научно - исследовательская работа
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I: Надписи на одежде:
1.1. Немного из истории……………………………………………………. ….6
1.2. Современный взгляд на надписи на футболке…………………………....8
Глава II Одежда может говорить :
2.1. Описание исследовательской работы ………………………………........10
2.2. Рекомендации по выбору одежды с надписью на иностранном языке….12
III Заключение…………………………………………...…………………….13
IV Список литературы….…………………………………………………...15
V Приложения ……………………………………………..………………..…16
«В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли» -
А. П. Чехов
ВВЕДЕНИЕ
«Встречают по одёжке, провожают по уму», «Не всякий умен, кто в шелк да бархат наряжен» - в русском языке существует несметное количество пословиц и поговорок, которые указывают на то, как много иногда может «сказать» одежда и как важно, что на вас надето.
Именно поэтому на многих предприятиях введена форма одежды или так называемый дресс – код. Многие клубы по интересам (например, гольф – клубы в Британии) имеют особую символику на футболках. Так и в нашей школе установлены особые правила относительно формы одежды, а именно предпочтение отдано одежде делового стиля. Несмотря на это, зачастую в гардеробе, как юноши, так и девушки можно найти такую вещь как футболка. Все чаще можно встретить на этом предмете гардероба украшения в виде различных надписей. Надписи – одно из наиболее современных направлений моды. С недавних пор стало так же трендовым носить одежду именно с английскими надписями. Учитывают ли владельцы вещей смысловую нагрузку надписей на одежде, особенно, если они написаны на иностранном, чаще всего на английском языке? Наше исследование нацелено на поиск ответа на этот вопрос.
Выбор данной темы обоснован ее актуальностью, поскольку незаменимым атрибутом молодежного гардероба в настоящее время является одежда с английскими надписями. Мода на футболки с неким принтом на иностранном, чаще английском, языке приобретает все большую популярность. Большинство учащихся не придают особого значения надписям на их одежде, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки, что искажает истинную культуру человека.
Новизна нашей работы заключается в том, что впервые в нашей школе пройдет подобное исследование, которое, возможно, повысит интерес учащихся к английским надписям на одежде и их переводу, а так же заставит задуматься об адекватности выбора одежды в школу.
Объектом изучения являются надписи на английском языке на одежде учащихся школы.
Предметом исследования нашей работы является та информация, которую несут надписи на одежде.
Цель работы – определить наличие и уровень осознанности учащимися значения и смысла английских надписей на их одежде.
Для достижения данной цели было необходимо решить несколько задач:
- Изучить имеющийся материал по теме, проследить историю возникновения надписей на одежде.
- Собрать определенное количество надписей на одежде учащихся(200)
3.Перевести на русский язык надписи.
- Классифицировать надписи по смыслу и таким образом выявить наиболее распространенную тематику надписей.
- Провести анкетирование.
- Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению.
- Составить рекомендации по выбору одежды с надписью на иностранном языке.
При выполнении исследования были использованы три метода: поисковый, статистический и аналитический.
Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит как учащимся, так и нам обратить внимание на перевод надписей и правильно использовать информацию, которая должна отражать внутренний мир владельца и его интересы. Нашему исследованию предстоит вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем надеть очередную модную вещь с яркой, зачастую непонятной ему надписью. А так же в процессе нашей работы мы сможем усовершенствовать знания английского языка.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы на классных часах и родительских собраниях, а так же на уроках английского языка по теме «Одежда».
Глава I. Надписи на одежде
1.1. Немного из истории…
История появления футболок начинается в далёком 1941-м году в Америке. Именно тогда произошла атака со стороны Японии на Перл Харбор. Тогда-то Америке и пришлось сформировать новую более многочисленную армию, которую, конечно же, требовалось одеть и обуть. Вот тогда-то и была выбрана футболка в качестве наиболее лёгкой и удобной рубахи, которую можно было носить, как в качестве верхней одежды (когда тепло), так и нижней (когда холодно).
Футболка похожа на букву «Т», в связи с чем, её так и прозвали T-shirt, что в дословном переводе с английского, означает «Т-образная рубашка».
