Изучение иностранных языков вызывает большую трудность у школьников, но еще большее затруднение вызывает преподавание иностранного языка. Перед учителем стоит нелегкая задача – не только научить учащегося языку, но и заинтересовать его в своем предмете, привить любовь и уважение к «чужому» языку, чего старые технологии уже не в состоянии обеспечить. Среди наиболее распространенных методов обучения иностранному языку можно выделить объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. 1.Обьяснительно-иллюстративный метод способствует усвоению знаний в наглядной и доступной форме. 2.При репродуктивном методе учитель путем неоднократных повторений и выполнением аналогичных упражнений пытается добиться прочности усвоения новой информации. Несомненно, названные методы позволяют целенаправленно формировать навыки и умения учащихся. Вместе с тем они не гарантируют развития творческих способностей, что снижает результативность этих методов. В настоящее время в век информационных технологий просто необходимо применять новые методы обучения, такие, как мультимедиа. Под термином "Мультимедиа" понимают "электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и др.) или "сумму технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие данные, как текст, графика, анимация, видео, звук, речь". Мультимедийные продукты содержат в себе одновременно графическую, аудио и визуальную информацию, что позволяет работать с информацией различных типов (например, звук, гипертекст, фото-, видеоизображение), следовательно, расширяет поле деятельности учителя.
Иными словами: Мультимедиа - это интеграция технологий и идей. Именно идеи делают Мультимедиа системы многосторонними, добавляя третье измерение - развитие во времени, но не хаотичное, а заложенное и продуманное человеком. Традиционно к современным мультимедийным средствам относят компьютер. Универсальность компьютера заключается в том, что в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств (проектор, модем, принтер) он в состоянии обеспечить выполнение всех функций мультимедиа-средств обучения. В нижеприведенной таблице представлены наиболее популярные методы применения мультимедиа на уроках иностранного языка: Название метода | Содержание метода | Метод проектов | Самостоятельная деятельность учеников, которую учащиеся выполняют в течение определенного периода времени | Метод информационного ресурса | Самостоятельный поиск, сбор информации учащимися и ее систеатизация с использованием интернет-ресурсов | Работа в режиме online | Учащиеся работают с аутентичными материалами, общаются с носителями языка | Игра | Мультимедиа дает возможность сделать игры более яркими и интересными |
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный результат, значимый для ученика. Данный подход к обучению языкам позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые проблемы с учетом особенностей культуры страны. Мультимедийные технологии выступают в качестве технического средства для оформления работы и ее презентации. Метод информационного ресурса позволяет работать с гипертекстом, предоставляет доступ к различной справочной, учебной, научной литературе. Но, как показывает практика, учащиеся часто отвлекаются на ненужную информацию, тонут в «информационном мусоре», не могут самостоятельно определить ценность того или иного ресурса для своих целей, поэтому при использовании интернета на уроках следует сделать выборку сайтов и предоставить этот список учащимся. Этот метод способствует расширению теоретических знаний школьника, учит его ориентироваться в большом количестве информации, дает возможность в любое удобное для него время обрабатывать информацию. Данный метод лучше применять при изучении страноведческих тем, так как его использование помогает обработать большое количество информации за минимальное количество времени. Мультимедиа-игра существенно повышает познавательный интерес учащихся. Форма и содержание игры зависит от возрастных особенностей учащихся и от темы урока.
Работа в режиме on-line стимулирует познавательный интерес учащихся. Для них открывается новый мир иностранного языка, когда знание одного значения слова уже недостаточно для понимания текста, статьи. Проведенное исследование показало, что использование мультимедиа-технологий на уроке иностранного языка существенно повышает мотивацию учащихся. Так, если перед использованием мультимедиа 40 % учащихся простой средней школы проявляли интерес к изучению иностранного языка, то после применения информационных технологий на уроке количество желающих возросло до 60 %. Известно, что часть передаваемой информации учащимся не усваивается. Поэтому именно на эту величину необходимо увеличить избыточность информации путем:
- многократного повторения одной и той же информации;
- введения дополнительных элементов;
- метода избыточных переменных.
Как подчеркивает психолог Б.Г.Ананьев, информация, поступающая через зрительную систему, проходит 3 уровня: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему - только уровень представления. Это значит, что зрительная информация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как:
• мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь;
• есть отвлекающие факторы (внешние раздражители);
• через каждые 5-10 секунд мозг "отключается", срабатывают защитные свойства мозга.
Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами.
Таким образом, для организации доступности, формирования у учащихся более прочных знаний по той или иной тематике предъявление учебной информации должно удовлетворять требованию избыточности учебной информации.
При самостоятельной работе студента с мультимедийными системами скорость подачи каждой новой порции информации регулируется самим студентом в удобном для него темпе.
Эмоциональное возбуждение, которое испытывают студенты при работе с мультимедийными системами, активизирует процессы восприятия, внимания, осмысления, запоминания.
Думается, именно такая направленность организации обучения создает благоприятные условия для активной, творческой и продуктивной деятельности студентов, стимулирует речемыслительную активность и существенно повышает результативность всего учебного процесса.
Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что использование мультимедиа-технологий может существенно преобразить образовательный процесс, в частности, помочь учителю при обучении иностранного языка, повысить заинтересованность учащихся в его эффективном изучении. Вместе с тем до сих пор существует ряд причин, препятствующих внедрению информационных технологий. Во-первых, не во всех учреждениях образования имеется необходимая материально-техническая база. Во-вторых, недостаточно квалифицированных педагогических кадров, способных освоить и активно использовать новые технологии. В-третьих, некоторые учителя не уверены в своей способности успешно освоить и использовать современные технологии. Таким образом, назрела необходимость в организации мастер-классов, компьютерных курсов на базе школ, университетов, других учреждений в целях обучения учителей современным информационным технологиям преподавания иностранного языка.
|