Внеучебная деятельность по русскому языку как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования и приоритетных направлений развития интеллектуального потенциала современного школьника в лицее № 5
В этой статье рассказывается о возможностях внеурочной работы по русскому языку и литературе в школе на примере работы кафедры русского языка и литреатуры МОУ лицея №5 имени Ю.А.Гагарина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителя русского языка и литературы МОУ
лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина
г. Волгограда
Зинова И.В., Сокаджо С.Л.
Внеучебная деятельность по русскому языку как одно из средств взаимодействия
педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования и приоритетных
направлений развития интеллектуального потенциала современного школьника
в лицее № 5 им. Ю.А. Гагарина (г. Волгоград)
Направление: «Дидактические новации в преподавании русского языка и русской
словесности в школе и вузе»
Еще Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-либо занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Эти слова звучат особенно актуально в наше время, ведь в современном общеобразовательном учреждении особое место отводится внеучебной деятельности учащихся, одной из составляющих ФГОС нового поколения. Мы, как учителя русского языка в математическом лицее, считаем, что считаем, что русскому языку принадлежит особая роль и важнейшая роль в образовательном процессе. Прежде всего, потому, что он отражает мышление, культуру русского народа и поэтому является его национальным достоянием. А к достоянию надо относиться особенно бережно., И наша задача не только дать устойчивые знания по русскому языку для сдачи государственных экзаменов и поступления в вузы, но и сформировать у обучающихся чувство уважения и бережного отношения к родному языку в наше время активных процессов технократии общества, Интернета и иноязычных заимствований.
Вначале хотелось бы пояснить, почему мы обращаемся именно к внеучебной деятельности как одному из направлений развития интеллектуального потенциала школьника.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второго поколения, организация занятий по приоритетным направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В своей работе “Профессионально-педагогическая компетентность педагога»
д-р педагогических наук, проф., зав. лабораторией методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании Волгоградского государственного педагогического университета Борытко Николай Михайлович писал: «Первое, что характеризует компетентность, — это способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки. При этом под ценностью понимают субъективную значимость для человека явлений окружающего мира, определяемую не их свойствами самими по себе, а соответствием нравственным принципам и нормам, идеалам, установкам, целям субъекта. Ценностные отношения характеризуются степенью принятия человеком целей, профессионально и личностно значимых для него. Ценностное отношение педагога к учащемуся, воспитаннику как к «значимому Другому», от которого зависит собственное развитие педагога; принятие различных подходов, концепций, взглядов, мнений и смыслов как личностно значимых; ответственность за ненасильственный характер разрабатываемых и осуществляемых вариантов педагогической деятельности; поиск конструктивных путей разрешения педагогических проблем конфликтов — обязательные компоненты системы ценностных установок педагога».
Сегодня образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора форм занятий, направленных на развитие школьника: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, научные исследования и пр. Для реализации данных направлений можно использовать следующие виды внеучебной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность.
Стандарт как важный инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы, требует четкой фиксации предмета организации. Таким предметом являются цели деятельности, процесс и результаты деятельности, а также более частные составляющие образовательного процесса: условия, средства, ресурсы.
В МОУ лицее № 5 им. Ю.А. Гагарина уже созданы все условия, ориентированные на реализацию познавательных возможностей учащихся в контексте ФГОС общего образования. Это материально-технические условия, учебно-методические ресурсы и высококвалифицированный преподавательский состав.
В данной статье мы хотим представить некоторые результаты последних трех лет работы филологической кафедры МОУ лицея № 5 им. Ю.А. Гагарина по реализации программы внеучебной деятельности учащихся по русскому языку словесности. Трудно представить себе в современной школе русский язык без тесной связи с таким предметом, как литература. Русская словесность - так будет называться интегрированный предмет в старшей школе в будущем.
Одной из составляющих внеучебной деятельности являются тематические литературные экскурсии, которые гармонично дополняют школьную программу, развивают кругозор, повышают интерес к литературе, воспитывают бережное отношение к родной культуре, содействовать образному восприятию произведений. Например, учитель русского языка и литературы Зинова И.В. вместе со своим классом 10 посетили много знаменательных исторических мест, связанных с жизнью и творчеством наших классиков. Это были и краеведческие экскурсии, так и поездки по России: на родину А.С. Серафимовича, по шолоховским местам, за пределы нашей области в удивительные места города Тулы и Тульской области, так называемые «Русские литературные усадьбы»: в государственный природный и мемориальный заповедник «Музей-усадьбу Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». Но, как известно, просто пассивное слушание не дает больших результатов. Ребята хотят сами осмотреть, сами узнать, сами выбрать то, что их интересует. Поэтому мы думаем, что весьма целесообразно внести самостоятельность и самодеятельность в экскурсию. Так, мы ставили перед учащимися задачу, общую для всего класса: «Каким писателям и поэтам были поставлены памятники в нашем городе?» Класс разделится на маленькие группы, взявшиеся исследовать отдельные памятники (некоторые учащиеся фотографировали - или зарисовывали, узнавали (подробности) описателе, которому воздвигнут памятник или памятный знак, узнавали имя скульптора, обстоятельства, при которых был открыт памятник и пр.). Эта полностью самостоятельная работа носила исследовательский характер и очень увлекала ребят. Итогом стала проектная работа «Литературные места Волгограда» и виртуальная экскурсия, которая была высоко оценена на различных конкурсах.
