Технологическая карта урока по теме: «Служебные части речи»- 5класс, учебник М.М.Разумовской (17/10/14)

Мендеев Ринат Рахатович

Конспект с презентацией открытого урока в 5 классе.

•      Цели:

•      Расширить знания о служебных частях речи;

•      Научиться различать самостоятельные части речи от служебных;

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация198.5 КБ
Файл moy_urok.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Добрый день ! Я вам говорю! Добрый день я людям дарю! Всем, кто родным своим улыбнулся! Всем, кто готов заниматься делами! Или же просто общаться с друзьями! Пусть этот день будет лучше, чем прежний! Может, подарит кому-то надежду! Может, желанье исполнит любое- Счастья, удачи, добра и покоя!

Слайд 3

Самостоятельные Служебные части речи Кто Проснуться Общаться Друзья Подарить Или Же С И

Слайд 4

Семнадцатое октября Классная работа Служебные части речи Цели: Расширить знания о служебных частях речи; Научиться различать самостоятельные части речи от служебных;

Слайд 5

Минутка чистописания Помните о правилах письма: Тетрадь я правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкою слежу, На «отлично» напишу!

Слайд 6

Помните о правилах письма: Тетрадь я правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкою слежу, На «отлично» напишу!

Слайд 7

Словарная работа. Из-за ( него ) , из-под ( ворот ) , около ( друга ) , чтобы, потому что, так что.

Слайд 8

Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами, помогает определить падеж существительного, местоимения и числительного.

Слайд 9

Прочитайте словосочетания, распределите слова, раскрыв скобки, в два столбика. (По)шѐл (по) дороге, (За)глянул (за) угол, (В)лез (в) окно, (На)ступил (на) кнопку.

Слайд 10

Пальчиковая гимнастика. Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от земли Отталкиваем тучки.

Слайд 11

Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или самостоятельных частей сложного предложения.

Слайд 12

Добрый день ! Я вам говорю! Добрый день я людям дарю! Всем, кто родным своим улыбнулся! Всем, кто готов заниматься делами! Или же просто общаться с друзьями! Пусть этот день будет лучше, чем прежний! Может, подарит кому-то надежду! Может, желанье исполнит любое- Счастья, удачи, добра и покоя!

Слайд 13

Частица – это служебная часть речи, которая помогает выразить или усилить восклицание, отрицание, уточнение, вопрос, сомнение .

Слайд 14

Предлог, союз, частица. Служебные части речи. Связывают, служат, выражают. Не имеют собственного значения. Помощники.

Слайд 15

Домашнее задание: Параграф 24, упр. 144, ЗСП- 7 (для словарного диктанта); На выбор упр. 148 или 156.

Слайд 16

Учите русский! С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда в нём самом! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: «Служебные части речи»- 5класс,

учебник М.М.Разумовской (17/10/14)

  • Цели:
  • Расширить знания о служебных частях речи;
  • Научиться различать самостоятельные части речи от служебных;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Орг.момент

Слайд 1.

Включаю в деловой ритм. Моё слово:

 - Добрый день, уважаемые гости и ребята. Сейчас была перемена, вы бегали, играли, шутили. А теперь настал час умственного труда, и вы должны настроиться на работу.

У нас много гостей. Все мы волнуемся. Но вы способные и умные и, конечно же, поможете мне вести урок.

Делу время- потехе час. 

(учащиеся садятся!)

Подготовка класса к работе

Личностные:

самоопределение

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные: планирование

учебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками.

2.Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

деятельности

Слайд 2.

Доброе утро!  Я вам говорю!

Доброе утро я людям дарю!

Всем, кто проснулся!

Всем, кто родным своим улыбнулся!

Всем, кто готов заниматься делами!

Или же просто общаться с друзьями!

Пусть этот день будет лучше, чем прежний!

Может, подарит кому-то надежду

Может, желанье исполнит любое –

Счастья, удачи, добра и покоя!

Слайд 3.

Кто

Проснуться

Общаться

Друзья

Подарить

Или

Же

С

И

Самостоятельные

Служебные

- Из прослушанного стихотворения выписаны и распределены  слова в два столбика.

- Объясните, почему именно так распределены слова?

- Озаглавьте каждый столбик.

- На прошлом уроке о каких частях речи мы  с вами говорили?

- А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Выполняют

задание,

тренирующее

отдельные

способности к

учебной

деятельности,

мыслительные

операции и

учебные навыки

-Учащиеся

называют части

речи

Коммуникативные: планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

Познавательные:

логические-

анализ объектов с

целью выделения

признаков.

