Вопрос о природе предложения.
Вопрос о природе предложения – один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общего принятого определения.
В русской грамматике основы теории предложения заложены М.В. Ломоносовым и углублены его учеником, проф. А.А. Барсовым. Затем свой вклад в развитие учения о предложении внесли А.Х.Востоков, Л.А. Потебня, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Н.Ю.Шведова и др. Различие в грамматических взглядах обуславливает различие в понимании предложения. Существующим в лингвистической науке разным направлениям соответствуют разные точки зрения в определении предложения. Одно грамматическое направления утверждает, что предложение – это «суждение, выраженное словами» (Ф.И.Буслаев).
Другое направление считает, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением». Сторонником такого направления был А.А. Потебня, который разделял предрассудки современного ему психологического направления в языкознании, отрицавшего самую возможность постановки вопроса о соотношении грамматики и логики, грамматических и логических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
предложение | 20.05 КБ |
statya.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос о природе предложения
Вопрос о природе предложения – один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общего принятого определения.
В русской грамматике основы теории предложения заложены М.В. Ломоносовым и углублены его учеником, проф. А.А. Барсовым. Затем свой вклад в развитие учения о предложении внесли А.Х.Востоков, Л.А. Потебня, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Н.Ю.Шведова и др. Различие в грамматических взглядах обуславливает различие в понимании предложения. Существующим в лингвистической науке разным направлениям соответствуют разные точки зрения в определении предложения. Одно грамматическое направления утверждает, что предложение – это «суждение, выраженное словами» (Ф.И.Буслаев).
Другое направление считает, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением». Сторонником такого направления был А.А. Потебня, который разделял предрассудки современного ему психологического направления в языкознании, отрицавшего самую возможность постановки вопроса о соотношении грамматики и логики, грамматических и логических категорий.
Предложение как словесное выражение единицы мышления стоит в центре лингвистических наблюдений А.А. Шахматова.
А.А. Шахматов прежде всего стремиться установить логико-психологическую природу той единицы мышления, словесным выражением которой является предложение.
Он опирается на концепции идеалистической психологии и логики. Психологической основой предложения для него является особый акт мышления, который имеет целью сообщение другим людям состоявшего в мышлении сочетания представлений и который в системе Шахматова получает имя «коммуникации».
Шахматов учит, что «простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений, приведенных движением воли в предикативную, то есть вообще определяющую, в частности, зависимую, причинную, генетическую связь». Уже в этом определении коммуникации сказывается зависимость А.А.Шахматова от тех идеалистических теорий суждения, которые, отрицая, что связи суждения соответствуют связям предметов действительности, чаще всего определяют суждение как сочетание или отношение двух понятий и представлений.
Выступая против « многочисленности» термина «суждения» , логисты этого идеалистического толка заменяют его термином «предложение» или «высказывание». Однако эти термины являются по своему значению более широкими чем термин «суждение».
Исходя из принципа связи языка и мышления, А.А. Шахматов старается ,прежде всего», установить ту форму мышления, с которой соотносятся все виды целостных речевых «высказываний» или предложений. Он искал такого «акта мышления», под который можно было бы подвести не только предложения познавательно – сообщающего типа, но и эмоционально-экспрессивные, побудительные и т.п. и нашел этот акт в так называемой коммуникации».
Учение А.А. Шахматова о коммуникации как логико-психологической основе предложения, несмотря на его субъективно –идеалистический фундамент, для своего времени представляло значительный шаг вперед в общем развитии синтаксической теории. Так как шахматовское понятие психологической коммуникации шире понятия суждения, то и связь между теми представлениями , которые сочетаются в акте коммуникации, по Шахматову, бывает не только предикативной, т.е. не только содержащей утверждение или отрицание. Иными словами, коммуникация лежит в основе как «предикативных» , так и «непредикативных» предложений . Шахматов пользуется логическим определением предикативности как основной функции суждения, применительно к своей коммуникации. Между тем, стремление найти в коммуникации более широкую логико-психологическую категорию мышления , чем суждение, вынуждало А.А.Шахматова к иному, расширенному пониманию самого характера связи между сочетавшимися в акте коммуникации представлениями.
Таким образом, А.А.Шахматов в основу определения предложения логико – психологические факторы : «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления.
