Вопрос о природе предложения.

Халилова Эльмира Рафаиловна

Вопрос о природе предложения – один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общего принятого определения. 

       В русской грамматике основы теории предложения заложены М.В. Ломоносовым и углублены его учеником, проф. А.А. Барсовым.  Затем свой вклад в развитие учения о предложении внесли А.Х.Востоков, Л.А. Потебня,  А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Н.Ю.Шведова и др.  Различие в грамматических взглядах обуславливает различие в понимании предложения.  Существующим в лингвистической науке разным направлениям соответствуют разные точки зрения в определении предложения.  Одно грамматическое направления утверждает, что предложение – это «суждение, выраженное словами» (Ф.И.Буслаев).

       Другое направление  считает, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением». Сторонником такого направления был А.А. Потебня, который разделял предрассудки современного ему психологического направления в языкознании, отрицавшего самую возможность постановки вопроса о соотношении грамматики и логики, грамматических и логических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл предложение20.05 КБ
Файл statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Вопрос о природе предложения

        Вопрос о природе предложения – один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общего принятого определения.  

       В русской грамматике основы теории предложения заложены М.В. Ломоносовым и углублены его учеником, проф. А.А. Барсовым.  Затем свой вклад в развитие учения о предложении внесли А.Х.Востоков, Л.А. Потебня,  А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Н.Ю.Шведова и др.  Различие в грамматических взглядах обуславливает различие в понимании предложения.  Существующим в лингвистической науке разным направлениям соответствуют разные точки зрения в определении предложения.  Одно грамматическое направления утверждает, что предложение – это «суждение, выраженное словами» (Ф.И.Буслаев).

       Другое направление  считает, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением». Сторонником такого направления был А.А. Потебня, который разделял предрассудки современного ему психологического направления в языкознании, отрицавшего самую возможность постановки вопроса о соотношении грамматики и логики, грамматических и логических категорий.

         Предложение как словесное выражение единицы мышления стоит в центре лингвистических наблюдений А.А. Шахматова.

          А.А. Шахматов прежде всего стремиться установить логико-психологическую природу той единицы мышления, словесным выражением которой является предложение.

          Он опирается на концепции идеалистической психологии и логики. Психологической основой предложения для него является особый акт мышления, который имеет целью сообщение другим людям состоявшего в мышлении сочетания представлений и  который в системе Шахматова получает имя «коммуникации».

       Шахматов учит, что «простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений, приведенных движением воли в предикативную, то есть вообще определяющую, в частности, зависимую, причинную, генетическую связь». Уже в этом определении коммуникации сказывается зависимость А.А.Шахматова от тех идеалистических теорий суждения, которые, отрицая, что связи суждения соответствуют связям предметов действительности, чаще всего определяют суждение  как сочетание или отношение двух понятий и представлений.

Выступая против « многочисленности» термина «суждения» , логисты этого идеалистического толка заменяют его термином «предложение» или «высказывание». Однако эти термины  являются по своему значению  более широкими чем термин «суждение».

       Исходя из принципа связи языка и мышления, А.А. Шахматов старается ,прежде всего», установить ту форму мышления, с которой соотносятся все виды целостных речевых «высказываний» или предложений.  Он искал такого «акта мышления», под который можно было бы подвести  не только предложения познавательно – сообщающего типа, но и эмоционально-экспрессивные, побудительные и т.п. и нашел этот акт в так называемой коммуникации».

        Учение А.А. Шахматова о коммуникации как логико-психологической основе предложения, несмотря на его субъективно –идеалистический фундамент, для своего времени представляло значительный шаг вперед в общем развитии синтаксической теории. Так как шахматовское понятие психологической коммуникации шире понятия суждения, то и связь между теми представлениями , которые сочетаются в акте коммуникации, по Шахматову, бывает не только предикативной, т.е.  не только содержащей утверждение или отрицание. Иными словами,  коммуникация лежит в основе как «предикативных» , так и «непредикативных» предложений . Шахматов пользуется логическим определением предикативности как основной функции суждения, применительно к своей коммуникации. Между тем, стремление найти в коммуникации более широкую логико-психологическую категорию мышления , чем суждение, вынуждало А.А.Шахматова к иному, расширенному пониманию самого характера связи между сочетавшимися в акте коммуникации представлениями.

      Таким образом, А.А.Шахматов в основу определения предложения логико – психологические факторы : «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления.  

