Роль жестов в невербальной межкультурной коммуникации.

Комарова Елена Александровна

Роль жестов в невербальной межкультурной коммуникации.

Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова или другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, которая передается мимикой, жестами, телодвижениями, темпом и тембром речи.

Установлено, что с помощью языка люди передают не более 40% информации своим собеседникам. Остальная информация передается с помощью невербальных средств. Эти средства объединяют большой круг явлений, включающий не только мимику, жесты, позы тела, тембр голоса, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы внешности.

Различного рода чувства, переживания и настроения человека, не поддающиеся словесному выражению, передаются средствами невербального общения. Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Невербальные средства коммуникации имеют определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношений, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или невозможно выразить словами.

Ядро невербальной коммуникации составляют самые разнообразные движения, которые вызываются психическими состояниями человека, его отношением к собеседнику, обстоятельствами взаимодействия. Благодаря качественному разнообразию этих средств и условий общения человек может передавать и получать самую обширную информацию о личности коммуникатора – о его темпераменте, эмоциональном состоянии, социальном статусе и т.д.

Все жесты можно подразделить на две большие группы – эмоциональные выражения и сигналы диалога.

 

Эмоциональные выражения являются прямым отражением внутреннего состояния исполнителя. Ч.Дарвин считал эмоциональные выражения (речь идет прежде всего о мимике) врожденными и универсальными для всех человеческих культур, и эта точка зрения является в настоящее время общепринятой. Например, улыбка, смех, плач, выражение страха или удивления более или менее одинаково понимаются европейцами и представителями доиндустриальных культур – папуасами Новой Гвиней, индейцами Южной Америки или обитателями Южной Африки бушменами.

 

Ряд универсальных жестов, наравне с улыбкой, смехом и некоторыми другими мимическими выражениями, могут считаться свидетельством эволюционного родства человека с африканскими человекообразными обезьянами (шимпанзе и бонобо). В качестве примера можно привести указательный жест, просительный жест, а также жест успокоения и покровительства (рука опускается на голову партнера). Указательный жест известен во всех без исключения человеческих культурах, вне зависимости от типа социальной организации и экологических условий обитания. У шимпанзе он используется как подростками, так и взрослыми особями для привлечения внимания окружающих к какому-либо предмету или для указания направления движения. Указательный жест спонтанно возникает также у глухонемых детей для привлечения внимания к каким-либо объектам или как просьба дать конкретный предмет.

 

В отличие от эмоциональных выражений, сигналы диалога осваиваются путем научения и варьируются от культуры к культуре. Большинство сигналов диалога выполняются с помощью движений руками (жест-приглашение присесть, отстраняющий жест, жест-приказание и т.п.). Мимика также может служить сигналом этого рода. Например, поднятые брови, нахмуренные брови, поднятые или опущенные уголки губ служат четкими сигналами для собеседника.

 

Пол Экман и Уоллес Фризен выделяют несколько семиотических классов жестов, являющихся сигналами диалога.

 

К ним относятся эмблемы, иллюстраторы и регуляторы.

Терминология семиотических классов жестов предложена антропологом Д.Эфроном.

 

1. Жесты-эмблемы представляют собой жесты-заменители слов или даже целых фраз.

Значение жестов-эмблем однозначно трактуется всеми представителям данной культуры или субкультуры (например, жест «пожатие плечами и разведение рук в стороны» близок к вербальному «не знаю» или «что я могу сделать?»).

С помощью эмблем можно передать практически любое сообщение, включая фактологическую информацию, приказания, выражение личного отношения к происходящему и чувства. Жесты-эмблемы могут быть иконическими и символическими.

 

Иконические жесты возникают в человеческой культуре путем копирования реальных объектов и производимых с ними действий.

 

Примером такого копирования может служить жест, обозначающий телефон, жест, имитирующий процесс курения (движение рукой с воображаемой сигаретой, зажатой между указательным и средним пальцами и имитация движений губами, выпускающих дым изо рта), жест восхищения женщиной (воспроизведение в воздухе очертаний фигуры), изображение рогов с помощью приставленных по бокам головы пальцев.

