Исследовательская работа "Нравственный и философский смысл концепта «любовь» через литературные образы"
В данной исследовательской работе представлены материалы для раскрытия концепта "любовь" через любовную лирику М.Ю. Лермонтова, на примере произведения И.А. Гончарова "Обломов" и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 46.99 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение ……………………………………………………………………...3-4
II. Основная часть:
1. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова…………………………………….5-9
2 “Испытание любовью” на примере произведения И.А. Гончарова “Обломов”…………………………………………………………………… 10-12
3. История первой любви в повести И.С. Тургенева “Ася”…………….13-14
4. “Всякая любовь есть великое счастье...” (Концепция любви в цикле рассказов И.А. Бунина “Темные аллеи”)………………………………… 15-17
5. Любовная лирика С.А. Есенина………………………………………...18-20
6. Философия любви в романе М. Булгакова “ Мастер и Маргарита”...21-23
III. Заключение……………………………………………………………….24-25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Цель работы - реконструкция и моделирование концепта «любовь» как сложного ментального образования по данным языка и его полное комплексное системное описание: комплексное - так как используется комплекс разнообразных методов, приемов, методик исследования и источников.
Задачи:
- Раскрыть нравственный и философский смысл концепта «любовь» через литературные образы.
- На примере произведений литературы XIX – XX веков показать как писатели и поэты представляют себе, что такое любовь.
- Проанализировать лирику М.Ю. Лермонтова, С. Есенина; цикл рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»; роман И.А. Гончарова «Обломов», «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; повесть «Ася» И.С. Тургенева.
ВВЕДЕНИЕ.
Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Люди не всегда сознают истинную мощь любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя Любовь этого заслуживает. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия. Ведь Эрот – самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем.
Существует представление о том, что ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты... На мой взгляд, это неверно, вспомнить хотя бы “Слово о полку Игореве” - первом памятнике русской литературы, где наряду с темой патриотизма и защиты Родины ясно просматривается тема любви Ярославны. Причины более позднего “взрыва” любовной темы в русской литературе надо искать не в недостатках русской литературы, а в нашей истории, менталитете, в том особом пути развития России, который выпал ей, как государству наполовину европейскому, наполовину азиатскому, находящемуся на границе двух миров - Азии и Европы.
Возможно, в России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной Европе. Между тем, русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты Русского Эроса, русского отношения к вечной и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, “перестановка центра нашей жизни”, “перенос нашего интереса из себя в другое”. В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм, и возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ божий, то идеальное начало, которое связано с образом вечной Женственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает те проблески неизмеримого блаженства, то “веяние нездешней радости”, которое знакомо каждому человеку, испытавшему когда - либо любовь. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.
С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX – начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики.
За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.
Невозможно в рамках реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и невозможно, отдать предпочтение Пушкину или Лермонтову, Толстому или Тургеневу, поэтому выбор писателей и поэтов в моем реферате, на примере творчества которых я хочу попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных мною художников слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную тему.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
Эти строки из стихотворения “1831- июня 11 дня”, словно эпиграф к лирике “сильнейших страстей” и глубоких страданий. И, хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, это вечная тема-тема любви зазвучала у него совершенно по-иному. “Пушкин - дневное, Лермонтов-ночное светило нашей поэзии”, - писал Мережковский. Если для Пушкина любовь – источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя – бунтаря “ бесчувственной толпе” пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтой о счастье: Меня бы примирила ты с людьми и буйными страстями, - писал он, обращаясь к Н.Ф.И. – Наталье Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь один, не повторившийся момент. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов – это история неразделенного и оскорбленного чувства:
Я недостоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.
Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить. Завершающее цикл стихотворение – одно из самых прекрасных у Лермонтова – это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам...
Существует контраст между высоким чувством героя и “коварной изменой” героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии:
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней...
Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения, построенного на контрастах и противопоставлениях, но и всей лирики поэта в целом. И рядом с образом “изменившегося ангела” под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный:
Улыбку я твою видал,
Она мне сердце восхищала ...
Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами в живописи и в поэзии Михаила Юрьевича:
... все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья.
Так полны чудной простоты.
И в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит этот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилась с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский “роман в стихах” не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, “среди ледяного, среди беспощадного света”. Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому, Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти “светских цепей”:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как “Дары Терека”, “Морская царевна”. Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый “Парус”:
Увы! Он счастия не ищет...
Этой строке вторят другие:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него сон души, угасание и самого поэтического дара. Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне “чего б то ни было земного”, даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение “Сон”. Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова. Анализируя творчество М.Ю. Лермонтова, можно сделать вывод о том, что его любовь – это вечная неудовлетворенность, стремление к чему- то возвышенному, неземному. Встретив в жизни любовь, причем взаимную, поэт не удовлетворяется ею, пытаясь возвести вспыхнувшее чувство в мир высших духовных страданий и переживаний. Он хочет получить от любви то, что заведомо недостижимо, и в результате это приносит ему вечное страдание, сладкую муку. Эти возвышенные чувства дают поэту силы и вдохновляют его на новые творческие взлеты.
2. “Испытание любовью” на примере произведения И.А. Гончарова “Обломов”
Важное место в романе “Обломов” занимает тема любви. Любовь по мысли Гончарова, - одна из “главных сил” прогресса, миром движет любовь.
Основная сюжетная линия в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека через его интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболее тогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность.
Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказывается прямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имя Ольги Ильинской, впервые же появляется и слово “обломовщина”. Впрочем, в этом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью, взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говоря словами Чернышевского, “гамлетовское воспитание” и возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в натуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь, вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречу прекрасной девушке, и два человека “ не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил через воображение”. Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясь Ильей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, а затем и в возможность их совместной, счастливой жизни. Гончаров пишет, что его любимая героиня “шла простым природным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!” Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении к Обломову: “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?” И как много своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокой моральной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной. Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовному чувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Необходимость принимать решения, женитьба – все это так пугает нашего героя, что он торопится убедить Ольгу: “... вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали”. Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольги с Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. “Я узнала, - говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого”. Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. “Спит безмятежно человек” – вот каким видится Илье Ильичу идеал существования”. Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни, вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь не смогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все – таки, это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова, заставило его “ожить” и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только на короткое время! По мнению Гончарова любовь – это красивое, яркое чувство, но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такого человека, как Обломов.
3. История первой любви в повести И.С. Тургенева “Ася”
Повесть Ивана Сергеевича Тургенева “Ася” – произведение о любви, которая по мнению писателя “сильнее смерти и страха смерти” и которой “держится и движется жизнь”. Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти “куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг”. Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование.
Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу: “...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте”.
“Ася” могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончилась для Аси печально.
Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновенье.
Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-то всего несколько раз. А ведь господин Н.Н. представился девушке необыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой они встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый, беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. “ Я о завтрашнем дне не думал; мне было хорошо”. “Любовь ее, меня и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня...” И он приходит к заключению: “Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее нравом как это можно!” Верящий в то, что будущее бесконечно он не собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая, по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей.
Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви. Отодвигать решение на неопределенное будущее – признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни.
4.“ Всякая любовь есть великое счастье...”
(Концепция любви в цикле рассказов И.А. Бунина “Темные аллеи”)
И.А. Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные отношения.
В русской классической литературе того времени тема любви всегда занимала важное место, причем предпочтение отдавалось духовной, “платонической” любви перед чувственностью, плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно “первой любви”.
Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в “Анне Карениной”, “Войне и мире”, “Крейцеровой сонате” Л.Н. Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи”- книгу рассказов о любви. “Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни...” – признавался Бунин Телешову в 1947 г.
Герои “Темных аллей” не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе “Солнечный удар”). Любовь Бунина “на грани” – это почти переступание нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для Бунина даже, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и все установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.