Затем такая Т-образная рубашка приходит в СССР, и получает, уже привычное для нас с вами название, «Футболка». Поначалу в Советском союзе футболки были элементом футбольной формы и культовым атрибутом для болельщиков и игроков, это и объясняет тот факт, что первыми надписями на советских футболках были названия команд и имена известных футболистов.[6]
Что касается надписей на одежде вообще, то они появились уже много веков назад. Самые ранние знакомы нам по Древней Греции. Уже там мы находим вышивки на поясах, которые говорят нам об именах владельца, или находим имена на ювелирных украшениях. Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Что же касается более современных надписей то все началось очень просто: сначала надписи украшали только форму рабочих, указывая на их статус на рабочем месте, потом они стали показывать какого дизайнера или какой фирмы эта вещь, а уже после этого стали появляться надписи, которые в самом деле несли смысл. Неизвестно, кто первый придумал писать надписи на одежде.
В 1970-х годах панки сделали популярными футболки с кричащими надписями. Например, знаменитые на весь мир, Sex Pistols были любителями надеть на себя футболку, с изображением королевы Елизаветы, утыканной булавками, или вызывающей надписью «Я ненавижу Pink Floyd» (I Hate Pink Floyd). С помощью футболки теперь можно было выражать свои чувства и отношения к чему-либо. Футболка теперь могла рассказать многое о своём владельце. Она могла, как вызвать презрение, так и прославить человека на весь мир! Одними из первых, кто стал использовать одежду как пространство для провозглашения своих идей, стали так же хиппи. Затем, в эпоху развития различных культурных направлений молодежи и деления на субкультуры появились футболки с призывами и знаками отличия определенной культуры.
Футболка с надписью служила своеобразным определительным знаком, по ней можно было определить, к какой субкультуре относится ее владелец. Эмо, панки, готы, хиппи и многие другие представители молодежных течений с удовольствием носили футболки с надписью. [7]
Спрос на футболки с надписями был просто ошеломляющим и рос с каждым годом. Постепенно посредством футболок люди старались выделиться из серой толпы и быть оригинальными. Но для кого-то оригинальность достигается нанесением необычной или провокационной надписи на свою футболку, а для кого-то подбором стильного фасона и цвета.
После того, как разработали технологию полноцветной шелкографии, появилась возможность поставить на поток производство нанесения рисунков и надписей на футболки. Поначалу на футболках печатали имена и фотографии знаменитых актёров и музыкантов. Приобрести такие изделия было крайне трудно, так как они разрабатывались под заказ, использовались в маркетинговых целях и продавались непосредственно на самих концертах. Но вскоре многие предприимчивые люди поняли, что это новый виток и идея высокоприбыльного бизнеса. Таким образом, футболка стала главной потребностью рынка рекламы. Ни одна промо-акция не могла, да и по сей день не может, обойтись без футболок с названием фирмы или логотипа организаторов. Во многих фирмах применяются футболки, которые носят сотрудники, с названиями компании или цветовым спектром организации. В наше время футболки также служат площадками для лозунгов и манифестов. Тут мало чего изменилось, но так или иначе, всех, участвующих в появлении футболки с надписью, объединяло одно мнение, что футболка – это не просто какая-то очередная вещь из десятков других, которые вмещает в себя шкаф для одежды, а это вещь со своей историей, прошлым и настоящим, за которой стоит великое будущее![5]
1.2. Современный взгляд на надписи на футболке.
«…футболка – это как готовый плакат,
афиша, реклама, баннер,
вы провозглашаете вашу идеологию,
взгляды и просто девиз жизни
просто имея на себе футболку с надписью…»
- Эрне Бенцони ( современный дизайнер)
Шестидесятые годы прошлого столетия, движение хиппи и пацифистские лозунги явили миру длинноволосых людей в ярких футболках, надписи на которых кричали громче, чем через самый мощный громкоговоритель. К надписям на заборах добавились надписи на футболках. Панковское движение и события развития молодежи семидесятых послужили трамплином для появления на футболках не только надписей, но и изображений. Футболки с надписями на разных языках все больше внедрялись в повседневную жизнь.
Уже с течением времени подобная традиция перебралась и в нашу современность, а именно в телеэфиры, кино и сериалы, где футболки с надписями чаще всего выполняют рекламную функцию. Сегодня прикольными надписями на футболках радуют своих фанатов и музыкальные исполнители, киноактеры, звезды теле – ток и реалити шоу, а также не запоздала с появлением мода на прикольные футболки и в повседневной жизни. Например, сегодня уже никто не удивляется, встречая на улице человека с надписью на футболке «don’t worry, be happy» и т.д.