 

В отличие от иконических, символические жесты понятны только посвященным, так как не содержат в себе прямого отражения облика изображаемого предмета или действия.

 

Таковыми являются знак «все отлично» (поднятый вверх большой палец), жест-дразнилка (приставленная к носу раскрытая ладонь с растопыренными пальцами), жест «не все дома» (движение приставленной к виску растопыренной ладонью или круговые движения у виска указательным пальцем) или знак «победа» в англоязычных культурах (буква V, воспроизведенная расставленными указательным и средним пальцами).

 

2. Иллюстраторами называются жесты, сопровождающие речь и тесно связанные с ее содержанием.

Например, жест «удар в воздухе сжатой в кулак рукой», сопровождающий ударение на конкретном слове; поднятие бровей в удивлении от только что услышанного. Иллюстраторы помогают сегментировать течение диалога, функционируя аналогично средствам пунктуации: они позволяют продемонстрировать желание собеседника вступить в диалог, прервать говорящего или указывают на передачу слова другому лицу.

 

3. Жесты-регуляторы диалога могут выступать вместе с речью и без нее. Они отличаются от первых двух классов функционально. Цель жестов-регуляторов диалога – поддержание коммуникации и управление ею. Таковы, например, специальные движения рук и тела, направленные на поддержание коммуникации (кивок, подмигивание, поднятый вверх большой палец в знак одобрения сказанного), знак рукой, свидетельствующий о передаче слова конкретному собеседнику (движение руки в локтевом суставе, при котором кисть ориентирована ладонью вверх в нужном направлении).

Психологи и этологи (этология - это наука, исследующая все виды врождённого поведения, проще говоря – инстинкты людей и животных) научились распознавать внутреннее состояние человека, наблюдая за его телодвижениями.

 

В репертуаре человеческих жестов есть много таких, которые, не являясь эмблемами, служат тем не менее хорошей подсказкой для оценки эмоционального состояния человека.

 

Так, жест «прикосновение к кончику носа» обычно свидетельствует о смущении и внутренней напряженности, о том, что данный человек был застигнут врасплох. Часто прикасание к носу происходит в тот момент, когда человек прибегает к обману. На первый взгляд взаимосвязь этих явлений неочевидна, однако, как полагает немецкий исследователь Х.Рюкле, это происходит потому, что в момент сознательной лжи тело человека инстинктивно напрягается, что приводит к появлению чувства зуда в области носа; это ощущение и вызывает направленное движение рукой в сторону лица.

 

В некоторых культурах подобный этому жест преобразуется в эмблему. Так, в Англии поднесение пальца к носу означает секретность информации, а в центральной Италии этим жестом предупреждают от опасности.

 

Жест «скрещенные руки» в психологии принято рассматривать как признак интравертности, скованности, закрытости. У некоторых народов это положение рук является составной частью позы покорности и почтительного подчинения. В этом случае голова и плечи опущены, взгляд устремлен вниз. Вариантами данного жеста являются руки, скрещенные на коленях (в сидячем положении), руки, скрещенные выше колен, или обхватывание себя за плечи. Во всех своих разновидностях этот жест свидетельствует о застенчивости, смущении, о том, что человек испытывает страх и неуверенность в себе. Установлено, что этот жест более типичен для женщин, чем для мужчин.

 

Жест обхватывания себя руками за плечи интерпретируется как желание оказаться защищенным (человек как бы сам себя обнимает, успокаивая при этом); он связывается с возвратом к детской фазе развития.

 

Часть эмоциональных движений может переходить в категорию эмблем, принятых в одной или нескольких культурах. Например, скрещенные руки в сочетании с высоко поднятой головой и обращенным вверх взглядом в некоторых культурах (например, в Испании и Латинской Америке) воспринимается окружающими как вызов, а отнюдь не как проявление застенчивости.