При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен быть беспристрастным, чтобы не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, Бунин, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: “...просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах... глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись” “Галя Ганская”. Для Бунина все, что связано с полом, чисто и значительно, все овеяно тайной и даже святостью.
Как правило, за счастьем любви в “Темных аллеях” следует расставание или смерть. Герои упиваются близостью, но приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным. Натали “умерла на Женевском озере в преждевременных родах”. Отравилась Галя Ганская. В рассказе “ Темные аллеи” барин Николай Алексеевич бросает крестьянскую девушку Надежду - для него эта история пошлая и обыкновенная, а она любила его “весь век”. В рассказе “Русь” влюбленных разлучает истеричная мать Руси.
Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни. Герой рассказа “Натали” любил сразу двух, а семейного счастья не нашел ни с одной. В рассказе “Генрих” – изобилие женских образов на любой вкус. Но герой остается одиноким и свободным от “жен человеческих”.
Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Герой рассказа “Темные аллеи” не может связать себя семейными узами с крестьянкой Надеждой, но женившись на другой женщине, своего круга, он не обретает семейного счастья. Жена изменила, сын – мот и негодяй, сама семья оказалась “самой обыкновенной пошлой историей”. Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памяти героя именно потому, что мимолетна в жизни.
Отличительная особенность любви в изображении Бунина – сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Не случайно Бунин однажды писал в своем дневнике: “И опять, опять такая несказанно - сладкая грусть от того вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру, что хочется со слезами благодарности поцеловать землю. Господи, Господи, за что так мучаешь нас”.
Странная связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным, и поэтому не случайно название сборника “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви.
Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и таится та все очищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты.
5.Любовная лирика С. Есенина
В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Есенин показывает себя блестящим мастером раскрытия, пользуясь пушкинским термином “физического движения страстей”. Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки:
Все равно – глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем
Или:
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень
И в каждом из них – неповторимость чувства. Полнота и истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.
Цикл “Любовь хулигана” композиционно выстроен как роман о влюбленном герое – от зарождения чувства до его окончания, от “первый раз я запел про любовь” до “разлюбил ли тебя не вчера?”
Если в книге “Стихи скандалиста” любовь “зараза”, “чума”, с циничным словом, с вызывающим “Наша жизнь – простыня и кровать, наша жизнь – поцелуй и в омут”, то в “Любви хулигана” образ любви светел, и потому лирический герой заявляет: “В первый раз отрекаюсь скандалить”; “ Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки”; “ Что я прощаюсь с хулиганством”. Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциируется с иконным ликом: “ Твой иконный и строгий лик, по часовням висит в рязанях”.
“Любовь хулигана” - тончайшая психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою, который все настойчивей становится главной темой его поздней поэзии. Любовь - редкая тема в раннем творчестве Есенина. Теперь в его поздней лирике складывается концепция благодатной любви, необременительной, дарящей радость и тихую грусть. Есенинская любовь дает наслаждение, и в этом тоже сказалась пушкинская традиция. И в “Любви хулигана”, и в последующих стихах на эту тему практически нет любовного пессимизма, любовной драмы, любовной рефлексии, характерной для образа любви в лирике М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского.
Следующий цикл стихов о любви - это “Персидские мотивы”, в которых у С. Есенина раскрывается искусство любви. Здесь Есенин упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и все, и образ своей умопомрачительной, гипертрофированной любви: он сражен ее очами, он “кровью сердца истекает”, он “от ревности изнемогает”, и щербет без любимой стал горше яда, он удаляется в чащу садов, одержимый “безумьем любви”, а его пери – это “дыханье ранней весны”, это “мускус и амбра”, взгляд ее хмельней багряного вина, и “тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен”.
