ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ О РОЛИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ОБРАЗАХ БОГИНЬ СКАНДИНАВСКОГО ПАНТЕОНА

Полетыкина Юлия Анатольевна

 

Идеалом женщины в фольклоре и литературе представляется женщина-хозяйка и женщина-мать. Это идеал был сформирован в далёком прошлом тяжёлыми условиями жизни и бытом человека, едва вышедшего из первобытной дикости. Единицами обоих типов, преимущественно народно-разговорными, устанавливается свод неписаных законов, по которым женщина должна исполнять свои функции в семье и обществе, и утилитарный компонент оценки в этой группе единиц превалирует над эстетическим и этическим.
Цель данной статьи рассмотреть образы богинь древнегерманского пантеона как воплощение представлений древних германцев о роли и предназначении женщины.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lihomanova_yu.a._-_kopiya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ О РОЛИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ОБРАЗАХ БОГИНЬ СКАНДИНАВСКОГО ПАНТЕОНА

Ю.А. Лихоманова

Идеалом женщины в фольклоре и литературе представляется женщина-хозяйка и женщина-мать. Это идеал был сформирован в далёком прошлом тяжёлыми условиями жизни и бытом человека, едва вышедшего из первобытной дикости. Единицами обоих типов, преимущественно народно-разговорными, устанавливается свод неписаных законов, по которым женщина должна исполнять свои функции в семье и обществе, и утилитарный компонент оценки в этой группе единиц превалирует над эстетическим и этическим.

Цель данной статьи рассмотреть образы богинь древнегерманского пантеона как воплощение представлений древних германцев о роли и предназначении женщины.

Главной функцией женщины считалось материнство, поэтому образ богини-матери наиболее почитаем. Часто она соотносится с землей, являясь полнейшим воплощением женского творческого начала. Мать дарует жизнь, сохраняет мир и спокойствие в семье. Рядом с Богиней-матерью присутствует образ Божественного супруга и Божественного дитя.

Очень редко женские божества ассоциировались с царством мёртвых и могли отнимать жизнь, например, богиня Хель (Hel), правительница страны мёртвых. Согласно прозаической Эдде она обладала незабываемой зловещей внешностью: наполовину чёрная, а наполовину белая. Имя Хель, вероятно, произошло от названия могильной плиты, покрывавшей склеп в каменном веке. Высказываются предположения, что ужасная Хель и её царство мёртвых являются продуктом христианского влияния на германский религиозный фольклор [1]. Тем не менее, слов hell  в значении 'ад, преисподняя, геенна' закрепилось в английском языке.

К зловещим богиням можно отнести и Рэн (Ran). Она являлась богиней погоды и штормов, требующая регулярных жертвоприношений в виде душ.

Древнейшей из богинь, по-видимому, была Мать-Земля. Ночь - тоже древняя богиня, по некоторым сведениям она древнее Ёрд, фактически ее мать. Есть и еще две богини, претендующие на ровесниц Матери-Земли. Это солнечная богиня (у германцев Сунна, у скандинавов Соль) и морская богиня. Возможно, была еще и богиня подземного мира, часть атрибутов которой отошла к Хель.

Как бы там ни было, к началу христианской эры главное место занимала Мать-Земля. В эпоху переселения народов Мать-Земля стала у северян богиней по имени Ёрд, или Фьёргюн (Fjorgyn), впоследствии она принимает имя Фригг и является матерью всех высших германских богов-асов. Фригг и ее двойник Фрейя суть плодородная, радостная Мать-Земля, остальные же богини скандинавского пантеона, по сути, просто литературные персонификации присущих Матери-Земле качеств, таких, как мудрость и справедливость, защита и милосердие, любовь и верность, хозяйственность и жертвенность.  Вот некоторые из них:

Гевьон (Gefjun, «дающая») – богиня целомудрия; Съевн – богиня любви; Ловн – богиня милосердия; Вар – богиня верности и любовных клятв; Хлин («Защитница») – богиня-покровительница; Снотра (Snotra) – богиня сдержанности-рассудительности (или мудрости и вежливости); Гна – богиня-вестница; Соль – богиня солнца; Биль – богиня луны; Йорд - мать Тора и богиня покровительница земли; Фулла – богиня изобилия, символизирует девственность; Лёфи - покровительница браков и молодых людей, освящает браки между ними; Син  богиня отрицания, мощный защитник обвиняемых в суде.