 

Когда человек разводит руками и одновременно пожимает плечами, окружающие склонны рассматривать это движение как проявление неуверенности в себе, бессилия, или как признак того, что человек не имеет собственного мнения по данному вопросу.

Как эмоциональное движение этот жест встречается у людей самых разных культур, но в европейских культурах он превращается в эмблему.

 

Следует отметить, что в репертуаре поведения человека имеется большое количество жестов, значимых только в рамках определенной культуры. Так, культурно-специфичным является жест-похлопывание ладонью по лбу («Забыл!»), вращательное движение пальцем у виска (в значении «не все дома, сумасшедший»), знак «рога» (обозначающий супружескую измену) и другие. Специалисты в области кинесики по характеру жестов могут определить выходца из конкретной страны и даже провинции. Для некоторых стран мира – Италии, Испании, Германии, США – существуют даже специальные словари жестов; недавно такой словарь был составлен Г.Е.Крейдлиным, С.А.Григорьевой и Н.В.Григорьевым для русской жестовой культуры.

 

Жесты-эмблемы формируются и осваиваются в самом раннем детстве. Их применение в процессе общения столь привычно, что часто остается незаметным для самого исполнителя. Эмблемы часто служат важнейшим маркером принадлежности индивидуума к социуму и порой даже в большей степени, чем акцент, выдают в человеке чужака.

 

Внимательный межкультурный анализ жестов может прояснить историю заселения конкретного региона, выделить путем наблюдения различные субкультуры в пределах одного общества. Если мы внимательно последим за подростками, то заметим, что в последние годы появился специфичный жест восторга, сопровождающийся возгласом «yes!» (да!), заимствованный из американской культуры (этот жест представляет собой резкое дергающее движение рукой, согнутой в локте, и поднятой вертикально вверх; при этом кисть, сжатая в кулак, оказывается на уровне головы и при движении опускается до уровня груди).

Одна и та же жестовая форма может иметь разные (порой даже противоположные) толкования в разных культурах. Поэтому, отправляясь на работу или на отдых в другие страны, люди должны предварительно знакомиться с основным сводом общепринятых для данной культуры жестов, дабы избежать досадных недоразумений и конфликтов с местным населением.

 

Рассмотрим некоторые наиболее яркие примеры:

Жест «указательный палец оттягивает нижнее веко» в Англии означает «Меня не проведешь», в Италии – «Этот человек мерзавец». Смысловая нагрузка жеста различается, однако жест содержит один общий смысловой компонент – и в том, и в другом случае рекомендуется повысить бдительность путем символического увеличения глаза.

 

Жест «отряхивание воображаемой пыли с одежды» в России понимается как демонстрация пренебрежения к тому, на кого он направлен. У цыган данный жест имеет еще более оскорбительный смысл («убирайся к черту») и часто сопровождается плевком себе под ноги. Жесты, имеющие в своем подтексте намек на грязь и нечистоплотность, во всех культурах рассматриваются как оскорбительные: грязь везде воспринимается как явление отрицательное. Не исключено, впрочем, что сходным образом относятся к ней и наши ближайшие родственники – шимпанзе. Так, шимпанзе Уошо, владеющая языком глухонемых, в порыве раздражения и обиды на своего учителя однажды показала жестом знак «грязный».

Жест соединения кончиков большого и указательного пальцев в форме кольца иконический по происхождению. Он носит название «кольцо» и иконически воспроизводит первую букву слова «ОК». В англоязычных странах и большинстве стран Европы этот жест означает «все в порядке». Однако во Франции аналогичный знак (тоже иконический) символизирует ноль (ничто). В Турции и на Мальте под этим знаком подразумевают пассивный мужской гомосексуализм. В Греции он обозначает просто нечто непристойное, и потому его считают оскорбительным в отношении как мужчины, так и женщины.

