Планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику Г. С. Меркина
Это планирование можно использовать как основу для составления индивидуальной рабочей программы учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5a._merkin.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Георгиевская гимназия»
г. Егорьевск
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Георгиевская гимназия
__________________ Жиденькова В.Ю.
приказ №_______от ___________2012 г.
Рабочая программа по литературе
(базовый уровень)
5А класс
Составитель:Казьмина Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2012 г.
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 5А
Учитель Казьмина Наталья Алексеевна
Количество часов 70
Всего 70 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Москва «Русское слово» 2011.
Учебный комплект:
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель Г.С. Меркин. Москва «Русское слово» 2011;
Ф.Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин) в двух частях. Под редакцией Г.С. Меркина. Москва «Русское слово» 2011;
Дополнительная литература
Ф.Е. Соловьёва. Тематическое планирование. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Под редакцией Г.С. Меркина. Москва «Русское слово» 2011;
Ф.Е. Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. Под редакцией Г.С. Меркина. Москва «Русское слово» 2011;
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Москва «Русское слово» 2011 и ориентировано на формирование у учащихся представлений о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров (в первую очередь лирики и эпоса); развитие эстетического вкуса, содействующего появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Цели обучения:
На основе творческого чтения произведений фольклора, русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и её отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.
Задачи обучения:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа,
- освоение предлагаемых произведений как искусства слова,
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Важнейшими умениями являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Учебно-тематическое планирование
название темы | количество часов |
всего | теорет. | практич. |
1. | Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека | 1 | 1 |
2. | Из мифологии. | 3 | 3 |
3. | Из устного народного творчества. | 5 | 5 |
4. | Из древнерусской литературы. | 2 | 2 |
5. | Из басен народов мира. | 5 | 5 |
6. | Из русской литературы XIX века. | 5 | 5 |
7. | Поэзия XIX века о родной природе. | 20 | 20 |
8. | Из русской литературы XX века. | 17 | 17 |
9. | Родная природа в произведениях писателей XX века. | 2 | 2 |
10. | Из зарубежной литературы. | 8 | 8 |
11. | Заключительные уроки. | 2 | 2 |
Итого | 70 | 70 |
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе
в 5 классе на 2011 – 2012 учебный год
Первая четверть
месяц | Календарная неделя | № урока в четверти | № урока в году | Тема | контрольные параметры оценки учебных достижений | Скорректированная дата |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1-2 | Урок № 1 | 1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека. |
Урок № 2 | 2 | Античный миф: «Рождение Зевса». Сюжет мифа. |
5-9 | Урок № 3 | 3 | Миф «Олимп» |
Урок № 4 | 4 | Миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем» |
12-16 | Урок № 5 | 5 | Из устного народного творчества Загадки. |
Урок № 6 | 6 | Пословицы и поговорки. |
19-23 | Урок № 7 | 7 | Русские сказки. «Царевна-лягушка» |
Урок № 8 | 8 | Сказка «Чего на свете не бывает» |
26-30 | Урок № 9 | 9 | Сказка «Падчерица» |
Урок № 10 | 10 | Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» |
О К Т Я Б Р Ь | 3-7 | Урок № 11 | 11 | «Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам» |
Урок № 12 | 12 | Из басен народов мира. Эзоп «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». |
10-14 | Урок № 13 | 13 | Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П.Сумароков «Ворона и Лиса», М.В. Ломоносов «Случилось вместе два Астронома в пиру…» |
Урок № 14 | 14 | Басни И.А. Крылова. |
17-21 | Урок № 15 | 15 | И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом». |
Урок № 16 | 16 | Русская басня в XX в. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало» |
24-28 | Урок № 17 | 17 | Из русской литературы XIX в. Детство А.С. Пушкина. Книга в судьбе поэта. |
Урок № 18 | 18 | А.С. Пушкин «Няне» |
Вторая четверть
месяц | Календарная неделя | № урока в четверти | № урока в году | Тема | контрольные параметры оценки учебных достижений |
Н О Я Б Р Ь | 7-11 | Урок № 1 | 19 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. |
Урок № 2 | 20 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) |
14-18 | Урок № 3 | 21 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога» |