О некоторых  скандинавских богинях существует больше сведений:

Сигюн (Sigyn) жена Локи, известная тем, что после того, как его наказали за убийство Бальдера, держит над его головой чашу, собирая в неё змеиный яд, капающий на голову мужа и приносящий нестерпимые страдания. Она символизирует супружескую верность и женскую жертвенность.

Сага (SAH-ga, «провидица»)  богиня истории. Ее знаки располагаются на среднем суставе большого пальца. Ключевые слова: логика, традиции, умственные способности.

Скади (Skadi)  богиня охоты, жена Ньёрда и мать Фреира и Фрейи. Она лучше всех ездит на лыжах. Любит мужа и верна ему, хотя они не живут вместе (он не может жить в горах, она не может жить у моря). 

Рассмотрим наиболее почитаемых богинь древнегерманской мифологии. Это богини, имеющие в основном отношение к плодородию и деторождению: Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, Эйр.

Идун(н) – жена Браги - богиня вечной юности (весны). Она кромна и тиха, но без нее асов уже давно не было бы в живых. У Идунн есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная, она никогда не пустеет, а взамен каждого вынутого яблока в ней тотчас же появляется новое. Местопребыванием Идун служил Бруннакр, царство всеоживляющих колодцев молодости.

Сиф  жена бога Тора, богиня плодородия, покровительница и богиня браков. Она следит за тем, чтобы люди жили мирно и дружно. Красота Сиф уступает лишь Фрейе, а таких золотых волос, как у нее, нет ни у кого в мире [4]. Именно она примирила Эйр с асами-мужчинами.

Эйр (Yeer)  богиня врачевания, которая учила целебному искусству женщин в древней Скандинавии. Ее знаки можно найти на ладонях прирожденных целителей. Ключевые слова: исцеление, сочувствие, врачебные навыки. Эйр — богиня-целительница, поэтому она не имеет права причинять физический ущерб. Она излечивает все болезни и раны. Эйр является одной из старших богинь. Она помогала появиться на свет другим Асам. Перед посещением Эйр жрицы должны были омываться, не есть мясо, фрукты, не пить молоко и алкоголь.

Фригг  жена Одина, она царствует над всеми богинями и так же мудра как и ее муж. Как уже было отмечено, она мать всех бошов-асов. Она покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Она является провидицей, которой известна судьба любого человека, но которая не делится этими знаниями ни с кем (по другим мифам это Фрейя). Символами Фригг являются прялка и пояс с ключами. Она символизирует хозяйственность и домовитость и помогает женщинам в женских ремёслах. По преданиям многие младенцы появились на свет с её помощью. В некоторых источниках Фригг именуют Елена, что значит «огонь»[2. C.50].

Фрейя – двойник Фригг. Это наиболее известная и любимая богиня в Асатру сегодня. Ее имя - это титул и означает просто "Госпожа", настоящее ее имя неизвестно. Фрейя - это "дикая женщина" среди божеств Севера, свободная в своем любовном и сексуальном выборе. Фрейя (Freya) - дочь Ньёрда и сестра-близнец Фрейра. Богиня любви Фрейя — её называют также Ванадис, т.е. «дочь ванов» — первая в Асгарде после Фригг.

У Фригг и Фрейи много общего, хотя Фригг по рождению из высших богов-асов, а Фрейя - из ванов. Они обе наделены даром предвидения. Согласно скандинавским легендам, у обеих есть волшебное соколиное оперение, надев которое они часто летают над облаками. По одним легендам предводительнице валькирий, женщин, уносящих с поля боя самых достойных из погибших в бою воинов, является Фригг, по другим – Фрейя. Даже самого красивого бога-аса Балдера легенды «отдают» в сыновья то Фригг, то Фрейе. В разных словарях и справочных пособиях день недели пятницу Friday соотносят то с богиней Фригг, то с богиней Фрейей.

Интересно заметить, что древние германцы ценили в женщинах физическую выносливость и стать, видимо, поэтому в родственниках у богов иногда оказывались великаны. Например, у Фрейи из рода великанов была мать (богиня Скади), а у Фригг – отец.

