Разработка урока по теме "Словосочетание"

Большина Куралай Ильясовна

План-конспект урока по русскому языку в колледже содержит материал по грамматической и лексической теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ш.Уәлиханов атындағы КМУ жанындағы көпсалалы колледж

Многопрофильный колледж при КГУ им. Ш.Уалиханова

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

открытого урока

по дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК

Специальность «Учет и аудит (по отраслям)»

Группа ЭК-11

Преподаватель

Большина К.И.

Кокшетау - 2011

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Дисциплина        Русский язык.

Тема                        Неполные предложения. Русский пейзаж.

Дата:                 12.12.2011 г.

Вид занятия        комбинированное.

Тип                         практическое занятие.

Цели урока:

обучающая: дать понятие о неполных предложениях, их употреблении.

развивающая: развивать связную речь учащихся, умение описывать картину.

воспитательная: воспитывать интерес к искусству, любовь к художественному слову.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.

Материально-техническое оснащение компьютер, мультимедийный проектор, тексты, карточки.

Литература: Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория» 5-9 кл. М., 1984. Универсальные дидактические материалы по русскому языку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала. (40 мин.)

1. Фронтальный опрос:  

  1. Какое предложение называется простым?
  2. Что составляет грамматическую основу? Примеры.
  3. Назовите второстепенные члены предложения. Примеры.
  4. Тип предложения, имеющего только грамматическую основу. Примеры.
  5. Какие предложения называются односоставными?
  6. Типы односоставных предложений. Примеры.
  7. Чем могут быть осложнены простые предложения? Примеры.

2. Устная работа. Определить, чем осложнены предложения?

  1. Это люди, занятые работой.
  2. Уезжая, все повторяли чудесное слово «Бахчисарай».
  3. Ромашка, излучая свет, спешит везде за нами вслед.
  4. Последний лист и желтый, и тяжелый застыл в букете ярких георгин.
  5. Чем, например, воля отличается от свободы?
  6. Воля – это свобода, соединенная с простором.
  7. Человеку нужна природа большая, открытая, с огромным простором.  
  8. Утро было теплое, влажное, тихое.
  9. Может быть, скоро пойдет снег.
  10. Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, не комары да мошки!
  11. Птицы кричат, издавая хриплые, каркающие звуки.
  12. Москва, Москва, люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно.
  13. Пингвины проходят перед нами, помахивая коротенькими крыльями-ластами.
  14. Неторопливо переставляют сильные ноги, несущие плотно сбитое туловище.
  15. Шел третий час, четвертый.
  16. Декабрьское небо затянуто серыми, хмурыми облаками.
  17. Бакланы начинают ремонт гнезд, виднеющихся среди вершин деревьев.
  18. Ах, вьюнок, ты большой баловник.
  19. Самолет бросает слева направо, вверх и вниз.
  20. Но он упрямо продирается сквозь снег, слепящий глаза.
  21. Затерянный в метели, он летит над полями.
  22. Темнея вдалеке, появляются крупные птицы.
  23. Спасаясь от оводов, он наломал веток.
  24. Казаки, не верьте ему.
  25. Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей.

  1. Изучение нового материала. (15 мин.)
  1. Запись предложения:

Я разложил свою бурку на лавке, казак свою – на другой.

Вопросы для анализа:

А) Какое это предложение по структуре? (сложное)

Б) Сколько в нем частей? (две)

В) Понятен ли смысл первой части? (да)

Г) Понятен ли смысл второй части без первой? Почему? (пропущены слова)

Д) В каком месте они пропущены, и что стоит на месте этого пропуска? (тире)

Е) С какой интонацией читается вторая часть? (с паузой)

Вывод: такое предложение называется неполным.

2)  Работа с диалогом:

- Как тебя зовут?

- Асан.

- Сколько тебе лет?  

- 16.

- Где ты живешь?

- На Жайляу.

- Где живут твои родители?

- В деревне.

Анализ диалога:

Понятен ли смысл ответов, если вы не слышали вопросов? (нет)

Вывод: такие предложения тоже называются неполными. 

  1. Запись определения: Предложения, в которых пропущены какие-либо члены, называются неполными. Смысл неполных предложений можно понять из контекста. Они встречаются в устной речи, в диалогах, в художественных предложениях. Они придают речи краткость лаконичность, чистоту, выразительность.

  1. Закрепление материала. (5 мин.)
  1. Работа у доски. Запись и синтаксический разбор предложений:

До самого моря тянется степь. С левой стороны – песчаный берег, с правой – лобастые горы, а за ними – речки, хутора и седое море ковыля.

  1. Беседа по лексической теме. Просмотр слайдов с пейзажами. Комментирование преподавателем (20 мин.)

  1. Творческая работа. Описать картину Исаака Левитана «Золотая осень», используя 1-2 неполных предложения. (10 мин.)

  1. Итоги урока. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру о русских художниках, используя 1-2 неполных предложения.


