Проблема детского героизма в русской литературе (по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»)
Выступление на Всероссийской конференции (с международным участием) "Героические начала в русской литературе XI-XXI веков, посвященной 200-летию Победы в Отечественной войне 1812г.".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_detskogo_geroizma_v_russkoy_literature.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема детского героизма в русской литературе (по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»)
Вся наша жизнь наполнена различными событиями, ситуациями и моментами, когда нас спасает только героизм некоторых людей. Героические лица создают нашу историю, делают значительные повороты, направляют остальных на истинный путь. С самого раннего возраста необходимо прививать ребёнку чувства подлинного героизма, смелости. Кто, какая личность является для детей поистине героической? Героем для детей может быть исполнитель какой-либо кинокартины, родной отец, старший брат, друг, а также различные исторические личности, о достижениях и подвигах которых дети узнают с раннего возраста.
Сегодня гораздо сложнее вызвать интерес школьников к героям литературных произведений - слишком изменилось время. Но романтика, героизм, тайна, самостоятельность по-прежнему имеют ценность для наших учеников. Нужно просто построить понятные им параллели.
Данное исследование посвящено раскрытию проблемы детского героизма в русской литературе (по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»).
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и обозначить роль героических личностей в развитии и воспитании детей;
2. Рассмотреть проблему детского героизма на примере повести А. Гайдара «Тимур и его команда»;
3. Влияние героических литературных образов на жизнь подрастающего поколения (на примере образа Тимура);
С каждым прошедшим годом меняются не только условия, ценности и интересы в жизни, но и те, кто является образцом для подражания и заслуживает восхищения. Сложнее становится и подрастающему поколению в выборе правильного пути достижения каких-либо целей. На уроках детям очень часто приходится приводить в пример каких-либо исторических личностей, литературных героев: Жанну д Арк, Зою Космодемьянскую, Суворова. Очень часто ребята еще в младшем возрасте хотят быть похожим на известного полководца, солдата, спасшего чью-либо жизнь. Героизм, заложенный в этих образах часто становится нравственным идеалом в глазах ребёнка, что благоприятно влияет на становление его личности.
В наше время ребёнок находится на пути сложного выбора, когда можно последовать не подлинному героизму, а ложному. Или же, когда проявлению героического начала многие не верят и не понимают. Подобную ситуацию можно встретить на страницах повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Книга эта написана в тревожное, предвоенное время, когда вплотную встал вопрос о готовности к военным испытаниям разных поколений нашего общества.
В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Этот образ — свидетельство живого чувства современности у писателя. Может быть, многие встречались с такими ребятами, как Тимур, но не приглядывались к ним поближе. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подростка общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы.
Иначе создаются в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, глупости. Вот образцы его речи: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг Квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника.
Гайдар в образах этих героев показывает ложный героизм, готовность совершить неожиданные и непредсказуемые действия, обладая «храбростью и смелостью». В этом и заключается проблема детского героизма. Автор показывает ложный, показной «героизм» команды Квакина, который ни к каким положительным последствиям не привёл, в противоположность истинному героизму Тимура и его команды.
В повести «Тимур и его команда» воплотились характерные черты дарования А. Гайдара: умение создать романтически-приподнятые реалистические образы подростков; способность показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ребят; переключение событий из «детского» мира игры в мир взрослый, большой, настоящий. Повесть «Тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. По всей Советской стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы помогали семьям воинов Советской Армии.
Аркадий Гайдар знал, что каждый школьник увидит в Тимуре самого себя. И каждый из детей может стать именно таким, как Тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. Стоит только захотеть. Но, к сожалению, среди них есть и такие, как Фигура, Квакин.
Список использованной литературы:
1. Гайдар, А. Рассказы. Повести. М.: Детская литература, 1975.- 384.
2. Гречишникова, А. Аркадий Гайдар / А. Гречишникова. – М.: Детская литература, 1952.- 423 с.
3. Паустовский, К. Встречи с Гайдаром / К. Паустовский. – М.: Просвещение, 1965.- 520 с.