Синтаксис предложения привлекает к себе внимание и научно- исследовательские интересы Л.В. Щербы. Традиционное, схоластическое или школьное употребление термина «предложение» Л.В. Щербе представлялось неправильным и недопустимым. Оно, по его мнению, способно лишь скрыть истинную сущность обозначаемых этим термином языковых явлений. Ведь название «предложение» обычно применяется к самым разнородным речевым единицам и высказываниям. По мнению Л.В.Щербы термин «предложение» может быть оправдан лишь в отношении тех двучленных высказываний, в которых есть налицо словесные соответствия субъекту и предикату суждения. Л.В. Щерба в силу того преувеличенного значения, которое он придавал в вопросах семантики признакам фонетическим, в том числе и интонационным, иногда в ущерб внутренним грамматическим и лексико-семантическим, еще больше суживал приметы и структурные особенности предложения. Он склонен был считать предложениями лишь те высказывания, в которых интонационно выражено их расчленение на «подлежащее» и «сказуемое». Предложение, по мнению Л.В. Щербы, всегда двухчленно .
Таким образом, Л,В. Щерба стремился ограничить применение термина «предложение». Он пользовался этим термином лишь для обозначений тех высказываний, в которых интонационно расчленено выражается суждение. Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение». Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение». Л.В. Щерба постепенно склоняется чтобы признать фразу обозначением всякого более или менее законченного. Цельного языкового выражения, чувства и волевого импульса. Предложение же наиболее содержательная, имеющее особенно важное познавательное значение, разновидность грамматически и интонационно расчлененной «фразы», соответствующая суждению.
Проблему предложений в русском синтаксисе рассматривает В.В.Виноградов, который дал наиболее полное определение предложения. « Предложение – это грамматически оформленная по законам языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». По мнению В.В. Виноградова, «в предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего. Правила соединения слов и словосочетаний в предложения – ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные типы и виды предложений, свойственные данному, конкретному языку». Вслед за многими русскими синтаксистами В.В.Виноградов обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение всегда придает сообщаемому ту или иную модальную и временную характеристику. Отношение говорящего к достоверности сообщаемого о фактах действительности, и есть модальность предложения, выражаемая грамматически , в модальных словах, частицах и интонации.
Говорящий может сообщать о фактах действительности в общей форме утвердительности или отрицательности. Отношение говорящего к реальности, связи между предметом речи и его активным или пассивным признаком может быть выражено ив плане возможности, невозможности, необходимости т.д. Формы языкового выражения модальных отношений различны.
Все, о чем говорится в предложении, мыслится во времени. Временные значении в языке находят разные выражения: в форме глагола, в форме наречий времени, в форме существительного с предлогом т.д. Ввиду того. Что предложение как единица общения есть высказывание говорящего лица о предмете речи, обращенное к слушающему, то конструктивным элементов предложения является лицо, которое выражается или формами глагола, или посредством употребления при глаголе личного местоимения.
Таким образом, грамматической основой предложения является категория модальности, времени, лица. Так и В.В. Виноградов увидел грамматическую сущность предложения именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих.
Abstract
The traditional notion of nature of sentence is considered in this article. The point of Potebna A.A. , Vinogradov V.V., are analyzed and is pointed to appearance of perquisite of untraditional notions about nature of sentence.
Предварительный просмотр:
Вопрос о природе предложения
Вопрос о природе предложения – один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общего принятого определения.
В русской грамматике основы теории предложения заложены М.В. Ломоносовым и углублены его учеником, проф. А.А. Барсовым. Затем свой вклад в развитие учения о предложении внесли А.Х.Востоков, Л.А. Потебня, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Н.Ю.Шведова и др. Различие в грамматических взглядах обуславливает различие в понимании предложения. Существующим в лингвистической науке разным направлениям соответствуют разные точки зрения в определении предложения. Одно грамматическое направления утверждает, что предложение – это «суждение, выраженное словами» (Ф.И.Буслаев).
Другое направление считает, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением». Сторонником такого направления был А.А. Потебня, который разделял предрассудки современного ему психологического направления в языкознании, отрицавшего самую возможность постановки вопроса о соотношении грамматики и логики, грамматических и логических категорий.
Предложение как словесное выражение единицы мышления стоит в центре лингвистических наблюдений А.А. Шахматова.
А.А. Шахматов прежде всего стремиться установить логико-психологическую природу той единицы мышления, словесным выражением которой является предложение.
Он опирается на концепции идеалистической психологии и логики. Психологической основой предложения для него является особый акт мышления, который имеет целью сообщение другим людям состоявшего в мышлении сочетания представлений и который в системе Шахматова получает имя «коммуникации».
Шахматов учит, что «простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений, приведенных движением воли в предикативную, то есть вообще определяющую, в частности, зависимую, причинную, генетическую связь». Уже в этом определении коммуникации сказывается зависимость А.А.Шахматова от тех идеалистических теорий суждения, которые, отрицая, что связи суждения соответствуют связям предметов действительности, чаще всего определяют суждение как сочетание или отношение двух понятий и представлений.
Выступая против « многочисленности» термина «суждения» , логисты этого идеалистического толка заменяют его термином «предложение» или «высказывание». Однако эти термины являются по своему значению более широкими чем термин «суждение».
