мастерские
Мастерские, построенные на диалоге разных культур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_kazhdyy_dolzhen_byt_uslyshannym.doc | 72 КБ |
masterskaya_tvorcheskogo_pisma.doc | 79.5 КБ |
masterskaya_gaydar.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская
«Каждый должен быть услышанным» (9 кл.)
Многие отечественные и зарубежные художники слова считали автора «Шинели» и «Ревизора» своим учителем. В частности, "петербургские повести" Гоголя оказали заметное влияние на творчество японского писателя Акутагавы Рюноскэ, рассказ которого «Бататовая каша» (1916) стал парафразом гоголевской «Шинели» (1842).
1. Дайте определение словосочетанию «маленький человек».
(Это человек, который не состоялся в жизни).
2. Что делает человека «маленьким»?
3. Определите линии сравнения повести «Шинель» Н.В.Гоголя и рассказа Акутагавы Рюноскэ «Бататовая каша», начертите таблицу и сделайте сравнительно-сопоставительный анализ произведений (групповая работа с критическими статьями).
Тема этих произведений - человеческое страдание, вызванное невозможноотъю существования в бездуховном обществе, где происходит стирание, нивелирование личности, где всё решает звание. Это продолжение темы "маленького человека", поднятой А.С. Пушкиным в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе».
В основе произведений обоих писателей - анекдот: у Гоголя - о чиновнике, потерявшем шинель, у Акутагавы - о самурае, всю жиань мечтавшем "
нажраться" бататовой каши.
Особенности композиции.
Повесть Гоголя и рассказ Акутагавы условно можно разделить на две части. В первой главными героями являются Акакий Акакиевич и гои, во второй - шинель и бататоная каша. Сделав главными героями вещи и предметы, авторы покаэывают "грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя" (Ап. Григорьев)
Герои. Акакий Акакиевич - "маленький человек", до крайности забитый, нищий, занимает низший чиновничий чин, "вечный титулярный советник", служащий в департаменте. Фамилия его "вещественная" - Башмачкин, Акакий означает "смиреннейший". Его назвали именем отца, тем самым он унаследовал и судьбу покойника. Существует народное поверье, что нельзя называть новорождённых именами покойных близких родственников, это считалось плохим знаком. Исходя из того можно было предугадать судьбу Акакия Акакиевича - " ... герой изначально был мертвецом и действовал в столь же мёртвом мире" (м.я. Вайскопф). Более того, при крещении ребенок "заплакал и сделал такую гримасу, как будто он предчувствовал, что будет титулярный советник". Настораживает и то, что младенца крестили в отсутствие священника, в присутствии матушки, кума и кумы. Все эти странные, страшные совпадения предсказывают трагическую судьбу Башмачкина.
Герой Акутагавы - "литературный брат" Акакия Акакиевича, бедный самурай, имеющий мелкий чин, служащий при дворе могущественного феодала. "...Его настоящее имя... в старинных хрониках ... к сожалению, не упомянуто. Вероятно, то был слишком заурядный человек, чтобы стоило о нём упоминать".
Говорящие фамилия и имя Башмачкина Акакия Акакиевича, а также отсутствие имени гои подчеркивают обречённость героев в этом мире.
Возраст. "Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет". Он выглядит ужасно: виноват "петербургский климат". Гои перевалило за сорок. "...Кто бы с ним ни встречался, никому и в голову не приходило, что этот человек когда-то был молодым". Общество, основанное на угнетении человека человеком, губительно отзывается на "маленьких", а потому бесправных людях.
Внешний вид героев. Используемые авторами при характеристике своих героев эпитеты, называющие блеклые, тусклые, мрачные оттенки цветов, что подчеркивают суффиксы имён прилагательных
(-оват, -еват), не дают понятия о конкретном цвете: всё слилось в один непонятный цвет. Титулярный советник "низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным". "... Вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета". Из-за узенького, низенького воротничка шея его "казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы". На его вицмундире можно было часто увидеть сенца кусочек или какую-нибудь ниточку. "К тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор".
У гои тоже была неприглядная, на редкость затрапезная наружность. Маленький рост, усы реденькие, подбородок совсем крошечный, красный нос, как будто его надули сквозняки на перекрестках Судзаку. Всегда в одном и том же выцветшем суйкане и в одной и той же измятой шапке эбоси. "... Один-единственный серо-голубой суйкан и одна-единственная пара штанов сасинуки того же цвета, однако вылиняло всё это до такой степени, что определить первоначальный цвет было уже невозможно". "Гои не носил нижних хакама, сквозь дыры проглядывали худые ноги ..." Он был похож на тощего быка, влачащего телегу с тощим дворянином. Вид его вызывал брезгливость. Меч имел до крайности подержанный, шлялся по улице горбясь более обычного, насколько может согнуться человек. Автор часто сравнивает его с животными: у него собачья жизнь, был похож на затравленного пса, тощего быка, слонялся по улице как бездомный пёс ...
Речь героев. "Аканий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения". У него была привычка "не оканчивать фразы". Начинал словами: "Это, право, совершенно того...", - а продолжения уже не следовало, так как забывал, с чего начал. Акакий Акакиевич начисто лишён "слога", "божественного" дара слова, что и делает человека человеком. Казалось бы, рефлексия (внутренний монолог), связанная с замыслом пошива шинели, показывает, что человек не совсем ещё мёртв, что он способен думать, размышлять. Но она опять-таки состоит из бессвязных словечек: "этаково-то дело этакое", "того", "так, этак-то".
Гои красноречием тоже не отличался. Его речь чаще всего состояла из следующих фраз: "Очень извиняюсь", "покорно благодарю", "да как же это так".
Речевая характеристина героев говорит читателю об их принадлежности к определённой социальной среде, раскрывает их скудный духовный мир, психологию "маленького" забитого человека.
Быт. Акутагава не находит нужным останавливаться на описании домашней жизни своего героя. Вероятно, потому, что он до ничтожности "маленький". Читателю остается только догадаться, что его мирная жизнь не достойна внимания.
Акакий Акакиевич дома садился за стол и ел, не замечая вкуса, ел с мухами. Потом он "переписывал бумаги, принесённые на дом". Если таких бумаг не было, он снимал для себя копию. Он "не предавался никакому развлечению", не ходил на вечеринки. "Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра?".
Н.В.Гоголь показывает ограниченность ума своего героя, акцентирует внимание читателя на его пустой, бессмысленной жизни.
Цель жизни. Красноносый бедолага-самурай мечтал "нажраться" бататовой каши. Вся его жизнь была пронивана этим желанием. "Он и сам... не очень отчётливо это осознавал. Люди иногда посвящают свою жизнь таким желаниям, о которых не знают, можно их удовлетворить или нельзя. Тот же, кто смеется над подобными причудами, - просто ничего не понимает в человеческой природе", иронизирует автор.
Акакий Акакиевич "питался духовно, нося в мыслях своих идею будущей шинели... С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился... " Сущность его жизни составляют любовь к буквам и любовь к новой шинели.
Отношение героев к своей службе. "Никто не знал, когда и каким образом этот человек попал на службу к Мотоцунэ. Достоверно было только, что он с весьма давнего времени ежедневно и неутомимо отправляет одни и те же обязанности" (гои).
Акакий Акакиевич "жил ... в своей должности". "Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир". Переписывание - его духовный мир, где он нашёл укрытие от убогости жизни. "Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове".
Гои и Башмачкин подобны заведённым роботам, и любое вмешательство, даже совсем незначительное, могло нарушить их отлаженный механизм жизни, что и случилось.
