Формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка
Формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_interesa_uchashchikhsya_k_izucheniyu_inostrannogo_yazyka.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка.
Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образования.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют модернизации всего учебного процесса и создания новых государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Преподаватели иностранных языков осознают практическую значимость модернизации языковой политики и в первую очередь стараются внести вклад в решение следующих важных задач:
• совершенствование организации курса обучения иностранному языку (разработка
учебных пособий);
• внедрение новых технологий и средств обучения (например, в области обучения
дискурсу на базе печатных и аудитивных профессиональных иноязычных текстов);
• применение инновационных технологий: "Case-Study", проблемного обучения,
проектного метода;
• создание в процессе обучения иностранному языку не только условных ситуаций
общения, как это имеет место во время игр, научных конференций, но и условий естественного общения с носителями изучаемого
иностранного языка на специально организованных встречах, при обмене опытом и приобщении по Интернету, во время обучения иностранному языку за рубежом;
• активное использование для достижения учебных целей различных
информационно-коммуникационных средств, включая глобальную сеть Интернет.
Особое внимание уделяется вопросам организации самостоятельной работы учеников, способствующей развитию у них умения учиться, самостоятельно определять цели учения, выбирать и рационально использовать средства и способы
обучения, а также самостоятельно контролировать ход учебной деятельности и оценивать ее результаты.
Для эффективной языковой подготовки учащихся необходимо создать благоприятные условия, что, в свою очередь, определяет комплекс
задач научно методического характера, реализуемых в учебных программах.
Формирование интереса к изучению иностранных языков, является одной из приоритетных задач, которая рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития личности учащегося.
Формирование интереса к учебной деятельности зависит от содержания и организации педагогических условий учебной деятельности учащихся. Эта деятельность должна быть организована педагогически и психологически так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию, умело управлять ею.
Зачастую отсутствие координации теории и методики преподавания, недостаточное наличие учебников с международными стандартами лингвистической подготовки затрудняет процесс формирования интереса к изучению иностранных языков. Так, на сегодняшний день многие выпускники школ могут читать литературу на иностранном языке со словарем, воспроизводить заученные темы, но испытывают значительные трудности в изложении собственных мыслей, взглядов на иностранном языке, что приводит, в свою очередь, к существенным коммуникативным сбоям в общении.
Таким образом, налицо противоречия между:
• значительно возросшими в последнее время требованиями общества к личности
современного человека, в идеале свободно владеющего иностранным языком как средством профессионального и личностного общения, и существующим на данный момент низким уровнем иноязычной подготовки выпускников школ;
• необходимостью использования интереса как средства мотивации к изучению
иностранного языка и недостаточной разработкой данного аспекта в теории и
практике обучения иностранному языку;
Рассматривая данные противоречия и учитывая уровень знаний школьников на сегодняшний день, можно сделать вывод, что необходимо повышать уровень знаний иностранных языков у школьников. Впрочем, это задача всегда была приоритетной, вопрос заключается в том, как ее решить наилучшим образом сегодня, в век высоких технологий. Одним из ответов как раз и может служить повышение интереса студентов к самому процессу изучения иностранного языка.
Среди инновационных технологий наиболее перспективными являются:
1) «кейс технологии» (обучение на основе конкретных учебных ситуаций);
2) рефлексия как метод самопознания и самооценки (диагностическая и развивающая техгология);
3) тренинговые технологии (тренинг коммуникации, личностного
развития, коммуникативных умений);
4) метод проектов.
«Case-Study» состоит из нескольких этапов:
а) На первом этапе происходит изучение
текста с описанием ситуации. Задача учащихся - самостоятельно выяснить суть проблемыи определить собственную позицию в оценке ситуации, продумать ответы на вопросы и найти конкретные пути решения проблемы.
б)На втором этапе идет работа в небольших группах, обмен мнениями по кругу проблем. Происходит выделение интеллектуальных лидеров, способных предложить пути разрешения проблем после группового обсуждения.
в)Третий этап данной технологии заключается в групповом обсуждении проблемы под руководством преподавателя. Группа высказывает свою точку зрения, а задача
преподавателя заключатся в умелом направлении процесса анализа ситуации, при этом в обсуждение вовлекается как можно больше студентов.
Особенностью обсуждения проблемной ситуации является то, что преподаватель не
дает качественной оценки ответов - любое высказывание воспринимается как допустимое.
Ситуации, рассмотренные в рамках метода «Case-Study», можно использовать как
обучающий материал, чтобы студенты научились анализировать и систематизировать информацию.
Среди многообразия современных педагогических технологий обучения иностранному языку пристального внимания заслуживает технология проектной
деятельности.
Применение данной технологии развивает у студентов умения коллективного взаимодействия, умение креативно работать в команде, умение принимать
чужое мнение и отстаивать свое. Данная технология обучения обеспечивает активизацию личностных качеств студентов, обеспечивая свободу при выборе темы проекта и дальнейшей работе по ней.
В основе технологии проектной деятельности лежит метод проектов. Слово
«проект» употребляется в современном языке в смысле "планировать", "разрабатывать".
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность обучающихся, имеющая общую цель. Метод проектов представляет собой разработанную технологию использования учебного проекта. Согласованные методы, способы деятельности, направлены на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
«Метод проектов» предполагает тот факт, что в центре учебного процесса
находится активная самостоятельная деятельность студента, направленная на создание конкретного продукта, как результат решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
На каждом этапе продвижения к цели студенты выполняют определенные
задания, дополняющие друг друга:
Этапы проектной деятельности:
1 этап – постановка цели;
2 этап – планирование;
3 этап – реализация;
4 этап – оценка и контроль.
Главный акцент делается на оценке результатов проектной работы. Проверяется,
насколько удалось осуществить проектную работу, какие проблемы возникли, в чем заключается причина их возникновения и какие выводы нужно сделать для новых проектов.
Реализация метода проектов требует осмысления каждого этапа обучения, на
котором ставятся и решаются проблемные задачи. Наличие проблемы – это главное
условие проекта.
Овладение техникой организации метода проектов способствует развитию интеллектуальных умений критического мышления, умений работать с информацией, а также умений работать в сотрудничестве. Эти умения составляют основу успешной проектной деятельности студентов и в глобальной сети Internet.
Использование проектной технологии обеспечивает возможность участия студентов в международных телекоммуникационных проектах. Международные телекоммуникационные проекты, которые организуются в глобальной сети Internet и включают в себя актуальную, значимую для молодежи всего мира проблему, являются стимулом познавательной активности, интереса к овладению иностранным языком, чтобы понимать и быть понятым, приобретению умений работать со справочной и другой дополнительной литературой, составляющей ресурс Internet-среды, а также формированию способности к открытости и взаимодействию со своими зарубежными сверстниками.