РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Полетыкина Юлия Анатольевна

 

Каждый учащийся в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы  сегодня в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщении к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает формирование коммуникативной компетенции. В то же время иностранный язык – это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень; свою способность мыслить, творить, оценивать. Поэтому, из числа способов овладения иностранным языком, предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будут мыслить, творить, совершенствовать  общую культуру общения.
В современном обществе необходим человек инициативный, творческий, который мог бы проявить свою инициативу в работе, который смог бы высказать свое мнение по любой проблеме, внести предложения, творческие направления в решении какой-либо проблемы. Поэтому перед школами и учителями, университетами и преподавателями иностранного языка, особенно стоит одна задача из главных задач в воспитании личности школьника – развитие инициативной речи учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lihomanova_yu.a._statya_-_kopiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ю.А. Лихоманова

Каждый учащийся в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы  сегодня в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщении к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает формирование коммуникативной компетенции. В то же время иностранный язык – это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень; свою способность мыслить, творить, оценивать. Поэтому, из числа способов овладения иностранным языком, предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будут мыслить, творить, совершенствовать  общую культуру общения.

В современном обществе необходим человек инициативный, творческий, который мог бы проявить свою инициативу в работе, который смог бы высказать свое мнение по любой проблеме, внести предложения, творческие направления в решении какой-либо проблемы. Поэтому перед школами и учителями, университетами и преподавателями иностранного языка, особенно стоит одна задача из главных задач в воспитании личности школьника – развитие инициативной речи учащихся.

Формирование и развитие иноязычной устной речи, в том числе и речевой деятельности, является процессом привития учащимися навыков и умений понимания и выражения мысли, оформленной средствами иностранного языка.

Инициативная речь – это такая речь, в которой учащийся показывает умение привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т.е. достичь своей реальной коммуникативной цели [1,с. 302].  

        Инициативная речевая коммуникация не рождается в школе сама по себе. Осознание необходимости включения ее в учебный процесс преподователем, поиски различных возможных путей выхода материала школьных учебно-методических комплексов в активную речевую деятельность учащихся, а так же привлечение необходимого для этого дополнительного материала и создание соответствующих условий, стимулов и ситуаций на всех этапах обучения языку является в настоящее время, при сокращении сетки часов, отводимых на этот предмет в школе, весьма актуальным и злободневным. Разработка приемов стимулирования инициативного высказывания становится насущной задачей организации процесса обучения языку в школе, методики обучения иностранным языкам.

В качестве одного из стимулов развития речи учащихся при обучении иностранным языкам в школе широко используется наглядность. В большинстве случаев это конкретная внешняя наглядность, представляющая определенные предметы, людей, ситуации. Конкретная внешняя наглядность позволяет использовать беспереводные средства для семантизации и активизации иноязычной лексики, для презентации и закрепления структурного (грамматического) материала, т.е. способствует их осмыслению и освоению, а также употребляется в качестве зрительной опоры для описания изображенных ситуаций, при формировании навыков и умений монологической или диалогической речи учащихся. Но в силу того, что все, о чем учащиеся говорят, заранее задано им изображением. Этот вид наглядности слабо вовлекает в процесс иноязычной речи собственное мышление учащихся. Одним из наиболее продуктивных средств сочетания творческого мышления учащихся с развитием у них инициативной иноязычной речевой деятельности является использование внутренней наглядности. Под внутренней наглядностью понимается не только знание лингвистических форм образования того или иного языкового явления, но также и предыдущий опыт учащегося и основанные на нем представления и домыслы [2, 58-62].

Для формирования и развития умения делать высказывания, несамостоятельные по форме, ведущим является использование внешней наглядности (предметов, картинок и т.д.). Для развития же умения делать высказывания самостоятельные по форме, а в конечном счете и по содержанию, необходима внутренняя наглядность (опыт, домысел, фантазия).

При переходе от использования первой к использованию второй необходимо в учебных целях применять такую форму наглядности и использовать такие ситуации, которые включали бы в себя возможность использовать опору на обе указанные выше основные формы наглядности – как внешнюю, так и внутреннюю. По наблюдениям С.И.Заремской наиболее полно соответствуют этой задаче неразвернутые ситуации [3, с. 96-99].

Неразвернутые ситуации могут быть предъявлены учащимся в устной или письменной форме, или же в виде картинок. На приемах, которые могут быть применены при работе по картинкам, на которых приведены неразвернутые ситуации.