 

Жест «поднятый вверх большой палец» в России понимается как «отлично!»; то же значение он имеет в Америке, Англии, Австралии, Новой Зеландии. Выставленный вперед поднятый большой палец по всей Европе используется, чтобы остановить попутную машину. А резко выброшенный вверх – в англоязычных странах понимается как нецензурное ругательство. В Турции поднятый большой палец обозначает «Заткнись!», в Италии – цифру 1, в Америке – 5.

 

Жест, при котором средний и указательный палец расставлены и подняты вверх, образуя знак V – первую букву английского слова victory «победа», обозначает приветствие, победу, успех, проявление радости (важно при этом, чтобы ладонь руки была ориентирована в направлении от себя). Это один из редких жестов-эмблем, историю появления которого удается проследить достаточно точно.

 

Жест появился во время Второй мировой войны и был придуман одним из организаторов программы английского радио Би-Би-Си в Бельгии Виктором де Лавелье. По замыслу изобретателя, жест должен был символизировать единение всех народов, борющихся с фашизмом. Участники сопротивления в Польше, Чехословакии, Франции, Бельгии рисовали знак V на стенах домов. Поскольку немцев откровенно беспокоила популярность данного знака, ставшего символом борьбы с фашизмом, министр пропаганды нацистской Германии Геббельс попытался внести неразбериху в ставшие к тому времени стереотипными представления о смысловой нагрузке данного знака.

Он заявил, что V является древнегерманским знаком и что клич Viktoria призван объединять народы Европы на борьбу с большевизмом.

Гитлеровцам, однако, не удалось дискредитировать этот символ антифашистской пропаганды. Знак V часто использовал и популяризировал премьер-министр Великобритании У.Черчилль. В одном из выступлений по радио он сказал: «Знак V является символом непобедимой воли всех народов оккупированных территорий и Британии и неотвратимой судьбы гитлеровской тирании».

В большинстве стран Европы (и в том числе в России) этот жест имеет только один смысл – «победа», вне зависимости от ориентации кисти руки.

 

Тем не менее этот популярный и широко распространенный жест может иметь и несколько иной смысл. Например, в первой половине 20 в. в Америке еще сохранялось непристойное значение данного жеста (в нем усматривали вовсе не букву V, а намек на расставленные женские ноги). В Англии и Австралии тот же жест, но когда рука повернута ладонью к говорящему, означает оскорбительное «Заткнись!».

 

Помимо проблемы с различной трактовкой одного жеста в разных культурах, специалисты в области невербальной коммуникации сталкиваются с фактами синонимичного использования разных эмблем для передачи одного и того же смысла.

 

Например, информация о том, что мужчина восхищен женской красотой, может передаваться следующими способами:

 

1) движением большим и указательным пальцем по собственной щеке в направлении подбородка (в Италии);

2) захватывание кожи на щеке винтообразным движением (этим жестом пользуются жители Сицилии);

3) восторг выражается тем, что указательный палец прикладывается к нижнему веку (внимание) и веко слегка при этом оттягивается вниз (таким образом демонстрируется символическое подглядывание); аналогичный жест в других культурах может указывать на определенную опасность, исходящую от данного индивида;

4) руки складываются в трубочку, изображая подобие подзорной трубы, через которую можно лучше рассмотреть данный объект;

5) мужчина при виде привлекательной женщины делает движение, как бы подкручивая усы (жест означает, что наблюдатель заинтересован и хочет сам выглядеть привлекательнее).

 

Способность к общению с помощью жестов заложена в человеке от рождения. Именно благодаря этому в случае необходимости люди могут даже без предварительной тренировки изъясняться знаками. Правда, их диалог будет содержательно весьма ограничен. Во всех культурах наравне со словами имеется определенный набор жестов (кинесических выражений), универсально понятных и применяемых самостоятельно, независимо от звуковой речи. Этим обстоятельством определяется реальная возможность для глухонемых людей находить пути контакта с другими представителями своей культуры.

