Методическая разработка урока

Двуреченская Елена Алексеевна

Примерный урок по Ф.И.Тютчеву с анализом предлагаемых стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_59_filosofskaya_lirika_tyutcheva.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА 59. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.И.Тютчева

Цели урока:

  1. Образовательная-  показать студентам творческое наследие и своеобразие лирики Ф.И.Тютчева, его философскую проблематику, раскрыть основные темы и идеи его поэзии, рассказать о жизни и творчестве поэта; сформировать целостное представление о художественном мире Тютчева
  2. Развивающая- развитине навыков  аналитического чтения стихотворений, умения самостоятельно формулировать выводы в поэтическом тексте
  3. Воспитательная- воспитание нравственный чувств, чувства любви к родной литературе

Тип урока – урок-анализ лирических произведений.

  Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник, портрет поэта,иллюстрации

Методы и приемы: словесный,наглядный,исследовательский, проблемный

ХОД УРОКА :

1.Оргмомент

2. Актуализация знаний,умений и навыков.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Тютчевым Времени для того, чтобы понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева. Для этого определим, какие временные формы использует Тютчев и почему одна из форм времени привлекает его в большей степени, а другая – в меньшей.
Портрет Ф.И. Тютчева (1803-1873) был написан Александровским С.Ф. в 1876 г. по заказу П.М. Третьякова, который не мог смириться с отсутствием портрета поэта в его галерее. К тому времени прошло уже три года, как поэта не стало, и портрет писался с фотографии. Облако седых волос над высоким лбом, грустно-ироничный взгляд из-за очков, небрежность в одежде. Таким и был Федор Иванович.Природа щедро одарила Тютчева талантами. Однако нельзя сказать, что они способствовали его успехам.В университете он занимался только тем, что его интересовало. Задания часто выполняли за него однокашники. На дипломатическом поприще карьера не сложилась. По его признанию, он "пережив всех, не наследовал никому". Нельзя назвать счастливой и семейную жизнь Тютчева. Его "подвиги" были широко известны и вызывали осуждение современников. Публицистика, написанная на французском и немецком языках, находила читателей в узком кругу. Стихотворений немного, и долгое время они пользовались признанием, в основном, среди поэтов. Критика обходила их молчанием.И, тем не менее, Федор Тютчев оставил глубокий след в сердцах своих современников. В наше время "широкой публике" он известен удивительными стихотворениями о природе "Люблю грозу в начале мая", "Есть в осени первоначальной", посвящениями возлюбленным "Я помню время золотое", "Я встретил вас", высказываниями, ставшие афоризмами "Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после – одно уголовное дело", "Умом Россию не понять...", "Нам не дано предугадать", "Тебя ж, как первую любовь...".
Детство Тютчева
Тютчевы приехали в дом Армянский, 11 в конце 1810 г., прямо под Новый год. Их сыну Федору, будущему поэту, было тогда семь лет.В Северном флигеле расположили служебные помещения с кухней и квартирами для прислуги. Во внутренней части Южного флигеля разместилась конюшня, а в части, выходящей в переулок, поселилась прислуга.Семья занимала второй этаж Главного дома. Самым большим и значительным его помещением была столовая, которая в торжественных случаях превращалась в танцевальный зал. Окна столовой выходили на две стороны, причем, вдоль главного фасада тянулся большой балкон.На третьем этаже находились библиотека и жилые комнаты для приезжих.В то время, когда здесь жил Федор, то есть в середине 1810-х – начале 1820-х гг., в усадьбе проживало до 100 человек. Одной прислуги и дворни было 30-40 человек. Жили еще родственники и гости со своей прислугой. Источником благосостояния были поступление средств из имений и служба главы семейства.Здесь среди светского шума и в тиши библиотеки и произошло рождение поэта. Первым заметил это и оказал поддержку профессор Московского университета, поэт, переводчик Алексей Федорович Мерзляков. Именно тот Мерзляков, которого Лазаревы вскоре попросят написать стихи для их памятника-обелиска. По его рекомендации в 1818 г., пятнадцатилетнего Федора приняли в число сотрудников Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете. Сотрудник, конечно, не действительный член Общества. Но это серьезная школа. Достаточно сказать, что действительными членами Общества были В.А. Жуковский, "знаменитый дядя" В.Л. Пушкин, поэт И.И. Дмитриев.В сентябре 1819 г. осуществилась мечта Тютчева: он стал студентом Московского университета. И опять при поступлении ему оказал услугу А.Ф. Мерзляков: на прошении о зачислении его свидетельство.Заметных успехов в учебе Федор не достиг. Обеспеченность семьи, богатые и влиятельные родственники – все это давало возможность заниматься, когда хочется и чем хочется. И, тем не менее, он окончил университет через два года. Для досрочного окончания необходимо было особое разрешение. Родителям пришлось использовать свои связи, чтобы решить вопрос на уровне попечителя Московского университета князя А.П. Оболенского и министра народного просвещения князя А.Н. Голицына. В конце 1821 г. Федору выдали аттестат об окончании университета, а в феврале следующего года он уехал в Петербург. Еще несколько месяцев хлопот и 11 июня 1822 г. на целых двадцать два года он покинул Россию. "Вся в слезах была маменька Екатерина Львовна..."Возникает вопрос, зачем было прилагать такие усилия, чтобы сократить срок обучения на один год? А причина была.Федор увлекся дворовой девушкой Катюшей Кругликовой, которой в ту пору было двадцать лет. Судя по настойчивости, с которой мать старалась скорее отправить сына подальше от родительского дома, и дальнейшим событиям, увлечение зашло слишком далеко. Через некоторое время Катюше дали вольную, а потом обеспечили приданым и выдали замуж.
В Москву Федор Тютчев приехал 8 июля 1843 г., а 13-го пошел посмотреть дом, который принадлежал некогда его отцу, где прошли детство и юность, где оставил Катюшу. В памяти сохранился красивый, ухоженный особняк дорогие сердцу лица. А здесь на него сквозь покосившиеся ворота смотрел обветшавший дом, в котором размещался приют. Встреча с прошлым не состоялась.
Воспоминания современников
И.С. Аксаков (1823-1886) – биограф поэта, был женат на его дочери

