Имя существительное на просторах Базарного Карабулака
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». Имя существительное на просторах Базарного Карабулака.
ЦЕЛЬ УРОКА: Повторение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» с использованием элементов эвристической технологии и технологии развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП)
ОБОРУДОВАНИЕ: видеомагнитофон, аудиомагнитофон, карточки с заданиями, тесты.
УЧИТЕЛЬ. Школьный прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
На протяжении последних уроков у нас в гостях был важный член семьи Морфологии. Кто это?
-Имя существительное.
УЧИТЕЛЬ. Мы многое знаем об этой части речи. Где живёт, какие особенности имеет. Осталось подвести итог. Но прежде я попрошу вас сформулировать тему нашего урока.
- Повторение изученного по теме «Имя существительное».
УЧИТЕЛЬ. Действительно, цель нашего урока – повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное» на материале достопримечательностей нашего района.
ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ ДО БОЛИ
РОДНУЮ,СВЯТУЮ ВСЕГДА!
ЦВЕТИ МИРНЫЙ КРАЙ МОЙ
РАЗДОЛЬНЫЙ,
МИНУЙ ТЕБЯ ВЕЧНО БЕДА.
В.Ф.Малушкин.
УЧИТЕЛЬ. А какие достопримечательности нашего района вам известны?
-Музей, родники, лес, природа, дендрарий (запись на доске и в тетрадях)
- Слова какой части речи вы записали?
- Уверены ли вы, что это имена существительные?
(рассуждение учащихся по этому вопросу)
Какое слово по своим морфологическим признакам является «пятым лишним» ?(родники, т.к. употр. в форме мн.ч., природа, т.к. явл. сущ. ж.р.)
УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Это слова ныне покойного поэта-земляка В.Ф.Малушкина. Эти строки записаны у вас в тетрадях. Какие имена существительные употреблены автором?
-Землю, до боли, край, беда.
-Определите падеж данных имён существительных.
УЧИТЕЛЬ. О, лес! Магнит души моей!
Кто радость большую подарит?
Я приглашаю всех гостей
Зелёный посетить дендрарий.
Это слово уже записано в ваших тетрадях. А каково его лексическое значение?
УЧЕНИК. Слово «дендрарий» произошло от греческого слова «дендро», что означает – дерево. Это ботанический сад, в котором выращиваются различные деревья и кустарники. (запись в тетради).
УЧИТЕЛЬ. Какие имена существительные встретились в толковании этого слова? (сад, деревья, кустарники)
- В форме какого числа употреблены эти существительные?
---Итак, мы с вами на пороге дендрария. Перед просмотром видеозаписи вы получаете задание : назвать известные вам породы деревьев или кустарников.
(ПРОСМОТР ВИДЕОЗАПИСИ)
СЛОВАРНО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Красивые растения, зелёные деревья, душистая акация, синяя жимолость, новый питомник, родная местность.
УЧИТЕЛЬ. Ребята! А что мы с вами знаем о дендрарии? С какой датой связан наш сегодняшний разговор?
(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ)
1) Базарнокарабулакский дендрарий имени Вас. Григ.Дубова заложен весной 1977 года. В этом году ему исполняется 30 лет.Здесь насчитывается около 200 видов древесно – кустарниковых пород.
2) Однако у некоторых людей встреча с прекрасным в природе вызывает «желание» стать обладателем редкого растения. Так была выкопана и полностью исчезла из коллекции дендрария туя шаровидная. Дело всех жителей нашего района – сохранить природные богатства.
УЧИТЕЛЬ. Из последнего сообщения выпишем предложение для синтаксического разбора с комментированием.
Из коллекции дендрария недавно исчезла туя.(Повеств.,невоскл.,распр.,прост.)
(В это время у доски ученик выполняет фонетич. разбор слова ТУЯ)
Туя – 2 слога.
Т- т - согл.,глух.
У – у –глас.,удар.
й -согл., звон.
Я -
А – глас.
3б., 4 зв.
---Почему буква Я обозначает два звука?
УЧИТЕЛЬ.
В мае 1984 года решением Б.Карабулакского райисполкома дендропарк переведён в категорию памятников природы местного значения. К сегодняшнему уроку группа учащихся провела небольшую исследовательскую работу, связанную с названиями пород растений дендрария. Предлагаю заслушать её результат.
- В названия древесно-кустарниковых пород, произрастающих в дендрарии, входит 61 имя существительное. Из них имён сущ. муж. рода -24 слова, жен. рода – 37 слов, имён сущ. среднего рода нет ни одного.
- Все имена существительные являются нарицательными и неодушевлёнными. Представителей 1 скл.-34 слова, 2 скл.- 24 слова, 3 скл.-3слова.
УЧИТЕЛЬ. Именно с данным исследованием связана следующая работа. Я называю вам сорта древесно-кустарниковых пород дендрария, вы записываете их в тетрадь и определяете склонение.