 

Литература

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983

Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб, 1997

Фаст Д. Язык тела. М., 1997

Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1997

Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения. М., 1997

Крейдлин Г.Е. Семантические типы жестов. – В кн.: Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А.Земской. М., 1998

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_zhestov_v_neverbalnoy_mezhkulturnoy_kommunikatsii.doc166.54 КБ

Предварительный просмотр:

Роль жестов в невербальной межкультурной коммуникации.

Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова или другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, которая передается мимикой, жестами, телодвижениями, темпом и тембром речи.

Установлено, что с помощью языка люди передают не более 40% информации своим собеседникам. Остальная информация передается с помощью невербальных средств. Эти средства объединяют большой круг явлений, включающий не только мимику, жесты, позы тела, тембр голоса, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы внешности.

Различного рода чувства, переживания и настроения человека, не поддающиеся словесному выражению, передаются средствами невербального общения. Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Невербальные средства коммуникации имеют определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношений, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или невозможно выразить словами.

Ядро невербальной коммуникации составляют самые разнообразные движения, которые вызываются психическими состояниями человека, его отношением к собеседнику, обстоятельствами взаимодействия. Благодаря качественному разнообразию этих средств и условий общения человек может передавать и получать самую обширную информацию о личности коммуникатора – о его темпераменте, эмоциональном состоянии, социальном статусе и т.д.

Все жесты можно подразделить на две большие группы – эмоциональные выражения и сигналы диалога.

Эмоциональные выражения являются прямым отражением внутреннего состояния исполнителя. Ч.Дарвин считал эмоциональные выражения (речь идет прежде всего о мимике) врожденными и универсальными для всех человеческих культур, и эта точка зрения является в настоящее время общепринятой. Например, улыбка, смех, плач, выражение страха или удивления более или менее одинаково понимаются европейцами и представителями доиндустриальных культур – папуасами Новой Гвиней, индейцами Южной Америки или обитателями Южной Африки бушменами.

Ряд универсальных жестов, наравне с улыбкой, смехом и некоторыми другими мимическими выражениями, могут считаться свидетельством эволюционного родства человека с африканскими человекообразными обезьянами (шимпанзе и бонобо). В качестве примера можно привести указательный жест, просительный жест, а также жест успокоения и покровительства (рука опускается на голову партнера). Указательный жест известен во всех без исключения человеческих культурах, вне зависимости от типа социальной организации и экологических условий обитания. У шимпанзе он используется как подростками, так и взрослыми особями для привлечения внимания окружающих к какому-либо предмету или для указания направления движения. Указательный жест спонтанно возникает также у глухонемых детей для привлечения внимания к каким-либо объектам или как просьба дать конкретный предмет.

В отличие от эмоциональных выражений, сигналы диалога осваиваются путем научения и варьируются от культуры к культуре. Большинство сигналов диалога выполняются с помощью движений руками (жест-приглашение присесть, отстраняющий жест, жест-приказание и т.п.). Мимика также может служить сигналом этого рода. Например, поднятые брови, нахмуренные брови, поднятые или опущенные уголки губ служат четкими сигналами для собеседника.

Пол Экман и Уоллес Фризен выделяют несколько семиотических классов жестов, являющихся сигналами диалога.

К ним относятся эмблемы, иллюстраторы и регуляторы.

Терминология семиотических классов жестов предложена антропологом Д.Эфроном.

1. Жесты-эмблемы представляют собой жесты-заменители слов или даже целых фраз.

Значение жестов-эмблем однозначно трактуется всеми представителям данной культуры или субкультуры (например, жест «пожатие плечами и разведение рук в стороны» близок к вербальному «не знаю» или «что я могу сделать?»).

С помощью эмблем можно передать практически любое сообщение, включая фактологическую информацию, приказания, выражение личного отношения к происходящему и чувства. Жесты-эмблемы могут быть иконическими и символическими.

Иконические жесты возникают в человеческой культуре путем копирования реальных объектов и производимых с ними действий.