"Можно сказать, что в тщеславии у Тютчева был органический недостаток. Он любил свет – это правда; но не личный успех, не утехи самолюбия влекли его к свету. Он любил его блеск и красивость... Соблюдая, по возможности, все внешние светские приличия, он не рабствовал пред ними душою, не покорялся условной светской "морали", хранил полную свободу мысли и чувства. Блеск и обаяние света возбуждали его нервы, и словно ключом било наружу его вдохновенное, грациозное остроумие. Но самое проявление этой способности не было у него делом тщеславного расчета: он сам тут же забывал сказанное, никогда не повторялся и охотно предоставлял другим авторские права на свои, нередко гениальные, изречения. Вообще, как в устном слове, точно так и в поэзии, его творчество только в самую минуту творения, не долее, доставляло ему авторскую отраду. Оно быстро, мгновенно вспыхивало и столь же быстро, выразившись в речи или в стихах, угасало и исчезало из памяти".
"Была область, где он жил всею полнотою своей личности. То была жизнь сердца, жизнь чувства, со всеми ее заблуждениями, треволнениями, муками, поэзией, драмою страсти; жизнь, которой, впрочем, он отдавался всякий раз не иначе, как вследствие самого искреннего, внезапно овладевшего им увлечения, – отдавался без умысла и без борьбы. Но она всегда обращалась для него в источник тоски и скорби и оставляла болезненный след в его душе".

И.С. Гагарин (1814-1882) – князь, сослуживец и друг Тютчева в Мюнхене
"Его не привлекали ни богатства, ни почести, ни даже слава. Самым задушевным, самым глубоким его наслаждением было наблюдать за картиной, развертывавшейся перед ним в мире, с неослабным любопытством следить за всеми ее изменениями и обмениваться впечатлениями со своими соседями"."Припоминаю, что в 1834 г., в бытность мою в Карлсбаде, до меня дошли слухи о том, что Тютчев был поднят без сознания в Мюнхене. По возвращении в Мюнхен я спросил его, что это значило. Вот что он мне ответил: "Однажды Ваш дядя пригласил меня обедать, я думал, что к шести часам, и пришел в ту минуту, когда вставали из-за стола. Итак, я не обедал. На другой день жена моя отсутствовала, некому было заказать обед, и я без него обошелся. На третий день я потерял привычку обедать, но силы мне изменили и я лишился чувств..."

