«Гражданская война в изображении М.А.Шолохова (по роману «Тихий Дон»)».

Агеева Елена Павловна

Методическая разработка урока литературы по изучению романа М.А.Шолохова "Тихий Дон": "Казачество на страницах романа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Казачество на страницах романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с казачеством как этнической, социальной и исторической общностью;
  • показать как в картинах частной жизни раскрывается духовный мир казачества, их обычаи, традиции, особый нрав и язык;
  • развивать навыки выразительного чтения, умение вести аналитическую беседу.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, тексты, презентация.

Методические приемы: повторение теории литературы, лексическая разминка, доклад об истории казачества, аналитическая беседа, анализ эпизода.

Опережающее задание:

  • подготовить доклад об истории казачества;
  • подготовить пересказ «Истории Прокофия Мелехова» (кн.1, ч.1, гл.1.);
  • прочитать главы: кн.1, ч.2, гл.5, 21; ч.1, гл.10, 21, 23;
  • подготовить выразительное чтение отрывка из кн.1, ч.1, гл.9.

Ход урока.

  1. Организационный момент: объявление темы, целей урока и задач урока.

Преподаватель:

- На этом уроке мы рассмотрим особенности изображения казачества М.А.Шолоховым в романе «Тихий Дон». (Запись темы урока.) Исходя из темы урока определились следующие задачи:

  • Выяснить, каковы основные черты духовного мира донского казачества
  • Определить, какие детали, приемы, художественные средства помогают раскрыть нравы, порядки, обычаи и язык  казаков
  • Выяснить, идеализирует ли казачество автор

Примечание: можно попросить учащихся самих определить  задачи урока.

  1. Проверка домашнего задания: тестирование.
  2. Подготовка к восприятию.
  1. Беседа об истории вопроса. Словарная работа.

Преподаватель:

- Необходимо подчеркнуть, что М. А. Шолохов не единственный автор, рассказавший о казачестве. У истоков этого вопроса стоит памятник литературы 14-15 веков «Задонщина». В литературе 19-го века эта тема была продолжена.

-  Произведения каких авторов 19-го века посвящены казачеству?

(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» и Л.Н.Толстой «Казаки».)

Просмотр видеофрагмента из к/ф «Тарас Бульба».

Преподаватель:

- Давайте обратимся к словарям и выясним, как они толкуют слова «казачество» и «казак». (Запись толкований в тетради.)

Обращение к эпиграфу. (Учащиеся объясняют слова Л. Н. Толстого.)

  1. Вступительное слово преподавателя.

(Звучит казачья песня.)

Преподаватель:

Донщина – центр притяжения всех событий в романе М.А.Шолохова. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи куреня. Полынные степи с затравевшим гнездоватым следом конного копыта. Курганы в мудром молчании, берегущие старинную казачью славу.

Быт народа, отношение к труду, связь с природным миром, культ стариков, обряды, песни, легенды, войны и революции – это и многое другое вмещает в себя мир певца земли донской, писателя М.А.Шолохова.

Учащийся:

Донские, сердцу милые пейзажи!

Луга, изгибы берегов крутых…

Я изменился, стал годами старше,

Но мне и часа не прожить без них.

Уже в Базках волнуешься немножко,

И в душу веет свежею волной

Паром пересекает Дон.

Здесь Вешки

Раскинули сады передо мной.

Слепят пески, влекут деревьев шорохи,

Зеленокрылых елей торжество.

Здесь «Тихий Дон» писал

Волшебник Шолохов,

И мы во власти волшебства его.

  1. Доклад об истории казачества.

  1. Восприятие, осознание, осмысление.

С первых страниц романа перед нами предстают гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди.

  1. Пересказ «Истории Прокофия Мелехова».

Проанализируем ряд эпизодов I книги, в которых раскрываются важнейшие составляющие духовного мира донского казачества.

  1. Анализ эпизода «На сенокосе».

Духовный мир донского казачества.

Труд на земле.

Эпизод лугового покоса (кн. 1, ч. 1, гл. IX).

Учащийся:

“С троицы начался луговой покос. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались, будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг.

Мелеховы припозднились. Выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора.