        Синтаксис предложения привлекает к себе внимание и научно- исследовательские интересы Л.В. Щербы. Традиционное, схоластическое или школьное употребление термина «предложение» Л.В. Щербе представлялось  неправильным и недопустимым.  Оно, по его мнению, способно лишь скрыть истинную сущность обозначаемых этим термином языковых явлений. Ведь название «предложение» обычно применяется к самым разнородным речевым единицам и высказываниям. По мнению Л.В.Щербы термин «предложение» может  быть оправдан лишь в отношении тех двучленных высказываний, в которых есть налицо словесные соответствия  субъекту и предикату суждения.  Л.В. Щерба в силу того преувеличенного значения, которое он придавал в вопросах семантики признакам фонетическим, в том числе и интонационным, иногда в ущерб внутренним грамматическим и лексико-семантическим, еще больше суживал приметы и структурные особенности предложения. Он склонен был считать предложениями лишь те высказывания, в которых интонационно выражено их расчленение    на «подлежащее» и «сказуемое». Предложение, по мнению Л.В. Щербы, всегда двухчленно  .

Таким образом, Л,В. Щерба стремился ограничить применение термина «предложение».  Он пользовался этим термином лишь для обозначений тех высказываний, в которых интонационно расчленено выражается суждение. Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение». Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение».   Л.В. Щерба постепенно склоняется чтобы признать фразу обозначением всякого более или менее законченного. Цельного языкового выражения, чувства и волевого импульса. Предложение же наиболее содержательная, имеющее особенно важное познавательное значение, разновидность грамматически и интонационно расчлененной «фразы», соответствующая суждению.

Проблему предложений в русском синтаксисе рассматривает   В.В.Виноградов, который дал наиболее полное определение предложения. « Предложение – это грамматически оформленная по законам языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и     сообщения мысли». По мнению В.В. Виноградова, «в предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего. Правила соединения слов и словосочетаний в предложения – ядро синтаксиса того или иного языка.  На основе этих правил устанавливаются разные типы и виды предложений, свойственные данному, конкретному языку». Вслед за многими русскими синтаксистами В.В.Виноградов обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение всегда   придает сообщаемому ту или иную модальную и временную характеристику. Отношение говорящего к достоверности сообщаемого о фактах действительности,  и есть модальность предложения, выражаемая грамматически , в модальных словах, частицах и интонации.

Говорящий может сообщать о фактах действительности в общей форме утвердительности или отрицательности.  Отношение говорящего к реальности, связи между предметом речи и его активным или пассивным признаком может быть выражено ив плане возможности, невозможности, необходимости т.д. Формы языкового выражения модальных отношений различны.

        Все, о чем говорится в предложении, мыслится во времени. Временные значении в языке находят разные выражения: в форме глагола, в форме наречий времени, в форме существительного с предлогом т.д.  Ввиду того. Что предложение как единица общения есть высказывание говорящего лица о предмете речи, обращенное к слушающему, то конструктивным элементов предложения является лицо, которое выражается или формами глагола, или посредством употребления при глаголе личного местоимения.

      Таким образом, грамматической основой предложения является категория модальности, времени, лица. Так и В.В. Виноградов увидел грамматическую сущность предложения именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих.

 

Abstract

     The traditional notion of nature of sentence is considered in this article. The point of Potebna A.A. , Vinogradov V.V., are analyzed and is pointed to appearance of perquisite of untraditional notions about nature of sentence.  

                   



Предварительный просмотр:

                                        Вопрос о природе предложения

        Вопрос о природе предложения – один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общего принятого определения.  

       В русской грамматике основы теории предложения заложены М.В. Ломоносовым и углублены его учеником, проф. А.А. Барсовым.  Затем свой вклад в развитие учения о предложении внесли А.Х.Востоков, Л.А. Потебня,  А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Н.Ю.Шведова и др.  Различие в грамматических взглядах обуславливает различие в понимании предложения.  Существующим в лингвистической науке разным направлениям соответствуют разные точки зрения в определении предложения.  Одно грамматическое направления утверждает, что предложение – это «суждение, выраженное словами» (Ф.И.Буслаев).

       Другое направление  считает, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением». Сторонником такого направления был А.А. Потебня, который разделял предрассудки современного ему психологического направления в языкознании, отрицавшего самую возможность постановки вопроса о соотношении грамматики и логики, грамматических и логических категорий.

         Предложение как словесное выражение единицы мышления стоит в центре лингвистических наблюдений А.А. Шахматова.

          А.А. Шахматов прежде всего стремиться установить логико-психологическую природу той единицы мышления, словесным выражением которой является предложение.

          Он опирается на концепции идеалистической психологии и логики. Психологической основой предложения для него является особый акт мышления, который имеет целью сообщение другим людям состоявшего в мышлении сочетания представлений и  который в системе Шахматова получает имя «коммуникации».

       Шахматов учит, что «простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений, приведенных движением воли в предикативную, то есть вообще определяющую, в частности, зависимую, причинную, генетическую связь». Уже в этом определении коммуникации сказывается зависимость А.А.Шахматова от тех идеалистических теорий суждения, которые, отрицая, что связи суждения соответствуют связям предметов действительности, чаще всего определяют суждение  как сочетание или отношение двух понятий и представлений.

Выступая против « многочисленности» термина «суждения» , логисты этого идеалистического толка заменяют его термином «предложение» или «высказывание». Однако эти термины  являются по своему значению  более широкими чем термин «суждение».