Примером такого копирования может служить жест, обозначающий телефон, жест, имитирующий процесс курения (движение рукой с воображаемой сигаретой, зажатой между указательным и средним пальцами и имитация движений губами, выпускающих дым изо рта), жест восхищения женщиной (воспроизведение в воздухе очертаний фигуры), изображение рогов с помощью приставленных по бокам головы пальцев.

В отличие от иконических, символические жесты понятны только посвященным, так как не содержат в себе прямого отражения облика изображаемого предмета или действия.

Таковыми являются знак «все отлично» (поднятый вверх большой палец), жест-дразнилка (приставленная к носу раскрытая ладонь с растопыренными пальцами), жест «не все дома» (движение приставленной к виску растопыренной ладонью или круговые движения у виска указательным пальцем) или знак «победа» в англоязычных культурах (буква V, воспроизведенная расставленными указательным и средним пальцами).

2. Иллюстраторами называются жесты, сопровождающие речь и тесно связанные с ее содержанием.

Например, жест «удар в воздухе сжатой в кулак рукой», сопровождающий ударение на конкретном слове; поднятие бровей в удивлении от только что услышанного. Иллюстраторы помогают сегментировать течение диалога, функционируя аналогично средствам пунктуации: они позволяют продемонстрировать желание собеседника вступить в диалог, прервать говорящего или указывают на передачу слова другому лицу.

3. Жесты-регуляторы диалога могут выступать вместе с речью и без нее. Они отличаются от первых двух классов функционально. Цель жестов-регуляторов диалога – поддержание коммуникации и управление ею. Таковы, например, специальные движения рук и тела, направленные на поддержание коммуникации (кивок, подмигивание, поднятый вверх большой палец в знак одобрения сказанного), знак рукой, свидетельствующий о передаче слова конкретному собеседнику (движение руки в локтевом суставе, при котором кисть ориентирована ладонью вверх в нужном направлении).

Психологи и этологи (этология - это наука, исследующая все виды врождённого поведения, проще говоря – инстинкты людей и животных) научились распознавать внутреннее состояние человека, наблюдая за его телодвижениями.

В репертуаре человеческих жестов есть много таких, которые, не являясь эмблемами, служат тем не менее хорошей подсказкой для оценки эмоционального состояния человека.

Так, жест «прикосновение к кончику носа» обычно свидетельствует о смущении и внутренней напряженности, о том, что данный человек был застигнут врасплох. Часто прикасание к носу происходит в тот момент, когда человек прибегает к обману. На первый взгляд взаимосвязь этих явлений неочевидна, однако, как полагает немецкий исследователь Х.Рюкле, это происходит потому, что в момент сознательной лжи тело человека инстинктивно напрягается, что приводит к появлению чувства зуда в области носа; это ощущение и вызывает направленное движение рукой в сторону лица.

В некоторых культурах подобный этому жест преобразуется в эмблему. Так, в Англии поднесение пальца к носу означает секретность информации, а в центральной Италии этим жестом предупреждают от опасности.

Жест «скрещенные руки» в психологии принято рассматривать как признак интравертности, скованности, закрытости. У некоторых народов это положение рук является составной частью позы покорности и почтительного подчинения. В этом случае голова и плечи опущены, взгляд устремлен вниз. Вариантами данного жеста являются руки, скрещенные на коленях (в сидячем положении), руки, скрещенные выше колен, или обхватывание себя за плечи. Во всех своих разновидностях этот жест свидетельствует о застенчивости, смущении, о том, что человек испытывает страх и неуверенность в себе. Установлено, что этот жест более типичен для женщин, чем для мужчин.

Жест обхватывания себя руками за плечи интерпретируется как желание оказаться защищенным (человек как бы сам себя обнимает, успокаивая при этом); он связывается с возвратом к детской фазе развития.

Часть эмоциональных движений может переходить в категорию эмблем, принятых в одной или нескольких культурах. Например, скрещенные руки в сочетании с высоко поднятой головой и обращенным вверх взглядом в некоторых культурах (например, в Испании и Латинской Америке) воспринимается окружающими как вызов, а отнюдь не как проявление застенчивости.

