Разработка урока по теме "Неполное предложение. Пейзаж"
План-конспект урока по русскому языку в колледже содержит материал по грамматической и лексической темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_nepolnoe_predl._ek-11.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ш.Уәлиханов атындағы КМУ жанындағы көпсалалы колледж
Многопрофильный колледж при КГУ им. Ш.Уалиханова
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
открытого урока
по дисциплине
РУССКИЙ ЯЗЫК
Специальность «Учет и аудит (по отраслям)»
Группа ЭК-11
Преподаватель
Большина К.И.
Кокшетау - 2011
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Дисциплина Русский язык.
Тема Неполные предложения. Русский пейзаж.
Дата: 12.12.2011 г.
Вид занятия комбинированное.
Тип практическое занятие.
Цели урока:
обучающая: дать понятие о неполных предложениях, их употреблении.
развивающая: развивать связную речь учащихся, умение описывать картину.
воспитательная: воспитывать интерес к искусству, любовь к художественному слову.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение компьютер, мультимедийный проектор, тексты, карточки.
Литература: Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория» 5-9 кл. М., 1984. Универсальные дидактические материалы по русскому языку.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. (40 мин.)
1. Фронтальный опрос:
- Какое предложение называется простым?
- Что составляет грамматическую основу? Примеры.
- Назовите второстепенные члены предложения. Примеры.
- Тип предложения, имеющего только грамматическую основу. Примеры.
- Какие предложения называются односоставными?
- Типы односоставных предложений. Примеры.
- Чем могут быть осложнены простые предложения? Примеры.
2. Устная работа. Определить, чем осложнены предложения?
- Это люди, занятые работой.
- Уезжая, все повторяли чудесное слово «Бахчисарай».
- Ромашка, излучая свет, спешит везде за нами вслед.
- Последний лист и желтый, и тяжелый застыл в букете ярких георгин.
- Чем, например, воля отличается от свободы?
- Воля – это свобода, соединенная с простором.
- Человеку нужна природа большая, открытая, с огромным простором.
- Утро было теплое, влажное, тихое.
- Может быть, скоро пойдет снег.
- Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, не комары да мошки!
- Птицы кричат, издавая хриплые, каркающие звуки.
- Москва, Москва, люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно.
- Пингвины проходят перед нами, помахивая коротенькими крыльями-ластами.
- Неторопливо переставляют сильные ноги, несущие плотно сбитое туловище.
- Шел третий час, четвертый.
- Декабрьское небо затянуто серыми, хмурыми облаками.
- Бакланы начинают ремонт гнезд, виднеющихся среди вершин деревьев.
- Ах, вьюнок, ты большой баловник.
- Самолет бросает слева направо, вверх и вниз.
- Но он упрямо продирается сквозь снег, слепящий глаза.
- Затерянный в метели, он летит над полями.
- Темнея вдалеке, появляются крупные птицы.
- Спасаясь от оводов, он наломал веток.
- Казаки, не верьте ему.
- Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей.
- Изучение нового материала. (15 мин.)
- Запись предложения:
Я разложил свою бурку на лавке, казак свою – на другой.
Вопросы для анализа:
А) Какое это предложение по структуре? (сложное)
Б) Сколько в нем частей? (две)
В) Понятен ли смысл первой части? (да)
Г) Понятен ли смысл второй части без первой? Почему? (пропущены слова)
Д) В каком месте они пропущены, и что стоит на месте этого пропуска? (тире)
Е) С какой интонацией читается вторая часть? (с паузой)
Вывод: такое предложение называется неполным.
2) Работа с диалогом:
- Как тебя зовут?
- Асан.
- Сколько тебе лет?
- 16.
- Где ты живешь?
- На Жайляу.
- Где живут твои родители?
- В деревне.
Анализ диалога:
Понятен ли смысл ответов, если вы не слышали вопросов? (нет)
Вывод: такие предложения тоже называются неполными.
- Запись определения: Предложения, в которых пропущены какие-либо члены, называются неполными. Смысл неполных предложений можно понять из контекста. Они встречаются в устной речи, в диалогах, в художественных предложениях. Они придают речи краткость лаконичность, чистоту, выразительность.
- Закрепление материала. (5 мин.)
- Работа у доски. Запись и синтаксический разбор предложений:
До самого моря тянется степь. С левой стороны – песчаный берег, с правой – лобастые горы, а за ними – речки, хутора и седое море ковыля.
- Беседа по лексической теме. Просмотр слайдов с пейзажами. Комментирование преподавателем (20 мин.)
- Творческая работа. Описать картину Исаака Левитана «Золотая осень», используя 1-2 неполных предложения. (10 мин.)
- Итоги урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру о русских художниках, используя 1-2 неполных предложения.