Отношение окружающих к героям. "В самурайских казармах на гои обращали не больше внимания, чем на муху". Относились к нему с удивительной холодностью и равнодушием. "Скрывая под маской ледяного равнодушия свою детскую и бессмысленную к нему враждебность, они при необходимости сказать ему что-либо обходились исключительно жестами", "... без устали обсуждали его нос и усы, его шапку и его суйкан" прямо при гои. Они выпивали из его фляги сакэ и затем мочились туда, прицепляли клочки бумаги к узлу волос на макушке.
В департаменте Акакия Акакиевича не уважали. "Сторожа не только не вставали с мест, когда он приходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха". Над ним посмеивались, острили, поступали с ним холодно-деспотически, сыпали на голову бумажки. Окружающие считают гои и Акакия Акакиевича никчёмными, бесполезными, сравнивая их с насекомыми.
Акутагава вводит в рассказ абзац, который явно указывает на первоисточник. Учащиеся читают у Гоголя: "Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы
меня обижаете?» И что-то страшное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек... который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто всё переменилось перед ним и показалось в другом виде ..." Акутагава пишет: "Лишь когда издевательства переходили все пределы ... тогда он странно морщил лицо - то ли от плача, то ли от смеха - и говорил: «Что уж вы, право, нельзя же так ... » Те, кто видел его лицо или слышал его голос, ощущали вдруг укол жалости… Это чувство, каким бы смутным оно ни было, проникало на мгновение им в самое сердце. Правда, мало было таких, у кого оно сохранялось хоть сколько-нибудь долго. И среди этих немногих был один рядовой самурай, совсем молодой человек... Конечно, вначале он тоже вместе со всеми безо всякой причины презирал красноносого гои. Но как-то однажды он услыхал голос, говоривший: «Что уж вы, право, нельзя же так…» И с тех пор слова не шли у него из головы".
Содержание данных эпизодов - призыв авторов увидеть в "маленьких" людях своих братьев.
Отношение героев к окружающим. Гои "был настолько лишён самолюбия и был так робок, что просто не ощущал несправедливость как несправедливость". "Но ни одного слова не отвечал ... Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним ... " Оба они как будто были созданы из страха и покорности,
Роль персонажей, которые имеют особую значимость. Фудзивар Тосихото - мощный, широкоплечий мужчина огромного роста. Он всегда стремился привлечь к себе всеобщее внимание. Довольный своей затеей накормить до отвала гои бататовой кашей, он гоготал громче прежнего, его плечи содрогались от смеха. "Этот северный варвар признавал в жизни только два способа времяпрепровождения. Первый - наливаться сакэ, второй - хохотать". Лишенный самолюбия гои слепо подчинялея воле Тосихото. Он с восхищением смотрел на лицо этого дикого воина и был похож в этот момент на затравленного пса, который "не сразу хватает брошенную ему кость". "Он только отчётливо ощущал, что пределы, в которых властвует воля Тосихото, очень широки, и его собственная воля тоже теперь заключена в них и свободна лишь постольку, поскольку это допускает воля Тосихото".
Самое страшное место в повести Гоголя - встреча Акакия Акакиевича со "значительным лицом". Жестокое равнодушие "значительного лица", откааавшегося помочь ограбленному Башмачкину, является последним толчком к гибели. Торжествуют те силы, которые имеют власть решать и приказывать. Чин губителен для всех стоящих на любой ступени социальной лестницы. "3начительное лицо" является двойником Башмачкина, так как им обоим чин мешает проявить то человеческое, что в них есть.
Быт чиновников. Авторы заостряют внимание читателя на праздной, сытой, пошлой жизни чиновников. Они лишены собственных имён, это безликая толпа: начальник, помощник столоначальника, все, они, молодые чиновники; самураи, всадники, приятель-монах, госпожа, молодые парни, старики, окружающие ...
Роль фантастических образов. Фантастический эпилог «Шинели» истолковывали по-разному. Версия большинства исследователей творчества Гоголя такова: фантастический сюжет повести - это нравственное предостережение "значительным лицам". Призрак добирается и до шинели оскорбившего его "значительного лица" за отсутствие человеческого участия к чужой судьбе. "Значительное лицо" в лице с покривившимся ртом мертвеца, как в зеркале, видит себя, когда он перед обычным зеркалом учился говорить "голосом отрывистым и твёрдым". 3десь мы видим отражение его мнимой значительности (Ю.В. Манн). Гоголь считает возможным возвращение к человечности и для таких существ, поэтому "значительное лицо" присмирело. Автор вершит суд над злом в ирреальном мире, ибо пробудить в людях чувство сострадания, любви к ближнему невозможно земными способами.
В рассказе Акутагавы фантастическим образом является лиса - один из распространённых животных образов японского фольклора; считается, что она обладает волшебной силой, может быть оборотнем, наводить злые чары.
Тосихото отправляет лису в качестве посланца в поместье. Она должна была предупредить людей, что "Тосихото вознамерился вдруг пригласить гостя" и просит выслать к часу 3меи "ему навстречу в Такасима людей, да с ними пригнать двух коней под сёдлами". Гои с наивным восхищением и благоговением взирал на лицо дикого воина, "который даже лисицу обводит вокруг пальца". Акутагава вводит образ лисы с целью ярче выставить наружу в поведении красноносого гои шутовские черты. Он уже не иронизирует над своим героем, а выставляет его на посмешище.
Осуществление мечты. Знаком принадлежности к "благородному сословию" в России считалась шинель. Поэтому приобретение шинели Башмачкиным повлияло и на его поведение, и на его духовный мир. "С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопределённые черты", "...существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился...". Когда Башмачкин шёл в новой шинели по улице, то не заметил Петровича, который забежал вновь на улицу посмотреть "на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо". Заимев вожделенную шинель, Башмачкин почувствовал себя выше Петровича, шинель даёт ему право не заметить портного, с которым только недавно было связано осуществление мечты всей его жизни. 3начит, Аканий Акакиевич не лишён амбиций, о которых он, возможно, и не подозревал. Но выпал случай - и они заговорили в нём.
Далее в департаменте герой поручает шинель, против обыкновения, "в особый надзор швейцару", требуя должного почтения к себе и своей одежде. Наличие шинели сказывается и на его образе жизни. Дома он ничего не пишет, вечером выходит на улицу. Начал обращать внимание на пешеходов, красиво одетых дам, на оживлённые улицы... Это было для него новостью, потому что он по вечерам на улицу не выходил несколько лет. Акакий Акакиевич оказался в другом мире, открывшемся для него благодаря шинели. На вечеринке у помощника столоначальника выпивает два бокала шампанского.
После ограбления Башмачкин стал кричать на будочника, "что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека". На следующий день он не идёт на службу, что нарушает привычный ритм его жизни. Впервые герой решил добиться правды. Показал характер писарям: наотрез сказал им, что ему нужно к частному, обманул их, что "пришел ... за казённым делом", даже, к большому удивлению, пригрозил им жалобой. Башмачкин первый раз в жизни высказал своё мнение "значительному лицу", что " ... секретари того ... ненадёжный народ ... ". И высказал это мнение почти предложением, то есть изменения, пусть хоть и незначительные, произошли и в его речи.
Сколько же должен был выстрадать герой, чтобы в нём проснулся человек!
"Маленький человек вырастает в трагическую фигуру. Если бы ничего не случилось, он прожил бы отпущенные ему дни тихо, словно его никогда и не было на свете. А если бы ему подарили десять шинелей, сотню, завалили бы шинелями? Что сталось бы с гои, если бы перед ним поставить котёл каши, десять, сто, море? Что происходит в психике маленького человека, когда его маленькие мечты осуществляются с гомерическим избытком? Именно этот эксперимент поставил Акутагава в своём рассказе" (А.Н. Стругацкий).
