Зачетная работа по литературе за 1 курс
Предварительный просмотр:
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА 1 КУРС
- Знание текста литературного произведения.
- Вспомните автора и название произведения.
А) Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».
Б) «Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней нового человека со старым сердцем».
В) «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?... такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Г) «Он уже стал теперь как тень, - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!...»
Д) «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают.. так-то».
Е) Полночною порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Ж) О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
З) Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
И) Пред этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними каторжные норы
И смертельная тоска.
- Напишите 5 афоризмов из произведений М.Горького.
- Вставьте пропущенные слова в строку.
А) А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные …. (А.Блок «Незнакомка)
Б) Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина …. (А.Блок «Незнакомка)
В) Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и ……… ( А.Ахматова «Я научилась…)
Г) Послушайте!
Если звезды зажигают …. (В.Маяковский «Послушайте!)
- Знание истории и теории литературы.
- Первый русский лауреат Нобелевской премии в области литературы.
- К какому типу литературных героев можно отнести чиновника Желткова (Куприн «Гранатовый браслет»)?
- В последние годы жизни – это официально признанный «первый» советский писатель, один из создателей Союза писателей СССР.
- В 1921 году был арестован по обвинению в соучастии в заговоре.
- Его смерть была осознана петербургской интеллигенцией как завершение целой поэтической эпохи, как утрата поэта общенационального масштаба.
- Марина Цветаева видела в ней единство немыслимого: «От ангела и от орла в ней что-то было..»
- О ком идет речь? «Когда в 1916 году я как-то выразила сожаление по поводу нашего, в общем-то несостоявшегося брака, он сказал: «Нет- я не жалею. Ты научила меня верить в Бога и любить Россию»
- Эта монументальная поэма органически примыкает ко всем «плачам», скорбным молениям поэтессы, к летописи ее утрат.
- В русле какого литературного направления развивалось поэтическое мастерство Ахматовой?
- Один из стихотворных циклов М.Цветаева посвятила поэту серебряного века. Назовите этого поэта.
- О ком идет речь? Она родилась в семье профессора-искусствоведа и талантливой пианистки, восхищавшей Антона Рубинштейна. Музыкальность, передавшаяся от ее матери, самым прямым образом сказалась в стихе.
12. Общее название направлений в искусстве и литературе 20 века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.
13. Один из критиков начала 20 века заметил: «Литература разручеилась». Как понимать это выражение?
14. Это течение в качестве эстетической программы выдвигает утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир, открыто провозглашает ломку живого поэтического языка, культ «зауми».
15. Укажите, какому литературному направлению принадлежат данные работы.
А) «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (Д.Мережковский)
Б) «Некоторые течения в современной русской поэзии» (С.Городецкий)
В) «Пощечина общественному вкусу» (сборник. 1912г)
16. Назовите авторов сборников.
А) «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костер», «Огненный столп»;
Б) «Вечер», «Четки», «Белая стая», «подорожник», «Anno Domini»;
В) «Волшебный альбом», «Волшебный фонарь», «Версты», «После России».
17. К какому литературному направлению принадлежали поэты:
А) В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, А.Белый;
Б) Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников;
В) Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.