В.А. Соллогуб (1813-1882) – граф, писатель

"Он был одним из усерднейших посетителей моих вечеров; он сидел в гостиной на диване, окруженный очарованными слушателями и слушательницами. Остроумные, нежные, колкие, добрые слова, точно жемчужины, небрежно скатывались с его уст. Он был едва ли не самым светским человеком в России, но светским в полном значении этого слова. Ему были нужны как воздух каждый вечер яркий свет люстр и ламп, веселое шуршание дорогих женских платьев, говор и смех хорошеньких женщин. Между тем его наружность очень не соответствовала его вкусам; он был дурен собою, небрежно одет, неуклюж и рассеян; но все, все это исчезало, когда он начинал говорить, рассказывать; все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева; я думаю, что главной прелестью Тютчева в этом случае было то, что в его рассказах не было ничего приготовленного, выученного, придуманного".
по принадлежности".

Женщины Тютчева
О месте, которое занимали женщины в жизни Тютчева, его сын Федор Федорович писал:
"Федор Иванович, всю жизнь свою до последних дней увлекавшийся женщинами, имевший среди них почти сказочный успех, никогда не был тем, что мы называем развратником, донжуаном, ловеласом. Ничего подобного. В его отношениях не было и тени какой-либо грязи, чего-нибудь низменного, недостойного. В свои отношения к женщинам он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость, что походил больше на жреца, преклоняющегося перед своим кумиром, чем на счастливого обладателя".Этому отношению к женщинам мы обязаны озарениями лирических посвящений и памятью о красивейших женщинах, с которыми свела Тютчева судьба. Это же отношение стало источником семейных трагедий и нереализованности его многочисленных талантов.
"Тебя ж, как первую любовь..."Первое стихотворное признание Тютчева, адресовано Амалии Лерхенфельд, больше известной под фамилией Крюденер. Но прежде, чем говорить об адресатах конкретных и хорошо знакомых, хочется сделать небольшое отступление.Всем известны строки: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.." Кого помнит сердце России, понятно. А вот кого помнило сердце Тютчева?В этих строках за словами "первая любовь" скрывается имя Катюши Кругликовой. Федор и Катюша жили в усадьбе в Армянском переулке. Федор – как сын владелицы усадьбы, Катюша – как дворовая девушка. Отношения между влюбленными зашли далеко, и стали одной из причин, почему мать Федора выхлопотала разрешение на досрочное окончание университета. Молодого Тютчева в 1822 г. отправили в Петербург на службу в Коллегию иностранных дел. Летом того же года его родственник граф А.И. Остерман-Толстой увез Федора в Мюнхен, где устроил при русской миссии. Спустя 45 лет Федор Тютчев писал: "Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого (А.И. Остерман-Толстой потерял руку в битве при Кульме), чтоб переселить меня на чужбину". "На чужбине" он провел двадцать два года.
"Я помню время золотое..."
В Мюнхене Федор познакомился с
Амалией Лерхенфельд (1808-1888), влюбился в нее и сделал предложение. Амалия отвечала Федору взаимностью, но возражали родители Амалии. Претенденту отказали. Позже, из вспоминаний о совместных прогулках по берегам Дуная и окрестным холмам, появилось посвященное Амалии стихотворение "Я помню время золотое". К тому времени Амалия стала баронессой Крюденер. Грустно, когда на пути влюбленных встают непреодолимые преграды, но, судя по тому, как сложилась семейная жизнь жен Тютчева, судьба берегла Амалию. Она на всю жизнь сохранила дружеские отношения с Федором Ивановичем, блистала в свете и была окружена многочисленными и подчас весьма влиятельными поклонниками. Едва ли все это было бы возможно, если бы Амалия вышла замуж за Тютчева.
