Структура и семантика односоставных предложений в текстах поздравительных открыток
В статье рассматривается структура и семантика односоставных предложений в текстах поздравительных открыток, особенность употребления главных и второстепенных членов предложения в разных композиционных частях текстов-поздравительных открыток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура и семантика односоставных предложений в текстах поздравительных открыток
Школа сегодня стремительно меняется. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Под руководством президента РФ была подготовлена инициатива «Наша новая школа», разработаны Федеральные государственные стандарты второго поколения. В них говорится о том, что предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции обучающихся. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный характер, так как во многом определяют качество подготовки по другим школьным предметам.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
"Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относятся: овладение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия подразумевают: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.;
- регулятивные универсальные учебные действия – это умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др..[1]
Обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, дальнейшую социализацию личности.
Нашей задачей в данном случае является обучение школьников элементам эпистолярного жанра на примере готовых текстов поздравительных открыток.
В текстах поздравительных открыток представлены двусоставные и односоставные предложения. Выбор того или иного способа выражения главного и второстепенных членов предложения определяется коммуникативной задачей адресанта.
Односоставные предложения – это предложения, которые представлены одним составом, одним главным членом, по форме совпадающим либо со сказуемым, либо с подлежащим. Этот главный член не только называет действие, явление или предмет, но и выражает их отношение к действительности, чем создается необходимая для предложения предикативность[2]. В текстах поздравительных открыток односоставные конструкции представлены самостоятельными предложениями или предикативными единицами в составе сложных.
Тексты поздравительных открыток имеют устойчивую композицию: обращение, поздравление по поводу, пожелания, подпись. Односоставные предложения встречаются в композиционных частях поздравление по поводу и пожелание.
В композиционной части поздравление по поводу встречается большое количество односоставных предложений. Это исключительно определенно-личные предложения, главный член которого (простое глагольное сказуемое) выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения. Употребление такой формы выражения сказуемого указывает на то, что поздравление ведётся от одного известного адресату лица, например:
Поздравляю с Новым годом!
Поздравляю тебя с праздником весны!
Часто главный член односоставного предложения (простое глагольное сказуемое) выражается глаголом в форме 1-го или 2-го лица, множественного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения. Употребление такой формы выражения сказуемого указывает на то, что поздравление принадлежит группе лиц, например:
Вас поздравляем с праздником весны,
За все Вас от души благодарим!
Поздравляем Вас с женским праздником – 8 Марта![3]
Глагол в предложениях такого типа не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо или группу лиц, которые не называются. Таким образом, появляется возможность поздравить адресата от имени конкретного человека или группы лиц.
Встречаются тексты, в которых композиционная часть поздравление представлена односоставными определенно-личными предложениями, главный член которого (составное глагольное сказуемое) состоит из двух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей основное лексическое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются глаголы, выражающие модальное значение хочу, хотим, указывающие на желание, намерение совершить какое-либо действие[4].
Форма вспомогательного глагола хочу, указывает на то, что поздравляет один человек, а глагола хотим, на то, что поздравляет группа лиц.
Хочу поздравить с Днем рождения!
Хотим поздравить с Днем рождения!
Композиционная часть пожелание также представлена определенно-личными предложениями, главный член которых (простое глагольное сказуемое) выражается глаголом в форме 1-го или 2-го лица, единственного или множественного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения.
Примеры:
Желаем счастья и здоровья,
Добра на много лет вперёд!
Желаем радости, терпенья
И бесконечной доброты!
Желаю искренне добра, благополучия,
Чтоб жизнь была, как прежде хороша!
Встречаются и односоставные определенно-личные предложения главным членом (составным глагольным сказуемым) выраженным вспомогательными глаголами хотим, хочу, выражающими модальное значение.
Например:
Добра, здоровья пожелать,
И лишь с хорошим настроеньем,
С улыбкой каждый день встречать!
Встречаются в рассматриваемой композиционной части односоставные безличные предложения, главный член которых (составное глагольное) сказуемое выражается неопределенной формой глагола в сочетании с вспомогательным глаголом. Форма сказуемого не обозначает лица, это позволяет вести поздравление и от имени одного человека и от группы лиц.
Сегодня хочется пожелать тебе
Радости, веселья, удачи!
Часто главный член предложения в частях поздравление и пожелание распространяются второстепенными членами. В каждой из частей они выполняют свои функции.
В части поздравление дополнения относятся к одному семантическому полю ʻназвание праздникаʻ:
Вас поздравляем с праздником весны!
Хотим поздравить с Днём рожденья!
Определения выражаются именами прилагательными семантического поля ʻличное отношение к празднику и его реалиямʻ:
Хотим поздравить с долгожданным праздником!
В части пожелания дополнения выражаются именами существительными. Они относятся к семантическому полю ʻпожеланияʻ:
От всей души желаем счастья,
И комплиментов, и цветов...
Определения выражаются именами прилагательными семантического поля ʻхарактеристика пожелания ʻ, они конкретизируют пожелания и придают им образность и выразительность.
…Хотим пожелать крепкого здоровья, больших успехов…
Обстоятельства в части пожелание встречаются реже. Они выражаются именами существительными со значением ʻспособ совершения действийʻ, например:
Хочу сердечно пожелать
Улыбкой радостной сиять!
Часто обстоятельства выражаются местоименными определительными наречиями со значением времени:
Желаю всегда оставаться красивой…
Употребление такой формы выражения обстоятельства указывает на то, что адресант хочет, чтобы пожелания не только сбылись, но и сопровождали человека многие года.
Таким образом, односоставные предложения представлены в текстах поздравительных открыток в композиционных частях поздравление и пожелание. Способ выражения главных и второстепенных членов предложения в разных композиционных частях имеет свои особенности. Выбор того или иного способа выражения главных и второстепенных членов предложения определяется коммуникативной задачей адресанта.
Список литературы:
- Розенталь Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка//http://www.ozhegov.ru/mbukva/42266.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
[2] Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001.
[3] В тексте статьи сохраняется орфография и пунктуация анализируемого источника.
[4] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка//http://www.ozhegov.ru/mbukva/42266.html