Бузина, граб, жимолость, калина, каштан, сирень, пихта, персик, ель.
(ПРОВЕРКА СОВМЕЩАЕТСЯ С ФИЗМИНУТКОЙ. Если слово относ-ся к 1 скл. – дети поднимают руки вверх, 2 скл. – руки в стороны, 3 скл.- руки вниз)
УЧИТЕЛЬ. Детских лет моих свидетель,
Чистый, лёгкий наш родник
Вновь меня прохладой встретил,
Вновь к ногам моим приник.
Он струится, он искрится,
Он не устаёт звенеть.
И мне хочется, как птице,
Руки вскинув, улететь.
(АУДИОЗАПИСЬ ЗВУКОВ РОДНИКА)
Гордостью нашего района являются родники, чистые, звонкие, прозрачные. Продолжаем нашу экскурсию. Перед вами на столе лежит текст. Выразительно прочтём его и подумаем, является ли данная информация текстом.
РАБОТА С ТЕКСТОМ:
ЛЁГКИЙ РОДНИК.
1) Родники. 2) Много их на з..мле, и каждый дарит человеку животворную влагу. 3) Они, родники и ключи, питают наши реки и озёра, поддерживают (з,с)доровье людей. 4) Сколько же в Поволжье этих неиссякаемых источ(?)ников? 5) Только на территории нашего района их насчитывается около пятисот.
6) Рядом с селом Алексеевка живописно расположился «Лёгкий родник». 7) Здесь веет миром и спокойствием, слышен каждый ш..пот. 8) Прозрачная струйка журчит, выбиваясь из-под земли. 9) Секрет этой замечательной воды заключается в том, что она лишена всякой примеси и насыщена элементами серебра.
10) По просьб… сельчан живописный островок природы был заботливо превращён в благоустроенное место отдыха. 11) Иниц…атором реконструкции стал комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.
- Уверены ли вы, что перед вами текст? Аргументируйте свой ответ.
- Какому стилю речи принадлежит данный текст? Почему данный текст нельзя отнести к научному стилю?
- Каков тип речи данного текста?
- Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить. (В это время у доски ученик выполняет морфологический разбор слова ЧЕЛОВЕКУ из 2 предложения текста)
УЧИТЕЛЬ. Ребята, как вы думаете, почему для морфологического разбора я предложила вам слово ЧЕЛОВЕК, ведь мы сегодня исследуем достопримечательности нашего района ? (рассуждение учащихся)
-----Потому что все достопримечательности созданы руками человека.
УЧИТЕЛЬ. Действительно, всё это создано руками человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил : «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный». Вечный след и память о себе оставили в нашем районе основатель дендрария В.Г.Дубов, создатель районного краеведческого музея З.И.Червякова и многие другие яркие личности нашего района.
А мы продолжаем наше исследование. Проведём тестирование по данному тексту.
ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕКСТУ «ЛЁГКИЙ РОДНИК».
1.Из данного текста выпишите имена собственные.
2. Из первого абзаца текста выпишите синонимы к слову РОДНИК.
3.Среди предложений 3 – 7 найдите предложения с однородными дополнениями.
4.Из предложения 11 выпишите слово, которое имеет следующее лексическое значение : коренное переустройство, восстановление чего – либо.
5. Из предложения 10 выпишите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня на уроке мы совершили экскурсию по нашему району, исследовали его достопримечательности. Повторили и обобщили изученное по теме «Имя существительное». Предлагаю подвести итог в виде творческой работы.
---О каких достопримечательностях района мы говорили?
---- Чем привлекают нас эти памятники природы?
--- Как необходимо к ним относиться?
--- Для чего необходимо бережное и трепетное отношение к природе?
- Что нового вы узнали о родном посёлке?
Запишите название творческой работы : «Люби и охраняй природу». В данной творческой работе вы должны употребить 2-3 словосочетания из предложенных : красота природы, достопримечательности района, глубокое уважение, журчание родников, зелень дендрария, бережное отношение.
(ПРОВЕРКА «2 – 3 сочинений)
УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на написанное вами сочинение и представьте, что это зеркало. Каким вы увидели ЧЕЛОВЕКА? Сделайте вывод, как нужно относиться к природе. Аргументируйте свой ответ.
УЧИТЕЛЬ. Желаю вам цвести, расти,
Копить , крепить здоровье.
Оно для школьного пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, увы,
Даётся нам недёшево.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Т.И.Дубас. Искусство построения урока/М.: Русский язык,2007, №15. С.4-8.
- Д.Клустер. Что такое критическое мышление? М.:Русский язык, 2002, №29. С.3.
- В.В.Пазынин. Исследовательские задания на уроках русского языка/М.: Русский язык, 2007, №17.С.39.
- С.В.Столбунова. Развитие критического мышления . Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, №27. С.2-4.