План-конспект урока в 5 классе "Сочинение-рассуждение"
Как научить писать сочинение-рассуждение в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_5_klass.rar | 669.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурные элементы урока | Содержание взаимодействия с учащимися, |
1.Организационный момент Мотивация. Урок ведёт учитель русского языка ( 2 мин.) | Учитель. Вступительное слово. В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. |
2.Постановка целей и задач. ( 1 мин.) | Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. И к концу урока мы должны научиться писать сочинение-рассуждение. |
3.Усвоение содержания учебного материала. Инсценировка (3 мин.) Работа со словарём? ( работа в парах) (5 мин.) Предложены словари: Словарь В.И.Даля Словарь С.И.Ожегова
Идёт беседа, в ходе которой строится схема рассуждения |
Учащиеся показывают сценку: - Саша, пойдём поиграем в футбол. -Да ну! Я лучше за компьютером посижу. - А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный. -Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени. -Ну, как хочешь. Учитель задаёт вопросы: Сколько точек зрения присутствует в диалоге. ( Две) Какова его тема? ( Спорт. Нужен ли он?) Можем ли мы эту тему назвать спорной? (Да) Прежде всего давайте обратимся к таким словам, как спор и дискуссия?
Учащимся предлагается поработать со словарями ( работа в парах). Спор – « словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё. Спор о словах, пустой» (Словарь В.И.Даля,стр.461,т.4) « 1.Словесное состязание , обсуждение чего-н., в к-ром каждый отстаивает своё мнение. Вести спор.2. Разногласие, разрешаемое судом. Спор о наследстве.» ( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, стр. 746) Дискуссия – в словаре Даля слова нет. « Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия. Вступить в дискуссию. ( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, стр.163) Учитель: Как мы называем такие слова? (Новые) Учащимся предлагается составить с ними словосочетания. (Горячий спор, оживленный спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия) Учитель: Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия? Правильно, рассуждать можно и устно, и письменно. Но надо делать это правильно. На доске дана схема рассуждения. 1.Тезис. 2.Доказательства ( аргументы). 3.Вывод. |
4.Обеспечение осознанности формируемых знаний Индивидуальня работа с раздаточным материалом ( 7 мин.) | Учитель: Предлагает учащимся поработать с текстом ( текст распечатан на листах и лежит на парте перед каждым учащимся) Задания к тексту: 1. Прочитать самостоятельно. 2.Чтение вслух. 3. Найдите в тексте - тезис, который выдвигает автор -доказательства, приводимые в тексте -какой вывод делает автор? Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме. См. Приложение 1. Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт - это здорово. Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт-то замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлыми жизнерадостным. Спорт- это не только рекорды, очки. секунды, победы и поражения. Спорт - это развлечение, равного которому нет. Я думаю, что без спорта нельзя. Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной. Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах .он помогает стать сильным. Здоровым. Смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно. Вывод: Перед нами рассуждение, построенное по полной схеме. |
5.Обеспечение прочности формируемых знаний Лексико-орфографи- ческая работа ( 3 мин.) | Учитель: Какие виды спорта известны вам, назовите их. См. Приложение 2. ( Просмотр слайдов ) Учащийся работает на доске, класс в тетрадях. Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание, теннис. |
6.Физминутка. Далее урок ведёт учитель физкультуры ( 2 мин) | Учитель физкультуры проводит физминутку : Звучит музыка Учащиеся под командой учителя выполняют упражнения. |
7.Обучение подбору аргументов. (5 мин.) Во время сообщения на экране появляются слайды См.Приложение 3. Аргументы учащихся.
| Учитель предлагает выслушать подготовленные сообщения и подумать, какие аргументы в пользу спорта вы услышите. Это и будут основные доказательства (аргументы) вашего сочинения Учитель физкультуры: 1. В нашей школе обучаются 654 учащихся. Из них полностью здоровы 612 человек. Имеют ограничения по здоровью 22 человека Имеют хронические заболевания 15 человек Учащихся-инвалидов в школе 5. 2. Выступает учащийся: Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу- мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии. Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчесление - олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. На территории Эллады объявлялся «священный мир», где всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Прошло время. Французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» Учащиеся предлагают свои аргументы « в пользу» спорта: спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; спорт-это хороший досуг, развлечение; те, кто не занимаются спортом, чаще болеют; спорт укрепляет мир и дружбу между народами. |
Речевое оформление рассуждения. ( 3 мин.) Урок продолжает учитель русского языка. | Урок продолжает учитель русского языка: У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Слайд на экране. Приложение 4 . Средства связи частей рассуждения 1.Тезис. Докажем это. Это можно доказать так… Почему. И вот почему. Это объясняется следующим. 2.Доказательство ( аргументы). Во-первых,…Например Во-вторых,…. К примеру,… В-третьих,…Допустим:… 3.Вывод. Итак,… Обобщим всё сказанное. Таким образом,… Следовательно,… Эти конструкции вы должны использовать при написании рассуждения на заданную тему. |
8.Контроль усвоения Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок ( 7 мин.) | Учитель предлагает учащимся рабочий материал (индивидуальная работа) Приложение 5. 1.Зан…мат..ся (чем?) спортом. Уча..твовать ( в чём?)… Сор..внования (какие?)… Трен…роваться (где?)… Доб…аться победы (как?)… Уст..навливать (что?)… Проигр…вать (кому?)… 2. Даны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения; необходимо найти соответствия и расставить схемы правильно, устно объясить постановку знаков препинания. Схемы 1. [ 0,..!]. 2. [ - = - - и - -, =]. 3.[- == 0: - -,- -, - -]. Предложения. 1.Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках. 2.Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку. 3.Ребята, занимайтесь спортом! |
9.Подведение итогов (1 мин.) | Учитель. Мы с вами много сделали для того, чтобы каждый из вас успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?» |
10.Домашнее задание. (1 мин.) |
Приложение 1.
Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт- это здорово. (ТЕЗИС)
Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт-то замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлыми жизнерадостным.
Спорт - это не только рекорды, очки. секунды, победы и поражения. Спорт- это развлечение, равного которому нет.
Я думаю, что без спорта нельзя. Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной. ( ДОКАЗАТЕЛЬСТВА)
Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах, он помогает стать сильным. Здоровым. Смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно. (ВЫВОД)
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4 .
Приложение 5.
1. ЗанИматЬся (чем?) спортом.
УчаСтвовать ( в чём?) В СОРЕВНОВАНИЯХ
СорЕвнования (какие?) ИНТЕРЕСНЫЕ
ТренИроваться(где?)НА СТАДИОНЕ
ДобИваться победы (как?) НАСТОЙЧИВО
УстАнавливать (что?)РЕКОРД
ПроигрЫвать (кому?)СОПЕРНИКУ
2. Даны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения; необходимо найти соответствия и расставить схемы правильно, устно объясить постановку знаков препинания.
Схемы
1. [ 0,..!]. - № 3
2. [ - = - - и - -, =]. -№ 1
3.[- == 0: - -,- -, - -]. -№ 2
Предложения.
1.Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках.
2.Спорт помогает выработать в себе такие качества:силу воли,ловкость,выдержку.
3.Ребята, занимайтесь спортом!
Приложение 6.
Возможный вариант сочинения:
Спорт – это здорово.
Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна.
Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.
Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.
Поэтому хочется всем посоветовать: « Посещайте бассейн и занимайтесь плаванием!»