Технология совершенствования орфографической грамотности

Новоковская Ольга Ивановна

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пуктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии.Условия,необходимые для формирования орфографических навыков:

1)Высокий научный уровень преподования орфографии.

2)Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.

3)Знание орфографических правил.

4)Знание схем применения правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология совершенствования орфографической грамотности

В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 15 слов на выбранную орфограмму. Проверка диктанта осуществляется сразу же: слова записываются на классной доске и учитель поясняет их правописание, ученики исправляют в тетрадях допущенные ими ошибки.

Домашнее задание: составить рассказ из 5-6 предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта.

На второй день ученики обмениваются тетрадями для чтения составленных товарищами рассказов,1-2 работы оцениваются учителем(взаимопроверка).

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, для  этого записать под диктовку родителей или товарища 15-20 слов на выбранную орфограмму.

На третий день проводит ся контрольный диктант из 30 слов на ту же орфограмму(15прежних и 15 новых слов).

В этой технологии работа над одной орфограммой проводится в течение 3 дней, занимая на уроках русского языка всего несколько минут. Словарный диктант на выбранную орфограмму, который выполняется уже в первый день, играет актуализирующую роль. Затем следует пояснение учителя и исправление ошибок. Это можно рассматривать как вводные и пробные упражнения. Составление рассказа заставит ученика несколько раз прочитать  15слов на заданную орфограмму. Это тренировочное упражнение сам по себе полезно. Важно и то, что прочитываемые слова написаны самим учеником, его почерком: происходит приучение к самоконтролю написанного.Домашний диктант помогает разнообразить тренировочные упражнения ,но эффективен лишь накануне контрольного диктанта при наличии соответственной установки.

   Общий уровень орфографической грамотности учащихся по-прежнему оставляет желать лучшего.

Меня заинтересовала проблема орфографической зоркости по следующей причине:

Почему учащиеся ,заканчивая обучение по языку, буквально через небольшой промежуток времени «сеют» ошибки. В чем тут причина? Ларионова Л.Г. (г.Ростов-на –Дону) в своей статье

«Обучение орфографии с учетом достижения обязательного уровня орфографической грамотности учащихся»объясняет это следующим образом:

1.Трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков  не могут совпадать по времени .В результате создается противоречие между знанием формулировки правила и неумением безошибочно написать слова на данное правило, между изученным материалом и теми орфограммами, которое употребляет ученик при письме. Следовательно, работа по орфографии требует последовательности.

2.Но учитель, боясь отстать от программы, не уделяет необходимого внимания поэтапной отработке сложных орфографических правил. Это порождает проблему. Несмотря на прилагаемые усилия  очевидных продвижений в знаниях, умениях и навыках в области орфографии школьники не ощущают. Это приводит к накоплению пробелов, сначала мешает учиться ученику дальше, а затем может привести к потере интереса к предмету, так как оценка успехов ученика производится в основном по орфографическому критерию.

  Наблюдения специалистов показывают, что повысить уровень орфографической грамотности учащихся удается, если с первого года обучения в средней школе целенаправленно проводить работу по орфографии с ориентацией (на каждом этапе) на формирование определенной системы базовых умений и навыков, которыми должны овладеть все ученики. Вначале я перечислю, что необходимо, чтобы сформировать у учащегося орфографическую зоркость. А затем перейду непосредственно к тому ,что было сделано мной в работе по данной проблеме.

«Пиком интенсивности» в овладении  учащимися орфографическими умениями является 5 класс. Из объема сведений, с которым ученики приходят в 5 класс и который предложен программой для обучения в 5 классе, можно вычленить 2 группы орфограмм, которые являются основными для достижения конечного результата.

1)Написание слов, которые регулируются правилами.

2)Написание слов не регулируемое правилом, а также слова ,которые пишутся с прописной буквы.

В основе этого деления лежит следующий принцип, помогающий учащимся не только ориентироваться в написании проверяемых-непроверяемых орфограмм, но и овладевать общими правилами:

1)Ищи проверочное слово, обратись к правилу (для проверяемых написаний)

2)Ищи этимологию или загляни в словарь(для непроверяемых написаний)

3)Определи, что слово обозначает: собственное наименование или нарицательное(для прописной буквы).