По распоряжению Тосихото было велено принести горные бататы. В душе гои было неспокойно: ему хотелось оттянуть угощение бататовой кашей. "Так легко явился ему случай «нажраться бататовой каши», но терпеливое ожидание в течение стольких лет казалось теперь совершенно бессмысленным". Гои видел котлы с батаговой кашей, "столбы горячего пара, напитанные запахами бататов и виноградного сиропа". От обилия лакомства он пришёл в ужас и чувствовал уже себя сытым. "Он с самого начала видеть не мог этой каши". "Половину котелка он, превоэмогая себя, кое-как одолел". Гои понял, что никогда в жизни больше в рот не возьмёт бататовой каши. "Мечта его при столкновении с перспективой полного удовлетворения перешла в панический страх, а страх - в безнадёжное сожаление об утраченной мечте" (А.Н. Стругацкий). Исчезло и сожаление. Жизнь потеряла смысл, осталась одна зияющая пустота. "Маленькому" человеку гораздо проще и легче жить без всяких желаний.
Отношение авторов к своим героям. Акутагава не щадит своего героя за пустую, лишённую смысла мечту, уничтожающую его как человека. В обличении ничтожности своего героя от иронии он переходит к сатире и сарказму. Автор пишет, что гои был рождён "для всеобщего презренья", обвиняет его в том, что он не предпринимает никаких попыток как-то изменить свою жизнь - плывёт по её течению сквозь насмешки, издевательства, унижения. Правда, писатель иногда как бы пытается оправдать его, отмечая, что ему не было чуждо сострадание (сцена истязания собаки мальчиками), но тут же показывает, что гои устыдился не своей беспомощности, а того, "что вмешался не в своё дело и тем себя унизил".
Люди, лишённые самолюбия и человеческого достоинства, считает автор, достойны презрения. Возможно, потому писатель так суров к гои, что он "родился" намного позже своего литературного "брата" и никак не изменился, хотя время несёт с собой перемены, сказывающиеся на судьбах страны, коллектива, семьи, отдельного человека.
Башмачкину автор тоже отказывает в чувстве собственного достоинства, в желании бороться за свою честь, в любви - во всём, что делало бы Акакия Акакиевича неповторимой личностью.
Как в чеховском Ионе тоска "сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что её не увидишь днём с огнём", так и в Акакии Акакиевиче душа была вынуждена спрятаться глубоко. И никто из окружающих и не предполагал её наличия. "Как много в человеке бесчеловечья. как много скрыто свирепой грубости в утончённой образованной светскости..." Но нашелся один человек, который почувствовал, увидел её, душу. Это - Гоголь. Он уверен, что в каждом человеке, пусть даже в "маленьком", очень важно видеть живую душу. В.Г. Белинский разделяет мнение писателя в том, что и в грубом, необразованном человеке интересны "его душа, ум, сердце, страсти, склонности - словом, всё то же, что и в образованном человеке!"
4. Рефлексия. Как вы думаете, что значит «маленький человек» в современном мире? Каково ваше отношение к нему? Кем вы себя считаете: «маленьким человеком», просто человеком или Человеком с большой буквы? Почему?
Предварительный просмотр:
Музиянова Людмила Арсентьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ Новобиинская СОШ
Вавожского района, Удмуртия
Мастерская творческого письма «Дверь»
Цель:
1) дать учащимся системное представление о единстве духовного развития человечества; обогащать их жизненный и духовный опыт
Задачи:
1) совершенствование устной и письменной речи учащихся;
2) активизация их творческой и познавательной деятельности;
3) углубление знаний о традициях и обычаях русского, удмуртского и других народов;
4) воспитание уважения к языкам и культурным традициям разных народов
Оборудование к учебному занятию: карточки-тексты в оригинале (на удмуртском языке) и переводе на русский язык, рисунок с изображением двери, аудиозапись песни Б.Окуджавы и скрипа двери, ноутбук.
1. Для того чтобы найти тему нашего занятия, внимательно послушайте аудиозапись (скрип двери). (Ответ детей: тема «Дверь»).
2. По данному тексту выполните в группах следующие задания:
1) Внимательно прочитайте текст и определите его главную мысль.
2) Какие традиции и обычаи разных народов, связанные с дверями, вы знаете? Расскажите о них своей группе.
3) Определите значения слова "дверь" в данном тексте. Ответы запишите фломастером на листах.
Дверь – удивительная вещь. Кого только не впускает она в дом, кого только не выпускает!
Закрывая на ночь дверь, люди обращались к Богу с просьбой защитить их от нечистой силы.
Собираясь в далекий путь, человек выходит через двери с молитвой, чтобы дорога удалась. Так же, соблюдая разные обычаи и традиции, покидает родительский дом невеста. И юноша, собираясь на службу в армию, соблюдает традиции, связанные с матицей и дверью.
Накануне Великого Четверга над дверью кладут ветки можжевельника, чтобы умершие не смогли зайти в дом. Эта ночь наступает за три дня до Пасхи.
Соблюдение удмуртами таких обычаев и традиций убеждает в том, что дверь в их мировоззрении играет большую роль. (С.Виноградов)
Ответ учащихся на первый вопрос
- Дверь в мировоззрении удмуртов играет большую роль.
Ответы учащихся на второй вопрос.
- Накануне Великого Четверга над дверью ветки можжевельника кладут не только удмурты, но и другие финно-угорские народы, а также русские.
- Русские на счастье прибивают подкову над дверями, удмурты – ниже порога.
- У русских, удмуртов и многих других народов есть такой обычай: чтобы ведьмы и колдуны не смогли свободно зайти в дом, над дверями кладут ножницы, булавку или иголку.
- Пожилые люди считают, что при входе в помещение нельзя наступать на порог – это плохая примета. Надо перешагнуть через порог.
- У русских и татар покойный лежит ногами к дверям, у удмуртов – головой к дверям, чтобы он мог в последний раз видеть свой дом.
- Когда человек, собираясь в дорогу, открывает дверь, удмурты ему желают: «Пусть дорога твоя будет гладкой».
- Если кошка умывается около дверей – к гостям.
3. Сопоставление текстов разных культур.
- Прочитайте стихотворения удмуртской поэтессы Л.Нянькиной и русского поэта Б.Окуджавы. Обменяйтесь своими впечатлениями в группе и сделайте сопоставительный анализ двух текстов. Какие новые значения слова «дверь» вы для себя открыли? Дополните список слов, составленный при выполнении предыдущего задания.
Песенка об открытой двери
Когда метель кричит как зверь -
протяжно и сердито,
не запирайте вашу дверь,
пусть будет дверь открыта.
И, уходя, в ночной тиши
без долгих слов решайте:
огонь сосны с огнем души
в печи перемешайте.
И если ляжет дальний путь,
нелегкий путь, представьте,
дверь не забудьте распахнуть,
открытой дверь оставьте.
Пусть будет теплою стена
и мягкою - скамейка...
Дверям закрытым - грош цена,
замку цена - копейка.
Б. Окуджава
Не люблю такого человека
Который и днем закрывается.
Наша дверь постоянно открыта.
Народ сюда заходит с хорошими намерениями.
Медом угостит дорогой отец,
Чаем напоит милая мама,
Добрым словом греет бабушка:
- Еще заходи, соседка!
Л.Нянькина (подстр. перевод с удм. автора)
- В обоих стихотворениях открытая дверь – это символ дружбы, отзывчивости, доброты, открытости, готовности помочь, милосердия, радушия, тепла, гостеприимства.
4. Познакомьтесь еще с одним стихотворением о двери, которое написал удмуртский поэт Александр Белоногов. Какими новыми смыслами наполнилось слово? Напишите об этом и расскажите классу. Сделайте вывод.
Когда-то, наверное, так было
(Когда, не могу сказать),
Своими маленькими ручонками
Я приоткрыл дверь.
Я с трудом открыл её
И, наверное, медленно вышел во двор.
Так, наверное, я проложил дорогу, чтобы
Улететь в большой мир.
И маленькие, и большие,
Разные двери…
Открывая их,
Я будто взрослел.