Когда человек разводит руками и одновременно пожимает плечами, окружающие склонны рассматривать это движение как проявление неуверенности в себе, бессилия, или как признак того, что человек не имеет собственного мнения по данному вопросу.

Как эмоциональное движение этот жест встречается у людей самых разных культур, но в европейских культурах он превращается в эмблему.

Следует отметить, что в репертуаре поведения человека имеется большое количество жестов, значимых только в рамках определенной культуры. Так, культурно-специфичным является жест-похлопывание ладонью по лбу («Забыл!»), вращательное движение пальцем у виска (в значении «не все дома, сумасшедший»), знак «рога» (обозначающий супружескую измену) и другие. Специалисты в области кинесики по характеру жестов могут определить выходца из конкретной страны и даже провинции. Для некоторых стран мира – Италии, Испании, Германии, США – существуют даже специальные словари жестов; недавно такой словарь был составлен Г.Е.Крейдлиным, С.А.Григорьевой и Н.В.Григорьевым для русской жестовой культуры.

Жесты-эмблемы формируются и осваиваются в самом раннем детстве. Их применение в процессе общения столь привычно, что часто остается незаметным для самого исполнителя. Эмблемы часто служат важнейшим маркером принадлежности индивидуума к социуму и порой даже в большей степени, чем акцент, выдают в человеке чужака.

Внимательный межкультурный анализ жестов может прояснить историю заселения конкретного региона, выделить путем наблюдения различные субкультуры в пределах одного общества. Если мы внимательно последим за подростками, то заметим, что в последние годы появился специфичный жест восторга, сопровождающийся возгласом «yes!» (да!), заимствованный из американской культуры (этот жест представляет собой резкое дергающее движение рукой, согнутой в локте, и поднятой вертикально вверх; при этом кисть, сжатая в кулак, оказывается на уровне головы и при движении опускается до уровня груди).

Одна и та же жестовая форма может иметь разные (порой даже противоположные) толкования в разных культурах. Поэтому, отправляясь на работу или на отдых в другие страны, люди должны предварительно знакомиться с основным сводом общепринятых для данной культуры жестов, дабы избежать досадных недоразумений и конфликтов с местным населением.

Рассмотрим некоторые наиболее яркие примеры:

Жест «указательный палец оттягивает нижнее веко» в Англии означает «Меня не проведешь», в Италии – «Этот человек мерзавец». Смысловая нагрузка жеста различается, однако жест содержит один общий смысловой компонент – и в том, и в другом случае рекомендуется повысить бдительность путем символического увеличения глаза.

Жест «отряхивание воображаемой пыли с одежды» в России понимается как демонстрация пренебрежения к тому, на кого он направлен. У цыган данный жест имеет еще более оскорбительный смысл («убирайся к черту») и часто сопровождается плевком себе под ноги. Жесты, имеющие в своем подтексте намек на грязь и нечистоплотность, во всех культурах рассматриваются как оскорбительные: грязь везде воспринимается как явление отрицательное. Не исключено, впрочем, что сходным образом относятся к ней и наши ближайшие родственники – шимпанзе. Так, шимпанзе Уошо, владеющая языком глухонемых, в порыве раздражения и обиды на своего учителя однажды показала жестом знак «грязный».

Жест соединения кончиков большого и указательного пальцев в форме кольца иконический по происхождению. Он носит название «кольцо» и иконически воспроизводит первую букву слова «ОК». В англоязычных странах и большинстве стран Европы этот жест означает «все в порядке». Однако во Франции аналогичный знак (тоже иконический) символизирует ноль (ничто). В Турции и на Мальте под этим знаком подразумевают пассивный мужской гомосексуализм. В Греции он обозначает просто нечто непристойное, и потому его считают оскорбительным в отношении как мужчины, так и женщины.