3.Постановка

учебной задачи,

проблемного

вопроса

Активизирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию.

- Какие служебные части речи вы знаете?

-Что вы знаете о служебных частях речи?

- Итак, ребята, как вы думаете, всё ли мы знаем, достаточно ли нам

знаний о служебных частях речи. Скажите,  о  чём бы мы будем говорить на уроке?

-Всё, что вы сказали, и есть цели нашего урока.

Слайд 4.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Служебные части речи».

(прочитать слайды)

Цели:

расширить знания о служебных частях речи;

научиться различать самостоятельные части речи от служебных;

определять роль союзов в простом и сложном предложении.

Ставят цели,

формулируют

тему урока.

Записывают

число, классная

работа

Тема:

«Служебные

части речи»

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное

формулирование

познавательной

цели; логические:

формулирование

проблемы

Слайд 5.

1.Минутка чистописания.

-Ребята, как обычно мы начинаем урок с чистописания.

Слайд 6.

- Из названия темы урока выпишем буквы, обозначающие только твёрдый и только мягкий согласный звук. Запишем строчную и прописную букву.(буква Ж (всегда твёрдый звук) и буква Ч ( всегда мягкий звук) .

2.Синтаксическая минутка.

-Ребята,   составьте и запишите предложение, в котором будут употреблены все ключевые слова нашей темы, выделите грамматическую основу, дайте характеристику.

- Предлоги, союзы, частицы- самостоятельные части речи.

3.Словарно-орфографическая работа.

- В своей речи вы часто употребляете слова служебных  частей  речи. А задумывались ли вы о том, как они пишутся?

- Вспомните такие слова СЧР, которые могут вызвать затруднения при написании.

Слайд 7.

- Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД пишутся через дефис.  Дефис- это тоже орфограмма. Например, из-под ворот, куста; из-за туч, острова.

- С каким падежом имен существительных употребляются эти предлоги?

- Какова роль предлогов в русском языке?

Из-за него, из-под стола, около друга, потому что, чтобы, как будто.

Один учащийся записывает данное предложение на доске и выполняет синтаксический разбор. Остальные записывают в тетрадях.

Данные слова учащиеся записывают в тетради.

-Ребята, а теперь давайте вспомним, как пишутся предлоги с СЧР.

- А с какими частями речи предлоги всегда пишутся раздельно?

- У каких частей речи нет предлогов?

- Что такое предлог?

- Давайте прочитаем параграф  на стр. 54 и сформулируем правило.

Слайд 8.

- Посмотрите на слайд. Такое ли правило получилось у вас?

4. проект выхода

из затруднения

(открытие нового

знания)

-В качестве закрепления выполним  следующее задание. А для этого надо вспомнить, как отличить предлоги от приставок.

(между предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить вопрос или слово )

Слайд 9.

-Итак, внимание на доску. Ваша задача- прочитать , записать слова в два столбика

СЛИТНО                    РАЗДЕЛЬНО

(В первый столбик слова выписывают мальчики, во второй- девочки)

(По)шѐл (по) дороге,

(За)глянул (за) угол,

(В)лез (в) окно,

(На)ступил (на) кнопку.

-Ребята, оцените, пожалуйста, работу работающих у доски, предварительно задав вопросы.

(уч-ся оценивают работу!)

-Какова роль предлогов? Что изменится, если их убрать?

- Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое слово?

(Нет. Вывод: это была приставка.)

А можно ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово (да!)

Класс пишет и

рассуждает, где

приставки и

предлоги

Ответы учеников

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование

Познавательные:

моделирование,

логические -

решение

проблемы,

построение

логической цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение

гипотез и их

обоснование

Коммуникативные: инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации.

5.Первичное

закрепление

Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Сделайте вывод, что же вы вспомнили о предлогах?

Предлоги с глаголами пишутся раздельно, а с большей частью  наречий  пишутся слитно, так как переходят в приставки.

Слайд 10.

Физминутка.

-А теперь послушайте историю названия СОЮЗА (выступление уч-ся)

Название СОЮЗ появилось в XVII веке. По количеству

союзов

около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ.

Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту

употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания

Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения

Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно

частотным словом ( очень часто употребляется)

- Назовите союзы, которые вам известны.

-Что особенного вы о них можете сказать?