Двери друзей я открыл,
Открывал двери школ.
Брался вовремя за дело
И не отстал от людей.
Дальше деревни я уехал,
А потом – в город.
Много дверей ещё открывал
В разные здания.
И плохое, и хорошее –
Постоянно что-нибудь узнавал.
Вперед я шел через двери,
В колею жизни вошел.
Но дорога нелегко дается,
С трудом рождается песня.
Кажется, все стою и стою
Перед закрытыми дверями.
А.Белоногов (подстр. перевод
Музияновой Л.А.)
Дополнительный материал
Я открыла вашу дверь -
Ваша гостья я теперь.
- Зеч-а, бур-а, эшъесы?
Кыче-мар улиськоды?
- Здравствуйте, мои друзья,
Как здоровье, как дела? -
Привечал из века в век
Человека человек.
Нас, нерусских, у России
Много, всех не перечесть.
И татары, и чуваши,
И удмурты тоже есть.
Языки - ступени к дружбе.
Все мы как одна семья.
Силу этой братской дружбы
Ощутила сердцем я.
Я открыла вашу дверь…
Не закрыть ее теперь.
Здесь тепло, уют и свет -
Каждый словом обогрет.
Л.А.Музиянова
Дверь
К двери твоей я ходил.
Знаю: тебя нет.
Но почему так сильно дрожат колени?
Я к тебе не ходил – к двери я ходил,
А может, сама дверь звала повидаться.
Мы так близко друг к другу.
Но разделяет нас эта дверь…
В. Шибанов
(подстрочный перевод Л.А.Музияновой)
Дверь
На улице холодно.
- Айда, заходи ко мне.
Ты же постоянно
в дверях стоишь.
Я открыл свою дверь
Настежь.
Я открыл себя,
Свое сердце – тебе.
Ты же все в дверях
Стоишь в нерешительности.
На ресницах твоих
Сверкает жемчужина.
Ты стоишь неделю,
Две… месяц… и год.
И не заходишь,
И не уходишь.
Заставить тебя
Я не могу.
Закрыть свою дверь
Также не могу...
В. Шибанов (подстрочный перевод Л.А.Музияновой)
Групповые работы учащихся
1 группа. Дверь – вещь, вход, выход, благословение, дружба, любовь, удача, радушие, доброта, тепло, открытость, отзывчивость, посредник, знания, опыт, путь, мир, взросление.
2 группа. Дверь – вход, вещь, выход, помощник, граница, защитник, оберег, спокойствие, запрет, милосердие, уважение, доброта, гостеприимство, отзывчивость, готовность помочь, друг, дорога, мудрость, жизнь, путешествие, труд, познание, духовный рост.
Учащиеся делают вывод о ценностях разных народов, уважительном отношении к языкам и культурам.
5. Создание творческой работы.
- Прочитайте пословицы разных народов. Объясните их значение. (Работа в парах).
- Дверь, за которой скрыто хорошее, трудно открыть; дверь за которой скрыто дурное, трудно закрыть. (Русская)
- Если не откроешь дверь нищему, придется открыть ее врачу. (Еврейская)
- Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась. (Армянская)
- Учителя открывают дверь. Входишь ты сам. (Китайская).
- Не открывай дверь, которую ты не в силах закрыть.
- Доброе слово – дверь в душу.
- Открой дверь у себя – и у других открытыми найдешь.
- Если одна дверь захлопнулась, другая откроется.
6. Напишите эссе по материалам нашего занятия. Тему работы сформулируйте самостоятельно.
Итоговые творческие работы
Такие разные двери…
Я никогда не задумывалась о значении слова «дверь». Дверь и дверь. Открываю, закрываю, хлопаю, пинаю… Но, оказывается, дверь – удивительная вещь. Это не только вход и выход, но и оберег, и благословение, и дорога, и знания, и опыт…
По двери можно судить о хозяине дома. Если дверь распахнута, значит, хозяин – человек открытый, добродушный, гостеприимный. Закрытая дверь означает скрытность, замкнутость.
На протяжении всей своей жизни мы открываем и закрываем много дверей, и хороших, и плохих. Чтобы открыть хорошие двери, надо много и усердно трудиться. Иногда на это уходит целая жизнь. Плохие двери – это наши ошибки, без которых мы бы не научились отличать добро от зла, ценить жизнь. Они открываются очень легко, но закрыть их трудно.
Порой так хочется приоткрыть запретную дверь, хотя понимаешь, что этого не следует делать. Но если все-таки любопытство берет верх, надо уметь вовремя закрыть ее за собой.
Случается и такое, что нам решительно указывают на дверь. Не надо обижаться, возможно, это выход.
Алина Калинина
Дверь
Что такое дверь? Казалось бы, простая, обычная вещь. Но если хорошо подумать, не такая уж она и простая.
Через двери проходят миллионы людей, но многие ли из них задумываются о том, какие двери можно смело открывать, а какие надо обходить стороной?
Дверь как машина времени, которая может доставить нас в любую страницу нашей жизни. Но не надо забывать о том, что, открывая новую дверь, нельзя наглухо закрывать за собой дверь в прошлое. Если закрыть дверь в прошлое, не откроются и двери в настоящее и будущее, ибо это звенья одной цепи. Попробуйте закрыть хотя бы одну из них. Не повиснете ли вы в воздухе?
Вася Шубин
Дверь, которую нельзя открывать.
Дверь играет очень большую роль в жизни человека. Она оберегает нас от нечистой силы, принимает гостей, провожает в путь. Дверь - свидетель разных событий, происходящих в нашей жизни.
Есть хорошие и плохие двери. Хорошую дверь открыть сложно. Но если нам удается сделать это, мы радуемся своему достижению. Плохие двери открываются легко, зато закрыть ее за собой в большинстве случаев мы просто бессильны. Они могут разрушить жизнь человека, так как ничего полезного не дают.
Открыв табачную дверь, мы становимся зависимыми людьми, портим свое здоровье, потому что нами начинает управлять табак. Такой выбор человека говорит о том, что он просто идет на поводу своих желаний, каковыми бы они ни были.
Не открывайте дверь, которую вы не в силах закрыть.
Закрытая дверь – препятствие на пути, поэтому стоит ли напрасно тратить свои силы и время на то, чтобы открывать плохие двери?
Валера Пономарев
Выход всегда есть
В жизни каждого человека, наверное, бывают такие моменты, когда перед ним закрывается одна дверь, вторая, третья.. И не каждый может стойко перенести эти неудачи, следующие одна за другой. Но не надо отчаиваться. Из любой трудной ситуации мы должны найти выход. Народная мудрость гласит, что, если одна дверь захлопнулась, другая откроется или тысячу других открытыми найдешь; надо постучаться в семь дверей, чтобы одна открылась. И она, я уверен, обязательно откроется.
Корякин Стас
Моя любимая дверь
Моя любимая дверь – это дверь моей комнаты. Среди множества открывающихся дверей я сразу узнаю ее по тихому, ровному скрипу. Я не могу представить свою жизнь без нее, потому что она охраняет мой личный мир от постороннего глаза. Мне кажется, что моя дверь понимает меня с полуслова. Когда у меня плохое настроение, она старается вести себя тихо – не скрипит. За ней я чувствую себя комфортно и в безопасности.
Моя любимая дверь – мой верный, надежный друг, которому я доверяю все свои секреты.
Дементьева Настя
7. Рефлексия (обмен впечатлениями о сегодняшнем разговоре)
Предварительный просмотр:
Мастерская «Гайдар. Время. Мы»
Мастерскую можно проводить и как внеклассное чтение, и как внеклассное мероприятие.
Цели занятия: воспитание интереса и бережного отношения учащихся к прошлому и настоящему Родины, формирование гражданской активности и патриотизма подрастающего поколения.