Есенин не сосредоточен на любовном страдании, на любовном самоуничтожении, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний , об атрибутике любви: от подарков любимой (“подарю я шаль из Хороссана/ И ковер ширазский подарю”), от ласковых речей (“Как сказать мне для прекрасной Лалы/ По-персидски нежное “люблю”?”; как сказать мне для прекрасной Лалы/ Слово ласковое “поцелуй”?”; “Как сказать ей, что она “моя”?”. Однако, персидская гармония любви в художественном воображении поэта только временна.
В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема. “Не гляди на меня с упреком...”, “Какая ночь! Я не могу”, “Ты меня не любишь, не жалеешь...”, “Может, поздно, может, слишком рано...”, “Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...” – все эти стихи посвящены “любви недорогой”, “вспыльчивой связи”, принятой за любовь “чувственной дрожи”, легкодумным женщинам, которых любят “кстати”. Эта любовь без страдания, она – в удовольствие, она не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой. Лирический герой Есенина, храня память о подлинной любви “в дальнем, дорогом”, ныне подмечает в себе эту любовную легкость, и стремление к вечному любовному счастью: “Походить я стал на Дон Жуана, как заправский ветреный поэт”; “И с того у многих я колен, чтобы вечно счастье улыбалось, не смиряясь с горечью измен”.
Философия “все принимаю” помогает лирическому герою разрешить классический любовный треугольник. В стихах “Не криви улыбку, руки теребя...”, “ Какая ночь! Я не могу...”, “Не гляди на меня с упреком...” раскрыта тема безответной любви женщины к нему. Она не может дать ему ни любви, ни “напоенной лаской лжи”, которую дала другая, с глазами “голубень”. Но, выбирая путь согласия, стремясь к цельности и покою, он уступает чужому чувству: “Но все ж ласкай и обнимай, в лукавой страсти поцелуя, пусть сердцу вечно сниться май, и та , что навсегда люблю я”.
Есенинский лирический герой не настроен на рефлексию, раздвоенность, самобичевание. Он устремлен на гармонию, на цельность. Герой сам подавляет всякий повод к страданиям – в данном случае из-за “горечи измены”.
Отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале - это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь.
6. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита”
Особое место в русской литературе занимает роман М. Булгакова “ Мастер и Маргарита”, который можно назвать книгой его жизни фантастико – философский, историческо-аллегорический роман “ Мастер и Маргарита” дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора.
Одна из главных линий романа связана с “вечной любовью” Мастера и Маргариты, “по Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!”. Так вспоминал Мастер о своей любимой.
Должно быть, в их глазах горел какой то непонятный огонек, иначе никак не объяснишь любовь, которая “выскочила” перед ними, “ как из – под земли выскакивает убийца в переулке”, и поразила сразу их обоих.
Можно было ожидать, что уж, коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла, а у нее оказался мирный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартирку Мастера, “ надевала фартук... зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...”.
Вот так бережно, целомудренно, умиротворенно и ведется рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было и приходилось думать, уже не будет вообще. Она могла только мысленно умалять его, чтобы он отпустил ее на свободу, “дал дышать воздухом, ушел бы из памяти”.
Любовь Мастера и Маргариты будет вечной только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. Пожертвует собой ради любви Маргарита. Мастер устанет и испугается такого мощного чувства, что в итоге приведет его в сумасшедший дом. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на него повлияла и неудача написанного романа, но отказаться от любви ?! Есть ли что-то, что может заставить отказаться от любви? Увы, да, и это – трусость. Мастер бежит от всего мира и от самого себя.
Но Маргарита спасает их любовь. Ее ничего не останавливает. Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно стать ведьмой? Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного.
Читаешь посвященные Маргарите страницы, и приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной возлюбленной, Елены Сергеевны, с которой он готов был совершать, как написал о том на подаренном ей экземпляре сборника “Дьяволиада”, и действительно совершил “свой последний полет”. Наверно, отчасти так оно и есть – поэма. Во всех приключениях Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора, в котором и нежная ласка и гордость за нее – за истинно королевское ее достоинство, великодушие, такт, - и благодарность за Мастера, которого она силою своей любви спасла от безумия и возвратила из небытия.