Как показывает практика, эти две группы орфограмм необходимо постоянно держать в поле зрения учащихся на каждом этапе обучения, чтобы процесс формирования орфографических умений и навыков протекал в системе. Свою работу по этой проблеме начала с 5 классом, используя при этом следующее:

1)Списывание текста. Этот вопрос в методической литературе недостаточно освещен.Однако же экспериментальные данные показывают, что при списывании текста учащиеся допускают немногим меньше ошибок, чем при диктанте этого же текста. В последние годы в методической литературе  к учащимся 5 класса предъявляется требование писать под диктовку текст в 90-100 слов и выполнить 1-2 дополнительных задания. По данным специалистов, справиться с такой работой могут только 75% учащихся.Умение безошибочно списывать текст, сформированное в начальной школе, должно быть отработано в средних классах до уровня навыка.

2)Правописание орфограмм начальной школы.

Необходимо сконцентрировать внимание на ограниченно количестве орфограмм, то есть тех орфограмм, которые в дальнейшем изучаться не будут, отрабатывая остальные попутно. Строится работа следующим образом:

А)Сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу.

Б)Сочетния ЧК,чн,щн,зд,жд.

В)Разделительные ъ и ь знаки.

Г)ь знак после шипящих на конце глаголов и существительных.

Д)Не с глаголами.

Е)Гласные и согласные в приставках.

Ж)Проверяемые безударные гласные в корнях.

З)Проверяемые согласные в корнях слов

И)Непроверяемые безударные гласные.

Вся эта работа с орфограмма мной проводится в первом полугодии. Во втором полугодии также ведется работа по отработке безошибочного списывания и правильной диктовки.

3 )Выборочное письмо.

При выполнении упражнений обращается внимание на правописание слов с орфограммами.

4)Объяснение написанного на основе краткого рассуждения.

Эти упражнения необходимы для связи теории с практикой. Например, объяснить в тексте правописание выделенных орфограмм.

5)Зрительная разминка.

Обычно провожу в начале урока. Количество- 10 слов,их необходимо постепенно увеличивать.

Дается на запоминание 3-4 минуты. Слова подбираются или же из упражнений ,или берутся слова из словарных диктантов .Он дается затем на следующем уроке. Эта работа каждодневная. Через неделю дается словарный диктант из этих слов. Если допускаются еще ошибки  в этих словах, то их выносить снова в зрительную разминку ,или же с ними проводится иная работа типа составления словосочетаний или предложений. Очень часто слова подбираются по теме «Экскурсия» : маршрут, рюкзак, палатка, вокзал, гербарий, коллекция ,юннат.

6)Классификация орфограмм.

При выполнении  упражнений формируется дифференцированный подход к орфограммам.

7)Минутка чистописания.

Это не только для выработки каллиграфии, но и для усвоения орфограмм .Выбирается на полугодие какая-то определенная тема. Берется обычно 3 слова, одно из них пишется с прописной буквы. Объясняется значение данного слова, его правописание, составляются с ними предложения.

8)Подбор собственных примеров.

Начинать лучше с устных упражнений, затем лучше переходить к письменным. Это позволяет сделать шаг учащимся от чужого материалак использованию в речи своих примеров. Например, прослушайте текст, определите в нем слова с определяемой согласной в корне. Дополнить примеры из текста своими примерами.

9)Составление предложений или словосочетаний с опорой на данные слова.

После того, как учащиеся научаться зрительно обнаруживать орфограммы в тексте ,необходимо переходить к тому ,чтобы они воспринимали орфограммы на слух.

10)Разбор слова по составу с целью познавания орфограмм в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях.

11)Подбор однокоренных слов для определения написания гласных и согласных в корне.

12)Словарный диктант

13)Различные виды тренировочных диктантов: объяснительный, слуховой, количественный, диктант с изменением текста, предупредительный, творческий, свободный.

14)Комментированное письмо.

В моей работе оно одно из основных, так как позволяет установить прочность усвоения материала.

15)Работа со словарем.

Она может быть тематической.

16)Дифференцированный подход к обучению.

17)Использование нестандартных форм обучения: уроки соревнования, деловые игра, проблемные ситуации.

18)Индивидуальная работа с учащимися: карточки, тесты, зачет.

19)Использование алгоритмов при обучении орфографии.

20)Развитие логического мышления:

-Определение лишних слов в рядах.

-Вопросы или задачи на смекалку.

-За одну минуту написать не менее 15 слов, состоящих из трех букв.

-Игра «На что похож предмет».

-Разрешение различных проблемных ситуаций.

-Игра «Закодированное слово».Сначала задумывается какое-то слово, затем запись слов по начальной букве и учащиеся зрительно или на слух угадывают закодированное слово.