Планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику Г. С. Меркина

Казьмина Наталья Алексеевна

Это планирование можно использовать как основу для составления индивидуальной рабочей программы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5a._merkin.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская гимназия»

г. Егорьевск

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Георгиевская гимназия

__________________ Жиденькова В.Ю.

приказ №_______от ___________2012 г.

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

5А  класс

Составитель:Казьмина Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

2012 г.

                    Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс         

Учитель Казьмина Наталья Алексеевна

Количество часов 70

Всего  70 часов; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Москва «Русское слово» 2011.

Учебный комплект:

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель Г.С. Меркин. Москва «Русское слово» 2011;

Ф.Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) в двух частях. Под редакцией Г.С. Меркина. Москва «Русское слово» 2011;

Дополнительная литература

Ф.Е. Соловьёва. Тематическое планирование. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Под редакцией Г.С. Меркина. Москва «Русское слово» 2011;

Ф.Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие.  Под редакцией Г.С. Меркина. Москва «Русское слово» 2011;

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Москва «Русское слово» 2011 и ориентировано на формирование у учащихся представлений о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров (в первую очередь лирики и эпоса); развитие эстетического вкуса, содействующего появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Цели обучения:

На основе творческого чтения произведений фольклора, русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и её отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Задачи обучения:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа,

- освоение предлагаемых произведений как искусства слова,

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Важнейшими умениями являются следующие:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических  произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки  в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Учебно-тематическое планирование

название темы

количество часов

всего

теорет.

практич.

1.

Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека

1

1

2.

Из мифологии.

3

3

3.

Из устного народного творчества.

5

5

4.

Из древнерусской литературы.

2

2

5.

Из басен народов мира.

5

5

6.

Из русской литературы XIX века.

5

5

7.

Поэзия XIX века о родной природе.  

20

20

8.

Из русской литературы XX века.

17

17

9.

Родная природа в произведениях писателей XX века.

2

2

10.

Из зарубежной литературы.

8

8

11.

Заключительные уроки.

2

2

Итого

70

70

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе

в 5 классе на 2011 – 2012 учебный год

Первая четверть

месяц

Календарная неделя


урока в четверти

№ урока в году

Тема

контрольные параметры оценки учебных достижений

Скорректированная

дата



С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1-2

Урок № 1

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека.

Урок № 2

2

Античный миф: «Рождение Зевса». Сюжет мифа.


5-9

Урок № 3

3

Миф «Олимп»

Урок № 4

4

Миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем»


12-16

Урок № 5

5

Из  устного  народного  творчества

Загадки.

Урок № 6

6

Пословицы и поговорки.


19-23

Урок № 7

7

Русские сказки. «Царевна-лягушка»

Урок № 8

8

Сказка «Чего на свете не бывает»

26-30

Урок № 9

9

Сказка «Падчерица»

Урок № 10

10

Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»



О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


3-7

Урок № 11

11

«Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам»

Урок № 12

12

Из басен народов мира. Эзоп «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».


10-14

Урок № 13

13

Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса».  А.П.Сумароков «Ворона и Лиса», М.В. Ломоносов «Случилось вместе два Астронома в пиру…»

Урок № 14

 14

Басни И.А. Крылова.


17-21

Урок № 15

15

И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом».

Урок № 16

16

Русская басня в XX в. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало»

24-28

Урок № 17

17

 Из русской литературы XIX в.  Детство А.С. Пушкина. Книга в судьбе поэта.

Урок № 18

18

А.С. Пушкин «Няне»

Вторая четверть

месяц

Календарная неделя


урока в четверти

№ урока в году

Тема

контрольные параметры оценки учебных достижений


Н

О

Я

Б

Р

Ь


7-11

Урок № 1

19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Урок № 2

20

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)


14-18

Урок № 3

21

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Урок № 4

22

Поэзия  XIX в.  о родной природе. М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Е.А. Баратынский, И.З. Суриков.


21-25

Урок № 5

23

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.

Урок № 6

24

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.


28-2

Урок № 7

25

Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

Урок № 8

26

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


5-9

Урок № 9

27

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Урок № 10

28

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»


12-16

Урок № 11

29

Фантастика и реальность в повести Н.В. гоголя «Ночь перед Рождеством»

Урок № 12

30

И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.


19-23

Урок № 13

31

И.С. Тургенев «Муму». Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Урок № 14

32

Герасим и Муму.  Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

26-30

Урок № 15

33

Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

 

    Третья четверть

месяц

Календарная неделя


урока в четверти

№ урока в году

Тема

контрольные параметры оценки учебных достижений


Я

Н

В

А

Р

Ь


9-13

Урок № 1

34

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Поэма «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

Урок № 2

35

Основная тема поэмы «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.


16-20

Урок № 3

36

Н.А. Некрасов «Тройка»

Урок № 4

37

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».  Яснополянская школа


23-28

Урок № 5

38

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

Урок № 6

39

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.


30-3

Урок № 7

40

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил».

Урок № 8

41

Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.


Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


6-10

Урок № 9

42

Из  русской литературы XX века

И.А. Бунин. Детские и юношеские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина.

Урок № 10

43

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...». Тема природы и приемы ее реализации. Художественное богатство стихотворения.  Второй план в стихотворении.


13-17

Урок № 11

44

Рассказ «В деревне». 

Урок № 12

45

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче».  Мир города в рассказе.


20-25

Урок № 13

46

Л.Н. Андреев. «Петька на даче».  Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Урок № 14

47

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.


27-2

Урок № 15

48

А.А. Блок.  Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места.  


М

А

Р

Т

Урок № 16

49

А.А. Блок.  «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...


5-9

Урок № 17

50

С.А. Есенин.  Детские годы. В есенинском Константинове.

Урок № 18

51

С.А. Есенин.  «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... ».


12-17

Урок № 19

52

А.П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Урок № 20

53

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе.

19-24

Урок № 21

54

П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова.

Четвёртая четверть

месяц

Календарная неделя


урока в четверти

№ урока в году

Тема

контрольные параметры оценки учебных достижений



А

П

Р

Е

Л

Ь


2-6

Урок № 1

55

П.П. Бажов. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа.

Урок № 2

56

Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе.


9-13

Урок № 3

57

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

Урок № 4

58

Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе.


16-21

Урок № 5

59

Родная природа в произведениях писателей XX  века.

В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

Урок № 6

60

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).


23-27

Урок № 7

61

Из  зарубежной  литературы

Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей.

Урок № 8

62

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.


30-4

Урок № 9

63

Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность.


М

А

Й

Урок № 10

64

М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.


7-11

Урок № 11

65

М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII)

Урок № 12

66

Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.


14-19

Урок № 13

67

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» 

Урок № 14

68

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». 


21-26

Урок № 15

69

Заключительный урок. Литературная викторина.

Урок № 16

70

Рекомендации для чтения летом.

 СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения учителей от

30.08.2012 № 01.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ___________  Н.В.Болдинова

_______________2012 г.