"Эти дни были так прекрасны, мы были так счастливы!"
Вскоре Федор Иванович познакомился с семейством фон Ботмер. Устоять перед чарами сестер Элеоноры и Клотильды мало кто мог. Тютчев к их числу не относился. Начало семейной жизни Ф. Тютчев относит к весне 1826 г., хотя обвенчались Элеонора и Федор только в 1829 г., незадолго до рождения дочери Анны. Много лет спустя Федор Иванович писал дочери: "Мы совершали тогда путешествие в Тироль – твоя мать, Клотильда, мой брат и я. Как все было молодо тогда, и свежо, и прекрасно! Первые годы твоей жизни, дочь моя, которые ты едва припоминаешь, были для меня годами, исполненными самых пылких чувств. Я провел их с твоей матерью и с Клотильдой. Эти дни были так прекрасны, мы были так счастливы!"
Через много лет Федор Тютчев встретит Клотильду и вспомнит это время. Есть основания полагать, что именно ей посвящено стихотворение "Я встретил вас и все былое..."
Семейная идиллия продолжалась недолго. В 1834 г. у Тютчева завязывается роман
с Эрнестиной Дернберг. Жена предпринимала отчаянные попытки спасти семью. Разлад с мужем, нехватка денег, бесконечные заботы о детях и доме привели к тому, что в мае 1836 г. Элеонора пыталась покончить жизнь самоубийством. Ее случайно спасли.
Летом 1838 г. на пароходе, на котором Элеонора с детьми плыла к новому месту службы мужа, вспыхнул пожар. Ей удалось спастись самой и спасти детей, но она получила тяжелое нервное потрясение. Боясь оставить мужа одного, Элеонора, не долечившись, поехала к нему в Турин, где на нее навалились заботы о новом месте жительства. Все это окончательно подорвало ее здоровье, и осенью Элеонора умерла. Бесконечно жаль нежную, любящую Элеонору, но трудно отделаться от мысли, что если бы у нее было будущее, то оно было бы тяжелым.
Эрнестина фон Дернберг и "Денисьевский цикл"
Летом 1839 г. состоялось бракосочетание с Эрнестиной Дернберг. Поначалу шла обычная семейная жизнь: дети, дом. Федор Иванович вел рассеянный образ жизни, уделяя минимум времени службе. Однако летом 1850 г. что-то изменилось. Тютчев снял отдельную комнату и иногда из семьи исчезал. Вскоре выяснилось: у него появилось новое сердечное увлечение – воспитанница Смольного института
Елена Денисьева. Увлечение было настолько серьезным, что фактически образовалась вторая семья. Для Эрнестины это было потрясением. Она отдалилась от мужа и старалась большую часть времени проводить с детьми в Овстуге или в Германии. Федор Иванович делал попытки примирения, но по понятным причинам они успеха не имели. Жить на два дома Эрнестина не могла. Отношения начали медленно восстанавливаться только после смерти Денисьевой в августе 1864 г., когда Тютчев приехал к жене в Женеву.
А что же Елена Денисьева? Она за счастье любить Федора Ивановича и быть его гражданской женой отдала все. От нее отказался отец, прекратили встречаться друзья и знакомые, для нее закрылись двери домов, где прежде с радостью принимали. Не состоялась карьера: она рассчитывала стать фрейлиной. Не хватало денег, внимание, которое она всецело уделяла Федору Ивановичу, пришлось делить с детьми. Тютчев стал реже бывать на квартире, которую снимал для Денисьевой. Все это подорвало здоровье Елены Александровны, она умерла от чахотки. Ей не было и сорока лет. Память о женщине, безоглядно пошедшей за своей любовью и заплатившей за нее жизнью, сохранилась в стихах, которые носят название "Денисьевский цикл".

