О степени сформированности коммуникативной компетенции обучающихся (на примере текста-поздравления)
В данной статье рассмаривается уровень овладения эпистолярным жанром учеников 5 класса в сравнении со студентами МГГУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. А. Головачева
учитель русского языка
МОУ СОШ №1
О степени сформированности коммуникативной компетенции обучающихся (на примере текста-поздравления)
Как подчеркивается в «Программе для общеобразовательных учреждений по русскому языку»: «Свободное владение родным русским языком – главная цель в преподавании русского языка как учебной дисциплины в современной системе образования» [Баранов 2009: 3]. Для достижения данной цели необходимо формирование у обучающихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Лингвистическая компетенция предполагает владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста [http://ru.wikipedia.org].
Языковая компетенция, по Н. Хомскому, означает «способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения» [Хомский, http://www.gumer.info/bibliotek]. Коммуникативная компетенция – это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает изучение стилей, жанров русского языка и их особенностей, в том числе формирование у обучающихся навыков работы в эпистолярном жанре на уроках русского языка. Работа в данном речевом жанре предполагает решение творческой задачи создания собственного, неповторимого речевого произведения. Этот жанр интересен необходимостью соблюдать баланс шаблона и оригинальной конструкции. Он привлекателен возможностями использования особых языковых средств и риторических приемов в воплощении авторского замысла. Эти обстоятельства способствуют выявлению индивидуального слога автора, обнаружению творческого речевого поведения языковой личности.
Нашей задачей в данном случае является обучение школьников элементам эпистолярного жанра на примере текстов поздравительных открыток.
Целью, проведенного эксперимента, является изучение уровня овладения эпистолярным жанром обучающихся пятых классов МОУ СОШ №1 в сравнении со студентами третьего и пятого курса факультета «Филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций» МГПУ,
В эксперименте участвовало 58 человек, из них 30 студентов третьего и пятого курса факультета «Филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций» МГПУ и 28 учеников пятых классов МОУ СОШ №1.
Ученикам и студентам было предложено составить собственный текст поздравления с каким-либо праздником близкому человеку.
Обратим внимание, что до проведения эксперимента с его участниками никакой разъяснительной работы по созданию текстов-поздравлений не проводилось.
Несмотря на кажущуюся несложность решения данной задачи, создание оригинального эффективного высказывания в этом жанре оказалось доступно далеко не каждому обучающемуся. Возможно, причиной этого является низкий уровень теоретических знаний, а также практических умений и навыков современных студентов и школьников в области исследуемого жанра. Что, в свою очередь, обуславливается, прежде всего тем, что в действующих программах по русскому языку эпистолярный жанр изучается обзорно на примере темы «Письмо как одна из разновидностей текста».
Жанр поздравления имеет жесткую структуру. Компонентами которой являются:
1. Отправитель информации (или адресант) – пишущий человек.
2. Получатель информации (или адресат) – читающий человек.
3. Текст поздравления.
Среди важнейших структурно-стилистических признаков жанра поздравления, можно отметить следующие: устойчивая композиция текста (обращение, поздравление по поводу, пожелания, подпись); точное обозначение отправителя и получателя; соблюдение речевого этикета; проявление авторского «Я», набор клишированных языковых средств. Подобная структура позволяет реализовать основные функции жанра: коммуникативную (общение), информативную (сообщение), прагматическую (воздействие), экспрессивную (самовыражение).
Жанр поздравления очень устойчив. В сознании носителей языка он присутствует как элемент топоса – набора правил и формул речевого поведения, подходящего случаю.
Лексическую специфику текстов открыток исследовала Е. В. Карпова. Она отмечает следующее: «Члены нашего языкового коллектива усваивают схему речи, подобающей ситуации поздравления с детских лет. Причем усваивается стандартная модель текста с характерным именно для него тематическим, композиционным и стилистическим единством. Человек, создающий собственный текст, импровизирует на заданную тему по усвоенной модели с использованием набора условных риторических приемов (гипербола, метафора, антитеза и др.) и традиционных языковых средств» [Карпова, http://www.literary.ru].
С одной стороны, наличие общеизвестной схемы гарантирует адресату понимание обращенной к нему речи. С другой стороны, подобная стандартизация губит творческую практику, распространяются живучие поэтические клише.
Если еще совсем недавно подобные "заготовки" передавались буквально из уст в уста, то теперь их распространению способствует издание специальных сборников поздравлений на все случаи жизни, а также продажа открыток с текстами.
Таким образом, очевидно, что жанр поздравления актуален в массовой культуре и имеет мощную информационную поддержку, обеспеченную современными материально-техническими средствами. Не удивительно, что современный носитель языка успешно усваивает предлагаемые ему каноны и творит свои речевые произведения под влиянием известных ему образцов. Это широко представлено в собранном нами материале. Обратимся к примерам.
- «Сергей! Поздравляю тебя с Днем рождения!
Желаю тебе всего самого наилучшего, а также удачи, здоровья и материального благополучия!» 3 курс.
2. «Поздравляю тебя с днем рождения.
Желаю счастья, здоровья, тепла и любви» 5 класс.
