Доклад на тему "Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка"

Большина Куралай Ильясовна

Материал содержит варианты заданий по культуре речи на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sam.rabota_2012.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ш.Уәлиханов атындағы КМУ жанындағы көпсалалы колледж

Многопрофильный колледж при КГУ имени Ш.Уалиханова

                                                                                             

 

ДОКЛАД

на методическом семинаре

«Школа молодого педагога»

на тему

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовила

преподаватель Большина К.И.

Кокшетау - 2012

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

        Без самостоятельной работы учащихся на занятиях трудно добиться эффективности учебного процесса. Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся важно знать способности каждого из них, строить занятия так, чтобы они ощущали свое продвижение вперед. Этому поможет оптимальный подбор материала для каждого этапа урока.

        Большое значение нужно придавать первым минутам урока: правильная организация, целенаправленная деятельность преподавателя, постановка конкретных и реальных задач перед учащимися уже создают речевую атмосферу, готовность к восприятию нового материала.

        По дидактическому назначению различают следующие виды самостоятельной работы:

  1. с целью приобретения новых знаний;
  2. с целью применения знаний на практике, формирования умений и навыков;
  3. с целью закрепления и контроля знаний.

Исходя из целей изучения той или иной темы, преподаватель может построить научно обоснованную систему самостоятельной работы учащихся на уровне темы или раздела всего курса.

Если рассматривать дисциплины «Русский язык» или «Профессиональный русский язык», то здесь практические работы преобладают над теоретическими и составляют около 90 % всего учебного времени. Основным элементом этих занятий является самостоятельная работа, где происходит вторичное осмысление изучаемого материала, воспроизведение, применение полученных знаний, умений и навыков.

О некоторых формах самостоятельной работы я расскажу, исходя из своего опыта.

1. Самостоятельная работа творческого характера. Она всегда вызывает интерес у учащихся и является продуктивным методом. Например: при изучении темы «Стилистика» делю группу на микрогруппы и даю им задание: составить тексты из 8-10 предложений разных функциональных стилей на тему «Финансовая ситуация в Казахстане». Стили речи распределяю по микрогруппам:

  1. в научном стиле;
  2. в художественном;
  3. в официально-деловом;
  4. в публицистическом:
  5. в разговорном.

Время выполнения – 4-5 минут. По окончании работы 1 представитель микрогруппы читает, остальные слушают и проверяют, задают друг другу вопросы, аргументируют свои ответы.

2. Постановка проблемного вопроса. Эти задания развивают логику, умение обосновывать свои доводы.

При изучении раздела «Лексика» можно спросить о целесообразности заимствований слов, речевых оборотов, терминов из других языков в наше время. В связи с развитием науки, техники, экономики и других сфер жизни в русский язык ворвался огромный поток новых слов. Правильно ли это? Неужели нельзя найти русские эквиваленты?

Здесь уместно провести межпредметную связь с литературой. В 20-ых гг. ХХ века в литературе была очень жаркая борьба между «западниками» и «славянофилами». «Западники» ратовали за внедрение всего иностранного, в том числе и в язык. «Славянофилы», напротив, считали, что русский язык должен оставаться «чистым», а иностранные слова только обедняют его.

В печати было критическая статья в адрес «славянофилов» и приводился пример, что вместо предложения «Франт идет по бульвару на спектакль в калошах», где почти все слова заимствованные, «славянофил» сказал бы: «Хорошилище идет по гульбищу на позорище в мокроступах». На Руси «позором», «позорищем» называли любое представление, зрелище.

Такие небольшие отступления еще больше оживляют интерес учащихся к языку, его истории.

3. Задания поискового характера. Данные задания способствуют сознательному овладению знаниями, прочному закреплению навыков и языковому развитию учащихся. В них выясняется стилистическая роль фонетических, словообразовательных, грамматических, лексико-фразеологических средств языка.

Писатели и поэты нередко используют особенность языкового строя русского языка в своих произведениях, чтобы создать живую картину с помощью звукоподражания. К примеру, в стихотворении А.С.Пушкина «Полтавский бой» идет описание этого сражения. Читаем строки из него:

Швед, русский, колет, рубит, режет,

Бой барабанов, крики, скрежет,

………….

И смерть, и ад со всех сторон.

Что мы слышим в этих строках? Видим ли картину боя? Обилие дрожащего сонорного звука [р] и гласных нижнего ряда [а], [о] помогают услышать звуки боя, войны: грохот пушек, дробь барабанов, крики солдат, а шипящие [ж], [ш] и свистящий [с] создают лязг металла, какой бывает от ударов мечей и щитов.

Другой пример: «Меж камышами слышно шуршанье, шорох и шепот, шелест ветвей». Что происходит при чтении этих строк? Шипящие звуки [ж] и [ш] помогают услышать шелест травы, какой возникает от легкого дуновения ветра.

Следующие задания – по культуре речи. Прошу объяснить стилистическую разницу между словами «лаборант» и «лаборантка», «библиотекарь» и «библиотекарша», «куратор» и «кураторша». После недолгого обмена мнениями они заключают, что вторые слова в парах относятся к разговорному стилю и, если считают себя образованными людьми, употреблять их не следует.

Также интересными и увлекательными являются задания, касающиеся речевых ситуаций. Например, как правильно сказать: «Я ем или я кушаю»; «Кто последний или кто крайний в очереди?»; задать вопрос к стоящему в автобусе впереди вас «Вы выходите или вы сходите?».

Для многих является открытием, что едят дома, в привычной обстановке среди своих, родных людей, когда можно, не стесняясь, с аппетитом насытиться. А кушают в гостях, культурно, аккуратно, пользуясь вилочкой, ножичком, когда не наедаются, а почти пробуют.

Далее выясняем, что у очереди два края, первый человек – тоже крайний, поэтому надо спрашивать: «Кто последний?».

Ответ на третий вопрос требует подробного анализа. Оказывается, это зависит от платформы на автобусной остановке, точнее, от ее высоты. Если остановка приспособлена, и высота платформы находится на одном уровне с подножкой автобуса, то мы выходим из него, а если платформы нет, и нам приходится спускаться ниже подножки, тогда мы «сходим с автобуса».

Отвечая на эти вопросы, учащиеся развивают в себе поисковые умения, воспитывают самостоятельное, творческое мышление.

4. Различные виды словарных диктантов:

  1. с грамматическими заданиями;
  2. с самопроверкой (по карточке или конспекту);
  3. с продолжением (по той же орфограмме);
  4. с сопоставлением (например: слитное – раздельное написание);
  5. выборочный;
  6. с обобщением (например: распределение по столбцам).

Эти разнообразные формы словарных диктантов не только способствуют закреплению материала, но и вносят в занятия элементы новизны.

        5. Раздаточный дидактический материал (карточки для индивидуальной работы).

        6.  Работа с таблицами, схемами слов и предложений.

        7. Составление и разгадывание тематических кроссвордов, ребусов. Данная работа помогает повторять терминологию и основные определения, так как при работе они снова погружаются в учебный материал.

        8. Работа с текстом. Учащиеся пересказывают содержание текста, формулируют основную мысль, составляют план текста, анализируют лексический материал. Этот вид деятельности развивает связную речь учащихся.

        9. Сочинения разных типов (описание, повествование, рассуждение). Они целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Сочинения развивают художественную речь, творческую фантазию, помогают аргументированно выражать свои мысли, играют особую роль в формировании мировоззрения учащихся.

        Таким образом, самостоятельная работа на занятиях и во внеурочное время выполняет не только учебные, но и воспитательные функции.