Предварительный просмотр:

Ш.Уәлиханов атындағы КМУ жанындағы көпсалалы колледж

Многопрофильный колледж при КГУ им. Ш.Уалиханова

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

открытого урока

по дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК

Специальность «Казахский язык и литература»

Группа КО-11

Преподаватель

Большина К.И.

Кокшетау - 2010

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Дисциплина        Русский язык 

Тема:                 Словосочетание. Природа и мы.

Дата                         8.11.2010.

Вид занятия        закрепление материала.

Тип                        практическое занятие.

Цели:

обучающая:         закрепить знания студентов по данной теме;

развивающая:         развивать навыки конструирования и разбора словосочетаний;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Формы проведения:   устная и письменная работы, тест.

Межпредметные связи: казахский язык, литература, география.

Наглядность              тексты, карточки.

Литература:         В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. «Русский язык». Теория. 5-9 кл. М.1994. § 156-159,  с. 162-166.

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.1984.

.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение. Фронтальный опрос. 

 Рассказать о типах словосочетаний.

  1. Закрепление учебного материала.
  1. Работа у доски. Из записанных на доске предложений выбрать все словосочетания, указать способы связи, структуру, в подчинительных – выделить главные слова.

Растения и животные, горы и моря, ветры и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами.

  • растения и животные         (соч.,  сущ. + сущ.)
  • горы и моря                         (соч.,  сущ. + сущ.)
  • ветры и зори                         (соч.,  сущ. + сущ.)
  • весь мир                          (подч., согласов.,  мест. + сущ.)
  • говорит с нами                 (подч., управл.,  глагол + сущ. с предл.)
  • всеми голосами                  (подч., согласов.,  мест. + сущ.)
  • своими голосами                 (подч., согласов.,  мест. + сущ.)
  • говорит голосами                (подч., управл.,  глагол + сущ.)
  • мир вокруг нас                 (подч., управл.,  сущ. + мест. с предл.)

 

  1. Беседа по теме «Природа и мы». Охрана природы. Экология родного края и всей планеты. Животные, птицы, растения, внесенные в «Международную Красную Книгу». «Красная Книга Казахстана».
  2. Самостоятельная работа. Из предложения выписать словосочета-ния, дать им характеристику:

Природа не признает шуток; она всегда строга, она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. (Гёте) (устная проверка)

  1. Устная работа. (Карточки)

     А)  Правильно ли выделены главные слова в словосочетаниях?

                         х                           х                                       х               х

        ясный день, улыбка ребенка, на родном языке, научные термины,

                           х            х                                  х                                                      х

      шелест леса, приехали учиться, весело смеялись, посмотрел вниз.

      Б)        Поставьте главные слова в словосочетаниях в нужную форму, расставьте в них ударения и обозначьте окончания. (Устно).

                        Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внимательные (инспектор), сторожевые (катер), (протокол) собраний, большие (квартал), справедливые (приговор).

      В)     По характеру главного слова определите группы словосочетаний

       (именные, глагольные, наречные):

Посадить дерево, очень вкусно, трудный экзамен, народная песня, подготовили праздничный концерт, незадолго до занятия.

  1. Тест:

открытый:

  1. Словосочетанием называется сочетание двух или более .., связанных между собой по смыслу и …
  2. Словосочетания бывают сочинительные и …
  3. Примыкание - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным …
  4. Способ связи в словосочетании, в котором … слово находится при ….. в определенном падеже.
  5. Зависимые слова в согласовании отвечают на вопросы …………

закрытый:

  1.   Укажите словосочетание со способом связи согласование:

а) открытая книга;

b) быстро бежать;

c) напишем письмо.

d) студент университета;

e) начали читать.

  1. Укажите словосочетание со способом связи управление:

а) вдали от дома;

b) наступление весны;

c) научные статьи;

d) ранняя весна;

e) очень громко.

  1. Укажите словосочетание со способом связи примыкание:

а) разжечь костер;

b) наступление весны;

c) научные статьи;

d) ранняя весна;

e) очень громко.

  1. Укажите сочинительное словосочетание:

a) булатный меч;

b) молодые и активные;

c) ударить наотмашь;

d) интересный спектакль;

e) увидеть экспонаты.

 

на соответствие:

I. Словосочетание                -        Способ связи

1) широкая степь                        а) управление                1) …..

2) посетить музей                         b) примыкание                2) …..

3) езда верхом                                c) согласование                3) …..

II. Словосочетание                -        Состав словосочетания

1) приехать надолго                  а) глагол – глагол                1) ….

2) драматический театр                b) прилаг. – сущ.                 2) ….

3) хотим рассказать                         c) глагол –  наречие        3) ….

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

        Конструирование сл.соч.  по данным схемам на лексическую тему. сущ.+прилаг., сущ.+местоимение, сущ.+сущ., глагол+инфинитив, глагол+наречие, наречие+наречие, глагол+деепричастие.

  1. Итоги урока.  Комментированное выставление оценок.

  1.      Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Родная земля», дать характеристику словосочетаниям.