Статья для международной заочной научно-практической конференции 12 февраля 2013
Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение вопросов нравственного воспитания на уроках литературы (практикум по рассказам А.П.Чехова)
Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам.
В узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и своей воле, это система правил поведения личности, прежде всего отвечающая на вопрос, что хорошо, а что плохо.(2)
Каждый человек при оценке поведения пользуется этой системой правил. Её основой являются те ценности, которые важны для данного человека.(2)
Нравственность не имеет ничего общего с послушно - механическим выполнением установленных в обществе норм и правил поведения. Нравственность - это внутренний позыв, личная убеждённость, потребность поступить правильно. А.С. Макаренко большое значение придавал тому, как ведёт себя воспитанник в отсутствие других людей, когда нет контроля. Тогда и раскрываются его личные качества.
Нравственность – это духовная зрелость индивида. (2) Нравственный поступок – это поступок Человека.
Генрих Песталоцци считал, что только нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
В воспитательной программе каждого образовательного учреждения обязательно присутствует направление «нравственное воспитание». Из главных идей можно назвать следующие:
- принятие обучающимися нравственных ценностей и принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний, убеждений;
-осознание необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, уважение достоинства других людей.
Формы для решения воспитательных задач могут быть самые разные: тематические классные часы, кинопросмотры, экскурсии по историческим и памятным местам страны, города, дискуссии по нравственной тематике, поисковая работа, создание музеев, работа клубов «Азбука нравственности», «Нравственные истины», спецкурсы по нравственной тематике и другие формы.
Но нельзя забывать и о такой форме, как урок. Прежде всего, урок литературы. Вся русская литература - это пособие по нравственному воспитанию.
Антон Павлович Чехов этой проблеме посвятил всё своё творчество.
Практикум по рассказам А.П.Чехова
А.П.Чехов актуален и в наши дни. Жизнь Чехова подобна его произведениям.(4)
При изучении творчества А.П.Чехова нужно стараться воздействовать на студентов только чеховской правдой наблюдения за повседневной жизнью, предлагать думать о ценностях, которые определяют существо человеческой жизни, укреплять сознание человеческого достоинства.(3)
Из огромного количества рассказов для практикума я выбрала три по нескольким причинам. «Хирургия», «Человек в футляре», «Тоска» охватывают сразу все периоды творчества, разные жанровые направления, показывают человека с разных сторон, но, главное, будят чувства. Основная задача такого урока – не обсудить большое количества рассказов, а именно разбудить лучшие чувства по отношению к близким и к себе.
Урок начинается с афоризмов А.П.Чехова, одно из которых становится эпиграфом занятия
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»
Чехов сохраняет веру в возможность пробудить в человеке «душу живу»(1)
Беседа по вопросам по рассказу «Хирургия»
-В чём комизм ранних рассказов Чехова?
-Почему фельдшер ставит рядом слова «образованность… один костюм сто рублей стоит»?
-Что высмеивает Чехов в этом рассказе?
Обращаю особое внимание студентов на некомпетентность не только фельдшера, но и дьячка; на юмор Чехова - его видение жизни, неотделимое от трагикомической усмешки. В конце беседы можно привести замечание А.С. Пушкина из статьи «О поэтическом слоге»: «…Иногда ужас выражается смехом».
Основные вопросы для беседы по рассказу «Человек в футляре»
-В чём проявляется «футлярная» жизнь Беликова?
-Какое давление оказывал Беликов в гимназии и чем?
-Почему не удалась затея женить Беликова и Вареньку?
-Чего испугался Беликов, когда скатился с лестницы?
-Смерть какого героя рассказа Чехова напоминает смерть Беликова?
-Изменилось ли что-нибудь со смертью Беликова?
Обращаю внимание на немаловажную деталь: «Учителя были в калошах и с зонтиками».(5)
Футляр уже забрал в плен человеческие души. При этом границы поступков определяются не моральными критериями, а фразой «как бы чего не вышло». Предлагаю студентам сравнить рассказ Чехова с пьесой Е.Шварца «Дракон»
Вопросы для беседы по рассказу «Тоска»
- В чём горе Ионы?
-В каких деталях проявляется сильная тоска Ионы?
-Какой вы представляете себе жизнь Ионы дальше?
-Чем этот рассказ отличается от двух предыдущих?
Иону гнетёт не только смерть сына, но и одиночество. Он безуспешно ищет собеседников, не замечает шапки снега на нём, рад даже подзатыльнику, как знаку внимания, и в итоге рассказывает всё лошади, чтобы душа не разорвалась от тоски. Среди людей он не смог растопить лёд, найти хотя бы одного человека, способного откликнуться на его неизбывную боль теплом и участием. Мера человечности в мире, где стали редкими сердечные отношения между людьми, оказывается мерой духовного одиночества. (1)
Вопрос о дальнейшей жизни героя заставляет студентов задуматься , примерить на себе чувства Ионы.
Для обобщения обсуждения и для размышления на дом задаётся прочесть рассказ Чехова «Палата №6» и подумать над вопросом:
-Можно ли равнодушие и общественную пассивность считать утончёнными формами безнравственности?
А.П.Чехов пытался воспитать в человеке Человека. Его рассказы заставляют задуматься, каков человек (в том числе и каждый из нас).
Снова обращаемся к эпиграфу. Можно ли надеяться, что первая часть эпиграфа «тогда человек станет лучше…» будет когда-нибудь выполнена?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердников Г.П. Чехов. Серия «Жизнь замечательных людей».- М.: Просвещение, 1974.-512 с.
2.Богданова О.С.Нравственное воспитание старшеклассников .О.С. Богданова, С.В.Черенкова –М.: Просвещение,1988. – 206 с.
3.Звиняцковский В.Я. Начинаю с Чехова// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.-1990.- №1.-С. 6-12
4.Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя- словесника.- М.: Просвещение, 1988.-С.140-143
5.Чехов А.П .Избранные сочинения .-М.: Художественная литература, 1988.-464 с.