированная карта страны Глаголия, флажки, отмечающие станции на пути следования; мультимедийное оборудование.

Ход:

     1.Оргмомент.

2.Слово учителя.

Сегодня мы повторим  изученный материал по теме  «Глагол». А сделаем мы это в форме  путешествия по необычной стране, которая называется Глаголия. Перед вами - карта  этой страны. На ней вы видите несколько станций: «Теоретическая», «Практическая», «Сообразительная», «Молчаливая» и «Творческая». Начинаем наше путешествие.

Первая станция «Теоретическая». 

Желающие выходят по очереди к доске и выбирают себе карточки с вопросами по теме. Ответы иллюстрируют примерами.

Вопросы:

- Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?

- Какие глаголы называются переходными?

- Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

- Как образуется форма условного наклонения?

-Как образуется форма повелительного наклонения?

- Какие глаголы называются безличными?

3. Едем дальше. Следующая станция – «Практическая»

а) Перед вами текст. (На интерактивной доске). Прочитайте его и озаглавьте.

Ты стан...ш..  настоящим человеком только тогда, когда узна..ш.., что такое трудно. Если бы в детств.. или ю(н.нн)ост.. тебе все было легко, ты мог бы выр..сти бе(з,с)вольным человеком. (Не) иди самым легким путем! Выб..рай всегда путь самый трудный. Преодоление трудн..стей  возвыша..т человека. Тот, кому трудно и кто преодолел трудность, похож.. на альп..ниста, который достиг выс..чайшей  в..ршины.

б) Учащиеся списывают текст, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.

в) Работа с классом (в это время 1 человек  у доски обозначает орфограммы):

    -Определите тему и идею текста

    - Какую роль в тексте играют глаголы?

    -Подобрать антоним к слову вырасти (уменьшиться)

                         синоним к слову станешь (будешь, вырастешь)

г) Проверка работы с орфограммами.

д) Работа у доски:

- Обозначить в тексте именное и глагольное словосочетание;

- Произвести разбор слова по составу;

- Произвести фонетический разбор слова;

- Произвести разбор предложения – Выбирай всегда путь самый трудный.

- Выписать 2 переходных и 2 непереходных глагола.

- Выписать по одному примеру глаголов в разных наклонениях.

е) Проверка у доски.

- Какое стихотворение вы вспомнили, читая этот текст?

( Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»)

Поэтическая пауза (Чтение стихотворения наизусть).  

   3. Едем дальше. Следующая станция «Сообразительная».

Растолкуйте смысл пословицы: «Хочется есть, да не хочется с печи слезть».

Определить лицо и спряжение глаголов.

   4. Продолжаем движение. Мы оказались на станции «Молчаливая» (физкультминутка).     

Учащиеся отработанными движениями дают характеристику предложения-пословицы:

       - какое оно по наличию второстепенных членов;

  - … по наличию основ;

  - по наличию главных членов;

  - чем осложнено предложение.

5. Наконец мы добрались до конечной станции. Это станция             «Творческая».

Сейчас вы попытаетесь составить своеобразный рецепт преодоления трудностей.

(Написание миниатюр.)

Чтение миниатюр. Какая понравилась? Почему?

     6. Итоги урока.

     7. Рефлексия.

Какая станция понравилась и почему.

 8. Домашнее задание

Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

I ряду - выписать глаголы в изъявительном наклонении.

II ряду- выписать глаголы в повелительном наклонении.

III ряду- выписать глаголы в условном наклонении.

Составить с ними предложения.