1. «Один человек, а как это много! Какое яркое от него идет солнце! И светит, и лечит, и согревает». Как вы думаете, можно отнести эти слова В.Потанина к А. Гайдару? Прочитайте текст о писателе и ответьте на вопрос.
А.Гайдар - человек необычайно щедрой души, человек с необыкновенной биографией, Его жизненный и творческий путь – это целая история планеты. Хотя сам писатель утверждал, что не биография у него необыкновенная, а время было необыкновенное, мы понимаем, что скрывается за скромностью этого поистине легендарного человека.
Больше полувека минуло с тех пор, как Гайдара сразила фашистская пуля. Но его незаурядная личность и близкие ему по духу герои его книг до сих имеют неоценимое значение в формировании гражданской активности и патриотическом воспитании каждого из нас.
В чем же заключается сила этого человека? Почему даже неудержимый бег времени не предает забвению его имя? Почему, читая его книги, перед нами неизменно встают вопросы о смысле и цели жизни? Почему после знакомства с ним хочется стать лучше, чище, благороднее? И почему его, пятнадцатилетнего мальчишку, слушались даже взрослые люди («В роте были люди с бородами, были люди плохого порядка, были люди, которые... не хотели слушать»!)?
Ответы на волнующие нас вопросы мы сможем найти в его творчестве, его личности, его жизненных ориентирах.
29 августа 1918 года. А.Голиков принят в партию «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания».
Декабрь 1918 года. А.Голиков уходит в Красную Армию. Он адъютант, затем начальник команды связи в штабе командующего обороной и охраной железных дорог Республики.
1919 год. Он командир взвода 468-го стрелкового полка на Польском фронте. Ранен.
1920 год. Командир 4-й роты 2-го батальона 303-го полка. Еще нет семнадцати, но не мальчик: боевой опыт, три фронта, ранение, две контузии. Жизненный путь выбран – кадровый командир Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
17 февраля 1921 года. Командование 23-м запасным полком, насчитывающим около 4-х тысяч штыков. Задача запасного полка – обучение красноармейцев, подготовка пополнения для действующих частей.
Июнь 1921 года. Приказ М.Н.Тухачевского о назначении А.Голикова командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Ему 17 лет и 5 месяцев. В списках полка значилось 2879 человек.
1923 год. Болезнь. Начало прощания с Красной Армией. Решение – литература. Литературный псевдоним – Гайдар: «Г» – первая буква фамилии Голиков; «АЙ» – первая и последняя буквы имени; «Д» – по-французски «из»; «АР» – первые буквы названия родного города (Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса).
1941 год. Гайдару 37 лет. Он военный корреспондент «Комсомольской правды» на Юго-Западном Фронте. 26 октября. Стычка с немецкой засадой. Гайдара сразила пулеметная очередь. Одна пуля. Прямо в сердце. С этого времени начинается его бессмертие.
А. Гайдар твердо верил в правоту своего дела. Таким качеством наделил он и своих героев. Книги писателя не только занимают внимание юного читателя, они пронизаны чувством ответственности за все происходящее, стремлением осмыслить свое место в истории страны, общества. Трудиться на благо Родины, быть добрым, честным, отзывчивым и нужным людям – вот что составляет основу его творчества.
В 1941 году гайдаровский литературный герой Тимур Гараев («Тимур и его команда») со страниц книги смело шагнул в жизнь. По всей стране организуется тимуровское движение, особенно в годы Великой Отечественной войны. Честный, верный дружбе, решительный, смелый, полный неудержимого желания быть полезным своей Родине, Тимур вдохновляет своих сверстников на благородные поступки. «В сущности, Гайдар написал нечто большее, чем детская повесть, – писала в те дни «Литературная газета». – Он придумал для ребят новую игру, увлекательную, трогательную, основанную на наших лучших чувствах – любви к Родине, любви к советскому человеку, на самом крепком товариществе, игру, воспитывающую в участниках правдивость, смелость, изобретательность, физическую ловкость и выносливость, душевную чуткость и стойкость – качества, которые мы так хотим видеть в наших детях» (С. Ухьянкин).
Хотя главный герой является собирательным образом, нетрудно увидеть в нем и прототипа – Аркадия Гайдара, который уже в 15 лет командовал ротой.
Выступая по радио перед отъездом на фронт летом 1941 года, писатель сказал ребятам: «... В славе у нас всюду честные, скромные ребята-труженики, пионеры-тимуровцы, которые по примеру своих отцов и старших братьев упорно учатся, работают, терпеливо постигают сложное военное дело, помогают семьям бойцов и заботятся о наших героях-раненых. Это много? Да. Это немало. Но для победы нужны немалые усилия. Страна о вас заботилась, она вас воспитала, учила, ласкала и частенько даже баловала. Пришло время и вам – не словами, а делом – показать, как вы ее цените, бережете и любите».
На городском слете тимуровцев, который состоялся в августе 1941 года в Киеве, Гайдар обратился к детям: «... Ребята, пионеры, славные тимуровцы!.. У вас у всех ловкие руки, юркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим. Выполняйте их поручения безоговорочно, безотказно и точно. Поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей и хулиганов, которые в этот час остались в стороне, болтаются без работы и мешают нашему общему, священному делу...».
Его слова были услышаны: на призыв откликнулись патриоты со всех концов страны. При каждой школе создавались тимуровские команды. Они шефствовали над малышами, читали газеты, писали письма, носили воду, помогали в огороде, кололи дрова, отправляли посылки на фронт, ухаживали за ранеными, проводили воскресники, собирали лекарственные травы и металлолом. На их средства были построены десятки боевых танков и самолетов. А сколько было выработано трудодней на полях колхозов и совхозов!
В повести киргизскою писателя Ч.Айтматова «Ранние журавли» председатель колхоза обращается к школьникам с просьбой: «Война идет, и придется нам жить по-военному... Я беру на себя ответственность потому, что верю вам. Вам же предстоит отправиться с плугами на далекий Аксай. Много дней и ночей будете одни в степи, как десант парашютистов с особым заданием». Автор сравнивает детей с десантом парашютистов потому, что в суровые для страны годы победа ковалась и на трудовом фронте. Чтобы одолеть врага, нужны были не только снаряды, но и хлеб.
Известны примеры, когда и взрослые принимали деятельное участие в тимуровских делах. Так, в Челябинской области 72-летняя бабушка Шура и 2000 школьников на своей улице создали тимуровскую команду. «Тимуром» выбрали бабушку Шуру.
Удмуртский поэт А.А.Перевозчиков вспоминает о том, как он, подобно Тимуру, мечтал помочь одной деревенской бабушке. Наконец, это ему удалось. В тот день он не пошел в школу (после уроков его бы увидели). Когда пожилая хозяйка ушла, работа в огороде закипела. Он выкопал картошку. Сердобольная старушка часто вспоминала об этом и при каждом удобном случае благодарила юного помощника (в деревне секретов долго не утаишь).
Поэт благодарен пионерской и комсомольской организациям, сыгравшим большую роль в формировании его личности.
В начале 1942 года состоялся Первый слет тимуровцев (такие мероприятия проводились повсеместно) Москвы в Колонном зале Дома союзов. Кроме школьников, в нем участвовали и фронтовики, чьи выступления отзывались в детях еще большим желанием помочь фронту.
Юные патриоты, не зная страха, вместе со взрослыми бились против врага на фронтах войны, защищая свои родные города, деревни, села. Пионерские дружины боролись за присвоение имен героев.
Гайдар поддерживал с детьми самые теплые отношения. Отвечая на их вопросы, он писал: «Я отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце повести погиб Алька. И не лучше ли, чтобы он остался жив. И второе: почему повесть называется «Военная тайна».
Конечно лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, чтобы все остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев.
Но этого в жизни не бывает...
Вам жалко Альку... Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы.
И будем еще больше ненавидеть всех врагов... с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи...
Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке...
