Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам

Комарова Елена Александровна

Мультимедиа технологии в обучении иностранным языкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В настоящее время в российский образовательный процесс внедряются технологии

Мультимедиа,  представляющие особый вид компьютерных технологий,  которые

объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию  (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обуславливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном).

Характерной особенностью технологий Мультимедиа по сравнению с традиционными в учебном процессе является представление информации не только в виде текста, но и в виде образов, которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся,  способствуют лучшему пониманию,  осмыслению и запоминанию информации.

Благодаря одновременному воздействию на обучающегося аудиальной (звуковой) и визуальной  (статической и динамической)  информации мультимедийные обучающие системы обладают большим эмоциональным зарядом,  способствуют развитию креативного потенциала обучаемых и обучающихся,  созданию разнообразных и действенных форм и методов обучения.

Изучение иностранных языков вызывает большую трудность у школьников, но еще большее затруднение вызывает преподавание иностранного языка. Перед учителем стоит нелегкая задача – не только научить учащегося  языку, но и заинтересовать его в своем предмете, привить любовь и уважение к «чужому» языку, чего старые технологии уже не в состоянии обеспечить.

Среди наиболее распространенных методов обучения иностранному языку можно выделить объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

1.Обьяснительно-иллюстративный метод способствует усвоению знаний в наглядной и доступной форме.

2.При репродуктивном методе учитель путем неоднократных повторений и выполнением аналогичных упражнений пытается добиться прочности усвоения новой информации. Несомненно, названные методы позволяют целенаправленно формировать навыки и умения учащихся. Вместе с тем они не гарантируют развития творческих способностей, что снижает результативность этих методов.

В настоящее время в век информационных технологий просто необходимо применять новые методы обучения, такие, как мультимедиа.

Под термином  "Мультимедиа"  понимают  "электронный носитель информации, включающий несколько ее видов  (текст,  изображение,  анимация и др.)  или  "сумму технологий,  позволяющих компьютеру вводить,  обрабатывать,  хранить,  передавать и отображать такие данные,  как текст,  графика,  анимация,  видео,  звук,  речь".  

Мультимедийные продукты содержат в себе одновременно графическую, аудио и визуальную информацию, что позволяет работать с информацией различных типов (например, звук, гипертекст, фото-, видеоизображение), следовательно, расширяет поле деятельности учителя.

Иными словами:  Мультимедиа -  это интеграция технологий и идей.  Именно идеи делают Мультимедиа системы многосторонними,  добавляя третье измерение -  развитие во времени, но не хаотичное, а заложенное и продуманное человеком.

Традиционно к современным мультимедийным средствам относят компьютер. Универсальность компьютера заключается в том, что в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств (проектор, модем, принтер) он в состоянии обеспечить выполнение всех функций мультимедиа-средств обучения.

В нижеприведенной таблице представлены наиболее популярные методы применения мультимедиа на уроках иностранного языка:

Название метода

Содержание метода

Метод проектов

Самостоятельная деятельность учеников, которую учащиеся выполняют в течение определенного периода времени

Метод информационного ресурса

Самостоятельный поиск, сбор информации учащимися и ее систеатизация с использованием интернет-ресурсов

Работа в режиме online

Учащиеся работают с аутентичными материалами, общаются с носителями языка

Игра

Мультимедиа дает возможность сделать игры более яркими и интересными

 

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный результат, значимый для ученика. Данный подход к обучению языкам позволяет  превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые проблемы с учетом особенностей культуры страны. Мультимедийные технологии выступают в качестве технического средства для оформления работы и ее презентации.

Метод информационного ресурса позволяет работать с гипертекстом, предоставляет доступ к различной справочной, учебной, научной литературе. Но, как показывает практика, учащиеся часто отвлекаются на ненужную информацию, тонут в «информационном мусоре», не могут самостоятельно определить ценность того или иного ресурса для своих целей, поэтому при использовании интернета на уроках следует сделать выборку сайтов и предоставить этот список учащимся. Этот метод способствует расширению теоретических знаний школьника, учит его ориентироваться в большом количестве информации, дает возможность в любое удобное для него время обрабатывать информацию. Данный метод лучше применять при изучении страноведческих тем, так как его использование помогает обработать большое количество информации за минимальное количество времени.

Мультимедиа-игра существенно повышает познавательный интерес учащихся. Форма и содержание игры зависит от возрастных особенностей учащихся и от темы урока.

Работа в режиме on-line стимулирует познавательный интерес учащихся. Для них открывается новый мир иностранного языка, когда знание одного значения слова уже недостаточно для понимания текста, статьи.

Проведенное исследование показало, что использование мультимедиа-технологий на уроке иностранного языка существенно повышает мотивацию учащихся. Так, если перед использованием мультимедиа 40 % учащихся простой средней школы проявляли интерес к изучению иностранного языка, то после применения информационных технологий на уроке количество желающих возросло до 60 %.

Известно, что часть передаваемой информации учащимся не усваивается. Поэтому

именно на эту величину необходимо увеличить избыточность информации путем:

  • многократного повторения одной и той же информации;

  • введения дополнительных элементов;

  • метода избыточных переменных.

Как подчеркивает психолог Б.Г.Ананьев,  информация,  поступающая через

зрительную систему, проходит 3 уровня: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему -  только уровень представления.  Это значит,  что зрительная информация воспринимается лучше,  чем со слуха. 20%  поступающей слуховой информации может потеряться, так как:  

• мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь;

• есть отвлекающие факторы (внешние раздражители);

• через каждые 5-10  секунд мозг  "отключается",  срабатывают защитные свойства

мозга.

Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами.

Таким образом,  для организации доступности,  формирования у учащихся более прочных знаний по той или иной тематике предъявление учебной информации должно удовлетворять требованию избыточности  учебной информации.

При самостоятельной работе студента с мультимедийными системами скорость

подачи каждой новой порции информации регулируется самим студентом в удобном для него темпе.

Эмоциональное возбуждение,  которое испытывают студенты при работе с мультимедийными системами,  активизирует процессы восприятия,  внимания,

осмысления, запоминания.

Думается,  именно такая направленность организации обучения создает

благоприятные условия для активной,  творческой и продуктивной деятельности студентов,  стимулирует речемыслительную активность и существенно повышает результативность  всего учебного процесса.

Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что использование мультимедиа-технологий может существенно преобразить образовательный процесс, в частности, помочь учителю при обучении иностранного языка, повысить заинтересованность учащихся в его эффективном изучении.

Вместе с тем до сих пор существует ряд причин, препятствующих внедрению информационных технологий. Во-первых, не во всех учреждениях образования имеется необходимая материально-техническая база. Во-вторых, недостаточно квалифицированных педагогических кадров, способных освоить и активно использовать новые технологии. В-третьих, некоторые учителя не уверены в своей способности успешно освоить и использовать современные технологии.

Таким образом, назрела необходимость в организации мастер-классов, компьютерных курсов на базе школ, университетов, других учреждений в целях обучения учителей современным информационным технологиям преподавания иностранного языка.