Исходя из принципа связи языка и мышления, А.А. Шахматов старается ,прежде всего», установить ту форму мышления, с которой соотносятся все виды целостных речевых «высказываний» или предложений. Он искал такого «акта мышления», под который можно было бы подвести не только предложения познавательно – сообщающего типа, но и эмоционально-экспрессивные, побудительные и т.п. и нашел этот акт в так называемой коммуникации».
Учение А.А. Шахматова о коммуникации как логико-психологической основе предложения, несмотря на его субъективно –идеалистический фундамент, для своего времени представляло значительный шаг вперед в общем развитии синтаксической теории. Так как шахматовское понятие психологической коммуникации шире понятия суждения, то и связь между теми представлениями , которые сочетаются в акте коммуникации, по Шахматову, бывает не только предикативной, т.е. не только содержащей утверждение или отрицание. Иными словами, коммуникация лежит в основе как «предикативных» , так и «непредикативных» предложений . Шахматов пользуется логическим определением предикативности как основной функции суждения, применительно к своей коммуникации. Между тем, стремление найти в коммуникации более широкую логико-психологическую категорию мышления , чем суждение, вынуждало А.А.Шахматова к иному, расширенному пониманию самого характера связи между сочетавшимися в акте коммуникации представлениями.
Таким образом, А.А.Шахматов в основу определения предложения логико – психологические факторы : «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления.
Синтаксис предложения привлекает к себе внимание и научно- исследовательские интересы Л.В. Щербы. Традиционное, схоластическое или школьное употребление термина «предложение» Л.В. Щербе представлялось неправильным и недопустимым. Оно, по его мнению, способно лишь скрыть истинную сущность обозначаемых этим термином языковых явлений. Ведь название «предложение» обычно применяется к самым разнородным речевым единицам и высказываниям. По мнению Л.В.Щербы термин «предложение» может быть оправдан лишь в отношении тех двучленных высказываний, в которых есть налицо словесные соответствия субъекту и предикату суждения. Л.В. Щерба в силу того преувеличенного значения, которое он придавал в вопросах семантики признакам фонетическим, в том числе и интонационным, иногда в ущерб внутренним грамматическим и лексико-семантическим, еще больше суживал приметы и структурные особенности предложения. Он склонен был считать предложениями лишь те высказывания, в которых интонационно выражено их расчленение на «подлежащее» и «сказуемое». Предложение, по мнению Л.В. Щербы, всегда двухчленно .
Таким образом, Л,В. Щерба стремился ограничить применение термина «предложение». Он пользовался этим термином лишь для обозначений тех высказываний, в которых интонационно расчленено выражается суждение. Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение». Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение». Л.В. Щерба постепенно склоняется чтобы признать фразу обозначением всякого более или менее законченного. Цельного языкового выражения, чувства и волевого импульса. Предложение же наиболее содержательная, имеющее особенно важное познавательное значение, разновидность грамматически и интонационно расчлененной «фразы», соответствующая суждению.
Проблему предложений в русском синтаксисе рассматривает В.В.Виноградов, который дал наиболее полное определение предложения. « Предложение – это грамматически оформленная по законам языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». По мнению В.В. Виноградова, «в предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего. Правила соединения слов и словосочетаний в предложения – ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные типы и виды предложений, свойственные данному, конкретному языку». Вслед за многими русскими синтаксистами В.В.Виноградов обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение всегда придает сообщаемому ту или иную модальную и временную характеристику. Отношение говорящего к достоверности сообщаемого о фактах действительности, и есть модальность предложения, выражаемая грамматически , в модальных словах, частицах и интонации.
Говорящий может сообщать о фактах действительности в общей форме утвердительности или отрицательности. Отношение говорящего к реальности, связи между предметом речи и его активным или пассивным признаком может быть выражено ив плане возможности, невозможности, необходимости т.д. Формы языкового выражения модальных отношений различны.
Все, о чем говорится в предложении, мыслится во времени. Временные значении в языке находят разные выражения: в форме глагола, в форме наречий времени, в форме существительного с предлогом т.д. Ввиду того. Что предложение как единица общения есть высказывание говорящего лица о предмете речи, обращенное к слушающему, то конструктивным элементов предложения является лицо, которое выражается или формами глагола, или посредством употребления при глаголе личного местоимения.
Таким образом, грамматической основой предложения является категория модальности, времени, лица. Так и В.В. Виноградов увидел грамматическую сущность предложения именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих.
Abstract
The traditional notion of nature of sentence is considered in this article. The point of Potebna A.A. , Vinogradov V.V., are analyzed and is pointed to appearance of perquisite of untraditional notions about nature of sentence.