Надписи в наше время бывают очень разные. Они могут сказать нам многое о человеке, в частности и о том, что этот человек не понимает того, что написано на его одежде. Надписи меняются и с возрастом человека. У ребенка это просто какие-то словосочетания или веселенькие фразы, у подростка – это надписи, содержащие всевозможные фразы, начиная с того, какой это человек и заканчивая его девизом, стилем и образом жизни. Взрослые же люди, понимая, что на одежде может быть написано что-то не для их возраста или что-то непристойное, стараются выбирать одежду без надписей - это верное решение, в отличие от подростков, которые зачастую смотрят только на красивый фасон и веселые буквы.
Прочно укрепившись в повседневной жизни, надписи на футболках стали инструментом для создания веселых и памятных сувениров современности для своих друзей, любимых, коллег и т.д. Особым спросом сегодня пользуются «парные футболки», предназначенные для влюбленных. На них могут красоваться надписи, как на русском, так и на любом другом языке: « he is mine», «Она со мной» и «Он со мной», «Моя вторая половинка» «my sweetheart»с указательной стрелкой на человека, который идет рядом и т.д. Такая продукция привносит в нашу жизнь массу положительных эмоций и впечатлений.
Кроме того, футболки с иностранными надписями перестали быть просто предметом одежды. Они трансформировались в рупор различных социальных и бунтарских течений. Любой человек может заявить о себе и о своих взглядах на жизнь, не обладая высокой трибуной и зычным голосом, — нужно лишь облачиться в ту футболку, которая сегодня отражает твое настроение, несёт в мир твою частичку индивидуальности. Прикольные футболки — демократичный и недорогой способ самовыражения, доступный каждому. Именно поэтому футболки с рисунками и надписями настолько популярны сегодня. Купить футболку в наше время не составляет никакой сложности. Вы не только можете приобрести футболку с надписью, но и заказать определенную надпись на любом языке. Главное, чтобы вы понимали смысл той информации, который несет ваша одежда, дабы не показаться обществу некультурным невежей, а так же осознавали, подходит ли ваш внешний вид тому мероприятию, на которое вы облачились подобным образом.
Глава II: Одежда может говорить
2.1. Описание исследовательской работы
Исследование надписей на одежде (преимущественно футболках) учащихся мы строили следующим образом:
- Находили в школе учащихся, одетых в футболки, содержащие надписи на английском языке.
- Переписывали или фотографировали наиболее интересные надписи и задавали вопросы следующего характера:
1.Любите ли вы носить одежду с надписями на английском языке?
2.Вы знаете перевод того, что написано на вашей одежде?
3.Важен ли вам перевод фразы на одежде, которую вы хотите приобрести?
4.Вы считаете себя культурным и грамотным человеком?
Мы зафиксировали и проанализировали ответы 200 учащихся нашей школы в хаотичном порядке с 5 по 11 класс. Результаты можно проследить в диаграммах [Приложение 2].Найденные нами надписи на футболках были так же обработаны и классифицированы по темам. Мы отобразили их в виде таблицы [ Приложение 1].
По данным нашего исследования большинство учащихся, а именно 84% опрошенных, любят носить предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. 16% отрицательно относятся к подобной одежде.
Несмотря на тот факт, что 51% учащихся считают важным знать перевод написанного, лишь 47% учащихся знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде, также они отметили, что обращают внимание на надпись при покупке вещей. Остальные 53% затруднились перевести свои надписи, они отмечают, что затруднения в переводе не останавливают их от покупки понравившейся одежды и не обращают внимания на перевод надписей и воспринимают их как украшение одежды.
В ходе исследования были выявлены надписи, содержащие грамматические и орфографические ошибки, на которые не указали владельцы. Очень часто встречаются надписи, состоящие просто из произвольного набора букв или слов. Смысл в таких надписях отсутствует. Кроме того, на двух футболках была нецензурная надпись, перевод которой мы не стали фиксировать. Но владельцы и не подозревали о некультурном переводе надписи на их вещи. Хотя по данным опроса 82% анкетируемых считают себя грамотными и культурными людьми.
В ходе исследования был выявлен тот факт, что наиболее популярная и часто встречающаяся тематика надписей – жизненное кредо, так же популярностью пользуется тема любви.
Нашему исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом. Наше исследование показывает, что чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе. Мы, в каком-то смысле, согласны с ней, становимся ее носителями в общество, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на вашей одежде.
2.2. Рекомендации по выбору одежды с надписью на иностранном (английском) языке.
Данное исследование позволило нам составить рекомендации по выбору одежды с англоязычными надписями. Если вы хотите, чтобы вас считали культурным, всесторонне развитым, грамотным человеком, то при выборе одежды с англоязычной надписью учитывайте некоторые правила:
1) Переведите англоязычную надпись до того, как приобретете одежду.Не выбирайте одежду с надписями, которые могут дискредитировать вас в глазах общественности и друзей.