Что же она (Натка)... поняла? Да то, что в помощь Красной Армии подрастает такое поколение, которое поражений знать не может и не будет...».
2. Как вы думаете, ребята, прав он был? Приведите примеры.
3. Подберите синонимы к слову «необыкновенный».
4. В чем заключается необыкновенность биографии Гайдара?
5. 1914 год. Первая мировая война. В письмах к отцу 10-летний Аркадий задает не по-детски серьезные вопросы: «Что думают солдаты о войне? Не подорвана ли у вас дисциплина? Не хотят ли солдаты сепаратного мира?..». И просьба ответить на них как взрослому, а не как малютке.
С героем какого произведения можно сравнить 10-летнего Гайдара?
(С Васей из рассказа «Корова», который в отношении к делу как взрослый человек. Подобно ему, Аркадий «с малолетства уже полный человек, а у него все еще впереди»).
6. Прочитайте в группах отрывки из произведений писателя и сформулируйте их основную мысль.
Итоговая работа учащихся
В чем заключается глубинный смысл человеческой жизни?
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все люди вместе знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» («Чук и Гек»).
Человек сам создает свою судьбу и самого себя.
«Будь ты проклята, – бормотал я, – такая жизнь, когда человек должен всего бояться, как кролик, как заяц, как серая трусливая мышь! Я не хочу так! Я хочу жить, как живут все. Как живет Славка, который может спокойно надавливать на все кнопки, отвечать на все вопросы и глядеть людям в глаза прямо и открыто, а не шарахаться и чуть не падать на землю от каждого их неожиданного слова или движения» («Судьба барабанщика»).
Шутка и оптимизм облегчают нашу жизнь.
«Шутка украшает жизнь. А иначе жизнь легка только тупицам да лежебокам» («Судьба барабанщика»).
Ценность дружбы между родителями и детьми, их взаимопонимание.
«И те люди, что их встречали, увидели и поняли, что два человека эти – отец и сын – крепко и нерушимо дружны теперь навеки» («Судьба барабанщика»).
Чувство благодарности – ценное качество каждого человека.
«Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко» («Горячий камень»).
Умение жить в ладу со своей совестью.
«...Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которого грызла беспощадная совесть» («Совесть»).
Убежденность в достойно прожитой жизни, которая дается человеку один раз и которую невозможно «переписать набело».
«И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!..» («Горячий камень»).
Сохранение в себе доброты и любви, чувства единства со своим народом.
«Женя! Поклянись же и ты, что ради всех нас там у себя...далеко...далеко...ты будешь жить честно, скромно, учиться хорошо, работать упорно, много».
– Я стою... я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже
(«Тимур и его команда»).
Готовность к подвигу, посильному вкладу в дело защиты Родины, необходимость и важность изучения учебных предметов.
«У нас это по географии проходили... Да я что-то плохо...» – говорит Володька летчику Федосееву, когда тот спрашивает, найдет ли он путь по карте («Дым в лесу»).
Советский школьник случайно оказался рядом с фашистскими офицерами, которые долго разговаривали о чем-то, держа перед собой карту.
Аркадий Гайдар пишет:
«Я у него спросил:
- Погоди! Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, это же для нас очень
важно.
Паренек удивился:
- Так они же, товарищ командир, по-немецки!
- Знаю, что не по-турецки. Ты сколько окончил классов? Девять? Так ты же
должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?
Он уныло и огорченно развел руками:
- Эх, товарищ командир. Кабы я про эту встречу знал раньше...» (Из очерка
«Война и дети»).
Преданность своей Родине.
«Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое слово?» («Военная тайна»)
Умение и сноровка – необходимые условия в защите своей Родины.
«Война!
Ты говоришь: я ненавижу врага. Я презираю смерть. Дайте винтовку, и я пулей и штыком пойду защищать Родину. Все тебе кажется простым и ясным...
Но если ты не умеешь поставить правильно прицел, то твоя пуля бесцельно, совсем не пугая и даже ободряя врага, пролетит мимо.
Ты бестолково бросишь гранату, она не разорвется...
И тебе правильно говорят: учись, пока не поздно... Без умения, без сноровки твое горячее сердце вспыхнет на поле боя, как яркая сигнальная ракета, выпущенная без цели и смысла, и тотчас погаснет, ничего не показав, истраченная зря.
Комсомолец, школьник, пионер, юный патриот, война еще только начинается, и знай, что ты еще нужен будешь в бою...». («Берись за оружие, комсомольское племя», 1941 г.).
Произведения Гайдара учат не только пониманию истинного смысла нашей жизни, но и правильному выбору ее цели. Они убеждают в необходимости хорошо учиться, обладать сноровкой и умением, чтобы принести пользу своей Родине, понимать и уважать своих родителей, ценить дружбу, быть внимательным и чутким к людям.
7. Удмуртский поэт А.А.Перевозчиков в школьные годы, подобно Тимуру, мечтал помочь одной деревенской бабушке. Наконец, это ему удалось. В тот день он не пошел в школу, иначе после уроков его бы заметили. Когда пожилая хозяйка ушла на работу, работа в огороде закипела. Он выкопал картошку. Сердобольная старушка часто вспоминала об этом и при каждом удобном случае благодарила юного помощника (в деревне секретов долго не утаишь).
Поэт благодарен пионерской и комсомольской организациям, сыгравшим большую роль в формировании его личности.
Были такие случаи с вашими родителями, дедушками и бабушками? Поговорите с ними об этом. Участвуете ли вы в тимуровских делах?
6. Какие важные уроки жизни вы получили для себя?
Мастерская «Гайдар шагает впереди»
Цели занятия: развитие интереса учащихся к тимуровскому движению, творческому наследию Л.Гайдара, воспитание бережного отношения к культурным традициям своей страны, отзывчивости, любви и уважения к окружающим людям.
Звучит песня «Гайдар шагает впереди» (муз. А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова, Н. Добронравова).
1. Как вы понимаете следующие строчки песни: «Только в борьбе можно счастье найти - / Гайдар шагает впереди»? Определите, какие лексические значения имеет слово «борьба», и обсудите в группах, в каких значениях оно употребляется в песне (работа со словарем).
Борьба - 1) сражение, битва; 2) деятельность, направленная к достижению какой-либо цели; 3) столкновение противоречивых чувств, стремлений, внутренние усилия дать перевес какому-либо одному из них (перен.).
В ходе обсуждения учащиеся пришли к выводу, что слово «борьба» в данном случае употребляется в двух значениях – в 1-ом и во 2-м. С одной стороны, человек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда он в трудные, опасные для
Родины минуты не остается в стороне, трусливо спасая свою жизнь, а вместе со своим народом сражается за ее честь и свободу. С другой стороны, здесь имеется в виду и борьба с леностью, лживостью, корыстью и жестокостью, борьба за чистоту наших помыслов. И что самое главное – начинать ее надо с самого себя, а не только видеть недостатки в других, как в пословице: в чужом глазу и соринку видим, а в собственном и бревна не замечаем. «Грош цена тому... кто боится натереть мозоль на своей ладони, принести ведро воды, вымыть пол или выкопать из грядок мешок картошки», – писал А.Гайдар.
2. Литературное наследие А.Гайдара не могло не повлиять на творчество разнонациональных писателей, т.к. лучшие традиции любого народа передаются из поколения в поколение.
Ребята, какие эпизоды повести Гайдара и произведений удмуртских писателей И.Гаврилова «Пионеры помогли» и П.К.Чернова «Соленый колос» перекликаются? Сравните их (групповая работа).
Учащиеся отметили следующую взаимосвязь.
Действие в произведениях происходит в годы Великой Отечественной войны.
Занимательность тайной работы, игра в разведчики.
«Старуха-молочница... не успела завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу».
Чтобы «задержать... бабку в огороде», пока ребята складывали дрова, Сима поднял палку и начал ею шевелить ветви яблони.
