Разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Волшебница Зима"
Урок-панорама "Волшебница Зима" приобщает детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивает навыки анализа художественного произведения, логического мышления; корректирует развитие связной речи и процессы памяти на основе беседы, сопоставления в синтезе и анализе; расширяет кругозор; воспитывает духовно-нравственную личность; умение видеть и чувствовать прекрасное; умение работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки. На уроке идет повторение признаков существительного и прилагательного, разрядов прилагательных ; изобразительно –выразительных средств языка (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), знакомство с творчеством знаменитых художников и композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Волшебница Зима" | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока-панорамы «Волшебница-зима» в 6 а кл.
Форма-панорама
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский, выразительное чтение, погружение, сравнение
Межпредметные связи: литература, русский язык, ИЗО, музыка, родная литература.
Предварительная работа:
1 группа: изображение зимней природы в стихотворениях русских поэтов;
2 группа: изображение зимы в картинах русских художников;
3 группа: изображение зимы в музыкальных произведениях.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, аудиозаписи музыкальных произведений знаменитых композиторов Свиридова «Метель», Чайковского «Времена года. Зима», опера «Снегурочка», Вивальди «Времена года. Зима».
Формирование УУД.
Личностных: посредством художественных текстов используется воспитательный потенциал русского языка, изобразительного искусства, музыки; уч-ся приходят к пониманию необходимости:
- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.
Регулятивных: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция. Открытие учащимися нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии (даются мотивации к формированию учебной проблемы, уч-ся сами формулируют цель, тему урока).
Познавательные: актуализация знаний о существительном, прилагательном (разряды прил), обращение к опыту детей; моделирование (перевод устной речи в письменную); создание способов решения проблемно-поискового характера(нахождение в стихотворениях ИВС).
Коммуникативных: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, монологические высказывания уч-ся (индивидуальные сообщения уч-ся), используется групповая форма организации учебной деятельности, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения.
Цели урока:
Обучающая- повторить признаки существительного и прилагательного, разряды прилагательных ; изобразительно –выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), познакомить с творчеством знаменитых художников и композиторов.
Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки анализа художественного произведения, логического мышления; корректировать развитие связной речи и процессы памяти на основе беседы, сопоставления в синтезе и анализе; расширить кругозор.
Воспитательная: воспитать духовно-нравственную личность; умение видеть и чувствовать прекрасное; умение работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки;
План урока:
- Оргмомент (Сдача отчета дежурного. Приветствие. Мотивация к раскрытию темы урока).
- Постановка целей, задач урока.
- Слово учителя.
- Изображение зимней природы в стихотворениях русских поэтов.
А) выразительное чтение
Б) термины: метафора, сравнения, олицетворения, эпитеты
В) нахождение ИВС в предложенных стихах (работа по группам. 1 группа- «Метель», 2 группа –«Зимнее утро», 3 группа-
Все – стихи С. Сарыг-оола )
Г) Вывод
5. Изображение зимы в картинах русских художников.
А) творчество Пластова (Донгак Б)
Б) творчество А Саврасова (Думен С)
В) творчество Б Кустодиева (Донгак-оол Н)
Г) творчество И. Грабаря (Кол Д)
6.Динамическая пауза.
7.Отражение зимы в музыкальных произведениях знаменитых композиторов.
А) Свиридов «Метель» (Оюн З)
Б) Чайковский «Времена года. Зима» (Аржаана)
В) Вивальди «Времена года. Зима» (Чалзып В.)
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Дополнительные задания:
- Загадки о зиме (Шарып Ч)
- Кроссворд о зиме (Майдер)
- Русские народные песни о зиме (Тюлюш С)
Ход урока:
- Оргмомент (Сдача отчета дежурных). Приветствие. Перед тем как начать наш урок сыграем в игру «Да и нет не говори». Я задаю вопрос, вы отвечаете, но не забывайте, что вы не говорите слов «да» и «нет»
- Ребята, вы любите зиму?
- Любите ли вы Новый год?
- Нравится ли вам кататься с горы?
А теперь, похлопайте в ладоши те, кто верит в Деда Мороза и любит получать подарки. Мне приятно, что вы верите в чудеса. А в какое время года происходят чудеса? О каком времени года мы будем сегодня говорить? Наш урок называется «Волшебница-зима». Почему зиму называют волшебницей?
(Потому что зимой все кругом становится похожим на царство Снежной королевы. Мороз рисует красивые узоры на окнах. Только зимой ждешь какого-то волшебства). Вы все , наверное догадались, что сегодня мы будем говорить о самом замечательном времени года-зиме. Урок у нас буде не обычный . а урок-панорама. Каждая группа будет выступать со своим заданием, которое напрямую связано с темой урока. Надеюсь, что все хорошо подготовились и выступят со своими сообщениями достойно.
А теперь назовите ассоциации, которые вызывают у вас при слове «зима». Слова должны быть существительными (волшебница, иней, снег. Дед мороз, Снегурочка, подарки, олимпиада, Сочи и т.д.)
Молодцы, а теперь, пожалуйста, подберите прилагательные. Какая? (волшебная, снежная, седая, серебристая, чудесная, холодная, долгая, печальная и т.д.) Среди ответов были художественные определения. Как называются такие слова (эпитеты).
