Урок в 6 классе по теме: Сложное предложение и его виды

Маркова Туяна Дабаевна

Урок составлен для учащихся 6 класса с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_kl_slozhnoe_pedlozhenie_i_ego_vidy.doc57.5 КБ
Office presentation icon pril1.ppt848 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Сложное предложение и его виды

Цель урока: Расширение и углубление знаний о сложном предложении

Задачи урока:

познавательные:

  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающие:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Вид урока: развивающий

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап

Организационный момент

Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.

– А каким было сегодня ваше утро?

– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?

2. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

3. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на магнитофон с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

4. Актуализация темы

(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

  • определение сложного предложения;
  • виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
  • как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

  • распознавать сложное предложение и простое;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • конструировать разные синтаксические конструкции;
  • разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

  • I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
  • II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
  • III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
  • IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

5. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

 Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

  • Пошел теплый дождь, и …
  • Пошел теплый дождь и …

II. Операционно-содержательный этап

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

  1. Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
    Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.
  2. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
  3. Анализ примеров на доске
    Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
  4. Физкультминутка

III. Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

  1. Устно закончи предложения
  2. Тест (карточка для учащихся)

Домашнее задание

(Слайд 13)

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
  2. Упражнения 153

Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Доброе утро!

Слайд 2

Какое пунктуационное правило здесь «зашифровано?

Слайд 3

Сложное предложение и его виды.

Слайд 4

определение сложного предложения виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное как связаны, с помощью чего части сложного предложения Знать:

Слайд 5

Уметь: распознавать сложное предложение и простое ставить знаки препинания в сложном предложении конструировать разные виды сложных предложений разграничивать сочинительные и подчинительные союзы

Слайд 6

Этапы работы I «Вспомни!» II «Познакомься! Изучи!» III «Используй!» IV «Проверь себя!»

Слайд 7

«Вспомни!» Сложное предложение – это… (два и более простых предложений, связанных в сложное) Пошел теплый дождь, и … Пошел теплый дождь и…

Слайд 8

«Познакомься! Изучи!» Опорная схема «кластер» Сложное предложение союзное бессоюзное связь при помощи интонации и союза [ ] ,и [ ] . связь при помощи интонации, без союзов [ ] , [ ] . сложносочиненное сложноподчиненное сочинительные союзы и, а, да, но, зато, также и др. [ ] , да [ ] . = подчинительные союзы и слова: что, чтобы, потому что, так как, если, который, какой, чей, когда, где, куда и др. чтобы зачем? [ ] , (чтобы).

Слайд 9

«Используй!» Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону. Густой туман расстилается по земле а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением. Я люблю слушать пение птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

Слайд 10

Грамконструктор Наступило долгожданное утро , но… . потому что… . и… .

Слайд 11

Фотоколлаж

Слайд 12

«Проверь себя!» Сложное предложение, в котором части равноправны и связываются союзами и, а, но называется… Сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой, называется… сложносочинённым сложноподчинённым

Слайд 13

Домашнее задание Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Упражнения 153, 154, 158 (на выбор)

Слайд 14

! – что особенно понравилось , - продолжи свою мысль ? – что осталось непонятным … - по этой теме поработаем на следующем уроке

Слайд 15

Спасибо за урок!