Бабке тотчас же показалось, что кто-то тихонько лезет через забор за яблоками. Она… подкралась и притаилась у забора». (Гайдар).
Матвею хитростью удалось дедушку Лекима отправить к соседу: «Сейчас встретился с вашим соседом! К чаю горячему вас ждет, говорит, очень уже соскучился. Сейчас же идите, ладно». Сосед, в свою очередь, также был извещен о предстоящем визите. Через некоторое время дедушка Леким с каким-то свертком под мышкой вышел на улицу. Так как оставшаяся дома тетушка Вишур была на одно ухо туга, пила в руках детей тут же весело зажужжала. (П.Чернов).
Однажды ранним утром к тете Марье заглянули четверо школьников. Удивленная столь ранним визитом, она поинтересовалась, зачем они пришли. «Так просто», – за всех ответил Поликарп. – «Чем так просто шататься, лучше бы помогли родителям... Вот я совсем не успеваю». Отдав последние наставления своим малолетним детям, Марья поспешила на работу. Ребята только этого и ждали! (И Гаврилов).
Характер выполняемой работы.
«Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу... Сима Симаков...с четырьмя другими вихрем ворвался во двор... Вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу. (Гайдар).
Матвей и Пантелей дрова пилят, Гави их колет, а Маша складывает в поленницу под навесом. (П.Чернов).
Девочки прибирались в доме, а мальчишки носили дрова. После этого полили овощи и пропололи грядки в огороде, вычистили загон для скота, Поликарп занимался с маленьким сыном хозяйки. (И.Гаврилов).
Четкая организация трудового десанта.
Связные Тимура докладывали своему командиру, где и кому нужна помощь. Для выполнения задания команда делилась на несколько групп, чтобы успеть везде.
Организуя ребят на тимуровскую работу, в повести П.Чернова учительница Татьяна Иосифовна говорит: «Кому чем помочь, подумайте сами, деревню свою вы лучше меня знаете...Хорошо будет, если разделимся на несколько команд, может, между собой и соревнование устроите».
В рассказе И.Гаврилова под руководством вожатой Нины пионеры работали так же дружно, слаженно.
Реакция окружающих людей, односельчан на странность происходивших
событий.
Тимур наблюдал, как «...старуха молочница с коромыслом и ведрами выходит из калитки за водой... Вернувшись от колодца...подняла ведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей под ноги... Не зная, что и думать, она стала стучать в окно соседке...
Вытаращив глаза... бабка остановилась перед аккуратно сложенной поленницей... Во двор вошла молочница, и обе старухи оживленно начали обсуждать эти странные происшествия с водой и дровами». (Гайдар).
Тетя Марья (Марья кенак) вернулась домой в сумерки и была очень удивлена: пол чисто вымыт, в ведрах вода, самовар блестит. Утром обнаружила сложенные дрова, вычищенный загон. Вышла в огород и тут заметила прополотые грядки и двух девочек, поливавших овощи. Только сейчас ей стало все понятно... (И.Гаврилов).
А вот дядя Леким, герой повести П.К.Чернова «Соленый колос» оказался не менее изобретательным, чем школьники... Набежавший резкий ветер напомнил ребятам о наступлении сумерек. Вспотевшие пионеры побежали к воротам, где оставили одежду, но ничего там не нашли. Перепугались не на шутку. «Эх, что теперь скажет мама? – сказал уныло Гави. – Из своей последней верхней одежды перешила мне пальто, до конца войны, сказала, пусть хватит...».
Неожиданно за спиной юных помощников раздался голос дяди Лекима: «Замерзнете здесь. В дом заходите». Делать нечего – гуськом потянулись за ним. Ребята застенчиво остановились у порога. А хозяин поставил на стол, покрытый самотканной скатертью, самовар, нарезал по ломтю хлеба из лебеды, намазал медом: «Сосед мед отправил, как будто знал. К нему меня сегодня Матвей выпроводил». Гости пили чай и втайне надеялись на то, что, может, вещи как-нибудь найдутся. И действительно, старик принес охапку одежды и положил на скамейку:
- Сильно я вас напугал, воробышки? Ишь вы, надумали меня обмануть.
- Мы же не нарочно. Как в книге написано, так и надумали.
- Из жалости прибрал я вашу одежду. Ничего не заметили, видимо, вкус работы успели почувствовать. Этому я обрадовался. Зашел в дом и сижу, посматривая в окошко... И соседу моему какие-то мальчики дрова распилили. Так и не зашли в дом. А я вот сумел вас заманить.
Отклик людей на тимуровские дела.
На работе тетя Марья искоса поглядывает на женщин, хочет поделиться с ними своей радостью. Как будто разгадав ее мысли, одна из них спросила:
- Марья, ты не боишься оставлять детей своих без присмотра?
- Нет, зачем бояться. Миша уже умный, да и пионеры помогают.
- Мне тоже. (И.Гаврилов).
На следующий день Татьяна Иосифовна перед всем классом похвалила команду Матвея. Оказывается, дядя Леким с утра пораньше приходил в школу поблагодарить детей. (П.Чернов).
Благодарны Тимуру и его команде пожилые люди, Нюрка, полковник Александров, Женя... (Гайдар).
Создание тимуровских отрядов после знакомства школьников с повестью
Гайдара.
Татьяна Иосифовна из повести П.Чернова «Соленый колос» обратилась к своим подопечным: «Учащиеся 4-класса уже осенью организовали тимуровский отряд. Вы тогда маленькие были, а сейчас уже выросли. Надеюсь, не хотите отставать от 4-го класса». «Как в книге написано, так и надумали», – оправдываются дети перед дядей Лекимом.
«Об этой работе мы говорили в отряде». (И.Гаврилов).
В отличие от других героев произведений, как отметили учащиеся, герои Гайдара борются с трусами и обманщиками – по заслугам получает команда Квакина, трусливо обирающая по ночам сады мирных жителей.
П.Чернов рассказывает и о тяжелом детстве деревенских детей, когда не только зерна, но и лебеды не хватало. Наверное, ни один из удмуртских писателей так глубоко не раскрыл трудные военные и послевоенные годы жизни удмуртской деревни, как он.
7. Расскажите о тимуровцах из произведения К.К. Васина «Мы – тимуровцы».
8. Ребята, что вы знаете об истории тимуровского движения в вашем районе, в вашей школе? Помогаете ли вы людям, нуждающимся в помощи? Являетесь ли вы членом какой-либо детской организации? Как вы считаете, сохранились ли в современных условиях добрые тимуровские традиции и в чем они заключаются?
Учащиеся рассказали, что в школе и районе тимуровские отряды стали создаваться после знакомства с книгой Гайдара «Тимур и его команда», в 1941 году. Трудовые десанты оказывали помощь пожилым, больным и одиноким людям по хозяйству: пилили, кололи дрова и складывали их в поленницу, мыли полы, помогали сажать и убирать картофель, поливали овощи, организовывали субботники и воскресники. А учебно-производственная бригада, созданная при школе, славилась не только в районе, но и в республике. На выделенной колхозом площади выращивали корнеплоды. Нелегко было в жаркую погоду полоть и поливать, но все понимали: колхоз нуждался в помощи.
Родители рассказали своим детям и о том, что их поколение воспитывалось на книгах А.Гайдара. И сегодня они сожалеют об отсутствии его имени в учебных программах по литературе: «Нельзя считать себя школьником, если не читал Гайдара, особенно его «Тимура и команду».
Ребята делились впечатлениями о тимуровской помощи своего класса старейшей жительнице своей деревни бабушке Устинье, которой недавно исполнилось 100 лет, и охотно рассказали о многих добрых традициях в деревне.