Показательным является также имя мужа Фрейи – Одд. Существует по крайней мере три версии его статуса. По одной – это простой смертный, по другой – бог ветра, а по третьей – воплощение бога Одина. Так или иначе, Одд пропадает без вести, а Фрейя, как верная жена, оплакивает его  золотыми слезами.

Исследователи считают, что низшие боги – ванны были заимствованы в скандинавский пантеон из пантеонов других этнических групп, многие даже уверены, что ванны имеют общегерманские корни. Осмелимся предположить, что Фрейя – это общегерманский двойник или аналог Фригг. Но, оказавшись в одном пантеоне, обе богине несколько изменили свои характеристики. Фригг осталась хранительницей семейного очага, любимой и верной женой верховного бога Одина, а Фрейя превратилась в сладострастную и чувственную вдовушку, богиню-воительницу, способную подставить мужчине своё плечо в бою. В их образах соединилась мечта мужчины о верной жене и любовнице-подруге. Легенды описывают Фрейю следующими словами: «Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а её сердце было так мягко и нежно, что сочувствовало страданию каждого». Таких лестных комплиментов не получает Фригг, верная жена и хранительница очага» [4].

Образ Фрейи двойственен и противоречив. Её считали богиней любви и смерти. После завершения битвы Фрейя забирала себе половину героически погибших воинов, вторая половина доставалась Одину. Как богиня-воительница она разъезжала на кабане c золотой щетиной по имени Хильдисвини (Battle-Swine). А по небу её колесницу влекли по небу два громадных, похожих на рысь, кота. Фрейя является богиней-покровительницей кошек и тех, кто держит их.

Ещё одним животным, ассоциирующимся с Фрейей, была кобыла, которая олицетворяла ночь, необузданную чувственность и опасную магическую силу. Выражение 'ride the night-mare' и по сей день означает 'видеть дурные сны'. Как кабан Хильдисвини, так и кобыла были знаком чувственности и силы. А кошки, в свою очередь, символизировали женскую слабость и нежность.

Особое положение занимают в германском пантеоне норны, которые  являются провидицами судьбы. Им ведомо всё, что произойдёт с Людьми и с Богами. Рождается человек, и тотчас являются к нему норны - судить судьбу. Главными норнами являлись три божества. "Одна из них была уже стара и дряхла и звалась Урд - прошедшее, другая была средних лет и ее звали Верданди - настоящее, третья же была совсем юна и носила имя Скульд - будущее. Эти три вещие норны - волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов [1].

В каждой мифологии наряду с представителями «большой» мифологии – богами и героями, существуют персонажи и так называемой «низшей» мифологии. Они гораздо менее значительны и масштабны, но ближе к людям, теснее связаны с повседневностью, и поэтому народу были более понятные. Именно они сохранились в сказках, в суевериях и дошли до наших дней.

Ундины – это девушки с рыбьими хвостами, обычно в ожидании жертвы расчёсывающие волосы на берегу.

Близки к ундинам никсы, тоже представительницы племени русалок. Они живут в роскошных подводных дворцах, куда самыми различными способами заманивают свои жертвы и губят их. Они способны принимать облик, как прекрасных девушек, так и безобразных старух. Никсы могут иметь смертных мужей и некоторое время жить полноценной человеческой жизнью. Однако, каждой из них необходима хотя бы одна жертва в год. Часто они развлекались тем, что подменяли новорожденных.

Феи – сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, в реках, в горах. Это красивые миниатюрные женщины с крыльями, большей частью, доброжелательно относящиеся к людям [4].

Как мы видим, несмотря на большое число богинь в древнегерманском пантеоне, большинство из них символизировали лучшие женские качества: доброту, милосердие, супружескую верность, материнскую любовь, хозяйственность и искусность в женских занятиях. Чаще всего они отличались приятной внешностью и обладали некоторыми магическими данными. У некоторых из них были магические вещи – символы их женской силы, как, например, золотые волосы Сив и ожерелье Фрейи, символизировавшие плодородие и плодовитость.

Литература

  1. Борисова Л.М. Из истории английских слов. / Л.М. Борисова. – М. : Просвещение, 1993. – 96 с.
  2. Уингейт Ф. Викинги. / Ф. Уингейт, Э. Миллард. – М. : Росмэн, 1995. – 64 с.
  3. Большой электронный энциклопедический словарь. 85.000 статей.
  4. «http://ru.wikipedia.org