Анализ с Стихотворение «Silentium!»

Оно увидело свет в 1830 году, однако предполагается, что создано оно было гораздо раньше. И поводом для написания столь необычного как по форме, так и по содержанию произведения послужила женитьба Тютчева на Элеоноре Петерсон через несколько лет после поступления на дипломатическую службу. Поэт был безумно влюблен в свою молодую жену и после свадьбы считал себя по-настоящему счастливым человеком. Однако предчувствие неминуемой беды все же не давало Тютчеву покоя. Именно осмыслению своих тревог и переживаний, попыткам понять, что же именно вызывает в нем смутное чувство тревоги, посвящено стихотворение «Silentium!».Начинается оно весьма нетипично для поэта, которому впоследствии суждено было стать родоначальником русского романтизма. Первые строчки – это призыв молчать, скрывая свои чувства и мысли, что можно объяснить родом деятельности Тютчева-дипломата. Однако далее поэт развивает свою мысль, отмечая, что мечты напоминают ему звезды в ночи, которые также эфемерны и далеки. Поэтому автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». Под вторым участником этого странного диалога многие исследователи творчества Тютчева подразумевают его супругу Элеонору. Однако обращения поэта адресованы не женщине, а мужчине. С учетом того, что Тютчев свои первые стихи вообще не планировал кому-либо показывать, нетрудно догадаться, что эту необычную беседу автор ведет сам с собой. И именно самому себе он приказывает молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье, свои надежды и мечты от посягательств. При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе, быть гораздо более сдержанным в беседах, поступках и суждениях.Если сопоставить факты, то получается, что именно в это время поэт знакомится со своей будущей супругой и делает ей предложение. Он не тешит себя надеждой, что урожденная графиня Ботмер согласиться стать его женой. Однако, вопреки ожиданиям, получает разрешение на брак со стороны родственников Элеоноры и долгое время не может поверить своему счастью. Тютчев настолько благодарен судьбе за этот неожиданный подарок, что боится спугнуть лишним словом или же мыслью свое семейное благополучие. Именно поэтому, изредка отрываясь от своих «таинственно-волшебных дум», поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!». Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно. И действительно, в 1838 году, после неудачного возвращения в Россию, сопровождавшегося крушением парохода, Элеонора Тютчева умирает на руках у поэта. Таким образом, его опасения становятся реальностью. По воспоминаниям очевидцев, после смерти жены Федор Тютчев стал совершенно седым за несколько часов. И – полностью расстался с иллюзиями относительно того, что сможет быть счастливым. тихотворения «Silentium!» Тютчева. Стихотворение состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия, каждое из которых относительно самостоятельно и в смысловом, и в интонационно-синтаксическом отношениях. В первой строке третьей строфы содержится предостережение о той опасности, которую несет в себе сама возможность соприкосновения двух несовместимых сфер — внутренней и внешней жизни: «Лишь жить в себе самом умей...». Это возможно: «Есть целый мир в душе твоей / Таинственно-волшебных дум; / Их оглушит наружный шум,/ Дневные разгонят лучи». «Таинственно-волшебные думы» возвращают мысль к первой строфе, так как они аналогичны «чувствам и мечтам», которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, это мечтания, ощущения, оттенки душевных состояний, в совокупности своей составляющие живую жизнь сердца и души. Их-то и может «оглушить» «наружный шум», разогнать «дневные» «лучи» — вся сумятица «дневной» житейской суеты. Поэтому и нужнб беречь их в глубине души; лишь там они сохраняют свою гармонию, строй, согласное «пенье»: «Внимай их пенью — и молчи!»Таково содержание этого совершеннейшего создания тютчевской философской лирики. Оно целостно и гармонично. Стоит сосредоточить внимание только на афоризме «Мысль изреченная есть ложь», и стихотворение будет говорить уже о вечной разобщенности людей, и в таком качестве будет живо и актуально для человека всех эпох, потому что' поведает нам о том, что коренится в самой природе человека.

4. Анализ стихотворения «Наш век».

Обратимся к стихотворениям и ответим на этот вопрос. Остановимся на полярных понятиях, рисующих протяжённость бытия: век и миг, мгновение, минута. Чтобы понять, каково значение формы времени “век”, проанализируем стихотворение «Наш век».Чтение стихотворения учеником.Какова тема этого стихотворения? Как она реализуется в произведении? (Прежде всего это тема времени – она заявлена уже в названии.)Назовите ключевые слова, раскрывающие тему времени.

Категория времени составляет здесь не только содержание стихотворения, но и определяет композицию.

  • Как построено стихотворение? (Оно построено на контрасте «наших дней», когда человек «безверием палим и иссушен», и того времени, которое поэт считает идеальным, но о нем не говорит.)
  • Как в стихотворении подчеркивается этот контраст? (Контраст подчеркивается обилием антитез: тень - свет, вера - неверие, жаждет - не просит  и др.