Картинки с неразвернутой ситуацией - это  рисунок, на котором дается только наметка какого-то действия, совершаемого довольно неопределенно очерченным лицом. Рисунки изготавливаются в черно-белом варианте, чтобы дать максимальную возможность и широкое поле для домысла..

Прежде чем приступить к работе, нужно объяснить ребятам, что они должны говорить  о том, что на ней представлено, а именно: кем может быть изображенное лицо, что предшествовало приведенному моменту, как будут развиваться события дальше и к чему они приведут.

Одной из возможных форм обучения учащихся самостоятельным иноязычным высказываниям, развитие у них инициативной речи, может быть использование ситуативно-семантических единств в виде нестандартных форм выражения подтверждения или отрицания в ответных репликах. Данный вид работы подготавливает речевую деятельность учащихся по неразвернутым ситуациям, стимулирует развитие самостоятельной речи.

Как известно, по новым школьным учебно-методическим комплексам по английскому языку, диалогическая речь является ведущей формой устной речи, и структурные группы, положенные в основу обучения строевому материалу языка, построены в виде диалогических единств.

Поэтому вполне естественно, что исходной единицей диалогической речи является сочетание взаимообусловленных реплик двух собеседников – так называемое диалогическое единство.

Диалогические единства не ограничиваются вопросно-ответной формой. Они могут состоять из разных типов сочетания реплик. Из них наиболее распространенными будут не только «вопрос – ответ», но и «вопрос – контрвопрос»,  «тезис – вопрос» и «тезис – тезис». Учащихся следует обучать владению всеми указанными выше основными сочетаниями реплик в диалогических единствах[2, c.63-66].

Использование так называемых «провокационных» вопросов является еще одним из приемов развития инициативной речи учащихся.

«Провокационный» вопрос – это такой вопрос, когда запрашивают данные, заведомо противоречащие известным, возможным, объективно существующим ситуациям. «Провокационные» вопросы можно использовать на любом этапе урока иностранного языка – от речевой зарядки в начале урока до заключительного момента урока. Главная задача этого приема – стимулировать речевую деятельность учащегося в защиту «истины», внести ясность в неожиданно для него появившееся недоразумение, непонимание [2, c.76-78]. Этот прием имеет соответствующее нравственное, воспитательное значение, т.к. приучает школьников выступать в защиту нарушенной справедливости.

Прием «провокационный» вопрос – хорошее упражнение для развития творческой речи учащихся, особенно если им пользоваться в меру и своевременно.

В заключении следует еще раз сказать, что желание учащегося высказаться на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты его личные эмоции, мысли, интересы. Следовательно, для развития умения говорить, участвовать в речевой деятельности, целесообразно не учащегося подтягивать к ситуации говорения, а ситуацию говорения приблизить к учащемуся, о чем подробно и было сказано выше. Это положение нисколько не противоречит или противопоставляется принятым в школе формам обучения языку, поскольку для того, чтобы говорить, надо сперва познакомиться, осмыслить и начать овладевать языковым материалом.

Однако развитие самого иноязычного говорения может происходить только в процессе говорения, причем чем активнее этот процесс, тем лучше закрепляется, осваивается и активизируется основной языковой материал

Разработка приемов стимулирования инициативного высказывания стала насущной задачей организации процесса обучения языку в школе, методики обучения иностранному языку.

Большую роль в развитии инициативной речи играет непроизвольное запоминание. Установлено, что одной из возможных форм обучения учащихся самостоятельным иноязычным высказываниям, развития у них инициативной речи является использование ситуативно-семантических единств в виде нестандартных форм, подтверждение или отрицание в ответных репликах, использование провокационных вопросов, картинок с неразвернутой ситуацией.

Итак, инициативная речь учащихся – это речь способная к самостоятельным активным действиям. Ученые посветили свои исследования вопросам развития иноязычной речи и оказали большое влияние на развитие методической мысли во многих странах.

Литература

  1. Лехина, И.В.  Шаумян, Л.С. Словарь иностранных слов / И.В. Лехина. – М.: 1983. –608 с.
  2. Слободчиков, А.А. Заремская, С.И. Развитие инициативной речи учащихся: книга для учителя / А.А. Слободчиков. – М.: Просвещение,1983. – 127 с.
  3. Заремская, С. И. Об использовании картинок с неразвернутой ситуацией// Иностранные языки в школе/ С.И. Заремская. – М: 1978. – №4. – С. 96 – 99.