- Итак, выступает первая группа. «Отражение зимней природы в стихотворениях русских и тувинских поэтов». Они сделали небольшую исследовательскую работу, которую представит вам Алеша Байкара
« Каждый человек с любовью, нежностью относится к своему родному краю, Родине. Но не всем дано выразить красоту родного края, изменения, которые в ней происходят во всех времена года. Наглядно и красиво описать явление природы, передать настроение могли только гениальные поэты, художники слова ,которые обладали чутким и внимательным взглядом на мир. О красоте природы во все времена писали поэты- А.С.Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.И. Бунин, С.Есенин, А. Плещеев и другие. Красоту тувинской природы описали А.Шоюн, С. Сарыг-оол, С. Пюрбю, А.Уержаа.
Актуальность нашего исследования в том, что большинство учащихся мало знают русских и тувинских поэтов, зачастую исходя только программным материалом. Это неправильно, потому что каждый культурный человек должен обогащать свой словарный запас, повышать культуру речи, используя художественные средства языка. А это можно сделать, если будешь постоянно читать, интересоваться творчеством русских и особенно тувинских поэтов, ведь мы принадлежим к тувинскому этносу и стыдно будет не знать своих национальных поэтов.
Мы попытались сравнить стихотворения С Есенина и С.Сарыг-оола
С. Есенин «Поет зима-аукает…» | ИВС | С.Сарыг-оол «Кыжын» | Уран аргалары |
Поет зима-аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, но больно холодна. Воробушки игривые, Как детки сиротливые, прижались у окна. Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней, а вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные у мерзлого окна, и снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная Красавица весна. | Олицетворения- Зима аукает, лес баюкает, плывут облака, вьюга стучит и злится. Эпитеты-тоска глубока, седые облака, воробушки игривые, рев бешеный, пташки нежные, прекрасная, красавица весна. Метафора- метелица ковром шелковым стелется. Сравнение- как детки сиротливые. | Хоюннадыр бургеп-бургеп, Кодан-майык уруп-ла кээр: Даштыгаа унгеш, ору коорге, даалай харлар арынга дээр, Эчигейи кончуг кылдыр эстип бадып турар болгай. Калбак шолдер, кадыр даглар харны кедип каастаныптар: Кокпак талдар, хараганнар Койгун кежи борттер кеткеш, Селбер баштыг уруглар дег, сеспигир ак апаргылаар. Улуг-хунде чыглып алгаш. Уруглар-даа ойнап унер: Кадырларга чунгу кылыр, хартыга дег дурген-эрес Караннадыр чаржып ойнаар. | Эпитеттер-даалай харлар, калбак шолдер, кадыр даглар, Кокпак талдар. Деннелгелер-селбер баштыг уруглар дег, хартыга дег; шолдер, даглар харны кедип каастаныптар. Метафора- койгун кежи борттер кеткеш. |
Вывод: оба поэта с помощью ИВС очень ярко, образно передают всю красоту, прелесть, очарование зимней природы».
- А теперь задания группам. Найдите, пожалуйста, в цитатах ИВС и автора.
1 гр- «… и стоит он околдован, не мертвец и не живой- сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой..» эпитеты (Ф. Тютчев)
2 гр-«Где летом пели зяблики, сегодня- посмотри!- как розовые яблочки , на ветках снегири…» сравнения ( З.Александрова).
3 гр- «.. дремлют, качаясь, березки и ели…,бродит в туманном сиянье Мороз…, смотрит в безмолвные избы мороз…» олицетворения (И.Бунин.)
-Спасибо всем за работу. Давайте послушаем выступление 2 группы.
« Изображение зимы в картинах русских художников».
- Ребята нам расскажут о знаменитых художниках, которые в своем творчестве запечатлели зимний пейзаж. Ребята сегодня выступят в роли экскурсоводов.
-А.Саврасов «Зима» (Думен С)
- А. Пластов «Первый снег» (Донгак Б)
- Б Кустодиев «Масленица» (Донгак-оол Н)
- И. ГрабАрь «Февральская лазурь» (Кол Д.)
- А теперь давайте внимательно послушаем не менее интересное выступление 3группы «Отражение зимы в музыкальных произведениях знаменитых композиторов».
- Какие же известные композиторы затрагивали тему зимы в своих бессмертных произведениях. Об этом нам расскажут ребята из 3 гр.
- Свиридов «Метель» (Оюн З.)
-- Римский –Корсаков опера «Снегурочка» (Начын)
--Вивальди «Времена года» (Чалзып В.)
-- Чайковский «Времена года. Зима.» (Аржаана)
Вывод: И поэты, художники, композиторы старались донести до нас красоту зимы с помощью слова, картины, музыки, чтобы каждый из нас почувствовал красоту, величие, гармонию природы, все взаимосвязано. Благодаря им мы можем видеть прекрасное в окружающем, что каждое время года- чудесное, неповторимое, изумительное.
Рефлексия: 1гр- Нам понравилось…
2 гр- мы узнали…, познакомились..
3гр- мы думаем, что.. мы с уверенностью можем сказать, что…
Дом зад. Предполагает ваш выбор:
- Написать сочинение-описание «Наш парк зимой».
- Сочинить стихотворение о зиме, загадку.
- В стихотворениях И. Бунина о зиме определить ИВС.
Итог. Оценки.