Разработка урока по теме "Неполное предложение. Пейзаж"

Большина Куралай Ильясовна

План-конспект урока по русскому языку в колледже содержит материал по грамматической и лексической темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_nepolnoe_predl._ek-11.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ш.Уәлиханов атындағы КМУ жанындағы көпсалалы колледж

Многопрофильный колледж при КГУ им. Ш.Уалиханова

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

открытого урока

по дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК

Специальность «Учет и аудит (по отраслям)»

Группа ЭК-11

Преподаватель

Большина К.И.

Кокшетау - 2011

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Дисциплина        Русский язык.

Тема                        Неполные предложения. Русский пейзаж.

Дата:                 12.12.2011 г.

Вид занятия        комбинированное.

Тип                         практическое занятие.

Цели урока:

обучающая: дать понятие о неполных предложениях, их употреблении.

развивающая: развивать связную речь учащихся, умение описывать картину.

воспитательная: воспитывать интерес к искусству, любовь к художественному слову.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.

Материально-техническое оснащение компьютер, мультимедийный проектор, тексты, карточки.

Литература: Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория» 5-9 кл. М., 1984. Универсальные дидактические материалы по русскому языку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала. (40 мин.)

1. Фронтальный опрос:  

  1. Какое предложение называется простым?
  2. Что составляет грамматическую основу? Примеры.
  3. Назовите второстепенные члены предложения. Примеры.
  4. Тип предложения, имеющего только грамматическую основу. Примеры.
  5. Какие предложения называются односоставными?
  6. Типы односоставных предложений. Примеры.
  7. Чем могут быть осложнены простые предложения? Примеры.

2. Устная работа. Определить, чем осложнены предложения?

  1. Это люди, занятые работой.
  2. Уезжая, все повторяли чудесное слово «Бахчисарай».
  3. Ромашка, излучая свет, спешит везде за нами вслед.
  4. Последний лист и желтый, и тяжелый застыл в букете ярких георгин.
  5. Чем, например, воля отличается от свободы?
  6. Воля – это свобода, соединенная с простором.
  7. Человеку нужна природа большая, открытая, с огромным простором.  
  8. Утро было теплое, влажное, тихое.
  9. Может быть, скоро пойдет снег.
  10. Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, не комары да мошки!
  11. Птицы кричат, издавая хриплые, каркающие звуки.
  12. Москва, Москва, люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно.
  13. Пингвины проходят перед нами, помахивая коротенькими крыльями-ластами.
  14. Неторопливо переставляют сильные ноги, несущие плотно сбитое туловище.
  15. Шел третий час, четвертый.
  16. Декабрьское небо затянуто серыми, хмурыми облаками.
  17. Бакланы начинают ремонт гнезд, виднеющихся среди вершин деревьев.
  18. Ах, вьюнок, ты большой баловник.
  19. Самолет бросает слева направо, вверх и вниз.
  20. Но он упрямо продирается сквозь снег, слепящий глаза.
  21. Затерянный в метели, он летит над полями.
  22. Темнея вдалеке, появляются крупные птицы.
  23. Спасаясь от оводов, он наломал веток.
  24. Казаки, не верьте ему.
  25. Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей.

  1. Изучение нового материала. (15 мин.)
  1. Запись предложения:

Я разложил свою бурку на лавке, казак свою – на другой.

Вопросы для анализа:

А) Какое это предложение по структуре? (сложное)

Б) Сколько в нем частей? (две)

В) Понятен ли смысл первой части? (да)

Г) Понятен ли смысл второй части без первой? Почему? (пропущены слова)

Д) В каком месте они пропущены, и что стоит на месте этого пропуска? (тире)

Е) С какой интонацией читается вторая часть? (с паузой)

Вывод: такое предложение называется неполным.

2)  Работа с диалогом:

- Как тебя зовут?

- Асан.

- Сколько тебе лет?  

- 16.

- Где ты живешь?

- На Жайляу.

- Где живут твои родители?

- В деревне.

Анализ диалога:

Понятен ли смысл ответов, если вы не слышали вопросов? (нет)

Вывод: такие предложения тоже называются неполными. 

  1. Запись определения: Предложения, в которых пропущены какие-либо члены, называются неполными. Смысл неполных предложений можно понять из контекста. Они встречаются в устной речи, в диалогах, в художественных предложениях. Они придают речи краткость лаконичность, чистоту, выразительность.

  1. Закрепление материала. (5 мин.)
  1. Работа у доски. Запись и синтаксический разбор предложений:

До самого моря тянется степь. С левой стороны – песчаный берег, с правой – лобастые горы, а за ними – речки, хутора и седое море ковыля.

  1. Беседа по лексической теме. Просмотр слайдов с пейзажами. Комментирование преподавателем (20 мин.)

  1. Творческая работа. Описать картину Исаака Левитана «Золотая осень», используя 1-2 неполных предложения. (10 мин.)

  1. Итоги урока. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру о русских художниках, используя 1-2 неполных предложения.