Разумеется, этим ее роль не ограничивается. И любовь, и вся история Мастера и Маргариты – это главная линия романа. К ней сходятся все события и явления, которыми заполнены действия, - и быт, и политика, и культура , и философия. Все отражается в светлых водах этого ручья любви.
Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не стал. И лишь для Мастера и Маргариты автор приберег по - своему счастливый финал: их ожидает вечный покой.
Булгаков видит в любви силу, ради которой человек может преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь вечного покоя и счастья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX – XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее филосовский и нравственный смысл. В этой традиции эрос понимался широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к поискам духовности, к нравственному совершенствованию и моральной отзывчивости. Концепция эроса предполагает единство философии и понятия любви, и поэтому она так тесно связана с миром литературных образов.
На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в работе, я попыталась раскрыть тему философии любви, используя взгляд на нее разных поэтов и писателей.
Так, в лирике М.Ю. Лермонтова герои переживают возвышенное чувство любви, которое переносит их в мир неземных страстей. Такая любовь выявляет в людях все самое лучшее, делает их благороднее и чище, возвышает и вдохновляет на создание прекрасного.
В романе И.А. Гончарова “Обломов” автор показывает, что любовь является нравственным испытанием для главных героев.
И результат такого испытания – состояние печали, трагичности. Автор показывает, что даже такое прекрасное, возвышенное чувство любви не смогло до конца пробудить сознание “морально” погибающего человека.
В повести “Ася” И.С. Тургенев развивает тему трагического значения любви. Автор показывает, как важно не пройти мимо своего счастья. Причину несостоявшегося счастья героев Тургенев объясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви, и это говорит о душевной слабости героя.
Любовь в творчестве И.А. Бунина проявляется у героев как глубокое, нравственно – чистое и прекрасное чувство. Автор показывает, что настоящая любовь есть великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью или трагедией.
Если говорить о любовной лирике С.А. Есенина, то хочется сказать, что он писал о любви по – разному и своеобразно: и как исследователь собственных ощущений, и как философ, и как поэт одновременно. Он воспевал красоту чувства, прославлял любовь, как величайшую силу, объединяющую людей.
В романе “Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает, что человек любящий способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он остается счастливым.
Времена настали другие, но проблемы остались те же: “в чем смысл жизни”, “что есть добро и что такое зло”, “что такое любовь и в чем ее смысл”. Я думаю, что тема любви будет звучать всегда. Я согласна с мнением выбранных мною писателей и поэтов о том, что любовь бывает разная, счастливая и несчастная. Но это чувство глубокое, бесконечно нежное. Любовь делает человека благороднее, чище, лучше, мягче и милосерднее. Она выявляет в каждом все самое хорошее, делает жизнь прекрасней.
Где нет любви, там нет души.
Хотелось бы закончить свою работу словами З.Н. Гиппиус: “Любовь – одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие, вечное начало; любовь – это сама жизнь; можно увлечься, изменить, вновь влюбиться, но истинная любовь всегда одна!"
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.
2. Н.М. Велкова “Русский Эрос, или Философия любви в России”, “Просвещение”, М.1991 г.
3. М.Ю. Лермонтов “Стихотворения, поэмы”, “Художественная литература”, М. 1972 г.
4. И.С. Тургенев “Повести и рассказы”, “Художественная литература”, Ленинград, 1986 г.
5. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.
6 И.Е. Каплан, Н.Т. Пинаев, Хрестоматия историко-литературных материалов да 10-й класс, “Просвещение”, М. 1993 г.
7. И.А.Бунин “Избранное”, “Максла”, Рига, 1985 г.
8. Н.М. Солнцева “Сергей Есенин”, МГУ, 1998 г.
9. С.А. Есенин “Стихотворения и поэмы”, “Художественная Литература”, М. 1982 г.
10. В.Г. Боборыкин “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991 г.