2) Если вы грамотный носитель своего языка, то относитесь уважительно к другому языку, соответственно не выбирайте одежду с орфографическими или грамматическими ошибками.
3)Культурный человек не позволит себе ходить в майке с бессмысленным набором слов.
4) Культурный человек сохраняет лояльность, терпение и выдержку во всем, поэтому не станет своей надписью унижать и оскорблять кого-либо! Культурный человек - позитивен, поэтому надпись не должна быть злобной или гадкой!
5) Соблюдайте «дресс-код» для посещения разных видов общественных мероприятий и заведений. Возможно, ваша одежда с надписью не будет гармонировать с обстановкой.
6) Вы - не рекламный баннер! Не надевайте одежду с рекламой. Если конечно это не является частью ваших обязанностей на работе.
7) Если ваши надписи вызывают добрую улыбку, повышают настроение или напоминают о важности вашего существования, тогда используйте весь спектр своей фантазии для выбора идеи! Пусть ваша одежда станет внешним проявлением вашего внутреннего богатства! Ведь в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надписи на одежде появились уже много веков назад. Самые ранние происходят из Древней Греции. Уже там мы находим вышивки на поясах, которые говорят нам об имени владельца, или находим имена на ювелирных украшениях. В нашей стране первыми надписями на футболках стали имена и названия футбольных представителей, после чего футболка стала главной потребностью рынка рекламы. Прочно укрепившись в повседневной жизни, надписи на футболках стали инструментом для создания веселых и памятных сувениров современности для своих друзей. Кроме того, футболки с иностранными надписями перестали быть просто предметом одежды. Они трансформировались в рупор различных социальных и бунтарских течений. Любой человек может заявить о себе просто надев футболку с определенной надписью – слоганом.
Итак, отвечая на вопрос, поставленный нами в цель исследования: учитывают ли подростки смысловую нагрузку надписи на английском языке, выяснилось, что из всех опрошенных лишь 47% знают перевод, несмотря на то, что 51% считают важным знать содержание надписи. Остальные 53% затруднились перевести свои надписи, отмечая, что затруднения в переводе не останавливают их от покупки понравившейся одежды и не обращают внимания на перевод надписей и воспринимают их просто как украшение одежды. 82% анкетируемых считают себя грамотными и культурными людьми. Тем не менее, нами были выявлены надписи, содержащие нецензурные выражения, надписи с ошибками, как орфографическими, так и грамматическими, а так же надписи, лишенные какого – либо смысла вообще.
По тематике наше исследование сделало возможным выделить наиболее популярное содержание надписи в переводе, а именно – «кредо» и «романтические надписи».
Во время прохождения исследования заметно возрос интерес учащихся к надписям на их одежде. На этот раз ребят не останавливали незнакомые слова. Словарь английского языка вновь приобрел свою значимость и популярность!
Проведенное исследование позволило нам составить рекомендации по выбору одежды с надписями на английском языке, а так же сделать вывод, что одежда действительно может говорить, и сказать о вас она может многое, в том числе и то, что вы совсем не знаете английского языка.
Предлагаем результаты данной работы использовать на классных часах и родительских собраниях, а так же на уроках английского языка по теме «Одежда».
Считаем возможным продолжить работу по нескольким направлениям: с точки зрения психологии - насколько влияет надпись на футболке на уровень уверенности в себе и поведении в целом, выявить контингент людей, которые носят подобную одежду; с точки зрения лингвистики – изучить надписи на других языках, выделить наиболее популярную тематику.
Список литературы:
1.Аракин В.Д. История английского языка.- М.(Высшая школа, 1968.-420 с.)
2.Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике(Учебное пособие.-М.(1991.-140 с.)
3.Борисова Л.М. Из истории английских слов (Книга для учащихся старших классов.- М.(Просвещение, 1994.-95 с.)
4.Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М.( 2000. –260 с.)
5.http://www.termo-chic.ru/?pt=15&article=22р.