— Долго зорюешь, Пантелей Прокофьич! — шумели припотевшие косари.

— Не моя вина, бабья! — усмехался старик и торопил быков плетенным из сырца кнутом.

— Доброе здоровье, односум! Припозднился, браток, припозднился... — Высокий, в соломенной шляпе казак качал головой, отбивая у дороги косу.

— Аль трава пересохнет?

— Рысью поедешь — успеешь, а то и пересохнет. Твой улеш в каком месте?

— А под Красным яром.

— Ну, погоняй рябых, а то не доедешь ноне.

Сзади на арбе сидела Аксинья, закутавшая от солнца платком все лицо. Из узкой, оставленной для глаз щели она смотрела на сидевшего против нее Григория равнодушно и строго. Дарья, тоже укутанная и принаряженная, свесив между ребер арбы ноги, кормила длинной, в прожилках, грудью засыпавшего на руках ребенка. Дуняшка подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывала луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо ее, веселое, тронутое загаром и у переносицы веснушками, словно говорило: “Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел и хорош; оттого, что на душе вот такой же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу”. Пантелей Прокофьевич, натягивая на ладонь рукав бязевой рубахи, вытирал набегавший из-под козырька пот. Согнутая спина его, плотно облитая рубахой, темнела мокрыми пятнами. Солнце насквозь пронизывало седой каракуль туч, опускало на далекие серебряные Обдонские горы, степь, займище и хутор веер дымчатых преломленных лучей.

День перекипал в зное. Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков Пантелея Прокофьевича. Сам он тяжело поднимал кнут, помахивал им, словно в нерешительности: ударить по острым бычьим кострецам или нет. Быки, видно понимая это, не прибавляли шагу, так же медленно, ощупью переставляли клешнятые ноги, мотали хвостами. Пыльно-золотистый с оранжевым отливом слепень кружился над ними.

Луг, скошенный возле хуторских гумен, светлел бледно-зелеными пятнами; там, где еще не сняли травы, ветерок шершавил зеленый с глянцевитой чернью травяной шелк.

— Вот наша делянка. — Пантелей Прокофьевич махнул кнутом.

— От лесу будем зачинать? — спросил Григорий.

— Можно и с этого краю. Тут я глаголь вырубил лопатой.

Григорий отпряг занудившихся быков. Старик, посверкивая серьгой, пошел искать отметину — вырубленный у края глаголь.

— Бери косы! — вскоре крикнул он, махая рукой.

Григорий пошел, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу. Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное количество белых, смоченных слюной, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщиненую шею вправо. Саженное полукружье смахнутой травы легло под его ногами.

Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой”.

Вопросы

  1. Определите тему и идею данного отрывка.
  2. Каково настроение эпизода?
  3. Какие слова, выражения передают ощущение праздника, всеобщего веселья? Определите, к каким художественным средствам их они относятся?
  4.  Найдите и зачитайте коллективный и индивидуальный портреты. Каково их значение для данной картины?
  5. Найдите и зачитайте фразу, в которой изображается земля? Каково значение этого образа?
  6. Как выдумаете, какие чувства испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?  Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
  7. Кто из поэтов русской литературы 19-го века нарисовал подобную картину?
  8. Каково ваше впечатление об этом эпизоде?

 

Итог:

Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение, — все создает ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л. Н. Толстого “Война и мир” в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой.

Родство казаков и земли, ощущение ее одухотворенности подчеркнуто метафорой “луг вздыхал”. На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: “Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат прорезанной лемехом травы” (4-8-VI).

  1. Аналитическая беседа.

Воинский долг.

Эпизод призыва на воинскую службу(1-2-XXI).

Однако казаки не только труженики, но и воины.

Среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-XII; с. 66).

Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку». Свои письма сыну на службу, наполненные в основном бытовым содержанием, Пантелей Прокофьевич подписывает, указывая свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов” (1-3-I). Ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нем воинская доблесть, выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнает, что Григорий награжден георгиевским крестом и произведен в младшие урядники:

«Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью. Он, сграбастав оба письма, ходил с ними по хутору, ловил грамотных и заставлял читать, — нет, не для себя, а радостью поздней хвастал старик перед всем хутором.