Но встречаются и тексты иного характера, в которых отсутствуют устоявшиеся формулы:
- «С днем рожденья поздравляю
И от всей души желаю:
Счастья, радости, везенья
И во всем долготерпенья,
Любви, здоровья, больше встреч,
Улыбку навсегда свою сберечь!» (3 курс)
- «Танюшка, поздравляю тебя с Новым годом! Пусть будущий год будет наполнен яркими моментами, сказочными впечатлениями, цветами и теплыми словами! Пусть рядом всегда будут удача, хорошие друзья и близкие! И еще… Пусть в Новом году исполнится твое самое заветное желание» (5 курс).
Как видим, текст поздравления представляет собой набор абстрактной лексики, который воспринимается как универсальная и бездушная заготовка. Поздравления лишены индивидуальности адресанта.
В результате анализа структуры и семантики текстов поздравления обучающихся, были получены следующие результаты:
Нарушения в композиции поздравления | 5 класс чел / % | Студенты чел / % | Всего |
Отсутствие обращения | 1 чел. (4%) | 3 чел. (10%) | 4 чел. (7%) |
Отсутствие поздравления | 2 чел. (7%) | 1 чел. (3%) | 3 чел. (5%) |
Отсутствие пожеланий | _____ | 2 чел. (7%) | 2 чел. (3%) |
Отсутствие авторизации | 24 чел. (86%) | 18 чел. (60%) | 42 чел. (72%) |
Выделим особенности текстов поздравления.
1. Обращение как структурный компонент поздравления представлен в 54 работах обучающихся. Особенностью данного компонента является наличие уменьшительно-ласкательных суффиксов -очк, -ечк в именах адресатов (мамочка, Верочка, Женечка), а также наличие эпитетов (дорогая, милая) перед именем. Этот прием позволяет адресанту показать субъективное, нежное, отношение к адресату.
2. Композиционная часть «поздравление по поводу» состоит исключительно из определенно-личных предложений: «Поздравляю тебя с Новым годом…» 3 курс, «Я тебя поздравляю с наступающим Новым годом…» 5 класс. Цель употребления таких конструкций – указание на определенное лицо, от имени которого поздравляют.
Единичным случаем представлено нечленимое предложение, предваряющее поздравление: «Ура! Настал твой праздник…». Такие предложения имеют яркий эмоционально – оценочный оттенок, выражая радость, восторг по поводу события.
3. Пожелания в работах обучающихся представлены двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями с большим количеством однородных членов, характерно наличие повторов (желаем - желаем). Грамматический повтор (пусть – пусть) употребляется с глаголом. Приведем некоторые примеры:
1. Желаю тебе огромного счастья, <…>Я желаю, тебе отлично отпраздновать этот праздник…» 3 курс.
2. «Пусть будущий год будет наполнен яркими моментами, сказочными впечатлениями, цветами и теплыми словами! Пусть рядом всегда будут удача, хорошие друзья и близкие» 5 курс.
Употребление определенно-личных предложений, как и в предыдущем случае, позволяет указать на определенное лицо, от имени которого ведется поздравление.
Употребление в тексте поздравления неполных предложений: «Желаю тебе: здоровья, счастья, удачи!» 5 класс, «От всей души желаю счастья, радости, везенья…» 3 курс говорит, по мнению Е. В. Карповой, о стремлении автора пожелать адресату как можно больше всего из стандартного набора общечеловеческих ценностей [Карпова, http://www.literary.ru].
Подпись как структурный элемент поздравления представлен лишь у 28% обучающихся, это говорит о том, что большинство обучающихся считает авторизацию необязательным элементом.
Проведенный эксперимент показал, что тексты поздравлений, написанными школьниками и студентами, содержат одинаковые недостатки:
нарушается структура поздравления, отсутствует оригинальность, не учитываются индивидуальные особенности адресата: его личные качества.
Причины подобных нарушений могут быть самые разные, назовем лишь некоторые из них:
- Возможно, в реальной жизни обучающиеся не создают тексты поздравлений самостоятельно, а предпочитают покупать открытки, содержащие готовые тексты, поэтому они не обладают способностью самостоятельно создавать эффективные высказывания.
- Обучающиеся не имеют прочных знаний в области создания текстов в эпистолярном жанре и создают свои тексты по интуиции на основании существующего в сознании шаблона.
Таким образом, можно сделать вывод: как школьники, так и студенты имеют поверхностные знания в области эпистолярного жанра, создают собственные тексты на интуитивном уровне, не имеют теоретических знаний для грамотного создания собственных текстов поздравления, а значит, у них не в полной мере развита коммуникативная компетенция, являющаяся необходимым условием для свободного владения русским языком. Эта проблема может быть решена при более подробном изучении эпистолярного жанра на уроках, факультативных занятиях и иликтивных курсах по русскому языку и литературе.
Список литературы:
1. Баранов М. Т. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений – 10 изд. М., 2009.
2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник /Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с. (Серия "Высшее образование").
Электронные ресурсы
- Карпова Е.В. Речевой жанр поздравления на границе культуры и масс –культуры// http://www.literary.ru.
- Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса //http://www.gumer.info/bibliotek