6.http://www.white-t-shirt/ru/text/5-mamon
7.http://your –logo/ru/storia_futb/html
Приложение 1
надписи на футболках в виде таблицы по тематикам
тематика | Надпись в оригинале | перевод | Знает ли владелец вещи перевод надписи |
романтические надписи (17) | my soul for you love your love love me tender my love for you love me love forever tender lover Want a bride? your sweetheart What is love? I love you Do you love me? Sweet lady Happy lover Everything for you Forever yours | М моя душа для тебя любовь твоя любовь люби меня нежно моя любовь тебе люби меня любовь навсегда нежный любовник нужна невеста? твоя любимая что такое любовь? Я люблю тебя Ты меня любишь? Милашка Счастливый влюбленный Все для тебя Навсегда ваш | -- + + -- + + + -- -- -- + + + -- -- -- -- |
Призыв/ лозунг (9) | Don’t worry be happy Follow me Don’t forget me Be yourself Let’s go party All you need is mine Have a nice time Less talk more action All you need is rock n roll | Не переживай, будь счастлив Следуй за мной Не забывай меня Будь собой Пойдем на вечеринку Все, что тебе надо – мое Приятного времяпрепровождения Меньше слов, больше дела Все что тебе надо это рок н ролл | + -- -- -- -- -- -- -- + |
Дизайнеры, бренды(9) | Dior D&G Prada Nike Adidas Macmillan Puma Burberry Reebok | Диор Дольче энд Габбана Прадо Найк Адидас Макмиллан Пума Барберри Рибук | + + + + + + + + + |
Города мира (13) | New York Rome Paris London Sydney Madrid Moscow Tokyo Yokohama Moscow city Novgorod forever The city of the world Amsterdam | Нью-Йорк Рим Париж Лондон Сидней Мадрид Москва Токио Йокогама Город Москва Новгород навсегда Город мира Амстердам | + + + + + + + + + + |+ + |
Грамматические ошибки (6) | Don’t wrory - be happy (worry) We can to smile Hallowen (Halloween) Recpect (respect) SpongeBob always smile (smiles) Who believe in yesterday? (believes) | не переживай, будь счатлив мы можем улыбаться Хэллоуин Уважение Губка Боб всегда улыбается Кто верит во вчера? | -- -- + + + -- |
Набор слов (10) | Sport free Mega Star bridge Dog bee Why what Be gold Fight go Start no Begin Bother net | Спорт свободен Мега Звезда мост Собака пчела Почему что Быть золото Бороться идти Старт нет Начинать Мешать сеть | _ _ _ _ _ _ _ + + -- |
Разное (23) Экология (7) | Mega dance Glory Star Sunny Global Director best day party up bad boy no yes Eiffel tower SpongeBob Never forget Mummy Rally Sports Baseball Culture Jeans Timon A few of my favourite things Happy tool Peace no war Save the earth I like animals eco minded Save the world Clean planet World savior | Мега танец Слава Звезда Солнечно Глобальный Начальник Лучший день Начнем вечеринку Плохиш нет да Эйфелева башня Губка боб Никогда не забыть Мамочка Ралли Спорт Бейсбол Культура Джинсы Тимон Несколько из моих любимых вещей Счастливый инструмент Мир без войны Спасем землю Я люблю животных Забочусь о природе Спасем мир Чистая планета Спаситель мира | -- -- + + -- + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
Нецензурные выражения(2) | *** *** | *** *** | -- -- |
Кредо (26) | |||
Forever young | Вечно молодой | + | |
Beautiful | красивый | + | |
Sunny smile yesterday | Вчера солнечно улыбался | -- | |
Best friend | Лучший друг | + | |
| I was born to be blond | я рождена, чтобы быть блондинкой | + |
Best friends | Лучшие друзья | + | |
Student | студент | + | |
| Boy | Парень | + |
Born to be free | Рожден быть свободным | -- | |
Free | свобода | -- | |
Angel | ангел | + | |
Poison free | без яда | -- | |
Drug free | без наркотиков | -- | |
Hate goths | Ненавижу готов | -- | |
| Punks not dead | Панк не умер | -- |
Super star | Супер звезда | + | |
Emo | эмо | -- | |
Happy every day | Счастлив каждый день | -- | |
Best wife Good worker | Лучшая жена Хороший рабочий | -- -- | |
Pet friend | Друг зверей | -- | |
Brainy man Best reading actor | «мозг» Ведущий актер | -- -- | |
Desire to be free forever | Желание быть свободным всегда | -- | |
Best of all | Лучше всех | -- | |
hospitable | Гостеприимный | -- |
Примечание: некоторые надписи встречаются повторно, мы отражаем их однократно, но при счете указывается общее количество 200.
Приложение 2
Результаты опроса школьников с 5 – 11 класс в диаграммах, всего опрошено 200 человек.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Направление: культурология
«Одежда может говорить»
Авторы работы: Буторина Карина Романовна, Горбунова Дарина Алексеевна
Научный руководитель: Руина Мария Юрьевна,
учитель английского языка
Объячево 2012