       Исходя из принципа связи языка и мышления, А.А. Шахматов старается ,прежде всего», установить ту форму мышления, с которой соотносятся все виды целостных речевых «высказываний» или предложений.  Он искал такого «акта мышления», под который можно было бы подвести  не только предложения познавательно – сообщающего типа, но и эмоционально-экспрессивные, побудительные и т.п. и нашел этот акт в так называемой коммуникации».

        Учение А.А. Шахматова о коммуникации как логико-психологической основе предложения, несмотря на его субъективно –идеалистический фундамент, для своего времени представляло значительный шаг вперед в общем развитии синтаксической теории. Так как шахматовское понятие психологической коммуникации шире понятия суждения, то и связь между теми представлениями , которые сочетаются в акте коммуникации, по Шахматову, бывает не только предикативной, т.е.  не только содержащей утверждение или отрицание. Иными словами,  коммуникация лежит в основе как «предикативных» , так и «непредикативных» предложений . Шахматов пользуется логическим определением предикативности как основной функции суждения, применительно к своей коммуникации. Между тем, стремление найти в коммуникации более широкую логико-психологическую категорию мышления , чем суждение, вынуждало А.А.Шахматова к иному, расширенному пониманию самого характера связи между сочетавшимися в акте коммуникации представлениями.

      Таким образом, А.А.Шахматов в основу определения предложения логико – психологические факторы : «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления.  

        Синтаксис предложения привлекает к себе внимание и научно- исследовательские интересы Л.В. Щербы. Традиционное, схоластическое или школьное употребление термина «предложение» Л.В. Щербе представлялось  неправильным и недопустимым.  Оно, по его мнению, способно лишь скрыть истинную сущность обозначаемых этим термином языковых явлений. Ведь название «предложение» обычно применяется к самым разнородным речевым единицам и высказываниям. По мнению Л.В.Щербы термин «предложение» может  быть оправдан лишь в отношении тех двучленных высказываний, в которых есть налицо словесные соответствия  субъекту и предикату суждения.  Л.В. Щерба в силу того преувеличенного значения, которое он придавал в вопросах семантики признакам фонетическим, в том числе и интонационным, иногда в ущерб внутренним грамматическим и лексико-семантическим, еще больше суживал приметы и структурные особенности предложения. Он склонен был считать предложениями лишь те высказывания, в которых интонационно выражено их расчленение    на «подлежащее» и «сказуемое». Предложение, по мнению Л.В. Щербы, всегда двухчленно  .

Таким образом, Л,В. Щерба стремился ограничить применение термина «предложение».  Он пользовался этим термином лишь для обозначений тех высказываний, в которых интонационно расчленено выражается суждение. Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение». Термин «фраза» оказывается более широким и менее определенным, чем понятие «предложение».   Л.В. Щерба постепенно склоняется чтобы признать фразу обозначением всякого более или менее законченного. Цельного языкового выражения, чувства и волевого импульса. Предложение же наиболее содержательная, имеющее особенно важное познавательное значение, разновидность грамматически и интонационно расчлененной «фразы», соответствующая суждению.

Проблему предложений в русском синтаксисе рассматривает   В.В.Виноградов, который дал наиболее полное определение предложения. « Предложение – это грамматически оформленная по законам языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и     сообщения мысли». По мнению В.В. Виноградова, «в предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего. Правила соединения слов и словосочетаний в предложения – ядро синтаксиса того или иного языка.  На основе этих правил устанавливаются разные типы и виды предложений, свойственные данному, конкретному языку». Вслед за многими русскими синтаксистами В.В.Виноградов обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение всегда   придает сообщаемому ту или иную модальную и временную характеристику. Отношение говорящего к достоверности сообщаемого о фактах действительности,  и есть модальность предложения, выражаемая грамматически , в модальных словах, частицах и интонации.

Говорящий может сообщать о фактах действительности в общей форме утвердительности или отрицательности.  Отношение говорящего к реальности, связи между предметом речи и его активным или пассивным признаком может быть выражено ив плане возможности, невозможности, необходимости т.д. Формы языкового выражения модальных отношений различны.

        Все, о чем говорится в предложении, мыслится во времени. Временные значении в языке находят разные выражения: в форме глагола, в форме наречий времени, в форме существительного с предлогом т.д.  Ввиду того. Что предложение как единица общения есть высказывание говорящего лица о предмете речи, обращенное к слушающему, то конструктивным элементов предложения является лицо, которое выражается или формами глагола, или посредством употребления при глаголе личного местоимения.

      Таким образом, грамматической основой предложения является категория модальности, времени, лица. Так и В.В. Виноградов увидел грамматическую сущность предложения именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих.

 

Abstract

     The traditional notion of nature of sentence is considered in this article. The point of Potebna A.A. , Vinogradov V.V., are analyzed and is pointed to appearance of perquisite of untraditional notions about nature of sentence.