Урок № 4 | 22 | Поэзия XIX в. о родной природе. М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Е.А. Баратынский, И.З. Суриков. |
21-25 | Урок № 5 | 23 | М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. |
Урок № 6 | 24 | Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. |
28-2 | Урок № 7 | 25 | Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. |
Урок № 8 | 26 | М.Ю. Лермонтов «Бородино» |
Д Е К А Б Р Ь | 5-9 | Урок № 9 | 27 | Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. |
Урок № 10 | 28 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» |
12-16 | Урок № 11 | 29 | Фантастика и реальность в повести Н.В. гоголя «Ночь перед Рождеством» |
Урок № 12 | 30 | И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. |
19-23 | Урок № 13 | 31 | И.С. Тургенев «Муму». Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. |
Урок № 14 | 32 | Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. |
26-30 | Урок № 15 | 33 | Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». |
|
Третья четверть
месяц | Календарная неделя | № урока в четверти | № урока в году | Тема | контрольные параметры оценки учебных достижений |
Я Н В А Р Ь | 9-13 | Урок № 1 | 34 | Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Поэма «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. |
Урок № 2 | 35 | Основная тема поэмы «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. |
16-20 | Урок № 3 | 36 | Н.А. Некрасов «Тройка» |
Урок № 4 | 37 | Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Яснополянская школа |
23-28 | Урок № 5 | 38 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. |
Урок № 6 | 39 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. |
30-3 | Урок № 7 | 40 | А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил». |
Урок № 8 | 41 | Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. |
Ф Е В Р А Л Ь | 6-10 | Урок № 9 | 42 | Из русской литературы XX века И.А. Бунин. Детские и юношеские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. |
Урок № 10 | 43 | Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...». Тема природы и приемы ее реализации. Художественное богатство стихотворения. Второй план в стихотворении. |
13-17 | Урок № 11 | 44 | Рассказ «В деревне». |
Урок № 12 | 45 | Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Мир города в рассказе. |
20-25 | Урок № 13 | 46 | Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. |
Урок № 14 | 47 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. |
27-2 | Урок № 15 | 48 | А.А. Блок. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места. |
М А Р Т | Урок № 16 | 49 | А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом... |
5-9 | Урок № 17 | 50 | С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. |
Урок № 18 | 51 | С.А. Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... ». |
12-17 | Урок № 19 | 52 | А.П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире). |
Урок № 20 | 53 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. |
19-24 | Урок № 21 | 54 | П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова. |
Четвёртая четверть
месяц | Календарная неделя | № урока в четверти | № урока в году | Тема | контрольные параметры оценки учебных достижений |
А П Р Е Л Ь | 2-6 | Урок № 1 | 55 | П.П. Бажов. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. |
Урок № 2 | 56 | Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. |
9-13 | Урок № 3 | 57 | Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. |
Урок № 4 | 58 | Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. |
16-21 | Урок № 5 | 59 | Родная природа в произведениях писателей XX века. В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »; Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; |
Урок № 6 | 60 | В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). |
23-27 | Урок № 7 | 61 | Из зарубежной литературы Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей. |
Урок № 8 | 62 | Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. |
30-4 | Урок № 9 | 63 | Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность. |
М А Й | Урок № 10 | 64 | М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. |
7-11 | Урок № 11 | 65 | М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII) |
Урок № 12 | 66 | Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. |
14-19 | Урок № 13 | 67 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» |
Урок № 14 | 68 | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». |
21-26 | Урок № 15 | 69 | Заключительный урок. Литературная викторина. |
Урок № 16 | 70 | Рекомендации для чтения летом. |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического объединения учителей от
30.08.2012 № 01.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________ Н.В.Болдинова
_______________2012 г.