Понятие «век» в лирике Тютчева принимает разные значения: и бесконечной протяженности, и только «наших дней», то есть века, в котором обитает лирический герой. Отношение Тютчева к веку эмоционально, оценочно. Само слово «век» часто употребляется с эпитетами: например, «век преступный и постыдный». Для поэта век – это не только отрезок времени, это время, которое он избегает, создав свой собственный мир. И этот мир не соотносится ни с каким реальным временем в истории. Идеальное время существует только в сознании поэта, идеал неисполним в действительности. Так рождается ощущение трагичности бытия, где поэт не находит идеала. Не принимая свой век, Тютчев философски осмысляет многие стороны земного бытия: людскую разобщенность, одиночество человека в мире, безверие, бездуховность… Тютчев постоянно противопоставляет время гармонии, равновесия сегодняшнему отрезку времени. Человек бессилен изменить время, он вынужден жить в нем, не смирившись.

VII. Анализ стихотворения «Она сидела на полу…»

Миг, минута  в лирике Тютчева закреплены за временем частным, постигаемым восприятием. Часто поэт противопоставляет миг вечности. Минута и миг в сознании поэта – это мгновения, которые поэт пытается остановить, запечатлеть их.Обратимся к стихотворению «Она сидела на полу…» (чтение учеником)

  • Какова тема этого стихотворения? (Воспоминания героини о прошлом, в котором осталось так много горя, грусти.)
  • Что можно сказать о лирической героине? Как автор описывает ее внутренние переживания, чувства? Какие детали привлекли ваше внимание? (1. Героиня сидит на полу – отрешенность от действительности. 2. Разбирает письма – она сейчас в другом мире, в прошлом. Сравнение «как остывшую золу» - письма были дороги героини; когда-то угли были горячи, значит, были горячи и чувства. Зола холодна, и чувства между героиней и героем тоже остыли, это неизбежно. 3. «Брала их в руки и бросала» - героиня словно обжигается, когда берет эти холодные письма, воспоминания приносят ей боль. 4. Глядит на письма «чудно» - ее взгляд подобен тому, как смотрит душа с неба на оставленное тело. Оно убито, тело без любви мертво. Это подтверждают следующие строки: «…Любви и радости убитой». 5. Эпитет «чудно» дает представление о том, что прошлое важно для героини, она ни о чем не жалеет. 6. Метафора «письма - жизнь»  подчеркивает, что всё минувшее было жизнью. Эта жизнь пережита, ее невозможно вернуть. 7. Но все же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади: «О, сколько горестных минут,/ Любви и радости убитой!...»)
  • Так что представляет собой время в этом стихотворении? (Время – это минуты, оставшиеся в прошлом. Они прошли быстротечно, как миг.)

VIII. Промежуточное обобщение.

Всюду минута,  миг – это быстротечность времени, которое хочется остановить. Однако «мгновение … имеет предельно зыбкие границы». С одной стороны, оно летуче, стремительно, а с другой расширяется. Миг является знаком времени переживаний героев, ассоциируется с человеческой жизнью, с важными ее проявлениями, например, с любовью. Это чувство никогда не бывает счастливым у Тютчева. Герой и героиня любят «убийственно». И это усиливает ощущение драматизма времени.

IX. Итоговое обобщение.

Итак, каковы наши выводы? Вернемся к вопросам нашего урока.

1. Время – это тот многоликий образ, через который поэт выразил свое «переживание жизни», стремление проникнуть в смысл событий. Его отличает страстное отрицание своего «постыдного века». Но, отрицая, Тютчев никогда не уходил от своего времени. 

2. Земное бытие осмыслено Тютчевым и как миг, и как вечность, как время утрат и разлада в мире и в человеческой жизни. Он размышлял о скоротечности времени и его бесконечной протяженности, о кратковременности существования человека на земле и его невозвратимости.

2. Наблюдая за образами времени, мы видим, что Тютчев показывает противоборство жизненных сил как вечный закон жизни. Вводя образы времени, поэт глубоко чувствует трагичность жизни. Этот мотив разрастается, охватывая природу и человеческую жизнь, историю, прошлое и настоящее.

3. Для Тютчева идеального времени в истории человечества не существует. Идеал – лишь порождение мечты поэта, создание его воображения. Противопоставляя два времени, Тютчев не уходит в прошлое, не идеализирует его. Идеала нет и в любви. Лишь на короткое время лирический герой может испытать состояние покоя своей души, гармонии с миром и природой. При этом Тютчев не предлагает свой идеал и не зовет к его воплощению.

4. Не имея конкретного воплощения, иное, идеальное время постоянно присутствует в лирике Тютчева как контраст, антитеза, умолчание, ирония и