(вспомните о пунктуации при союзах)

- Ребята, давайте прочитаем параграф на стр. 56 и сформулируем правило.

Слайд 11.

- Посмотрите на слайд. Такое ли правило получилось у вас?

Слайд 12.

- А теперь прочитаем выделенную часть нашего стих-ия и скажем, есть ли в нем союзы?

- Почему перед союзом нет запятой?

- А когда перед союзом «и» ставится запятая?

-А какие союзы требуют всегда к себе запятую?

-Ребята, попробуйте найти в этой части ключевые слова и составить простое предложение с однородными членами, опираясь на смысл стих-ия.

- Запишите предложение, начертите схему, дайте характеристику.

- Сделайте вывод, что же вы вспомнили о союзах?

- При каких союзах всегда ставится запятая, а при каком только в определенном случае?

- Ребята, в русском языке есть ещё одна служебная часть речи. Какая?

- Какова роль частиц в нашей речи?

(с помощью частиц мы можем выразить или усилить вопрос, восклицание, отрицание)

- Ребята, давайте прочитаем параграф на стр. 56 и сформулируем правило.

Слайд 13.

- Посмотрите на слайд. Такое ли у вас получилось правило?

-Какие частицы использованы в предложениях правила и какую роль они играют в предложении?

- На какое значение нет примера?

- Назовите отрицательную частицу.

- С какой частью речи она чаще

всего употребляется?

- Как отрицательные  частицы пишутся с глаголами?

- А в каких случаях отрицательная частица пишется слитно?

-А теперь выполним упр. 156.

(работа у доски)

Решают типовые

задания

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция

Познавательные:

выбор

эффективных

способов решения

задания

6.ср по эталону

Организую деятельность по применению новых знаний.

- На уроке литературы, характеризуя героев, мы создавали синквейн. А сегодня и на уроке русского языка мы с вами создадим синквейн, характеризующий одну из СЧР, а Антон, Кирилл и Миша будут работать с карточками №1,2,3. Вы должны будете подчеркнуть в данных предложениях предлоги.

(на работу даётся 3 минуты)

- Ребята, давайте послушаем ваше творчество!

- А вот и мой синквейн вашему вниманию!

Слайд 14.

А как же справились с заданием Антон, Миша, Кирилл?

(Заслушать всех учеников)

Самостоятельная

работа.

Учащиеся пишут синквейн о СЧР

7.Рефлексия

деятельности

(итог урока)

- А теперь завершаем урок рефлексией. На партах лежат листочки, прочитайте внимательно и подчеркните слова, которые точно характеризуют вашу работу, настроение.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен /

не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

 

Осуществляют самооценку

собственной

учебной

деятельности,

соотносят цель и

результаты,

степень их

соответствия

Коммуникативные: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли

Регулятивные:

рефлексия

Личностные:

Смыслообразова-ние

8. Оценивание.

9.Домашнее

задание

- Ребята, за работу на уроке вы получаете……

- А теперь  запишите д/з.

Слайд 15.

Параграф 24, упр 144, ЗСП-7 (для словарного диктанта) ;

на выбор Упр 148 или 156

Слайд 16.

Выбирает одно

задание из

нескольких

Познавательные

Карточка №1.

Подчеркните союзы, предлоги и частицы. Над словами надпишите, чем они выражены.

Лодка отплыла от берега.

С горы сбегают потоки.

На конверте написан точный адрес и фамилия.

До ночлега мы  добрались ночью, но не устали. 

По дорожкам сада  побежали мутные ручьи, потому что прошёл сильный дождь.

Охотник выстрелил в воздух. 

Неужели завтра будет субботник?

Карточка №2.

Подчеркните союзы, предлоги и частицы. Над словами надпишите, чем они выражены.

Лодка отплыла от берега.

С горы сбегают потоки.

На конверте написан точный адрес и фамилия.

До ночлега мы  добрались ночью, но не устали. 

По дорожкам сада  побежали мутные ручьи, потому что прошёл сильный дождь.

Охотник выстрелил в воздух. 

Неужели завтра будет субботник?

Карточка №3.

Подчеркните союзы, предлоги и частицы. Над словами надпишите, чем они выражены.

Лодка отплыла от берега.

С горы сбегают потоки.

На конверте написан точный адрес и фамилия.

До ночлега мы  добрались ночью, но не устали. 

По дорожкам сада  побежали мутные ручьи, потому что прошёл сильный дождь.

Охотник выстрелил в воздух. 

Неужели завтра будет субботник?