В школе действуют две детские организации: «Родники», членами которой являются все учащиеся средних классов, и «Капельки» для начальных классов. Каждый год 9 Мая и в День пожилых под звуки горна и барабана (эта атрибутика пионерских отрядов сохранена в единственной школе района) группы родниковцев обходят дома участников войны и тыла, пожилых людей и поздравляют их с праздником: дарят цветы, вручают пригласительные билеты на концерт школьников. А после концерта СХПК «Колос» приглашает своих славных тружеников, наших бабушек и дедушек, за праздничный стол и дарит им подарки.
Несомненно, признаются ребята, тимуровское движение сохранилось и в современных условиях, только оно, к сожалению, утратило прежней занимательности, таинственности. Раньше (по книге Гайдара и воспоминаниям родителей), было интереснее, увлекательнее.
9. Рефлексия учителя. Хотя в современных учебниках не нашлось места произведениям Гайдара, он шагает впереди, ибо классическая литература всегда будет жить среди поколений, потому что она открывает в человеке общечеловеческое – добро, любовь и правду. И пока вчерашние и сегодняшние мальчишки и девчонки крепко дружат с честным Тимуром, смелым Алькой, мужественным Мальчишем-Кибальчишем и другими гайдаровскими героями, помогающими выстоять в трудных ситуациях, сохранить свое доброе имя, честь и достоинство, вдохновляющими на благородные чувства и порывы, в нашем сложном современном мире будет больше света, надежды и тепла.
В государственном гербе Российской Федерации символом победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага является всадник на боевом коне. В нем я вижу и А.Гайдара. Не только потому, что в переводе с монгольского «гайдар» – всадник, скачущий впереди», но и потому, что вся его жизнь – это пример высокого служения своему народу, своей Родине.
Домашнее задание: напишите письмо А.Гайдару или Тимуру
Письмо Тимуру
Привет, Тимур. Ты меня удивил своими благородными поступками. Как у тебя все так хорошо получается? Как тебе и твоей команде удается сделать столько добрых дел? Как вы так быстро справляетесь с любой работой?
О ваших делах мы говорили на уроке литературы. Я узнал, что ты трудолюбивый, умный, честный, заботливый мальчик. Ты, наверное, очень счастлив, потому что думаешь о людях, помогаешь им, и они тебе тем же платят. Ты просто умеешь любить людей. Мы гордимся тобой, хотим, как и ты, научиться бескорыстно любить и помогать, быстро выполнять любое дело.
По всей России разнеслась добрая молва о славной твоей команде. Дошла и до нас. По вашему примеру везде стали создаваться тимуровские команды. Много пользы получила и сегодня получает от них наша страна, поэтому она с каждым годом становится еще сильней и краше.
По твоему примеру зимой наш класс ходил помогать старенькой, одинокой бабушке, которой недавно исполнилось 100 лет. Доставали из-под снега дрова, заносили их во двор и укладывали в поленницу. Мы, конечно, и другую работу выполняем, но так увлекательно, секретно, как твоя команда, не умеем организовать, а хотелось бы. Ведь таинственность происходящих событий всех интригует: и взрослых, и детей. Мы пока по пальцам можем перечислить свои тимуровские дела, а ты, наверное, со своей командой миллион раз уже помогал людям. Мы постараемся быть достойными тебя.
Тимур, если тебе не трудно, ответь, пожалуйста, на мои вопросы. Как тебе удалось собрать такую честную команду? Есть ли правила приема в вашу команду? Ходите ли вы в походы? Какие поручения сейчас выполняют Сима Симаков и Коля Колокольчиков? Беспокоит ли еще вас шайка Квакина? Как дела у Нюрки? Угомонилась ли наконец ее коза? И последний… Принял бы ты меня в свою команду? Только честно. Для меня это очень важно.
До свидания, Тимур. Буду ждать твоего ответа.
15. 06. 2007
Евгений Прозаев
д. Новая Бия
Письмо Гайдару
Здравствуйте, уважаемый Аркадий Петрович. Пишет Вам Алеша, ученик 6 класса. Я прочитал Вашу повесть «Тимур и его команда», и она мне очень понравилась.
Ваш Тимур – честный, благородный, умный, верный товарищ. Вместе со своей командой помогал всем, кто нуждался в помощи, и наказывал таких хулиганов, как Квакин.
Я хочу рассказать Вам о своей школе, о том, как с большим уважением относимся мы к Вашим добрым традициям и следуем им.
Моя мама много лет работала старшей пионерской вожатой. Тогда при каждом классе были созданы тимуровские отряды. Их символами были флаг, горн и барабан. Пионерские сборы всегда начинались под звонкую дробь барабана и позывные горна. Эти атрибуты в нашей школе сохранились и по сей день.
Тимуровские отряды помогали пожилым людям, ветеранам
войны и труда. У каждого класса были «свои» ветераны. И если в помощи один опережал другого, было очень досадно.
Как рассказывает моя мама, она со своими одноклассниками пешком за три километра ходила помогать одной бабушке, воспитывавшей двух внуков-сирот.
В то время ветераны были еще не совсем старыми, поэтому они не отказывались приходить на классные часы, митинги. На торжественных пионерских сборах они говорили напутственные слова вступающим в члены пионерской организации, повязывали красные галстуки и поздравляли. Это были очень волнительные моменты.
Пионеры устраивали соревнования между отрядами. После уроков или в выходные дни проводили субботники и воскресники: собирали макулатуру, металлолом, а для картофелехранилища - золу. Победителей поощряли путевками в другие города, награждали грамотами.
Отряды тимуровцев ухаживали и за могилами. Недалеко от нашей школы, на нераспаханном участке колхозного поля, могила молодого красноармейца. Пионеры поставили на ней скромный памятник и обнесли ее оградой. Во время гражданской войны, которая не обошла и наши места, он был тяжело ранен. Местные жители похоронили его под березой. О родных красноармейца ничего не было известно. Пионеры организовали поисковую работу и вскоре нашли его родственников. Они навестили могилу близкого человека. Другая могила находится в Вавожском лесу. Там похоронен председатель колхоза деревни Старая Монья. Когда он ночью ехал в сельсовет, его зверски убили кулаки. Здесь тоже поставлен скромный, неброский памятник, за которым ухаживали тимуровцы.
В тимуровских отрядах была организована и работа зеленых и голубых патрулей. Зеленые патрули охраняли зеленые насаждения от бездельников, сажали деревья, участвовали в акции «Зеленый наряд Отчизне». Голубые патрули брали под свою защиту водоемы.
В конце 80-х годов пионеры нашей школы ездили в детский дом Увинского района. К поездке готовились долго и тщательно: каждый день репетировали концертные номера, а еще готовили подарки – книги. Но встретили их настороженно и даже обзывали, зато провожали тепло.
За хорошую работу пионерской дружине нашей школы было присвоено имя Надежды Курченко. А до этого знаменательного события пионеры несколько лет собирали о ней материалы, проводили мероприятия, посвященные ей, наладили переписку с музеем города Сухуми, откуда получили фотографии девушки, совершившей подвиг. Затем оформили альбом, который сохранился и по сей день.
В день Пионерии, 19 Мая, повсюду развевались красные знамена, звучали звонкие звуки горнов и барабанов. Пионеры гордо проходили колоннами и пели пионерские песни. Праздник проводился сначала в школах. Только лучшие удостаивались высокой чести участвовать в празднике районного масштаба, а лучшие из лучших – на республиканских и всесоюзных сборах. Моя мама не раз поощрялась такой путевкой. Ее фотографии тех лет – яркое свидетельство этого богатого прошлого.
Уважаемый Аркадий Петрович, мы, ваши наследники, гордимся Вами и продолжаем Ваши добрые традиции – тимуровское движение.
Р. S. Очень хотелось бы познакомиться с Вами поближе, посетить Ваш родной город Арзамас, побывать в Вашем музее.
15. 06. 2007 г.
Алексей Возняков
д. Новая Бия