Структура и семантика односоставных предложений в текстах поздравительных открыток

Елена Александровна Головачева

В статье рассматривается структура и семантика односоставных предложений в текстах поздравительных открыток, особенность употребления главных и второстепенных членов предложения в разных композиционных частях текстов-поздравительных открыток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Структура и семантика односоставных предложений в текстах поздравительных открыток

Школа сегодня стремительно меняется. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Под руководством президента РФ была подготовлена инициатива «Наша новая школа», разработаны Федеральные государственные стандарты второго поколения. В них говорится о том, что предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции обучающихся. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный характер, так как во многом определяют качество подготовки по другим школьным предметам.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

"Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

- коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относятся: овладение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

- познавательные универсальные учебные действия подразумевают: умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.;

- регулятивные универсальные учебные действия – это умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др..[1] 

Обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, дальнейшую социализацию личности.

Нашей задачей в данном случае является обучение школьников элементам эпистолярного жанра на примере готовых текстов поздравительных открыток.

В текстах поздравительных открыток представлены двусоставные и односоставные предложения. Выбор того или иного способа выражения главного и второстепенных членов предложения определяется коммуникативной задачей адресанта.

 Односоставные предложения – это предложения, которые представлены одним составом, одним главным членом, по форме совпадающим либо со сказуемым, либо с подлежащим. Этот главный член не только называет действие, явление или предмет, но и выражает их отношение к действительности, чем создается необходимая для предложения предикативность[2]. В текстах поздравительных открыток односоставные конструкции представлены самостоятельными предложениями или предикативными единицами в составе сложных.

Тексты поздравительных открыток имеют устойчивую композицию: обращение, поздравление по поводу, пожелания, подпись. Односоставные предложения встречаются в композиционных частях поздравление по поводу и пожелание.

В композиционной части поздравление по поводу встречается большое количество односоставных предложений. Это исключительно определенно-личные предложения, главный член которого (простое глагольное сказуемое) выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения. Употребление такой формы  выражения сказуемого указывает на то, что поздравление ведётся от одного известного адресату лица, например: 

Поздравляю с Новым годом!

Поздравляю тебя с праздником весны!

Часто главный член односоставного предложения (простое глагольное сказуемое) выражается глаголом в форме 1-го или 2-го лица, множественного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения. Употребление такой формы выражения сказуемого указывает на то, что поздравление принадлежит группе лиц, например: 

Вас поздравляем с праздником весны,

За все Вас от души благодарим! 

Поздравляем Вас с женским праздником – 8 Марта![3]

Глагол в предложениях такого типа не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо или группу лиц, которые не называются. Таким образом, появляется возможность поздравить адресата от   имени конкретного человека или группы лиц.

Встречаются тексты, в которых композиционная  часть поздравление представлена односоставными определенно-личными предложениями, главный член которого (составное глагольное сказуемое) состоит из двух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей основное лексическое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются глаголы, выражающие модальное значение хочу, хотим, указывающие на желание, намерение совершить какое-либо действие[4].

Форма вспомогательного глагола  хочу, указывает на то, что поздравляет один человек, а глагола хотим, на то, что поздравляет  группа лиц.

Хочу поздравить с Днем рождения!

Хотим поздравить с Днем рождения!

Композиционная  часть пожелание также представлена определенно-личными предложениями, главный член которых (простое глагольное сказуемое) выражается глаголом в форме 1-го или 2-го лица, единственного или множественного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения.

Примеры:

Желаем счастья и здоровья,

Добра на много лет вперёд!

Желаем радости, терпенья

И бесконечной доброты!

Желаю искренне добра, благополучия,

Чтоб жизнь была, как прежде хороша!

Встречаются и  односоставные определенно-личные предложения главным членом (составным глагольным сказуемым) выраженным вспомогательными  глаголами хотим, хочу, выражающими модальное значение.

Например:

Добра, здоровья пожелать,

И лишь с хорошим настроеньем,

С улыбкой каждый день встречать!

Встречаются в рассматриваемой композиционной части односоставные безличные предложения, главный член которых (составное глагольное) сказуемое выражается неопределенной формой глагола в сочетании с вспомогательным глаголом. Форма сказуемого не обозначает лица, это позволяет вести поздравление и от имени одного человека и от группы лиц.

Сегодня хочется пожелать тебе

Радости, веселья, удачи!

Часто главный член предложения в частях поздравление и пожелание распространяются второстепенными членами. В каждой из частей они выполняют свои функции.

В части поздравление  дополнения относятся к одному семантическому полю ʻназвание  праздникаʻ:

Вас поздравляем с праздником весны!

Хотим поздравить с Днём рожденья!

Определения выражаются именами прилагательными семантического поля ʻличное отношение к празднику и его реалиямʻ:

Хотим поздравить с долгожданным праздником!

В части пожелания дополнения выражаются именами существительными. Они  относятся к семантическому полю ʻпожеланияʻ:

От всей души желаем счастья,

И комплиментов, и цветов...

        Определения выражаются именами прилагательными семантического поля ʻхарактеристика пожелания ʻ, они конкретизируют пожелания и придают им образность и выразительность.

…Хотим пожелать крепкого здоровья, больших успехов…

Обстоятельства в части пожелание встречаются реже. Они выражаются именами существительными со значением ʻспособ совершения действийʻ, например:

Хочу сердечно пожелать

Улыбкой радостной сиять!

Часто обстоятельства выражаются местоименными определительными  наречиями со значением времени:

Желаю всегда оставаться красивой…

Употребление такой формы выражения обстоятельства указывает на то, что адресант хочет, чтобы пожелания не только сбылись, но и сопровождали человека многие года.

Таким образом, односоставные предложения представлены в текстах поздравительных открыток в композиционных частях поздравление и пожелание.  Способ выражения главных и второстепенных членов предложения в разных композиционных частях имеет свои особенности. Выбор того или иного способа выражения главных и второстепенных членов предложения определяется коммуникативной задачей адресанта.

        Список литературы:

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка//http://www.ozhegov.ru/mbukva/42266.html
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

[2] Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001.

[3] В тексте статьи сохраняется орфография и пунктуация анализируемого источника.

[4] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка//http://www.ozhegov.ru/mbukva/42266.html