Так, например, зав. кафедрой филологических наук Зиновой Ириной Викторовной была написана авторская программа кружка «Секреты стилистики». Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу. (МЕТОДИКА) Участие ребят в конференциях различного уровня является важным этапом учебно-исследовательской деятельности. Как мы знаем, ученики уже с начальной школы принимают участие в конференциях, готовят выступления. Этот вид работы внеурочной деятельности получает продолжение в средней школе. В нашей школе в начальном звене уже много лет дети обучаются по программе "Школа 2100". Дети, которые приходя в среднее звено, продолжают обучаться по этой системе, отличаются в лучшую сторону по сформированности познавательных навыков, высокой учебной мотивацией, умением работать с объемами информации. У них развивается умение работать с текстом, ставить проблемные вопросы, делать анализ и обобщение, то есть те метапредметные результаты, которые заложены в новом стандарте образования. Как известно, особой гордостью каждого учебного учреждения является участие и победа его учеников в олимпиадах самого различного уровня. Ведь олимпиады развивают у школьников интерес к учебным дисциплинам, содействуют активизации внеклассной и внешкольной работы по предметам, выявлять одаренных детей. Наши ученики средних и старших классов показывают ежегодно хорошие результаты в предметных олимпиадах и марафонах по филологии. Например, интеллектуальный марафон «Твои возможности», который проводится в начальной школе на уровне района и города получил свое продолжение в среднем звене (учителя Зинова И.В., Сокаджо С.Л., Батищева М.Ф.). Учащиеся пятых, шестых классов нашего лицея, которые обучаются по «Программе 2100» ежегодно принимают в нем участие и получают только призовые места. Это говорит об определенной сформированности у обучающихся уровня интеллектуального мышления, умения мыслить продуктивно и творчески, заложенного уже в начальной школе. И, наконец, одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса и внеучебной деятельности является организация проектной исследовательской деятельности школьников по русскому языку, которая развивает у них логическое мышление, создает внутренний мотив к самостоятельному добыванию знаний. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда. На средней ступени школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Уже в 5-ом классе, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу, развить свою лингвистическую компетенцию. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных и коллективных проектов вполне доступно практически всем ученикам среднего и старшего звена. Вот, например, какие проекты выполняют ученики шестых классов, обучающиеся по авторской программе Бунеевых: «Фразеологизмы в мифологии», «Компьютерная лексика», «Заимствования в русском языке», «Компьютерные неологизмы», «Устаревшие слова из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», «Заимствованные слова русского языка», (учителя Батищева М.Ф., Сокаджо С.Л.). При этом важно добавить, что выполнение данных краткосрочных проектов было одним из видов внеурочной деятельности, обобщающим тему «Лексика. Фразеология». Ведь школьникам-подросткам интересно не только занимательность, зрелищность урока, а им важно и нужно уметь самим самостоятельно обдумывать, искать принципы и закономерности существующих явлений в языке. А в восьмом классе ребята в качестве зачетной работы в конце учебного года уже в обязательном порядке представляют проектную работу, которую выполняют в течение года. Вот темы некоторых проектных работ восьмиклассников: «Молодежный сленг», «Заимствованные слова и оправданность их применения в русском языке на примере англицизмов» и другие. Интересно, что дети нашего, казалось бы, технического лицея с удовольствием принимают участие в различных конкурсах по русскому языку и словесности: «Физики и лирики», «Лингво», «Родное слово», «Русский медвежонок» и другие и показывают очень высокие результаты. Второй год подряд стала традицией участие наших лицеистов и в Международной акции «Тотальный диктант».
Выпускник школы должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности. Он должен быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству. Поэтому, продолжая уже сейчас использовать в своей работе личностно-ориентированные образовательные технологии (проблемный диалог, продуктивное чтение, самоанализ, деятельностный в средней и старшей школе, мы фактически осуществляем подготовку к переходу средней школы на новые образовательные стандарты. Для нас это не просто слова, а наполненные уже определенным содержанием термины.