— Ага! Вишь, как Гришка-то мой? А? — Он поднимал торчмя копытистую ладонь, когда читающий, спотыкаясь, по складам, доходил до того места, где Петро описывал подвиг Григория, на себе протащившего шесть верст раненого подполковника.

— Первый крест изо всего хутора имеет, — гордился старик и, ревниво отбирая письма, хоронил их в подкладку мятой фуражки, шел дальше в поисках другого грамотного» (1-3-XVII).

 

Отношения в казачьей семье.

Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

Остановимся на одном из таких эпизодов.

Учащийся:

“Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому.

Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.

— За что, батя?

— За дело, су-у-у-кин сын!..

— За что?

— Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина! — хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.

— Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и — хряп!..

Пантелей Прокофьевич — сына по шее тугим кулаком.

— На сходе запорю!.. Ах, ты, чертово семя, прокля-я-а-а-тый сын! — Он сучил ногами, намереваясь еще раз ударить. — На Марфушке-дурочке женю!.. Я те выхолощу!.. Ишь ты!..

На шум прибежала мать.

— Прокофьич, Прокофьич!.. Охолонь трошки!.. Погоди!..

Но старик разошелся не на шутку: поднес раз жене, опрокинул столик со швейной машиной и, навоевавшись, вылетел на баз. Не успел Григорий скинуть рубаху с разорванным в драке рукавом, как дверь крепко хляснула, и на пороге вновь тучей буревой укрепился Пантелей Прокофьевич.

— Женить сукиного сына!.. — Он по-лошадиному стукнул ногой, уперся взглядом в мускулистую спину Григория. — Женю!.. Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются!

— Дай рубаху-то надеть, посля женишь.

— Женю!.. На дурочке женю!.. — Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли” (1-1-X).

 

- На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?

- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести (“Не страми отца!”), общности с земляками (“Не пакости соседу!”) для казаков непоколебимы. В семье царит “культ стариков”: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы.

 

- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

- Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

- Как поведет себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит свое намерение женить его?

И даже если в первый момент Григорий дает жесткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. Да и истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. Род, семья — священные понятия для казаков.

 

Жестокие нравы казачества.

 

- Найдите в первой книге романа примеры жесткости, изуверства, нравственной развращенности казаков.

Разъяренная толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова, сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню (1-1-I), пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти, Степан Астахов “обдуманно и страшно” бьет молодую жену на следующий день после свадьбы (1-1-VII), а затем вновь, вернувшись с военных сборов, “охаживает” ее сапогами на глазах у равнодушно улыбающегося Алешки Шамиля, братья Мелеховы вступают в драку со Степаном, “клюют” его, “как стервятники падаль” (1-1-XIV), с дикой яростью набрасываются казаки на ни в чем не повинных тавричан, приехавших на мельницу (1-2-V). Немало среди казаков и нечистых на руку, причем во время войны воровство, мародерство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости:

“ — Наш брат жив не будет, чтоб не слямзить.

— К казаку всяка вещь прилипает.

— Пущай плохо не кладет” (1-3-V).

Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли писателя, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень — вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова (говорить об этих основополагающих нравственных ценностях на первом уроке необходимо, на наш взгляд, еще и потому, что трагедия, изображенная в романе “Тихий Дон” — это трагедия отторжения от земли, разочарования в воинском долге, распада Семьи, разрушения Дома).

  1. Закрепление.

Беседа по вопросам

  • Из чего складывается духовный мир казачества?
  • Назовите положительные и отрицательные стороны этого мира
  • Можно ли утверждать, что М.А.Шолохов объективно, со всей полнотой изображает казаков?

  1. Подведение итогов.

Вывод: казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью, дисциплинированностью, почитанием старших. Казачество было своеобразным этносом, со своими обычаями, традициями, со своим языком.

7.  Домашнее задание.

  • прочитать главы: кн.2, ч.5, гл.12, 13, 30; ч.6, гл. 24.
  • подготовить выразительное чтение отрывка из кн.2, ч.5, гл.12, 30.