Жест «поднятый вверх большой палец» в России понимается как «отлично!»; то же значение он имеет в Америке, Англии, Австралии, Новой Зеландии. Выставленный вперед поднятый большой палец по всей Европе используется, чтобы остановить попутную машину. А резко выброшенный вверх – в англоязычных странах понимается как нецензурное ругательство. В Турции поднятый большой палец обозначает «Заткнись!», в Италии – цифру 1, в Америке – 5.

Жест, при котором средний и указательный палец расставлены и подняты вверх, образуя знак V – первую букву английского слова victory «победа», обозначает приветствие, победу, успех, проявление радости (важно при этом, чтобы ладонь руки была ориентирована в направлении от себя). Это один из редких жестов-эмблем, историю появления которого удается проследить достаточно точно.

Жест появился во время Второй мировой войны и был придуман одним из организаторов программы английского радио Би-Би-Си в Бельгии Виктором де Лавелье. По замыслу изобретателя, жест должен был символизировать единение всех народов, борющихся с фашизмом. Участники сопротивления в Польше, Чехословакии, Франции, Бельгии рисовали знак V на стенах домов. Поскольку немцев откровенно беспокоила популярность данного знака, ставшего символом борьбы с фашизмом, министр пропаганды нацистской Германии Геббельс попытался внести неразбериху в ставшие к тому времени стереотипными представления о смысловой нагрузке данного знака.

Он заявил, что V является древнегерманским знаком и что клич Viktoria призван объединять народы Европы на борьбу с большевизмом.

Гитлеровцам, однако, не удалось дискредитировать этот символ антифашистской пропаганды. Знак V часто использовал и популяризировал премьер-министр Великобритании У.Черчилль. В одном из выступлений по радио он сказал: «Знак V является символом непобедимой воли всех народов оккупированных территорий и Британии и неотвратимой судьбы гитлеровской тирании».

В большинстве стран Европы (и в том числе в России) этот жест имеет только один смысл – «победа», вне зависимости от ориентации кисти руки.

Тем не менее этот популярный и широко распространенный жест может иметь и несколько иной смысл. Например, в первой половине 20 в. в Америке еще сохранялось непристойное значение данного жеста (в нем усматривали вовсе не букву V, а намек на расставленные женские ноги). В Англии и Австралии тот же жест, но когда рука повернута ладонью к говорящему, означает оскорбительное «Заткнись!».

Помимо проблемы с различной трактовкой одного жеста в разных культурах, специалисты в области невербальной коммуникации сталкиваются с фактами синонимичного использования разных эмблем для передачи одного и того же смысла.

Например, информация о том, что мужчина восхищен женской красотой, может передаваться следующими способами:

1) движением большим и указательным пальцем по собственной щеке в направлении подбородка (в Италии);

2) захватывание кожи на щеке винтообразным движением (этим жестом пользуются жители Сицилии);

3) восторг выражается тем, что указательный палец прикладывается к нижнему веку (внимание) и веко слегка при этом оттягивается вниз (таким образом демонстрируется символическое подглядывание); аналогичный жест в других культурах может указывать на определенную опасность, исходящую от данного индивида;

4) руки складываются в трубочку, изображая подобие подзорной трубы, через которую можно лучше рассмотреть данный объект;

5) мужчина при виде привлекательной женщины делает движение, как бы подкручивая усы (жест означает, что наблюдатель заинтересован и хочет сам выглядеть привлекательнее).

Способность к общению с помощью жестов заложена в человеке от рождения. Именно благодаря этому в случае необходимости люди могут даже без предварительной тренировки изъясняться знаками. Правда, их диалог будет содержательно весьма ограничен. Во всех культурах наравне со словами имеется определенный набор жестов (кинесических выражений), универсально понятных и применяемых самостоятельно, независимо от звуковой речи. Этим обстоятельством определяется реальная возможность для глухонемых людей находить пути контакта с другими представителями своей культуры.

Литература

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983

Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб, 1997

Фаст Д. Язык тела. М., 1997

Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1997

Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения. М., 1997

Крейдлин Г.Е. Семантические типы жестов. – В кн.: Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А.Земской. М., 1998